12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лариса Павловна43
Учитель начальных классов. Стаж работы 30 лет, категория высшая.
Россия, Липецкая обл., Данков

 Классный час

«Любым невзгодам вопреки
Ты дружбу бережно всегда храни»

 


 


 

Кузьменко Лариса Павловна

МБОУ лицей №4

г. Данков Липецкой области

Цель: формирование понимания ценности дружбы, закрепление знаний детей о положительных и отрицательных качествах характера человека.

Задачи:

Обучающая: расширять представление о настоящих друзьях и настоящей дружбе;

Развивающая: формировать у учащихся чувство милосердия, сострадания к ближнему, умение сопереживать как слагаемых внутренней красоты человека;

Воспитывающая: воспитывать нравственные качества (умение дружить, беречь дружбу) и доброжелательные отношения в коллективе сверстников, воспитывать коллективизм, взаимовыручку.

Формирование УУД:

Познавательные УУД: извлекать и представлять информацию в разных формах; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты.

Личностные УУД: ценить и принимать общепринятые ценности: забота, сострадание, милосердие; формирование нравственных и этических ценностей гражданина России.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание; использовать при выполнении задания различные средства; осознавать способы и действия, приведшие к успеху.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого.

Дидактическое обеспечение: компьютер, видеопроектор, презентация, раздаточные материалы для работы групп

 

Ход занятия

«Мои ожидания»
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

- Что вы ожидаете от сегодняшнего классного часа? (ответы детей) Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока.

Введение в тему

Ситуация «яркого пятна» (Яркое пятно» - настоящие друзья - выделено красным цветом)

- Чтобы определить тему нашего внеклассного занятия, предлагаю вам прослушать стихотворение и закончить его хором.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий от нас всех таящее.

И любая беда - не беда.

Если рядом друзья настоящие. (Слайд 1)

Учитель: Добро и зло… Любовь и дружба… За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней.

Говорить мы будем с вами об актуальных для нынешнего времени проблемах духовности и нравственности: об умении дружить, сострадать, об ответственности за свои поступки. 

Подводящий диалог

- А кто такие настоящие друзья?

- Для чего они нужны людям?

- Как рождается настоящая дружба?

- Существуют ли обязательства в дружбе?

Вывод: дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов (Слайд 2)

- А что такое доверие? Как вы это понимаете?

- Что значит доверять?

«Доверие» произошло от слова «вера». Доверять – значит верить, быть уверенным в поступках друга, а друг, в свою очередь, должен верить вам.

Тема нашего классного часа: «Любым невзгодам вопреки
Ты дружбу бережно всегда храни»
(Слайд 3)

4. «Зачем дружба нужна людям?» Создание проблемной ситуации

Игровое упражнение «Займи свое место».

Ученики делятся на 4 команды - берут не глядя 1 карточку с изображением солнышка, бабочки, цветка, сердца. Одному ученику достаётся рисунок грозовой тучи.

Учитель дает задание детям: занять место за соответствующим столом.

Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один, без друзей?»

- Как должны поступить вы, его одноклассники? (ответы детей: пригласить его в свою команду).

Ученик занимает место в одной из команд.

5. Корзина качеств настоящего друга (Слайд 4)

- А какого друга вы хотели бы видеть рядом с собой? (ответы детей)

- На ваших столах лежат карточки, на которых перечислены качества, свойственные другу и, напротив, мешающие дружеским отношениям. Ваша задача разложить их в 2 корзины: «Мой друг должен быть…» и «мусорная корзина».

- добрый - отзывчивый

- чёрствый - искренний

- лицемерный - ответственный

-лживый - сердобольный

- честный - общительный

- красивый - здоровый

Проблемная ситуация:

- Естественно, что никому из нас не хочется видеть рядом с собой людей черствых и лживых. Но почему команда «….» карточки со словами «красивый» и «здоровый» отправила в «мусорную корзину»? Разве вам не хочется иметь рядом красивого, здорового, сильного друга?

Ответы детей: Красив не тот, кто красив лицом или телом, а тот, кто честен, кто никогда не бросит в беде, кто не подведет и не предаст, несмотря ни на какие обстоятельства.

