Методическая разработка практического занятия на тему «Изучение устройства сварочного автомата АБС»
ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
«АЛЧЕВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ДОНБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
На тему: «Изучение устройства сварочного автомата АБС»
ПО МДК01.02.: «Основное оборудование для изготовления сварных конструкций»
Для специальности: 22.02.06 «Сварочное производство»
Алчевск, 2022год
Разработала: Шишкина Л.Н.– преподаватель-методист высшей категории дисциплин профессионального цикла
Аннотация
Методическая разработка открытого практического учебного занятия на тему: «Изучение устройства сварочного автомата АБС» по учебной дисциплине МДК 01.02 Основное оборудование для производства сварных конструкций представлена для преподавателей, реализующих вышеуказанную дисциплину в рамках специальности 22.02.06. Сварочное производство в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования Луганской Народной Республики по данной специальности.
Выполнение практических занятий по ключевым темам курса способствует не только углублению фундаментальных знаний студентов, расширению их представления о тех или иных базисных концептах, обогащению понятийного запаса, но и развитию умений и навыков применять полученные знания в стандартных и нестандартных ситуациях, формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Практическое обучение является приоритетным в условиях модернизации образования, ориентированного на современный рынок труда. В основе практико-ориентированного обучения лежит оптимальное сочетание фундаментального общего и специального образования и профессионально-прикладной подготовки. Оптимальной формой организации обучения, позволяющей сопрягать теорию и практику, в том числе и профессионально-ориентированную прикладную деятельность обучающихся, являются практические занятия. Практическое занятие позволяет формировать у студентов общие и профессиональные компетенции, содействует развитию технического и критического мышления, аналитических способностей.
ОТКРЫТОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕНА ТЕМУ: «ИЗУЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА СВАРОЧНОГО АВТОМАТА АБС»
Специальность: 22.02.06 «Сварочное производство»
Курс: II
Группа № 40
Наименование программы: учебная дисциплина МДК 01.02.Основное оборудование для изготовления сварных конструкций
Тема учебного занятия: Изучение устройства сварочного автомата АБС
Тип учебного занятия: Урок комплексного применения знаний, умений, навыков и опыта (формируемых компетенций)
Вид учебного занятия: практическое занятие
Междисциплинарные связи: учебные дисциплины: ОП.05 Охрана труда, ОП.06. Инженерная графика, ОП.07 Технологическое оборудование, ОП.08. Материаловедение; ОП.09. Электротехника и электроника ОП.10.Метрология, стандартизация и сертификация, МДК.01.01. Технология сварочных работ, МДК.03.01. Формы и методы контроля качества металлов и сварных конструкций УП.01 Учебная практика, курсовое проектирование, ПП.03 Производственная практика, дипломное проектирование.
Средства обучения:
технические: персональный компьютер; мультимедийный проектор; мультимедийный экран; флипчарт;
информационно-коммуникационные: мультимедийная презентация;
дидактический материал: инструкционная карта по выполнению практического задания.
Цели урока:
обучающая: развитие у обучающихся умений и навыков выбора сварочных автоматов для производства сварных конструкций;
развивающая: углубление и организация применения усвоенных обучающимися знаний в области назначения, устройства и применения сварочных автоматов;
воспитательная: воспитание интереса к избранной специальности, чувства коллективизма и толерантности, культуры межличностного общения;
методическая: реализация потенциала учебной дисциплины МДК.01.02.Основное оборудование для изготовления сварных конструкций для углубленного изучения сварочных автоматов.
Задачи урока:
учебно-практические:
развивать умения и навыки выбора сварочных автоматов для изготовления сварных конструкций:
развивать умения высказывать аргументированные суждения и умозаключения, делать выводы;
совершенствовать умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
развивать словарный запас студентов путем присвоения ими и активного использования в речи профессиональной лексики;
совершенствовать умения и навыки самостоятельной деятельности;
развивать умения и навыки применения знаний при решении практической задачи;
учебно-познавательные:
расширить представления студентов об использовании сварочных автоматов для производства сварных конструкций;
стимулировать развитие творческих возможностей студентов;
создавать условия для применения полученных знаний на практике;
развивать логическое, теоретическое и практическое, образное и эмоциональное мышление студентов;
воспитательные: повышать мотивацию к образовательной деятельности; воспитывать уверенность в своих силах; развивать внимательность при выполнении практического задания.
Прогнозируемые результаты:
а) усвоенные знания: назначение, устройство и область применения сварочных автоматов;
б) освоенные умения: осуществлять рациональный выбор сварочных автоматов для обеспечения требуемого качества при изготовления сварных конструкций;
в) формируемые общие и профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Применять различные методы, способы и приемы сборки и сварки конструкций с эксплуатационными свойствами.
ПК 1.2. Выполнять техническую подготовку производства сварных конструкций.
ПК 1.3. Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами.
ПК 1.4. Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе производственного процесса.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Образовательные технологии: технология кооперативного обучения, профессионально-ориентированные технологии (практическое обучение), информационно-коммуникационные технологии.
