Методическая разработка открытого занятия детей первого года обучения (5–6 лет) «Первые шаги»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр дополнительного
образования и психолого-педагогического сопровождения «Перспектива»
Методическая разработка открытого занятия
детей первого года обучения (5-6 лет)
«Первые шаги»
(на материале «Народного коллектива» хореографического ансамбля «Радость»)
Автор:
Шубина Виктория Витальевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Плохой учитель излагает,
Хороший учит,
Выдающийся показывает,
А Великий вдохновляет.
Ван Гог
Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам по ритмике, хореографии организовать открытые итоговые занятия таким образом, чтобы ЗУН, полученные в течение года, воспроизводились детьми легко и непринужденно, создавая радостную атмосферу занятия для них самих и родителей.
Методическая работа освещает проблему формирования у детей, начинающих заниматься хореографией, положительного отношения и устойчивого интереса к занятиям, расставляет приоритеты для педагогов в работе с детьми данного года обучения и раскрывает вопросы:
- формирования базовых ЗУН необходимых для дальнейшего развития и роста учащихся;
- создания условий для развития и реализации творческих способностей детей;
- формирования устойчивого интереса к занятиям.
Цель данной методической разработки – формирование у учащихся, начинающих заниматься хореографией, положительного отношения и устойчивого интереса к занятиям по хореографии в коллективе.
Актуальность
Обычно детей данного возраста на занятия хореографией приводят родители, обусловленные желанием творческого и физического развития собственного ребенка, его оздоровления, профилактики осанки и т.д. Сам ребенок, при этом, мало осознает всю пользу и эффективность занятий. Сложность работы с детьми данного возраста заключается в том, что посещаемость ребенка напрямую зависит от степени заинтересованности родителей.
Педагогическая задача: создать такие условия, при которых у самого ребенка возникало бы интерес и желание заниматься в коллективе.
Для этого были расставлены приоритеты в обучении, развитии и воспитании детей, которые отвечают интересам и потребностям всех участников образовательного процесса. Такими направлениями являются:
- Формирование музыкально-ритмических навыков исполнения движений (развитие координации движений, чувства ритма и музыкальности исполнения и т.д.).
- Формирование навыков пространственного мышления (ориентирования в пространстве танцевального зала, направления движения по залу, построения и перестроения в простые рисунки и т.д.).
- Укрепление мышечного аппарата и развитие опорно-двигательной системы.
- Формирование навыков художественного (образного) исполнения движений (выявление опыта детей, включение их в игровую деятельность, активный поиск знаний и общение).
Для каждого направления разработаны комплексы упражнений и видов деятельности, которые представляют собой самостоятельные модули, которые могут следовать друг за другом как этапы занятия, а могут сочетаться или чередоваться:
Модуль «Музыкально-ритмическое развитие и формирование навыков пространственного мышления»
Музыкально-ритмическое развитие детей имеет огромное значение в системе хореографического образования учащихся. Поскольку происходит формирование знаний в области хореографической культуры. Также предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие навыков пространственного мышления (ориентации) и «мышечного чувства», формирование художественно-творческих способностей.
Большинство музыкально-двигательных упражнений носит игровой характер, имеет конкретный образ, помогающий детям воспринимать музыку и выразительнее, более четко выполнять движения.
Значительное число упражнений помогает воспитывать у детей умение ориентироваться в пространстве (самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары, строиться в линию и колонну, соблюдая интервалы), отражая в них характер и форму музыкального произведения.
Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков при условии многократного повторения заданий. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний.
При выполнении заданий педагог должен приучать детей:
- правильно занять исходное положение;
- соблюдать координацию движений рук и ног;
- следить за осанкой;
- добиваться не простого усвоения какого-либо движения, а качественного, выразительного его исполнения.
Свобода, естественность – вот что должно быть характерным при выполнении детьми музыкально-ритмических движений.
1.Разминка по кругу – разогрев всех групп мышц. Сюда включены следующие элементы:
- танцевальные шаги (с носка, на полупальцах, пятках, чередование шагов на носках и пятках, с высоким подниманием колен, с захлестом согнутых ног);
- упражнения на развитие подвижности стопы;
- бег (с подниманием колен вперед, назад, на полупальцах, сценический бег);
- приседания «мячики»;
- перегибы корпуса;
- образная пластика рук;
- подскоки;
- галопы.
2.Ритмическая разминка на середине зала (перестроение в колонны)- развитие чувства ритма, координации движений:
- releve- работа ног и стоп;
- port de bra- работа над пластикой рук.
- ритмические хлопки в ладоши;
- танцевальные комбинации на развитие координации движений.