Учитель: В понятие «красота» входит, прежде всего, внутреннее, душевное содержание человека, его красивая душа. Внешняя непривлекательность не мешает творить добро. Не может быть красивым тот, в чьем сердце живет злоба, жестокость, зависть, подлость, лицемерие. И наоборот, даже самый скромный, неприметный человек, не обладающий от природы идеальной красотой или страдающий недугом, но наделенный красотой душевной, без сомнения, прекрасен, и может стать для вас верным надежным другом.

Слушание и обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Мальчик с больным сердцем».

Василий Сухомлинский

Мальчик с больным сердцем

В нашей школе учится мальчик Тарасик. У него больное сердце, ему нельзя быстро ходить. Как только он заспешит, так сразу же задыхается.

В воскресенье дети решили пойти в лес. И Тарасику хочется вместе со всеми.

Рано утром собрались дети на школьном дворе. Тарасик тоже пришел. Он принес сумку с едой и термос с водой. Ребята забрали у него сумку, и все пошли в лес.

Шли очень медленно, чтобы Тарасик не выбился из сил.

Петрику хотелось идти быстрее. Олегу тоже. Когда они ушли вперед, все закричали:

А вы забыли, что с нами Тарасик?

Мальчики остановились и стояли, пока товарищи их догнали.

Самая красивая дружба тогда, когда счастлив и тот, у кого горе.

- В каких словах заключена главный мысль этого рассказа? Как вы их понимаете?

Ответы детей: «Самая красивая дружба тогда, когда счастлив и тот, у кого горе».

Самая красивая дружба тогда, когда счастлив и тот, у кого горе.

(Слайд 5)

Просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=ocBh9bgph_g (Слайд 6)

Учитель: Люди с ограниченными возможностями наделены способностью сопереживать чужую боль и радость, как свою собственную, они лишены чувства зависти и злобы, умеют дружить и ценить дружбу. В современном обществе к таким людям отношение изменилось в лучшую сторону. Надеюсь, что ваши сердца всегда будут открыты для дружбы и общения с такими людьми.

Не допускайте в свое сердце злобу, жестокость и коварство. Пусть там живут любовь, бескорыстие и великодушие.

Игра-практикум «Исключение»

Учитель: У вас на столах лежат «кирпичики» - черты характера. Сейчас мы начнем «строить» свой характер. Что мы положим в его основу, чтобы фундамент был прочным? (Любовь) Почему любовь?

Ответы детей: Любовь нужна всем: и людям, и животным, и природе. Только любовь может сохранить жизнь на нашей планете.

- Какие «кирпичики» вы взяли для строительства стен?

Ответы детей: человеколюбие, доброта, искренность, чуткость, дружелюбие, забота. (Слайд 7)

Учитель: А какие «кирпичики» остались? (Злость, зависть, обидчивость) Почему?

- Я согласна с вами, эти качества делают нашу жизнь безрадостной.

7. «Хорошо-плохо» (работа над стихотворением С.Погорельского)

- Но, к сожалению, ребята, иногда даже между самыми сердечными друзьями происходят ссоры. Как вы думаете, из-за чего?

- А как можно помириться? (варианты ответов детей)

- Послушайте стихотворение С,Погорельского о том, как поссорились лучшие друзья.

Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я молча слёзы проглотил.

Пришёл домой, захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

А я-то в дружбу нашу верил!...

Но больше дружбе не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья,

На теплоход один проситься:

Матросом - ты. Матросом - я!

Хотели вместе плыть по свету

Поплавать вдоль и поперёк…

Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!

Такую дружбу не сберёг!

Учитель: Как вы считаете, ребята больше никогда не помирятся? (ответы детей)

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!..

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька — так несмело

Вошел с поникшей толовой: —

Прости уж! Сердишься?.. За дело!

Беда, горячий я какой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: — Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придешь!

- Кто виноват в ссоре между друзьями? Как вы оцениваете поступок Кольки?

- Колька пришел к другу мириться, потому что он:

1) сильный; 2) слабый; 3) трусливый; 4) очень дорожил дружбой. (Слайд 8)

- Мне интересно ваше мнение: останутся ли эти мальчики друзьями? (ответы детей) Почему вы так думаете? (Один нашел в себе мужество попросить прощение за плохой поступок, другой его простил)

8. «Я начну, а ты продолжи»

- Я называю начало пословиц и поговорок о дружбе, а вы должны их продолжить.

Учитель: Человек без друзей, что дерево ...

