Классный час в 3 классе «Любым невзгодам вопреки ты дружбу бережно всегда храни»

10
3
Материал опубликован 15 March 2017 в группе

 Классный час

«Любым невзгодам вопреки
Ты дружбу бережно всегда храни»

 


 


 

Кузьменко Лариса Павловна

МБОУ лицей №4

г. Данков Липецкой области

Цель: формирование понимания ценности дружбы, закрепление знаний детей о положительных и отрицательных качествах характера человека.

Задачи:

Обучающая: расширять представление о настоящих друзьях и настоящей дружбе;

Развивающая: формировать у учащихся чувство милосердия, сострадания к ближнему, умение сопереживать как слагаемых внутренней красоты человека;

Воспитывающая: воспитывать нравственные качества (умение дружить, беречь дружбу) и доброжелательные отношения в коллективе сверстников, воспитывать коллективизм, взаимовыручку.

Формирование УУД:

Познавательные УУД: извлекать и представлять информацию в разных формах; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты.

Личностные УУД: ценить и принимать общепринятые ценности: забота, сострадание, милосердие; формирование нравственных и этических ценностей гражданина России.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание; использовать при выполнении задания различные средства; осознавать способы и действия, приведшие к успеху.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого.

Дидактическое обеспечение: компьютер, видеопроектор, презентация, раздаточные материалы для работы групп

 

Ход занятия

«Мои ожидания»
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

- Что вы ожидаете от сегодняшнего классного часа? (ответы детей) Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока.

Введение в тему

Ситуация «яркого пятна» (Яркое пятно» - настоящие друзья - выделено красным цветом)

- Чтобы определить тему нашего внеклассного занятия, предлагаю вам прослушать стихотворение и закончить его хором.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий от нас всех таящее.

И любая беда - не беда.

Если рядом друзья настоящие. (Слайд 1)

Учитель: Добро и зло… Любовь и дружба… За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней.

Говорить мы будем с вами об актуальных для нынешнего времени проблемах духовности и нравственности: об умении дружить, сострадать, об ответственности за свои поступки. 

Подводящий диалог

- А кто такие настоящие друзья?

- Для чего они нужны людям?

- Как рождается настоящая дружба?

- Существуют ли обязательства в дружбе?

Вывод: дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов (Слайд 2)

- А что такое доверие? Как вы это понимаете?

- Что значит доверять?

«Доверие» произошло от слова «вера». Доверять – значит верить, быть уверенным в поступках друга, а друг, в свою очередь, должен верить вам.

Тема нашего классного часа: «Любым невзгодам вопреки
Ты дружбу бережно всегда храни»
(Слайд 3)

4. «Зачем дружба нужна людям?» Создание проблемной ситуации

Игровое упражнение «Займи свое место».

Ученики делятся на 4 команды - берут не глядя 1 карточку с изображением солнышка, бабочки, цветка, сердца. Одному ученику достаётся рисунок грозовой тучи.

Учитель дает задание детям: занять место за соответствующим столом.

Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один, без друзей?»

- Как должны поступить вы, его одноклассники? (ответы детей: пригласить его в свою команду).

Ученик занимает место в одной из команд.

5. Корзина качеств настоящего друга (Слайд 4)

- А какого друга вы хотели бы видеть рядом с собой? (ответы детей)

- На ваших столах лежат карточки, на которых перечислены качества, свойственные другу и, напротив, мешающие дружеским отношениям. Ваша задача разложить их в 2 корзины: «Мой друг должен быть…» и «мусорная корзина».

- добрый - отзывчивый

- чёрствый - искренний

- лицемерный - ответственный

-лживый - сердобольный

- честный - общительный

- красивый - здоровый

Проблемная ситуация:

- Естественно, что никому из нас не хочется видеть рядом с собой людей черствых и лживых. Но почему команда «….» карточки со словами «красивый» и «здоровый» отправила в «мусорную корзину»? Разве вам не хочется иметь рядом красивого, здорового, сильного друга?

Ответы детей: Красив не тот, кто красив лицом или телом, а тот, кто честен, кто никогда не бросит в беде, кто не подведет и не предаст, несмотря ни на какие обстоятельства.

Учитель: В понятие «красота» входит, прежде всего, внутреннее, душевное содержание человека, его красивая душа. Внешняя непривлекательность не мешает творить добро. Не может быть красивым тот, в чьем сердце живет злоба, жестокость, зависть, подлость, лицемерие. И наоборот, даже самый скромный, неприметный человек, не обладающий от природы идеальной красотой или страдающий недугом, но наделенный красотой душевной, без сомнения, прекрасен, и может стать для вас верным надежным другом.

