12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
alena30
Я, учитель музыки и искусства, работаю в данном регионе и данной школе с 1995 года. Люблю творчество и творческих людей во всех их проявлениях.
Россия, Ханты-Мансийский АО, п.г.т.Талинка
1

Урок музыки по теме: «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов»

 

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

Октябрьский район, г. п. Талинка,

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

 

 

 

 

 

 

 

Урок музыки по теме: « Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов»

Данный урок предназначен для учащихся 4 класса, обучающихся по программе Е.Д. Критской Г.П.Сергеевой Т.С.Шмагиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

учитель музыки

ШароноваЕ.И.

 

2018

 

 

Урок музыки по теме: « Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов».

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Организационный этап: создает психологический настрой учащихся.

Всесторонняя проверка знаний: кроссворд, разноуровневые задания, помогает выявить уровень знаний учащихся по данной проблеме, активизировать их творческую и мыслительную деятельность.

Изучение нового материала: знакомство с В. Андреевым, создателем первого народного оркестра, с историей создания концертных балалаек, их разновидностей.

Практический этап: раскрывает ритмические способности учащихся, умение исполнять в ансамбле, уровень их импровизационных способностей, творческого мышления и мастерства.

Цели, задачи урока: Расширение и закрепление знаний учащихся о русских народных инструментах. Формирование знаний о создателе первого оркестра народных инструментов и его роли в сохранении народного творчества. Развивать музыкальное восприятие, тембровый слух, вокально-хоровые и ритмические навыки; внимание, память интонационно- стилевые представления, творческие способности. Воспитывать музыкальную культуру учащихся, любовь к народной музыке.

Личностные: Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе

Музыкальный репертуар: обработки русских народных наигрышей и мелодий.

Программное обеспечение: компьютерная презентация “Русские народные инструменты”, учебник Музыка 4 кл Е.Д. Критская Г.П.Сергеева Т.С.Шмагина, рабочая тетрадь.

Оборудование:

 детские музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, компьютер.

 

Ход урока

Организационный этап.

Музыкальное приветствие:

Учитель: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте учитель!

Прозвенел уже звонок, он зовет нас на урок!

Много нового узнать, в путешествие опять!

Учитель: Сегодня, ребята я приглашаю вас вместе со мной в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы?

А чтобы узнать тему нашего урока, мы отгадаем кроссворд.

Слушайте внимательно загадки, дружно называйте отгадки! Слайд 1

У него рубашка в складку
Любит он плясать в присядку.
Он и пляшет и поёт –
Если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём
Весельчак и буян
Голосистый мой… (баян)

В деревнях она живет, очень жалобно поет…(жалейка)

Приложил к губам я трубку, понеслась по лесу трель, инструмент тот очень хрупкий, называется …(свирель).

4. Деревянные сестрички, друг о друженьку стучат, всю округу веселят… (ложки)

5. Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком…(аккордеон).

6.В руки ты её возьмешь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая. Нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь.
Как зовут её... (гармонь)

7.До. Ре, Ми. Фа. Соль. Ля. Си –
Прилетели воробьи
На мою тетрадку сели
И мелодию запели… (ноты)

8. Ой! Звенит она звенит.
Всех игрою веселит!
А всего – то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка,
Это наша… (балалайка).

Учитель: Какое слово получилось по вертикали? (народный)

- А что может быть народным? А что было отгадками? (инструменты)

Верно, давайте поставим задачи урока… Обобщаю услышанное, итак сегодня на уроке, мы продолжим раскрывать тайны звучания народных инструментов, и узнаем когда и кем был создан первый оркестр русских народных инструментов. Тема нашего урока: Народные инструменты России, оркестр народных инструментов» 2слайд

С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты. Как они появились? Откройте учебник на стр. 62 и найдите ответ.

К сожалению, история не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты.

Этап повторения изученного:

Загадки вы отгадали замечательно. А сейчас вам предстоит справиться с другими заданиями. 3слайд

Задание: Назовите инструменты по картинке.

