Методическая разработка «Память бережно храним» (4–5 классы)

3
0
Материал опубликован 23 April 2020

Выполнила:

Мухаметзянова С.Р. педагог дополнительного образования

МАУДО г. Нижневартовска ЦДТ


Пояснительная записка.


"Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой..."


Методическая разработка «Память бережно храним» предназначена для проведения внеурочного мероприятия с участием детей и родителей, накануне наступающего праздника «День Победы - 9 мая». Мероприятие апробировано среди детей второго года обучения в возрасте 9-11 лет и входит в план воспитательной работы с обучающимися. Проведению встречи " Память бережно храним" предшествовали занятия по программе " Мир изобразительного искусства ", где обучающиеся познакомились с презентацией соответственно тематике, выполнили рисунки и оформили выставку.

К сожалению все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны, все меньше становится их свидетелей и участников Великой Отечественной войны, все меньше ветеранов. И молодежи порой уже трудно понять и разобраться: с каким страшным врагом сражался советский народ и какой ценой нашему Отечеству досталась Победа. Родители и дети мало знают о войне, не всегда с должным уважением относятся к символам этого праздника. Они не задумываются о значении георгиевской ленточки, о смысле Парада Победы, салюте в этот день и еще о многом. Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека. Таким образом, совместное мероприятие с родителями " Память бережно храним " позволяет определить конкретную образовательную ситуацию, для решения которой строится взаимодействие с родителями обучающихся, обращение к историческим корням создает почву для формирования гражданско-правовой компетентности,  отвечает задачам персонификации образования.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – актуальная проблема в условиях современной России и является одной из главных задач общества. Мероприятие разработано в соответствии с нормативно-правовыми документами в области патриотического воспитания школьников: Правительство Российской Федерации «Постановление от 30.12.2015 № 1493, Москва "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"), главные закон Российской Федерации - Конституция, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков. Стандарты второго поколения.  Москва «Просвещение» 2009. УДК.  «Стратегией развития образования ХМАО- Югры до 2020 года» одной из основных задач, стоящих перед образовательным учреждением, является «взаимодействие с семьей и активное вовлечение родителей в деятельность образовательного учреждения  для обеспечения полноценного развития обучающихся». Приоритетность в работе с родителями - формирование их первостепенной значимости в культуре семейных отношений и влиянии на эмоционально – личностное развитие обучающегося.

Сценарий внеурочного мероприятия " Память бережно храним"

Цель: укрепление семейных взаимоотношений посредством включения в совместную деятельность, содействовать патриотическому воспитанию личности.

Задачи:

-активизировать родителей и детей к совместному участию , тем самым выразить уважение к ветеранам, отдать дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта, все для Победы;

-развитие творческого мышления, внимания, памяти; формирование комплекса исполнительских умений и навыков.

-дать опыт личного проживания значимости этого события; приобрести опыт сбора и обработки информации; узнать о подвигах родных на фронтах Великой Отечественной войны, воспитание социально активной личности ребёнка через участие в мероприятии.

- добиться воспроизведения процесса складывания Георгиевской ленты по образцу и ее декорирование.

-воспитывать бережное отношение к семейной памяти, ценностям, которые являются источником нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.

-обеспечить взаимодействие между преподавателем и родителями в воспитании детей для решения в дальнейшем общих проблем обучения.

-продолжить знакомство обучающихся с историей возникновения акции "Георгиевская ленточка",возможностями декорирования символической броши из георгиевской ленты.

Жанр

Культурно массовое мероприятие с участием родителей.

Место проведения : кабинет №503 МАУДО г.Нижневартовска " ЦДТ"

Время проведения :90 минут

Характеристика участников : мероприятие разработано для обучающихся второго года обучения детского объединения " Юный художник" отдела декоративно- прикладного творчества (9-11 лет) и их родителей.

Оборудование: мультимедийное оборудование, видеоролик "История Георгиевской ленты", презентация " мастер - класс: " Символическая брошь из георгиевской ленты".