Организационные формы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения:
вербальные: диалог; беседа; блиц - опрос, метод незаконченного предложения;
наглядные: компьютерная мультимедийная презентация;
интерактивные: интерактивный диалог; презентация результатов самостоятельной работы;
практические: организация применения;
методы контроля и самоконтроля: самоконтроль.
Приложение1.
Структура учебного занятия
Наименования этапов учебного занятия/ регламент (в минутах) |
Ключевые учебно-познавательные, учебно-практические задачи, решаемые на данном этапе |
Используе-мые методы, приемы |
Виды деятельности студентов |
Виды деятельности преподава- теля |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (5 мин.) |
Создание деловой атмосферы, моти-вация студентов. Создание условий для развития у студентов интереса к практико-ориентированной деятельности |
Вступительное слово преподавателя, эпиграф, мотивацион-ный видео-ролик
|
Настраиваются на продуктивную деятельность |
Приветствует студентов, обосновывает значимость занятия |
2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание (10 мин.)
|
Активизация опорных знаний и познавательных процессов. «Погружение» в тему занятия |
Беседа
|
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы по изученной теме, формулируют цель занятия |
Содействует актуализации знаний. Сообщает тему занятия, способствует определению цели занятия Корректирует, (при необходимости) цель занятия |
3.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для решения целей задач урока (20 мин.)
|
Осмысление студентами того, что уже усвоено, определение границ знания/незнания, подготовка к выполнению практической работы |
Презентация результатов домашнего задания, компьютерная мульти-медийная презентация, демонстрация видеороликов |
Представляют готовые сообщения. Обсуждают, оценивают сообщения |
Организует презентацию сообщений обучающихся и их взаимодействие по обсуждению результатов домашней самостоятельной работы, дает общую оценку работе студентов |
4. Применение знаний, умений, навыков и опыта (45 мин.) |
Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы, создание условий для применения полученных знаний при решении практической задачи
|
Организация применения, практический метод |
Выполняют практическое задание, согласно индивидуаль-ной инструк-ционной карты); осуществляют самоконтроль по эталону. Участвуют в блиц-опросе. |
Организует выполнение практической работы, оказывает консультативную помощь обучающимся (при необходимости), оценивает работу студентов, организует блиц-опрос
|
5. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия (7 мин.) |
Развитие у студен-тов навыков познавательной рефлексии как способа осознания ими результатов своей деятельности; контроль и оценка процесса и резуль-татов деятельности |
Рефлексивная беседа; метод незакончен-ного предложения |
Оценивают свою работу на занятии, участвуют в рефлексной беседе и структуриро- вании полученной информации, анализируют деятельность на занятии |
Оценивает работу обучающихся, подводит итоги учебного занятия, проводит заключительную беседу |
6.Инструктиро-вание о выполне-нии домашнего задания (3мин.) |
Ознакомление с домашним заданием; расширение границ предметного знания |
Беседа-инструктаж
|
Получают домашнее задание, знакомятся с ним, задают вопросы. |
Инструктирует по выполнению домашнего задания; завершает учебное занятие |
Ход занятия
«Учиться и, когда придет время,
прикладывать усвоенное к делу —
разве это не прекрасно!»
Конфуций
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Проверка готовности группы к учебному занятию.
Преподаватель приветствует студентов и проводит вводную беседу.
Преподаватель. Я рада новой встрече с вами. Полагаю, что вы готовы к занятию. Механизация и автоматизация сварки открывают большие перспективы в развитии сварочного производства: повышение производительности труда, совершенствование качества продукции, сокращение численности персонала и снижение требований к мастерству сварщика, т.к. он становится оператором, контролирующим и управляющим процессом. Научные основы и практическая разработка современного способа электродуговой сварки под флюсом были заложены академиком Е.О. Патоном и его школой в 1929-1938 годах. Это было время становления Института электросварки. Уже тогда были созданы новые технология, аппаратура и оборудование для автоматической и полуавтоматической сварки под флюсом. В настоящее время сварщик находится в авангарде производства. Он становится наиболее значительной фигурой процесса сварки и может рассматриваться в качестве инженера по выполнению сварных соединений. Принимая во внимание возможные серьезные последствия некачественной сварки, следует сделать вывод, что сварщик – это специалист, который несет большую ответственность за надлежащее проведение работ.
Сейчас я продемонстрирую вам видеофрагмент, который посвящается всем сварщикам: и состоявшимся в профессии, и тем, кто ее только осваивает.
На экране демонстрируется видеоролик Автоматическая сварка металлоконструкций https://www.youtube.com/watch?v=CwZdO9rnEsY
Преподаватель. Вы просмотрели видеофрагмент, который посвящен вашей будущей специальности «Сварочное производство». Вы получили возможность ещё раз убедиться в том, какое сложное оборудование и оснастка используется для изготовления сварных конструкций. На сегодняшнем занятии мы продолжим формировать компетенции, необходимые в вашей профессиональной деятельности. Хочется вспомнить слова римского философа Луция Сенека: «Долог путь поучения, короток и успешен путь примеров».
