12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гараева Фарида Халитовна16

Гараева Фарида Халитовна

учитель математики МБОУ «Александровская ООШ»

Сармановского муниципального района

Республики Татарстан

УРОК МАТЕМАТИКИ в 5 классе

«Первые шаги в геометрию»

Природа говорит языком математики…

Г.Галилей

Цели урока: сформировать представления о геометрии – геометрических фигурах, телах, повторить формулы периметра и площади. Через введение в урок геометрических знаний способствовать привитию интереса к геометрии. Продолжить работу по формированию геометрических навыков, умению ставить проблемные вопросы, отыскивать альтернативу, формулировать и аргументировать собственную позицию, работать с геометрическими фигурами, телами. Способствовать развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, способствовать расширению знаний учащихся по предмету.  Воспитывать навыки сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению товарища в процессе дискуссии.

Ожидаемые результаты: планирование учебного сотрудничества, целеполагания, прогнозирования.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, иллюстративный материал, раздаточный материал.

Форма работы на уроке: работа в парах, групповая

Технология проблемного обучения.

Ход урока.

Этап урока

Содержание урока

Действия учащихся

Действия учителя

Мотивация знаний учащихся


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Формулировка темы урока


 


 


 


 

Работа в парах

Актуализация учебной деятельности

Вот и прозвенел звонок!

Ну что ж друзья начнем урок!

Сегодня у нас необычный урок, мы не будем решать примеры и задачи. Сегодня у нас на уроке гости- молодые учителя нашего района.

Ребята, какими прилагательными вы бы охарактеризовали математику?

Сегодня я хочу вам показать, что это не совсем так и математика может быть занимательной и интересной, надо только разобраться в ней

Способности человека психологи представляют в виде дерева

ДЕРЕВО

КОРНИ – это природные задатки

СТВОЛ – общие способности

ВЕТВИ – разные творческие способности (спортивные, художественные, трудовые …)

Чем ветвей больше, крона пышнее и гуще, тем дерево красивее!

Так и человек: чем больше у него способностей, чем больше он знает и умеет, тем он умнее и мудрее!

МАТЕМАТИКА имеет немало возможностей для развития творческих способностей.

Ребята, с какими фигурами в математике вы знакомы?

А как вы думаете, к какому разделу математики они относятся?

ГЕОМЕТРИЯ

Геометрия зародилась еще в глубокой древности. Земледельцы, жившие на берегах великих рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, искусно делили свои земельные участки. Для проведения замеров были выработаны первые правила новой науки - "геометрии", что в переводе с греческого и означает - "землемерие".

ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ

Существуют ли эти фигуру в нашей жизни? ПОСМОТРИ вокруг…

Какая фигура встречается чаще всего и где?

Так о чем мы сегодня будем говорить?

ГЕОМЕТРИЯ ВОКРУГ НАС

Стоит осмотреться, и мы увидим, что многие предметы имеют форму, похожую на уже знакомые нам геометрические фигуры.

Оказывается их очень много. Просто мы их не всегда замечаем.

Некоторые из фигур имели для людей магическое значение

Ребята, перед вами лежат геометрические фигуры, что у каждой из них мы можем найти?

Давайте найдем периметры у треугольника, квадрата и прямоугольника, которые лежат на столе, перед вами.

ТРЕУГОЛЬНИК, КВАДРАТ, ПРЯМОУГОЛЬНИК

Какие результаты у вас получились? Молодцы…


 


 


 


 

Сухая, скучная, неинтересная, трудная…


 


 


 


 


 


 


 


 

Точка, прямая, луч, отрезок, угол

Дети перечисляют: треугольник, квадрат, прямоугольник

Геометрии.

Да, они повсюду.


 


 


 


 


 


 

Самостоятельно формулируют тему урока: геометрия вокруг нас


 


 


 

Измерить стороны, а значит найти периметр, у некоторых фигур можно найти площадь, например прямоугольник, квадрат.

Ребята, с помощью линейки выполняют задание.

Установить вербальный контакт, задать необходимый темп урока.


 

Используя разноуровневые вопросы, вовлечь в урок потенциально слабых ребят.


 

Способствует активизации работы на уроке.

Вызвать у учащихся затруднения.

Предлагает самостоятельно поставить проблему.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Способствует формированию навыков работы с инструментами, вычислительные навыки

Работа индивидуальная


 


 


 


 


 

Первичное закрепление знаний


 


 


 


 


 


 

ФИЗМИНУТКА


 


 


 


 


 


 


 

Проектная работа


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работа в парах

 

 

Чем отличается (показать квадрат и куб, треугольник и тетраэдр)

Плоское – это фигура, объемное – тело

Какие еще тела можно составить из треугольников, квадратов и прямоугольников?

Показать куб, параллелепипед, пирамиду, конус, цилиндр, шар.