Слушание и обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Мальчик с больным сердцем».

Василий Сухомлинский

Мальчик с больным сердцем

В нашей школе учится мальчик Тарасик. У него больное сердце, ему нельзя быстро ходить. Как только он заспешит, так сразу же задыхается.

В воскресенье дети решили пойти в лес. И Тарасику хочется вместе со всеми.

Рано утром собрались дети на школьном дворе. Тарасик тоже пришел. Он принес сумку с едой и термос с водой. Ребята забрали у него сумку, и все пошли в лес.

Шли очень медленно, чтобы Тарасик не выбился из сил.

Петрику хотелось идти быстрее. Олегу тоже. Когда они ушли вперед, все закричали:

А вы забыли, что с нами Тарасик?

Мальчики остановились и стояли, пока товарищи их догнали.

Самая красивая дружба тогда, когда счастлив и тот, у кого горе.

- В каких словах заключена главный мысль этого рассказа? Как вы их понимаете?

Ответы детей: «Самая красивая дружба тогда, когда счастлив и тот, у кого горе».

Самая красивая дружба тогда, когда счастлив и тот, у кого горе.

(Слайд 5)

Просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=ocBh9bgph_g (Слайд 6)

Учитель: Люди с ограниченными возможностями наделены способностью сопереживать чужую боль и радость, как свою собственную, они лишены чувства зависти и злобы, умеют дружить и ценить дружбу. В современном обществе к таким людям отношение изменилось в лучшую сторону. Надеюсь, что ваши сердца всегда будут открыты для дружбы и общения с такими людьми.

Не допускайте в свое сердце злобу, жестокость и коварство. Пусть там живут любовь, бескорыстие и великодушие.

Игра-практикум «Исключение»

Учитель: У вас на столах лежат «кирпичики» - черты характера. Сейчас мы начнем «строить» свой характер. Что мы положим в его основу, чтобы фундамент был прочным? (Любовь) Почему любовь?

Ответы детей: Любовь нужна всем: и людям, и животным, и природе. Только любовь может сохранить жизнь на нашей планете.

- Какие «кирпичики» вы взяли для строительства стен?

Ответы детей: человеколюбие, доброта, искренность, чуткость, дружелюбие, забота. (Слайд 7)

Учитель: А какие «кирпичики» остались? (Злость, зависть, обидчивость) Почему?

- Я согласна с вами, эти качества делают нашу жизнь безрадостной.

7. «Хорошо-плохо» (работа над стихотворением С.Погорельского)

- Но, к сожалению, ребята, иногда даже между самыми сердечными друзьями происходят ссоры. Как вы думаете, из-за чего?

- А как можно помириться? (варианты ответов детей)

- Послушайте стихотворение С,Погорельского о том, как поссорились лучшие друзья.

Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я молча слёзы проглотил.

Пришёл домой, захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

А я-то в дружбу нашу верил!...

Но больше дружбе не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья,

На теплоход один проситься:

Матросом - ты. Матросом - я!

Хотели вместе плыть по свету

Поплавать вдоль и поперёк…

Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!

Такую дружбу не сберёг!

Учитель: Как вы считаете, ребята больше никогда не помирятся? (ответы детей)

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!..

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька — так несмело

Вошел с поникшей толовой: —

Прости уж! Сердишься?.. За дело!

Беда, горячий я какой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: — Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придешь!

- Кто виноват в ссоре между друзьями? Как вы оцениваете поступок Кольки?

- Колька пришел к другу мириться, потому что он:

1) сильный; 2) слабый; 3) трусливый; 4) очень дорожил дружбой. (Слайд 8)

- Мне интересно ваше мнение: останутся ли эти мальчики друзьями? (ответы детей) Почему вы так думаете? (Один нашел в себе мужество попросить прощение за плохой поступок, другой его простил)

8. «Я начну, а ты продолжи»

- Я называю начало пословиц и поговорок о дружбе, а вы должны их продолжить.

Учитель: Человек без друзей, что дерево ...

Ученики: без корней. (Слайд 9)

Учитель: Друга ищи, а найдешь - ...

Ученики: береги. (Слайд 10)

Учитель: Дерево живет корнями, а человек ...

Ученики: друзьями. (Слайд 11)

Учитель: Дружба не гриб, в лесу ...

Ученики: не найдешь. (Слайд 12)

Учитель: Дружба, как стекло, разобьёшь - …

Ученики: не сложишь. (Слайд 13)

Учитель: Не имей сто рублей, а имей ...