Оформление: плакат-девиз: «Память бережно храним», выставка рисунков на военную тематику.

Материалы и инструменты: Георгиевская лента, лента триколор, ножницы, клей " Кристалл", фурнитура " Голубь", основа для броши с фиксатором, клубок пряжи.

Предварительная работа: Родителям и детям подготовить рассказ о своих родственников - участниках Великой отечественной войны ,тружениках тыла и оформить эту информацию на листе в формате А 4 альбомной ориентации . Можно составить рассказ по анкете " О чем можно рассказать"(Приложение). Привлечь родителя для рассказа " История георгиевской ленты". Подготовить 4 детей (раздать стихотворения и текст). Подготовить материалы и инструменты для практической работы.


t1587637178aa.jpg


Педагог: Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети! Уже совсем скоро мы будем праздновать великий День Победы. День, когда закончилась война, одна из самых кровопролитных для нашей страны.

9 Мая - радостная, важная и одновременно трогательная дата.  За многие годы существования сложились определенные традиции празднования этой даты, которые передаются из поколения в поколение.

- Какие традиции праздника сохранились до наших дней?

Дети: Во всех городах проходят парад Победы, праздничный Салют, концерты, гражданско-патриотическая акция «Бессмертный полк»,вынос красного знамени, в последние годы одним из атрибутов праздника стала георгиевская ленточка.

Педагог: Люди нашей страны, готовясь к празднику «9 мая» ее пристегивают на грудь . Эта лента – символ. В наше время появилось большое количество разных вариантов изготовления брошей из Георгиевской ленты. (Демонстрация образцов). В память об участниках Великой отечественной войны, тружениках тыла мы выполним символическую брошь из Георгиевской ленты для того, чтобы одеть с гордостью ее на День Победы. Возможно кто - то из участников сегодняшнего мероприятия вручит ее ветеранам и жителям города.

Тема нашей встречи: «Память бережно храним».

Педагог: На нашей встрече присутствуют родители тех детей, кто в коллектив детского объединения " Юный художник" пришел недавно. Предлагаю познакомимся друг с другом поближе. Приглашаю всех встать в круг. Каждый из нас с помощью клубка ниток назовет свое имя, выскажет пожелания всем участникам нашего мероприятия. При этом необходимо передать клубок тому, кому бы Вы хотели, а второй кончик нитки держать в своих руках.(Педагог начинает с себя, показывая, как это необходимо сделать). Например: меня зовут Софья, желаю всем добра и теплого общения. В итоге у детей и родителей получается нечто напоминающее паутину. Педагог обращает на это внимание и говорит: "Посмотрите. какая красивая у нас получилась картина. Видите, все мы разные, но связаны невидимыми ниточками, которые помогают нам в жизни. Пусть эти ниточки никогда не обрываются между вами!

Участники мероприятия усаживаются на места.

Как вы думаете, уважаемые родители, почему ленту называют «Георгиевской»?

Родители: ответы...

Родитель: Георгиевская ленточка получила свое название от ордена Святого Георгия. Этот орден был учрежден в России в 1769 году. Он назван по имени святого Георгия, покровителя русского воинства. Святой Георгий-великомученик. Он был замучен и убит врагами христианства - язычниками. За мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности святого Георгия называют еще Победоносцем. Святой Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змея. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия.

Педагог: Большое спасибо Вам.

Что означают цвета георгиевской ленты?

Участники мероприятия: Черный - это цвет порохового дыма, оранжевый - цвет огня.

1 обучающийся:
Георгиевская лента – и порох, и огонь,
И горечь слёз, и радость Дня Победы.
Не просто гордый символ, а шёлковый погон,
За добрый мир, что нам добыли деды.

2 обучающийся:

 Георгиевская лента – как выживший цветок,
Что видел злом загубленное детство,
Сожжённые селенья, руин смертельный смог...
Не просто символ – памяти наследство.