Задание: Мы знаем, что все музыкальные инструменты делятся на группы, по способу звучания. Распределите инструменты по группам : струнные, духовые, клавишные, ударные. 4 слайд

Задание: Назвать инструмент по звучанию ( звучат фрагменты разных инструментов)

А теперь давайте вспомним названия ансамблей по количественному составу:

(дуэт, трио, квартет)

Задание: звучит плясовая «Барыня» 5 слайд

1. Записать инструменты, исполняющие «Барыню»?

2.Определить количество инструментов в ансамбле и назвать его?

3. Назвать 2 ведущих инструмента ансамбля?

Молодцы, определили ведущие инструменты, именно они и являются символом России.

Недаром говорят: балалайка и гармонь разжигают в нас огонь.

Физминутка. 6слайд

1. руки на пояс поочередно нога на носок и приставить

2.нога на носок потом на пятку и три притопа

3. приседания нога на пятку руки разводим

4. кружения, притоп.

Отдохнули, подняли настроение. Переходим к следующему этапу урока.

Этап изучения нового материала. 7 слайд

Произошло это, около ста лет назад в Петербурге. К известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев. Он сказал:

« Хотел бы заказать у вас музыкальный инструмент». Но когда мастер посмотрел чертежи, которые принес ему Андреев, он страшно рассердился. Как, так ему, уважаемому мастеру, предложили сделать шутовской, скомороший инструмент, да еще из лучших сортов дерева. И рассердившись, мастер сказал: « Что если господину Андрееву угодно, он может приобрести сей мужицкий инструмент в любой лавке, где та продается вместе со спичками и солью.

Ребята, Как вы думаете, какой ж инструмент предложил Иванову сделать Андреев?

(Балалайку) 8 слайд (учитель продолжает на фоне музыки)

А еще Василий Андреев заметил, что ему скрипачу совсем не зазорно играть на балалайке и показал мастеру свое искусство игры на балалайке

И тогда мастер Иванов сдался. Ему понравилось, как молодой музыкант горячо говорит о том, что хочет наладить, усовершенствовать русские народные инструменты и как виртуозно звучит в его руках этот мужицкий инструмент. И приступил к работе.

9 слайд Василий Васильевич Андреев родился в г.Бежецке Тверской губернии организовал первый оркестр русских народных инструментов и назвал его «Великорусским».

10 слайд Андреев смог усовершенствовать балалайку и создать чертежи их разновидностей, получилась целая семья: прима, альт. бас, контрабас ( звучит запись)

Кроме балалаек, он смог создать и разновидности домр 11слайд

Репертуар был очень разнообразным, писал их сам Андреев: пляски, песни, хороводы, наигрыши, много концертировали по разным странам Германии, Франции, Англии США и конечно по городам России. Организовал школы обучения игре на балалайке и др. нар инстр.

После смерти оркестр был переименован и сейчас носит имя своего руководителя.

12 слайд

Очень известна на Руси плясовая песня «Светит месяц» многие композиторы писали вариации на мелодию данной песни, не остался в стороне и В.Андреев.

Настало время услышать оркестр русских народных инструментов. 12 слайд

Задание: Определить характер музыки и форму? ( задорная, плясовая, бойкая, веселая, радостная, энергичная. Форма- вариации)

Ребята, а чтобы могло произойти, если бы В. Андреев не приложил столько усилий и не посвятил народному творчеству свою жизнь? ( Ответы детей)

Итог: Важно запомнить, что благодаря усилиям В. Андреева народные инструменты сохранились, усовершенствовались и приобрели популярность.

Игра в оркестр. 13 слайд

А сейчас мы попробуем ненадолго стать оркестром и украсим плясовую «Светит месяц». ( каждый ребенок исполняет свой ритмический рисунок)

Практический этап. ( рабочая тетрадь)

Песня-диалог « А мы просо сеяли» , исполняем по ролям, с выходом, с музыкальными инструментами.

Этап закрепления знаний

Музыку, какого оркестра мы сегодня с вами слушали и исполняли?

Какие музыкальные инструменты входят в состав народного оркестра?

Кто первый организовал оркестр?

Как его назвал?

Молодцы.

Рефлексия:

У каждого на парте две карточки настроения выберете ту, которая соответствует вашему настроению.

8. Домашнее задание:

Нарисовать один музыкальный инструмент народного оркестра ( по выбору)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.