Сегодня мы будем выполнять практическую работу, в ходе которой мы продолжим изучение сварочного автомата АБС, используемого для сварки различных соединений. Из опыта прохождения учебной практики, а также изучения учебных дисциплин «Технология сварочных работ», «Метрология, стандартизация и сертификация», вы знаете, что изготовление сварных конструкций на предприятиях невозможно без применения всевозможных сборочных и сварочных приспособлений и сварочных автоматов.
2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание
Беседа со студентами.
Преподаватель. Итак, давайте вспомним, как классифицируются по конструкции сварочные автоматы?
Студент (предполагаемый ответ). Сварочные автоматы по конструкции делятся на: подвесные сварочные головки; самоходные сварочные головки; сварочные тракторы.
Преподаватель. Как вы думаете, род применяемого тока в сварочных автоматах?
Студент (предполагаемый ответ). Постоянный ток (прямой или обратной полярности); переменный ток (однофазный и многофазный).
Преподаватель. Назовите основные узлы сварочного автомата.
Студент (предполагаемый ответ). В конструкцию автомата дуговой сварки входят сварочная головка, механизм подачи проволоки, механизм перемещения, устройства для размещения проволоки, флюсовая аппаратура, система управления и источник сварочного тока.
Преподаватель. Что мы понимаем под формулировкой сварочная головка?
Студент (предполагаемый ответ). Сварочная головка — это устройство, осуществляющее подачу сварочного электротока и сварочной проволоки в область действия дуги, поддерживающее устойчивость дугового горения и заданного режима сварки, а также своевременно прекращающего процесс сварки.
Преподаватель. Верно. Запишите в журнал для выполнения практических занятий, который лежит у вас на столе тему нашего сегодняшнего учебного практического занятия: «Изучение устройства сварочного автомата АБС».
Преподаватель. Как вы думаете, какие цели стоят перед нами на сегодняшнем занятии?
Студент (предполагаемый ответ). Изучить конструкцию автомата АБС.
Преподаватель корректирует и конкретизирует цель занятия:
Изучить назначение, основные узлы сварочного автомата АБС, выяснить какие сварные конструкции целесообразно сваривать сварочным автоматом АБС.
К достижению этой цели мы сможем прийти, решая следующие задачи:
• актуализировать знания по применению основных видов сварочных головок;
• определить, как выполняется сварка различными видами сварочных головок;
• подобрать сварные конструкции, которые свариваются автоматической сваркой.
3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для решения целей и задач занятия
Преподаватель проводит беседу со студентами.
Преподаватель. Давайте вспомним, какие этапы технологического процесса предшествуют сварке?
Студент (предполагаемый ответ).
заготовительные операции;
сборочные операции.
Преподаватель. Назовите заготовительные операции в порядке их выполнения?
Студент (предполагаемый ответ). Очистка, правка, разметка, резка, гибка, сверление отверстий (если нужно).
Преподаватель. Какое основное правило мы должны помнить при сборке конструкций?
Студент (предполагаемый ответ). Правило базирования.
Преподаватель. Что такое базирование?
Студент (предполагаемый ответ). Базирование – это придание заготовке или изделию требуемого положения относительно выбранной системы координат.
Преподаватель. Техник - сварщик, разрабатывая технологический процесс изготовления сварного изделия или конструкции и учитывая действие многих факторов, начинает с выбора оборудования и приспособлений на всех стадиях технологического процесса.
В качестве домашнего задания вам было предложено, подготовить сообщения по темам, которые вы изучали на прошлых занятиях.
Вы работали в микрогруппах по два студента в каждой. Давайте познакомимся с результатами вашей работы. Каждой группе на презентацию результатов самостоятельной работы отводится не более 5-х минут. Внимательно слушайте сообщения товарищей, так как вам будет предоставлена возможность задать вопросы выступающим, чтобы углубить свои знания и проверить, насколько хорошо владеет материалом выступающий (для организации интерактивного взаимодействия между студентами). Прошу первую группу представить результаты своей работы.
Два студента из первой группы выходят к доске и демонстрируют результаты самостоятельной работы.
Студент первой группы.
Хочу представить результат нашей совместной работы. Тема нашего сообщения: «Развитие автоматизации производства с середины 50-х гг. ХХ в. по наше время». Один из нас готовил презентацию домашнего задания, а другой составлял текст. Мы также подготовили для всех опорный конспект. Я сделаю устное сообщение, а мой товарищ будет работать за компьютером.
Студенты демонстрируют сообщение, сопровождающиеся презентацией на экране.
По окончании сообщения преподаватель комментирует его и предлагает студентам из других групп задавать вопросы.
Студенты из других групп задают вопросы.
Преподаватель. Вторая группа, сообщите тему вашего сообщения. Студенты второй группы выходят к доске.
Студент второй группы (предполагаемый ответ).
Хочу представить результат нашей совместной работы. Тема нашего сообщения: «Источники питания сварочной дуги». Один из нас готовил презентацию домашнего задания, а другой составлял сообщение. Мы также подготовили для всех опорный конспект. Он лежит у вас на столах с пометкой «Два» (Приложение 3). Я сделаю устное сообщение, а мой товарищ будет работать за компьютером.