Выполняя разминку, педагог предлагает детям ответить на вопросы. В данном случае возможны различные варианты ответов: устный ответ или показ движения. Дети отвечают по желанию.
3.Танцевальная диагональ - ходы, комбинации на развитие танцевальности и координации движений (с акцентом правой и левой ноги). Умение ориентироваться в пространстве:
- различные виды бега;
- боковой галоп с хлопками над головой;
- галоп с разворотом на разный счет (на 8,4,2);
- «веселые» подскоки;
- «лодочка»-работа в парах;
- подскоки в парах (синхронное исполнение движения).
4. Пространственное мышление:
- самостоятельно находить свободное место в зале;
- перестраиваться в круг, несколько кругов;
- становиться в пары и друг за другом, в шеренги, колонны;
- самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций.
Модуль «Укрепление мышечного аппарата и развитие опорно-двигательной системы»
Данный этап занятия нацелен на формирование основных навыков таких движений как прыжки. Учащиеся:
- знакомятся с основными правилами исполнения прыжков;
- правильным положением ног, стопы, корпуса, рук во время движений;
- вырабатывается сила ног, подтянутость корпуса, координация в руках.
Исполнение комплекса носит силовой характер и требует определенных волевых усилий со стороны исполнителей. Для того чтобы снять напряжение и страх перед физическими нагрузками, а как следствие – нежелание выполнять движение, каждый прыжок является частью какого-либо художественного (хореографического) образа: к нему подобран музыкальный материал, движения и координация характерная для образа. Таким образом, исполняя комбинацию, учащиеся имеют возможность чередовать силовые и танцевальные движения с координацией в руках и корпусе, т.е «взять дыхание» - момент когда ребенок может передохнуть и приготовиться к следующей нагрузке.
Перед тем как выполнять комплекс прыжков учащиеся (в режиме беглого опроса) отвечают на следующие вопросы педагога:
- Как правильно выполнять прыжок (правило прыжков)?
Ответ: перед тем как выполнить прыжок необходимо присесть, затем прыгнуть и снова присесть.
2. Из какой позиции выполняется каждый прыжок?
Ответ: 1 позиция, либо 6 позиции в ногах (в зависимости от названия прыжка):
3. На что необходимо обратить внимание во время исполнения прыжка?Ответ: соблюдать позицию в ногах, положение рук; затягивать колени, стопы.
Далее по желанию учащихся (при этом необходимо поднять руку) озвучивается порядок и название прыжков.
Порядок выполнения прыжков:
- Трамплинный прыжок (по 6 позиции);
- «Рыбка» (по 6 позиции);
- «Лягушка» (по 1 позиции);
- «Звездочка» (по 6 позиции);
- Поджатый прыжок (по 6 позиции).
В зависимости от подготовленности группы 1-го года обучения и способностей детей комплекс может усложняться такими прыжками как «пингвин», «ножницы», «лыжи», «курочка» и т.д
В момент исполнения прыжков подряд можно использовать такой прием как соревновательность (например: кто прыгнет выше, кто сильнее затянет ноги).
Гимнастика
У детей данного возраста еще не окрепший организм и основной задачей упражнений на полу является укрепление мышечного и опорно-двигательного аппарата. Учащиеся знакомятся со своим организмом: строением ног (бедро, колени, щиколотка, стопа), расположением поясницы и т.д. Осваивают основные понятия: «затянутая» и «сокращенная» стопа.
Упражнения на полу закрепляют мышцы спины и брюшного пресса, развивают силу ног, гибкость позвоночника, учат расслабляться и держать напряжение в мышцах, подготавливают учащихся к растяжке.
Комплекс упражнений:
1.Упражнения на выработку силы ног и стопы:- «тучки и солнышко»;
- «резинка».
- «ученик»;
- «уголок»;
- «самолет».
- «лягушка»;
- «кошечка»;
- «ракушка»;
- «лотос».
- «паучок»;
- «идем в гости»;
- «через мост».
- «божьи коровки»;
- «я на солнышке лежу».
Возможно выполнение усложненных элементов гимнастики, таких, как подготовка к «стойке на лопатках», «мостик» и т.д.
Занятия, проводимые в форме сказки, «вдыхают» жизнь в партерную гимнастику. Например, партерный комплекс «У лукоморья» - это гимнастические упражнения с элементами театрализации, направленные на развитие гибкости, эластичности мышц.
Во время исполнения упражнений педагогу необходимо следить за тем, чтобы:
- учащиеся не переутомлялись и имели определенный запас сил для выполнения силовых упражнений;
- исполнение определенных движений носило безопасный характер (по возможности комментировать порядок действий, оказывать помощь учащимся);
- поддерживать, подбадривать детей в их желании показать родителям те знания, которые они получили на занятиях в течение учебного года.