3 обучающийся:

Георгиевская лента – и порох, и огонь –
И скорбь души, и солнце жизни новой.
Узор двухцветных линий – истории ладонь,
Судьбы орнамент... Памятное слово.

Педагог: Судьба и в целом жизнь каждой семьи изменилось безвозвратно в 4 часа утра 22 июня 1941 года Каждую семью в нашей стране война накрыла своим черным крылом. Наша страна победила, благодаря  семьям наших дедов и прадедов. Расскажите пожалуйста об истории и судьбах ваших родственников в те далекие военные годы.

Участники мероприятия (родители и дети): (Рассказы участников мероприятия о своей семье и о родственниках, чьи судьбы коснулась Великая Отечественная война).

(Каждая семья вкладывает после выступления оформленные альбомные листы с информацией о родственниках в альбом " Память бережно храним".

Педагог : У нас получился вот такой замечательный семейный альбом " Память бережно храним ". Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…" - эти слова из песни для нас, россиян, не пустой звук, не просто слова.

4 обучающийся: Если война коснулась твоей семьи .

Если ты знаешь, какой ценой досталась нам Победа

Если ты гордишься своей историей, своей страной,

своей семьей.

Если ты помнишь...

" Георгиевскую ленточку" символом твоей памяти - прикрепи на лацкан одежды. Так прозвучал призыв патриотической акции " Георгиевская ленточка", которая прошла в 2005 году, в год 60-летия Победы.

1 обучающийся: Акция была задумана  РИА Новости и "Студенческой общиной", родилась стихийно, став продолжением образовательного и исторического проекта "Наша Победа и с каждым годом становится все масштабнее.

2 обучающийся: Акция проходит под лозунгами: «Победа деда — моя Победа», «Повяжи. Если помнишь!», «Я помню! Я горжусь!», «Мы — наследники Великой Победы!», «Спасибо деду за победу!»

Педагог: Давайте вместе посмотрим небольшой видеоролик "История Георгиевской ленты" . ( Демонстрация видеоролика)

3 обучающийся :

Майский день красив необычайно –

День Победы празднует страна!

Может это вовсе не случайно –

Что весной закончилась война?

4 обучающийся:

Неслучайно в этот день чудесный,

В память о героях давних лет, –

Распустились нынче повсеместно

Лепестки георгиевских лент.

Педагог: Лепестки георгиевской ленты сегодня мы путем складывания оформим на нашей праздничной броши. Надевая её в День Победы, человек выражает огромную благодарность ветеранам Великой Отечественной войны за спасение от фашистов и избавление родной земли от немецких захватчиков. Георгиевская лента-это символ нашей памяти о ветеранах, участниках войны, всех тех, кто воевал, отдал жизнь на поле боя во время Великой Отечественной войны.  ПппПепопоаплщавыочз0кш9уы к

Техника безопасности перед работой:


Подготовить материалы и инструменты, которые понадобятся на мастер-класс. Разместить их на столе так, чтобы они всегда были под рукой, но не мешали работать. Ножницы можно передавать держась за сомкнутые лезвия, кольцами вперед. Если временно не работаете с ножницами, то следует отложить их на стол острыми краями от себя, обязательно с сомкнутыми лезвиями.

t1587637178ab.jpg

1. Отрезаем георгиевскую ленту 30 см.

2.Формируем концы отрезка, как показано на рисунке.

3. Складываем отрезок ленты в виде петли.

4.Ленту «триколор» (шириной 25мм.) отрезаем 25 см.

5. В месте наложения одной стороны георгиевской ленты на другую наносим клей.

6. Край ленты «триколор» приклеиваем.

7.Также в левой стороне нашей работы выше на 2, 5 см наносим клей.

t1587637178ac.jpg

8. Приклеиваем другой край ленты «триколор».

9.Формируем складки.

10. Закрепляем складки с помощью клея.

11.Отрезаем ленту «триколор»( ширина 10 мм) 21 см.

t1587637178ad.jpg


12.Сгибаем ленту пополам.