Студенты демонстрируют сообщение, сопровождающиеся презентацией на экране.
По окончании сообщения преподаватель комментирует его и предлагает студентам из других групп задавать вопросы.
Преподаватель. Третья группа, сообщите тему вашего сообщения. Студенты третьей группы выходят к доске.
Студент третьей группы (предполагаемый ответ). Хочу представить результат нашей совместной работы. Тема нашего сообщения: «Классификация сварочных автоматов». Один из нас готовил презентацию домашнего задания, а другой составлял текст. Мы также подготовили для всех опорный конспект. Он лежит у вас на столах с пометкой «Три» (Приложение 4). Я сделаю устное сообщение, а мой товарищ будет работать за компьютером.
Студенты демонстрируют сообщение, сопровождающиеся презентацией на экране.
По окончании сообщения преподаватель комментирует его и предлагает студентам из других групп задавать вопросы.
Студенты из других групп задают вопросы.
Преподаватель. Четвертая группа, сообщите тему вашего сообщения. Студенты четвертой группы выходят к доске.
Студент четвертой группы (предполагаемый ответ). Хочу представить результат нашей совместной работы. Тема нашего сообщения: «Основные элементы сварочных автоматов». Один из нас готовил презентацию домашнего задания, а другой составлял текст. Мы также подготовили для всех опорный конспект. Он лежит у вас на столах с пометкой «Четыре» (Приложение 5). Я сделаю устное сообщение, а мой товарищ будет работать за компьютером.
Студенты демонстрируют сообщение, сопровождающиеся презентацией на экране.
По окончании сообщения преподаватель комментирует его и предлагает студентам из других групп задавать вопросы.
Студенты из других групп задают вопросы.
Преподаватель. Мы прослушали четыре сообщения. Мы вспомнили этапы развития автоматизации сварочного производства, классификацию сварочных автоматов, их основные элементы, а также источники питания сварочной дуги. Не забудьте сдать презентации - это будет вам дополнительным бонусом при сдаче экзамена по дисциплине «Основное оборудование для производства сварных конструкций».
Преподаватель. Я подготовила для вас опорный конспект для выполнения практического занятия (Приложение 6). Вы можете воспользоваться им при выполнении работы.
4. Применение знаний, умений, навыков и опыта
Выполнение практического занятия.
Преподаватель. Приступаем к выполнению нашего практического рзанятия «Изучение устройства сварочного автомата АБС». У нас есть четыре сварные конструкции: подкрановая балка, сварная ферма, сварная колонна, резервуар. Знания и умения, которые вы приобретете и закрепите сегодня на уроке, пригодятся вам при выполнении дипломного проекта и сделают вас на один маленький шаг ближе к своей будущей специальности.
Вам необходимо рассмотреть и описать следующие вопросы:
1. Назначение сварочного автомата АБС. Основные узлы сварочного автомата АБС (показать на рисунке).
2. Комплектность сварочного автомата АБС.
3. Источник питания для сварочного автомата АБС, его техническая характеристика.
4. Основные параметры режима сварочного автомата.
5. Выбрать из предложенных сварных конструкций ту конструкцию, которую целесообразно сваривать автоматом АБС. Обосновать целесообразность выбора.
Преподаватель.
Предлагаю вам подумать, сформулировать свое решение и записать его в журнал для выполнения практических заданий. Оценивать вашу работу мы будем вместе. По окончании вами практического задания вы по очереди продемонстрируете результаты выполнения задания. Мы вместе оценим их по представленному в электронной презентации эталону. Инструкционная карта содержит алгоритм выполнения работы, состоящий из пяти пунктов – пяти этапов выполнения работы. За правильное выполнение задания каждого этапа вам выставляется один балл. В результате выполнения задания вы сможете набрать пять баллов, если выполните задание правильно. Приступаем к выполнению.
Преподаватель при необходимости оказывает консультативную помощь студентам.
После выполнения практического задания студенты по два человека выходят к доске и представляют результаты своей работы. Преподаватель организует самоконтроль выполненной студентами работы с помощью эталонов в электронной презентации.
Преподаватель оценивает самостоятельную практическую работу студентов.
Преподаватель. Вашему вниманию предлагается блиц - опрос «Умный сварщик».
Аппарат, преобразующий переменный ток в постоянный при помощи полупроводниковых вентилей называется (выпрямитель).
Сварочный выпрямитель относится (источникам питания сварочной дуги).
Материал применяется для автоматической сварки. Служит для защиты шва от примесей (флюс).
Сварочная головка вместе с флюсовой аппаратурой называется (сварочным автоматом).
Если в конструкции сварочной головки имеется механизм для ее перемещения, то головка называется (самоходной).
Сварочными автоматами выполняются в большинстве случаев (длинные) швы.
Если в конструкции сварочного автомата имеется тележка, перемещающаяся непосредственно по свариваемому изделию, то сварочный автомат называется (сварочным трактором).