Модуль «Формирование навыков художественного (образного)
исполнения движений»
В основе художественного (образного) преподавания лежат основные принципы художественной педагогики (Маслова Л.П.):
- целостность;
- образность;
- интонационность.
Такие игры способствуют возникновению «творческого начала» в детях, проявлению авторства, индивидуальности. В процессе игры создаются благоприятные условия для самовыражения, предпосылки для формирования своего стиля, манеры исполнения танцевальной лексики, учащиеся ощущают свою значимость.
Дети учатся не только слушать, но и слышать интонационность музыкального произведения, создавать свой художественный (хореографический) образ, подбирать наиболее подходящие выразительные средства (движения, характер исполнения, эмоциональную подачу образа).
Музыкальные игры.
Закрепляют навыки музыкально-ритмического исполнения движений, развивают воображение, фантазию, учат согласовывать свои слова действия с образными движениями, с удовольствием выполняют комбинации, в которые включены разнообразные ритмические хлопки, соответствующие ритмическому рисунку мелодии.
- «Лявониха»;
- «Карусель»;
- «На носок»;
- «Зайчики, белочки…»,
- «Шла коза по лесу…».
Элементы театрализации.
Использование приемов театрализации в работе способствует развитию у учащихся эмоционально-образной выразительности, учат их управлять мимикой лица, подбирать выражение лица, которое наиболее подходит к созданию какого-либо конкретного образа
Эффективны как отдельные упражнения для мышц лица, так и комплексные задания: создать настроение, изобразить персонажа, передать эмоциональное состояние т.д. В таких заданиях важно не только движение, но и жест, поза, выражение лица.
- «Маски»;
- «Стоп кадр».
Этюды - образы.
Этюды-образы – это своеобразные хореографические миниатюры, в которых все движения подчинены определенному художественному (хореографическому) образу, либо сюжету, исполняя которые, учащиеся «вживаются» в определенный образ, состояние и учатся удерживать его от начала до конца музыки (музыкального фрагмента).
- «Фиксики»;
- «Магазин кукол»;
- «Жар-птица»;
- «Часики».
Импровизация
Не все дети способны раскрепоститься и начать двигаться под музыку придумывая движения, поэтому важно настроить их, объяснить какая перед ними стоит задача.
Импровизация может быть свободной или преследовать какую-либо цель. Яркое, эмоциональное слово педагога побуждает мысль, направляет в определенное русло детскую фантазию. Иногда используется метод показа, уточняющего отдельные детали. К показу привлекаются и учащиеся, нашедшие наиболее интересные и убедительные движение для воплощения образа. Коллективное творчество сплачивает детей, доставляет им большую радость.
Метод контраста предполагает переход из одного темпа (состояния, настроения) в другой. Переход может быть внезапным или постепенным, когда музыка исполняется с некоторым ускорением или замедлением. Поначалу учащимся предлагаются музыкальные произведения, имеющие яркие динамические контрасты в частях или отдельных музыкальных фразах. Затем, дети учатся реагировать на постепенное усиление или ослабление звучания, появления ярких акцентов.
Импровизируя, учащиеся фантазируют, придумывают себе музыкальный образ, самостоятельно определяют характер движений. Педагог обращает внимание на то, чтобы все движения были органически связаны с музыкой, т.е. соответствовали ее характеру и средствам музыкальной выразительности.
Как правило, творческие задания заканчиваются обсуждением (рефлексией). Педагог, совместно с учащимися, выявляет наиболее удачные работы, рассуждают о причинах неудачи и путях ее исправления.
Схема технологической карты открытого занятия «Первые шаги»
I. Общие сведения.
- группа 1-го года обучения (5-6 лет).
- место проведения: танцевальный зал по адресу К.Маркса, 62
- характеристика оборудования учебного занятия: ноутбук, музыкальные колонки, танцевальный реквизит.
II. Тема занятия.
Целостность и образность в подаче учебного материала итогового занятия для родителей учащихся 1-го года обучения.
III. Тип занятия. Комбинированный.
IV. Цель занятия.
Создать праздничную и радостную атмосферу итогового занятия путем применения разнообразных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста.
Задачи.
Обучающий аспект:
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях;
- способствовать формированию красивой осанки, выразительности исполнения любых движений.
Развивающий аспект. Содействовать развитию:
- координационных способностей (точность воспроизведения, ориентировочно-пространственные представления, подвижность опорно-двигательного аппарата);
- музыкальных способностей (чувства ритма, слуха, эмоциональной отзывчивости на музыку);
- творческих способностей (умение двигаться в соответствии с музыкальными образами, воображения, танцевальной памяти).