13.Наносим клей точечно, как показано на рисунке.

14.Приклеиваем ленту.

15. Наносим клей и приклеиваем голубя.

В итоге у нас получилась символичная брошь! Все участники одевают брошь и встают вместе для совместного фото.

Педагог: Если Вы хотите разместить ленточку на одежде, то оптимальные места для этого: в верхней части туловища, с левой стороны, ближе к сердцу. Не рекомендуется размещать: на головном уборе, рукавах одежды ниже локтевого сустава, на обуви, ниже пояса, на сумках, чемоданах.

Подведение итогов мероприятия.

Рефлексия. педагог: 

Дорогие ребята, гости, наш вечер подходит к концу, хочется, чтобы вы поделились своими впечатлениями о сегодняшнем вечере. Что взволновало вас, что тронуло. Что нового и полезного вы узнали на нашей встрече? Возможно, кто-то хочет сказать какие-то очень важные слова своим близким: дети – родителям, родители – детям. Вам представляется такая возможность. (Обмен впечатлениями, открытый микрофон).

Анкеты для родителей.

Анкета

для участников мероприятия

по теме: «Память бережно храним».



Понравилось ли Вам мероприятие?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

В чем польза данного мероприятия именно для Вас?

Совместное времяпровождение с ребенком

Раскрытие личностных качеств своего ребенка

В процессе подготовки к мероприятию узнали о подвигах наших родных на фронтах Великой Отечественной войны.

Получили положительные эмоции в результате совместной творческой деятельности.

Узнали приёмы и секреты изготовления броши из георгиевской ленты, историю этого символа, и о том, с какими Советскими наградами он использовался.

Ваши пожелания организатору мероприятия?

___________________________________________________________________

Мы учтем Ваши пожелания и предложения. Большое спасибо!

Выводы:

Я считаю, что данное мероприятие помогло спроектировать и создать ситуацию, развивающую эмоционально-ценностную сферу детей и их родителей, а также обеспечить обратную связь с родителями и обучающимися. В процессе подготовки и проведению мероприятия мною использовались различные методы обучения: исследовательские, словесные, наглядные, практические, репродуктивные.

На мероприятии была создана доверительная атмосфера , что положительно отразилась в ходе выступлений каждой семьи , совместная творческая деятельность добавила положительные эмоции и радостное настроение накануне праздника. Таким образом, поставленная цель была достигнута, использованные методы и формы были оптимальными и эффективными. В ходе опроса детей и родителей об удовлетворенности участия в совместной деятельности, были получены положительные ответы и желания на участие в подобного рода мероприятиях.


Приложение

Анкета "О чем можно рассказать":

Фамилия, имя, отчество прадедушки или прабабушки и.т.п.

Год  и место рождения.

Кто были его родители?

Где он жил, учился, работал?

Сколько человек было в его семье, их имена, род занятий?

Как сложилась его жизнь, какие испытания выпали на его долю?

Какие значительные события произошли в его жизни?

Чем он славился?

Рассказать об одном или двух эпизодах из его жизни.


Источники:

1. http://sheremetvera.ru/news/fotografija_iz_semejnogo_alboma/2012-01-04-196

2 https://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post125993492.

3.http://www.adsl.kirov.ru/projects/articles/2012/05/06/georgievskaya_lentochka_2012/

4. https://infourok.ru/zanyatie-s-elementami-treninga-klubok-1534907.html

5. https://base.garant.ru/199483/

6.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2018/11/19/vospitatelnoe-meropriyatie-dlya-nachalnoy-shkoly

7. Постановление от 30.12. 2015 № 1493 О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf

8. Главные закон Российской Федерации - Конституция http://constitution.kremlin.ru/

9. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков. Стандарты второго поколения.  Москва «Просвещение» 2009. УДК. http://schoo1.ru/fgos/koncepcija_dukhovno-nravstv-vospitanija.pdf





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.