Автомат АБС рассчитан на сварку на (постоянном и переменном токе) до силы сварочного тока (Iсв.=1500А).
5.Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия
Итоговая беседа.
Преподаватель. Подведем итоги нашего занятия.
Итак, какие мы сегодня ставили перед собой цели?
Удалось ли нам достичь поставленных целей?
Скажите, чем вы руководствовались при выборе того или иного сварочного оборудования для изготовления сварных конструкций?
Студент (предполагаемый ответ). Выбор сварочного оборудования зависит от соответствия технических данных оборудования режимам сварки, а также необходимо определить, какие по протяженности швы у данной конструкции, в каком пространственном положении они находятся.
Преподаватель. Верно. Обоснованный выбор сварочного оборудования позволяет повысить качество сварных швов, производительность процесса сварки, расширить технологические возможности оборудования, облегчить труд рабочего.
Полученные сегодня знания будут необходимы вам в дальнейшем при выполнении дипломного проекта, а также при работе в технологических отделах и цехах предприятий. На следующих занятиях мы продолжим изучать механизированное и автоматизированное оборудование для выполнения сварочных работ. Преподаватель оценивает работу студентов на занятии.
Преподаватель. Для меня всегда очень важно ваше мнение о занятии, оценка результатов учебного занятия. Чтобы понять, каким это занятие было для вас, предлагаю вам окончить следующие предложения на выбор:
1. Я сегодня на занятии научился ……
2. Я узнал …….
3. Я теперь могу…………
4. Я запомнил ……..
5. Уверен, что ……..
6. Самым ярким впечатлением от урока …..
Сделайте вывод и зафиксируйте его в отчете по практическому занятию.
6. Инструктирование о выполнении домашнего задания
В качестве домашнего задания вам предлагается оформить отчет по практическому занятию. А также подготовиться к тематической аттестации по теме: «Сварочные автоматы».
Занятие закончено. Спасибо всем! Всего вам доброго!
Приложение 1.
Сварочный автомат АБС
PPTX / 279.02 Кб
Приложение 2.
Инструкционная карта по выполнению практического занятия
Тема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цели:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Алгоритм выполнения практического занятия
1. Назначение сварочного автомата АБС. Основные узлы сварочного автомата АБС (показать на рисунке).
_______________________________________________________________
Комплектность сварочного автомата АБС.
_______________________________________________________________
Источник питания для сварочного автомата АБС, его техническая характеристика.
Пользуясь справочником, подобрать источник питания сварочного тока, описать его технические характеристики
1 вариант - источник питания переменного тока
2 вариант - источник питания постоянного тока
_______________________________________________________________
Основные параметры режима сварочного автомата.
_______________________________________________________________
Записать наименование сварной конструкции согласно чертежу
____________________________________________________________
Определить какие сварные швы имеет данная сварная конструкции
_______________________________________________________________
Выбрать из предложенных сварных конструкций ту конструкцию, которую целесообразно сваривать автоматом АБС. Обосновать целесообразность выбора
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделать вывод.
Приложение 3.
Тема №1. Источники питания сварочной дуги.
Для дуговой сварки применяют как постоянный, так и переменный ток. Источниками постоянного тока являются сварочные генераторы (сварочные преобразователи и агрегаты), и сварочные выпрямители (селеновые и кремниевые).
Источником переменного тока – сварочные трансформаторы, их применяют значительно чаще. Они более просты в изготовлении в эксплуатации, имеют небольшую массу и стоимость, а также обладают более высоким КПД и более долговечны. Однако при питании переменным током дуга горит неустойчиво, так как 100 раз в секунду напряжение и ток дуги проходят через нулевое значение, что приводит к временной деионизации дугового промежутка.
Постоянный ток предпочтителен в технологическом отношении, при его применении повышается устойчивость горения дуги, улучшаются условия сварки в различных пространственных положениях, появляется возможность вести сварку прямой и обратной полярности.
К источникам сварочного тока предъявляются следующие требования: они должны обеспечить легкое зажигание и устойчивое горение дуги, ограничивать величину тока короткого замыкания, должны быть безопасными в работе и обладать хорошими динамическими свойствами. Динамические свойства определяются временем восстановления напряжения от момента короткого замыкания, когда оно почти равно нулю, до значения 18−20В, когда происходит зажигание дуги. Это время не должно превышать 0,05с, чем быстрее восстанавливается напряжение, тем динамичнее свойства источника питания.
Рис. 1. Внешние характеристики источников питания и сварочной дуги
Важнейшим вопросом при конструировании источника питания является выбор его внешней характеристики – зависимости напряжения на его выходных клеммах от силы тока в цепи при нагрузке. Внешняя характеристика источников сварочного тока может быть круто падающей 1 (рис. 1, а) пологопадающей 2, жесткой 3, возрастающей 4. Источник сварочного тока выбирают в зависимости от вольтамперной характеристики дуги (см рис. 1), соответствующей применяемому способу сварки.
Для ручной дуговой сварки требуются источники сварочного тока с крутопадающей внешней характеристикой.