Воспитательный аспект:
- создать условия для развития умения работать в коллективе;
- воспитывать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
V. Методы обучения.
- Наглядно-слуховой - исполнение музыки.
- Наглядно-зрительный - совместное исполнение движений.
- Словесный метод - объяснение, пояснение, напоминание, поощрение.
- Практический метод - повторение музыкально-ритмических движений.
- Игровой метод - подбирается такая игра, которая отвечает задачам и содержанию занятия (занятие выстраивается в музыкально-игровой, эмоционально-образной форме).
- Импровизационный метод - позволяет подводить детей к возможности свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. А также дает возможность детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность.
VI. Ожидаемые результаты.
Предметные:
- знать терминологию танцевальных движений;
- уметь выстраивать рисунок в соответствии с терминологией;
- освоят азбуку танцевальных движений: (выполнять простейшие движения: притопы, поскоки, выставление ноги на носок и пятку, уметь двигаться галопом, скакать с ноги на ногу, выполнять “пружинку”и т.д);
- уметь работать в парах, ориентироваться в пространстве;
- иметь навыки выразительного исполнения танцевально-игровых образов;
- уметь создавать музыкально-двигательные образы самостоятельно.
Метапредметные:
- знать правила поведения на занятиях и в игровом творческом процессе;
- уметь удивляться, задавать вопросы.
Личностные:
- уметь общаться и взаимодействовать со сверстниками (быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия с детьми и педагогом).
VII. Структура занятия (этапы занятия).
№ | Этап занятия. | Время |
1. | Вводная часть. | 5 минут. |
2. | Основная часть. | 35 минут. |
3. | Подведение итогов. | 5 минут. |
VIII. Содержание открытого занятия.
№ | Этап занятия | Содержание этапа занятия | Действия воспитанников | Особые отметки | Время | ||||||
1. | Вводная часть | 5 мин. | |||||||||
| Организация начала занятия. | Организованный вход детей в танц.зал и построение в линии. Приветствие – поклон. | Маршем входят на занятие и встают в колонны на поклон. | | 3 мин. | ||||||
Сообщение темы занятия (постановка задач). | Знакомство детей с темой и планом занятия. Мотивация детей к занятию (сосредоточить внимание; вызвать интерес к нему; создать эмоциональный настрой). | Знакомятся с темой занятия, отвечают на вопросы, настраиваются на работу. | | 2 мин. | |||||||
2. | Основная часть | 35 мин. | |||||||||
| Проверка имеющихся знаний, умений и навыков. | 1.Разминка по кругу - разогрев всех групп мышц. 2.Диагональ-работа в парах. |
2. Работа в парах: «лодочка»;«корзинка»; «попрыгунчики». | | | ||||||
| Коррекция результатов проверки знаний и умений. | 1.Ритмическая разминка на середине зала (перестроение в колонны)- развитие чувства ритма, координации движений. 2.Комплекс прыжков- развитие легкости и прыгучести. 3.Вопросы по пройденному материалу. 4.Партерная гимнастика- гимнастические упражнения направленные на развитие гибкости и эластичности мышц.
| 1.Разминка:
2.Прыжки:
3.Ответы детей. 4.Гимнастика:
| | | ||||||
| Задания на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, выполнение заданий творческого характера. | Творческие и коммуникативные способности детей. Задание на выявление индивидуальных творческих способностей учащихся. | Музыкально-сюжетные игры:
| | | ||||||
3. | Подведение итогов | 5 мин. | |||||||||
| Обобщение материала занятия. | Практическое применение знаний, умений, навыков | Финальная хореографическая композиция «Здравствуй, школа!» | | 2 мин. | ||||||
| Оценка действий всех участников занятия. Формулирование выводов. | Подведение итогов занятия. Выделение особо отличившихся детей. | Перестраиваются в колоны. Оценивают процесс и результат своей деятельности. Отвечают на вопросы. Поклон. | | 3мин |
IX. Итоги занятия.
Данная группа занимается в ансамбле первый год. Учащиеся имеют неравнозначные природные способности, но в целом они работали стабильно, с интересом, в едином ритме. В некоторых детях уже проявляются качества лидеров. Закрепление пройденного материала прошло успешно с выявлением, накоплением и развитием творческого потенциала воспитанников. Кроме того, дети смогли реализовать свои творческие способности через импровизацию, участие в массовых танцах и играх. В результате открытого занятия у родителей появилась возможность объективно оценить труд и усилия педагога, а главное, результаты обучения, воспитания и развития данного периода каждого ребенка.
Средствами музыки и пластики дети вырабатывают в себе способность общаться с искусством, понимать его, чувствовать себя и режиссером, и актером, и композитором. Этот процесс, несомненно, увлекает детей возможностью проявить творческую инициативу и стимулирует к познанию.