Ученики: сто друзей. (Слайд 14) 

- Но вы всегда должны помнить о том, что дружба не должна нарушать свободу и выбор вашего друга. Иначе получится, как в юмористическом монологе «Как избавиться от друга».

Как избавиться от друга

Юмористический монолог

Я никак не могу от него избавиться. Он со мной дружит, он меня уважает и обожает. Он звонит рано утром и хочет узнать, что я буду сегодня делать. Ночью я вздрагиваю от его звонка: «А что ты думаешь об игре нашей сборной по футболу?» И потом я целый час сквозь дрёму выслушиваю его замечания о левом крайнем. Иногда вставляю «да», «конечно», «в самом деле?» – это чтобы он не обиделся. Он звонит и в обед, чтобы сказать, что не сможет встретиться со мной после работы – это чтобы я не обиделся.

Выходя в городе из автобуса, я, как шпион, сначала осторожно оглядываю окрестности. Не мелькнёт ли где-нибудь его сутулый силуэт. Вздохнув спокойно, начинаю осторожно продвигаться в нужную сторону. Но он хлопает меня сзади по плечу и восторженно кричит: «Привет! Наконец-то встретились, что думаешь о реформе?»

Я сменил номер телефона, и даже сам телефон, и неделю жил спокойно. Но он приложил столько усилий, чтобы узнать мой номер, что мог бы получить Нобелевскую премию. И в конце недели я опять услышал его радостный голос: «Ты что, телефон сменил?» Определитель номера, чёрный и белый список не помогали.

Я вообще отказался от телефона. Это оказалось ещё хуже, он сменил квартиру и поселился рядом на площадке. По вечерам раздаётся звонок в дверь, и вот уже я вынужден высказываться о войне на Ближнем востоке. Даже переезд в другой город принёс облегчение только на полгода. А потом его бархатный голос и дружеская улыбка опять были неотъемлемыми атрибутами моей жизни.

Сейчас передо мной два варианта: или убить его (но сидеть неохота), или на ракете улететь в космос. Выбрал второй вариант – улететь. Говорят, надо заплатить 20 миллионов долларов. Понемногу собираю, уже отложил 100 рублей. Помогите, кто может, жертве бескорыстной дружбы.

- Как вы считаете, почему герой рассказа захотел избавиться от друга?

- Какую ошибку допустил друг?

Вывод: Дружба предполагает взаимную помощь. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны. Но при этом каждый из друзей имеет право на свою личную жизнь. Нарушая её, вы можете разрушить дружбу и потерять друзей.

9. Подведение итогов занятия

- Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать? (ответы детей)

Оглянитесь вокруг: рядом с вами одноклассники, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по целям, мечтам, увлечениям.

А если у вас уже есть настоящий и преданный друг, сделайте так, чтобы ему было хорошо рядом с вами. И умейте отличать настоящую, искреннюю дружбу от мнимой.

Я желаю каждому из вас найти в жизни настоящих верных друзей. А если они уже есть, то суметь пронести эту дружбу через всю жизнь.

10. Эмоциональная рефлексия. Благодарственное слово учителя.

- Если вам было интересно на уроке, вы добавили в свой характер еще хотя бы один кирпичик положительных качеств, вместе с героями произведений сумели найти верный выход из сложных ситуаций, то наш урок прошел не зря. Я благодарю вас за активную работу и полные, развернутые ответы и рассуждения на столь важную для каждого из нас тему.

Акрослово

Д - доверие

Р - радость

У - улыбка

Ж - жизнелюбие

Б – близкие отношения

А - актуальность


Литература

Лунина Е.И., Щепурева Н.С. Классное руководство.– Ростов на Дону: Феникс,2002.

Смид З. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: Генезис, 1999.

Солдадова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими. – М.: Генезис, 2000.

Подросток на перекрестке эпох/ Под ред. Кривцовой. – М.:Генезис,1997.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М.: Генезис, 1998.

Лабиринты психологии/ Под ред. С.В. Трушковой – М.: Изд. отдел УНЦ, ДОМГУ, 1996.

Сартан Г.И. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: ТЦ “Сфера”, 1998.


Интернет-ресурсы

https://www.youtube.com/watch?v=ocBh9bgph_g

http://pedsovet.su/load/243-1-0-28789

http://www.uroki.net/scenar.htm

http://o-druzhbe.ru/stihi_o_druzhbe.php?nr=103

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная тема и замечательная разработка классного часа. Большое спасибо!

15 March 2017

Большое спасибо Вам, Оксана Геннадьевна, за оценку моего труда.

16 March 2017

Благодарю за материал!

15 August 2018