Режим горения сварочной дуги определяется точкой пересечения характеристик дуги 1 и источника тока 2 (рис 1, б). Точка А называется точкой холостого хода – источник тока включен, развивая максимальное напряжение (60−80В), а сварочная цепь разомкнута. Точка В – точка неустойчивого горения дуги. При изменении соответствующей ей тока дуга либо гаснет, либо ток дуги возрастает до режима устойчивого горения. Точка С является точкой устойчивого горения дуги (Uр = 15−30В). Точка D соответствует режиму короткого замыкания, который имеет место при зажигании дуги и ее замыкании характеризуется малым напряжением, стремящимся к нулю, и повышенным, но ограниченным током (Iкз ≤ 1,5Iр), чтобы не допустить перегрева токопроводящих проводов и источников тока.
Приложение 4.
Тема №2. Классификация сварочных автоматов.
Автоматическая сварка - это уникальный процесс, при котором сварщик превращается в оператора сварочных автоматов.
Сварочный автомат - это сложная система, которая слаженно работает благодаря правильно заданным командам оператора. Сварочный автомат состоит из таких стандартных элементов, как:
сварочная головка;
механизм подачи сварочной проволоки;
механизм перемещения.
Сварочная головка – это основной узел сварочного автомата. Она подаёт электродную проволоку в зону горения, осуществляет подвод тока и поддерживает процесс сварки.
Сварочная головка состоит из:
подающего механизма,
токопроводящего устройства, перемещающего электрод механизма,
вспомогательной аппаратуры.
Сварочная головка (в составе передвижного автомата или подвесная), в свою очередь, имеет следующие основные функциональные элементы конструкции:
Механизм подачи электродной проволоки, состоящий из электропривода и редуктора. В том случае, если для работы головки используется электродвигатель переменного тока, то необходимы регулируемые редукторы. Для корректной работы электродвигателей постоянного тока будет достаточно и нерегулируемого редуктора.
Ролики для стабильной подачи проволоки без задержек и проскальзывания. Как правило, в этом качестве применяются две пары ведущих роликов. В некоторых случаях для предупреждения проскальзывания на их поверхности наносится насечка, но иногда такое решение является недопустимым из-за риска смятия электродной проволоки.
Мундштук - средство обеспечения контакта дуги с зоной сварки. Основная задача этого узла - жесткая фиксация проволоки по отношению к сварочной ванне. Для борьбы с искривлениями проволоки перед мундштуком иногда монтируется правильный механизм, который уменьшает блуждание торца электрода. Другая важная задача мундштука - обеспечение устойчивого электрического контакта с проволокой для качественной, бесперебойной сварки. В зависимости от диаметра используемых электродов в промышленности используются как устройства с роликовым скользящим контактом (для проволоки 3-5 мм) или трубчатые мундштуки (для проволоки 0,8-2,5 мм).
Средства установочной регулировки положения головки - в вертикальном положении (для настройки оптимального вылета проволоки и/или угла наклона электрода относительно шва) и поперечном положении (для направления сварочной головки по центру свариваемого стыка и ее корректировки в процессе работы).
Сам сварочный автомат обеспечивает различные технологические операции, которые должны быть выполнены в процессе сварки:
1. Зажигание сварочной дуги
2. Подача сварочной проволоки в зону дуги.
3. Перемещение сварочной дуги вдоль кромок основного материала.
4. Защита зоны сварочной дуги от внешней среды.
5. Заварка кратера.
6. Гашение дуги.
7. Прекращение подачи флюса или защитного газа.
Сварочные автоматы не похожи друг на друга, их можно разделить на два типа:
1. подвесные;
2. тракторные.
Автоматы тракторного типа располагаются на самоходных тележках, которые самостоятельно передвигаются по основному материалу вдоль кромок свариваемого металла или разделки. Двигается трактор по самому изделию или по переносному пути, который устанавливаются на изделие.
Механизмами перемещения автоматов подвесного типа являются порталы, колонны и т.д.
Чтобы было проще выбрать сварочный автомат для выполнения различных технологических операций общего технологического процесса, приведем классификацию сварочных автоматов. Существует несколько признаков, по которым можно смело разделить сварочные автоматы на группы.
Классификация сварочных автоматов:
1. По способу защиты дуги и сварочной ванны. По данному признаку можно выделить три подгруппы сварочных автоматов:
для сварки под флюсом (Ф);
для сварки в защитных газах (Г);
для сварки, как под флюсом, так и в защитных газах (ФГ).
2. По роду сварочного тока. Выделяют три подгруппы сварочных автоматов:
для сварки постоянным током;
для сварки переменным током;
для сварки постоянным и переменным током.
3. По способу охлаждения токоподводящей части сварочной головки и сопла. По этому признаку выделяют две подгруппы сварочных автоматов:
с естественным охлаждением;
с принудительным (водяным) охлаждением.
4. По способу подачи электродной проволоки бывают сварочные автоматы:
с независимой от напряжения дуги подачей;
с зависимой от напряжения дуги подачей.