Видели ли вы эти фигуры в жизни, и если да, то где?

В современной архитектуре смело используются самые разные геометрические формы.

Современные архитекторы, используя различные геометрические фигуры, создают неповторимые, уникальные произведения искусства.

А сколько геометрических фигур можно найти в конструкциях мостов!

АРХИТЕКТУРА, ЗДАНИЯ, МОСТЫ. ГЕОМЕТРИЯ В ПРИРОДЕ

В самой природе очень много замечательных геометрических форм. Необыкновенно красивы и разнообразны многоугольники, созданные природой . Посмотрите внимательно на каплю воды, на бабочку, цветок и другое живое существо и вы увидите, что они имеют симметричное строение.

Художники, используя геометрические фигуры, писали картины

Какие картинки можно сложить, используя данные фигуры.

КВАДРАТ Танграм — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода...

Танграм состоит из 7 частей, полученных в результате разрезания квадрата. Какие фигуры входят в состав танграма? Это 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), параллелограмм и квадрат. Из такого небольшого количества деталей можно получить огромное количество разнообразных фигур – подсчитано, что вариантов более 7000!

Давайте попробуем это сделать

Условиями игры являются использование всех семи фигур танграма и отсутствие наложения между фигурами. Начинать сложение головоломки следует с нахождения местоположения самого большого треугольника.

Танграм считается древней игрой, возникшей более 4000 лет назад. Существует много легенд о происхождении этой игры.

По легенде у одного человека выпала из рук и разбилась фарфоровая плитка. Получилось 7 частей, и расстроенный человек попытался поскорее сложить их снова в единое целое, но результатом стало появление разнообразных фигур. Занятие оказалось очень увлекательным, впоследствии оно превратилось в игру и нашло множество поклонников.

Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

Ребята, как вы думаете, что развивает танграм?

Все эти качества и навыки являются важными не только для обучения, но и для жизни в целом.

Ребята, давайте вместе выберем лучшую аппликацию.

Пентамино ( В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО 5)- одна из самых популярных мировых головоломок, пик популярности пришелся на конец 60-х годов.

Игра состоит из12 плоских фигур, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами, отсюда и название. Каждая фигура обозначается латинской буквой, форму которой она напоминает. При решении задач и головоломок фигурки можно вертеть и переворачивать.

Существуют еще версия головоломок Тетрамино, состоящие из четырех квадратов, от этой игры и произошел известный Тетрис.

Одна из самых распространенных задач: составить из всех фигурок прямоугольник. Существует 2339 способов!

Давайте и мы попробуем составить фигуры. Ну, что у вас получилось?

ЭТО ИНТЕРЕСНО! ЛИСТ МЁБИУСА

Лента Мёбиуса (петля́ Мёбиусалист Мёбиуса) — простая с виду фигура, но с удивительными свойствами: у неё только одна сторона и один край, в отличие от обычного кольца, которое можно свернуть из той же полоски, что и ленту Мёбиуса, но у него будет две стороны и два края.

«Понятие числа и фигуры взяты не откуда-нибудь а только из действительного мира» Ф.Энгельс

Плоское, объемное


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся разглядывают квадрат, считают из скольки квадратов он состоит

На какие фигуры он разделится, если разрезать по линиям


 


 


 

Учащиеся разрезают квадрат на 7 частей

Вначале пробуют самостоятельно составить фигуры

Затем по образцам делают фигуры.

Работают с фигурами в парах.

Учащиеся делают аппликацию используя заготовки.

усидчивость (как и любая другая головоломка, танграм требует времени);

внимание, умение концентрироваться на деталях;

воображение – ребенок представляет себе конечный результат и способы его достижения;

логическое мышление, поскольку ребенок создает из частей целое, анализирует варианты;

умение действовать по правилам.

Учащиеся самостоятельно выбирают лучшую.


 

Учащимся раздаются фигурки и образцы. Они строят свои фигуры


 


 


 

Разнообразие фигур


 

Учащиеся делают из заготовок кольцо и Лист Мёбиуса и проверяют, что у него, действительно, одна сторона

Способствует формированию навыков самостоятельной работы с геометрическими фигурами.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Формирует аналитические навыки.


 


 

Ставит учащихся в ситуацию выбора


 


 


 


 


 


 


 


 

Способствует формированию навыков самостоятельной работы с источником.

 

Рефлексия

Ну что вы теперь скажете о математике? Интересно было?

Что-нибудь узнали нового? Хотите ещё узнать побольше?

 

 

Домашнее задание

Составить фигуры из частей квадрата (ТАНГРАМ) и из 12 частей игры ПЕНТАМИНО сложить прямоугольник

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 30.08.19 в 08:26 0Ответить Пожаловаться
Очень удачные "первые шаги... Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.