5. Сварочный автомат подбирается для выполнения определенных технологических операций. Поэтому следующий классификационный признак определяется расположением автомата относительно свариваемого стыка. Выделяют сварочные автоматы:
для сварки внутри стыка;
для сварки внутри и вне стыка;
6. По конструктивно - компоновочным характеристикам. По данному признаку выделяют:
подвесные головки;
самоходные головки;
сварочный трактор;
7. Основной целью сварочного процесса является формирование сварного шва. По способу формирования металла шва выделяют автоматы:
для сварки со свободным формированием шва в нижнем положении;
для сварки с принудительным формированием шва на вертикальной, наклонной или криволинейной поверхности.
8. При сварочных работах применяются различные сварочные материалы, это тоже один из классификационных признаков, по которому мы можем разделить сварочные автоматы.
По типу электрода в соответствии со стандартом выделяют сварочные автоматы:
для сварки неплавящимся электродом (без присадочного материала, с присадочным материалом);
для сварки плавящимся электродом;
с раздельным питанием (однодуговые, двухдуговые и многодуговые);
с общим питанием (одноэлектродные, двухэлектродные и многодуговые
Приложение 5.
Тема №3. Основные элементы сварочных автоматов.
Сварочные автоматы представляют собой целый класс высокотехнологичного оборудования. Чаще всего они используются в условиях производства. Автоматы самостоятельно подают присадочные материалы и перемещают сварочную головку вдоль шва.
Сварочный автомат — механизм, который представляет собой конструктивное объединение сварочной головки с механизмом её перемещения вдоль шва, механизмами установочных перемещений, устройством для подачи флюса или защитного газа, катушками или кассетами для проволоки, пультами управления или других устройств.
Сварочные автоматы различных типов для сварки под флюсом имеют ряд общих и унифицированных сборочных единиц (узлов) и механизмов:
1. Роликовые копиры
Предназначены для направления электродной проволоки 5 по кромкам 4, разделанным под сварку. Копир состоит из двух или трех роликов 1 , закрепленных в кронштейне 2 и установленных друг за другом. Наибольший диаметр ролика и ось электродной проволоки – в одной плоскости. Ролики все время находятся под действием пружин 3, прижимающих их к кромкам. Эти пружины также дают возможность роликам вертикально перемещаться при переходе их через прихватку. Во время сварки входят в разделку, движутся впереди проволоки и автоматически направляют её по шву.
Рис.2. Роликовые копиры
2. Указатели положения электродной проволоки
Они бывают стрелочные и световые. Линза собирает световые лучи и направляет их в виде тонкого пучка на одну из свариваемых кромок.
В процессе сварки указатели, расположенные в одной плоскости с электродной проволокой, движутся впереди флюса и указывают положение проволоки по отношению к оси шва. При работе сварщик наблюдает за положением стрелки-указателя или светового луча и при помощи корректировочного механизма вручную направляет электродную проволоку по кромкам свариваемых деталей.
Рис.3. Указатели положения электродной проволоки
3.Токопродводящие мундштуки служат для подвода сварочного тока к электродной проволоке непосредственно у самой дуги и направления ее в зону сварки. Подвод тока осуществляется скользящим контактом.
Мундштуки могут быть роликового (а), колодочного (б), трубчатого (в) и сапожкового (г) типов.
Рис.4. Токопродводящие мундштуки
4. Подающие и прижимные ролики предназначены для подачи электродной проволоки в дугу. Ролики изготавливают из легированной или высокоуглеродистой стали и закаливают до твердости HRC 50—60. Для лучшего сцепления с проволокой подающие ролики имеют клиновидную канавку или насечку с высотой зубцов 0,6—0,8 мм.
Прижимные ролики обычно выполняют гладкими.
5. Правильные механизмы служат для выпрямления электродной проволоки, сматываемой с катушки и подаваемой в зону горения дуги. Они состоят из трех — пяти роликов, расположенных в шахматном порядке непосредственно над механизмом подачи.
6. Катушки и кассеты для сварочной проволоки предназначены для удержания запаса электродной проволоки на сварочном аппарате.
Проволока наматывается на катушку (барабан, державку) или помещается в кассете с внутренней укладкой. В конструкции катушек обычно предусматривается тормозное устройство, препятствующее самопроизвольному разматыванию проволоки.
7.Флюсовая аппаратура предназначена для подачи флюса в зону сварки, удержания его на поверхности шва во время сварки и уборки после сварки.
Рис.5. Флюсовая аппаратура
Приложение 6.
Тема №4. Сварочный автомат АБС.
Сварочный автомат АБС предназначен для сварки под флюсом стыковых соединений с разделкой и без разделки кромок, угловых соединений вертикальным и наклонным электродом, а также соединений внахлестку.
Швы могут быть прямолинейными и кольцевыми.
Автомат рассчитан на сварку на постоянном и переменном токе до силы сварочного тока Iсв.=1500А
В комплект автомата входит:
автомат;
источник питания сварочного тока;
сменные детали;
запасные части.
Автомат АБС комплектуется из трех узлов: А, Б и С.
Узел А — простая подвесная автоматическая головка, которая осуществляет основную операцию — подачу электродной проволоки в зону дуги.
Она имеет механизм подачи- 3, токоподводящий мундштук- 1 с правильным устройством- 2, пультом управления - 4, систему подвески и корректирования.
Рис.6. Автомат АБС
Узел Б — бункер с флюсоаппаратом-6, катушкой-5 для электродной проволоки и механизмом вертикального перемещения.
Узел С — самоходная тележка с электроприводом для перемещения автомата по направляющим.
Комбинируя эти узлы, можно собрать три типа автоматов различного назначения, например ABC, АБ и А.
Скорость подачи электродной проволоки, и скорость сварки регулируется сменными шестернями.
Заключение
В ходе подготовки к занятию и во время проведения занятия применяются элементы технологии кооперативного обучения (работа в микрогруппах сотрудничества). Это способствует развитию у студентов умения работать в команде, распределять обязанности, нести ответственность за результат своего труда, совершенствовать навыки самоорганизации и коммуникативного взаимодействия. На подготовительном этапе студентам, работающим в микрогруппах, предлагается изучить предложенные преподавателем и выбранные самостоятельно источники информации с целью углубления полученных на уроке базовых знаний по изученной теме и подготовить тематические сообщения по одному из вопросов темы. Работа по поиску, систематизации, анализу и обобщению информации способствует развитию информационной компетентности студентов, расширению их кругозора, приобщению к специальной, справочной и технической литературе. На основе анализа изученного материала студентам предлагается подготовить презентацию результатов самостоятельной работы и краткий конспект с изложением ключевых позиций изученного вопроса для обмена материалами со студентами других микрогрупп. Составление конспекта по множественным источникам есть не что иное, как создание собственного текста на заданную тему (вторичного текста, метатекста). Этот вид деятельности весьма продуктивен, так как способствует развитию умения четко, логично и лаконично излагать свои мысли (монологическая письменная речь), структурировать содержание, подбирать соответствующие языковые средства, осваивать терминологическую лексику и свободно оперировать понятийным аппаратом темы. Понимание, что составленный микрогруппой конспект станет источником информации и средством углубления знаний по изученной теме для других студентов группы, повышает ответственность за результат самостоятельной работы, мотивирует обучающихся выполнить задание на хорошем уровне.
Выступление с подготовленным сообщение на учебном занятии развивает навыки самопрезентации, умения общаться с аудиторией, владеть вниманием слушателей. Эти умения и навыки широко востребованы в профессиональной среде специалистов среднего звена, ориентированных на руководство структурным подразделением. Еще в большей степени эти умения и навыки будут актуальны, если обучающийся продолжит обучение в учреждении высшего образования и будет в дальнейшем строить свою профессиональную карьеру, выполняя функции руководителя разного уровня.
Подготовка мультимедийной презентации для сопровождения своего выступления способствует развитию информационно-коммуникационных умений и навыков, владение которыми является элементом профессиональной культуры современного сварщика. В ходе учебного занятия активно применяются информационно-коммуникационные технологии обучения (мультимедийная презентация, видеоролики и др.).
Устный и индивидуальный блиц-опрос служит образовательным средством и ресурсом, который я часто использую в своей преподавательской деятельности. Студентам предлагается в рамках изученного материала сдать отчет путем индивидуального собеседования с преподавателем, безо всякой дополнительной подготовки: задаю студенту любой вопрос из тех, которые были рассмотрены во время аудиторных занятий, студент быстро на него отвечает, после чего получает новый вопрос. Количество вопросов не регламентируется, их может быть, например, и 3–5, и 10–20. Дело не в количестве заданных вопросов, а в степени освоенности студентом предложенного материала: если он на первые вопросы отвечает быстро, четко, не задумываясь и не «вспоминая, потому что сейчас забыл, т.к. очень волнуется», то как раз в этом и становится сразу «видно», насколько он потрудился выучить и запомнить то, что было необходимо. Важнейшим элементом познавательной и практической деятельности студента является ее рефлексивная оценка. В данной работе предлагаю применение эффективного метода рефлексивной оценки работы на занятии – метод незаконченного предложения.
Список использованных источников
1. Бельфор М.Г., Патон В.Е. Оборудование для дуговой и шлаковой сварки и наплавки. –М.: Высшая школа, 1974.
2. Методические рекомендации по выполнению курсового и дипломного проектирования (выбор сварочного оборудования фирмы «СЕЛМА»). – Д.: ДИПТ, 2004.
3. Прох Л.Ц., Шпаков Б.М., Яворская Н.М. Справочник по сварочному оборудованию. – Киев, Техника, 1983.
4. Фролова А.А. Шаг вперед, два шага назад: к вопросу об инновациях и традициях в образовательном процессе // Наука и школа. – 2015. – № 4. – С. 126–134.
5. Чвертко А.И., Патон В.Е., Тимченко В.А. Оборудование для механизированной дуговой ссоры и наплавки. – М.: Машиностроение, 1981.
6. Шебеко Л.П. Оборудование и технология автоматической и механизированной ссоры. – М.: Высшая школа, 1986.