Ученики: без корней. (Слайд 9)

Учитель: Друга ищи, а найдешь - ...

Ученики: береги. (Слайд 10)

Учитель: Дерево живет корнями, а человек ...

Ученики: друзьями. (Слайд 11)

Учитель: Дружба не гриб, в лесу ...

Ученики: не найдешь. (Слайд 12)

Учитель: Дружба, как стекло, разобьёшь - …

Ученики: не сложишь. (Слайд 13)

Учитель: Не имей сто рублей, а имей ...

Ученики: сто друзей. (Слайд 14) 

- Но вы всегда должны помнить о том, что дружба не должна нарушать свободу и выбор вашего друга. Иначе получится, как в юмористическом монологе «Как избавиться от друга».

Как избавиться от друга

Юмористический монолог

Я никак не могу от него избавиться. Он со мной дружит, он меня уважает и обожает. Он звонит рано утром и хочет узнать, что я буду сегодня делать. Ночью я вздрагиваю от его звонка: «А что ты думаешь об игре нашей сборной по футболу?» И потом я целый час сквозь дрёму выслушиваю его замечания о левом крайнем. Иногда вставляю «да», «конечно», «в самом деле?» – это чтобы он не обиделся. Он звонит и в обед, чтобы сказать, что не сможет встретиться со мной после работы – это чтобы я не обиделся.

Выходя в городе из автобуса, я, как шпион, сначала осторожно оглядываю окрестности. Не мелькнёт ли где-нибудь его сутулый силуэт. Вздохнув спокойно, начинаю осторожно продвигаться в нужную сторону. Но он хлопает меня сзади по плечу и восторженно кричит: «Привет! Наконец-то встретились, что думаешь о реформе?»

Я сменил номер телефона, и даже сам телефон, и неделю жил спокойно. Но он приложил столько усилий, чтобы узнать мой номер, что мог бы получить Нобелевскую премию. И в конце недели я опять услышал его радостный голос: «Ты что, телефон сменил?» Определитель номера, чёрный и белый список не помогали.

Я вообще отказался от телефона. Это оказалось ещё хуже, он сменил квартиру и поселился рядом на площадке. По вечерам раздаётся звонок в дверь, и вот уже я вынужден высказываться о войне на Ближнем востоке. Даже переезд в другой город принёс облегчение только на полгода. А потом его бархатный голос и дружеская улыбка опять были неотъемлемыми атрибутами моей жизни.

Сейчас передо мной два варианта: или убить его (но сидеть неохота), или на ракете улететь в космос. Выбрал второй вариант – улететь. Говорят, надо заплатить 20 миллионов долларов. Понемногу собираю, уже отложил 100 рублей. Помогите, кто может, жертве бескорыстной дружбы.

- Как вы считаете, почему герой рассказа захотел избавиться от друга?

- Какую ошибку допустил друг?

Вывод: Дружба предполагает взаимную помощь. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны. Но при этом каждый из друзей имеет право на свою личную жизнь. Нарушая её, вы можете разрушить дружбу и потерять друзей.

9. Подведение итогов занятия

- Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать? (ответы детей)

Оглянитесь вокруг: рядом с вами одноклассники, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по целям, мечтам, увлечениям.

А если у вас уже есть настоящий и преданный друг, сделайте так, чтобы ему было хорошо рядом с вами. И умейте отличать настоящую, искреннюю дружбу от мнимой.

Я желаю каждому из вас найти в жизни настоящих верных друзей. А если они уже есть, то суметь пронести эту дружбу через всю жизнь.

10. Эмоциональная рефлексия. Благодарственное слово учителя.

- Если вам было интересно на уроке, вы добавили в свой характер еще хотя бы один кирпичик положительных качеств, вместе с героями произведений сумели найти верный выход из сложных ситуаций, то наш урок прошел не зря. Я благодарю вас за активную работу и полные, развернутые ответы и рассуждения на столь важную для каждого из нас тему.

Акрослово

Д - доверие

Р - радость

У - улыбка

Ж - жизнелюбие

Б – близкие отношения

А - актуальность


Литература

Лунина Е.И., Щепурева Н.С. Классное руководство.– Ростов на Дону: Феникс,2002.

Смид З. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: Генезис, 1999.

Солдадова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими. – М.: Генезис, 2000.

Подросток на перекрестке эпох/ Под ред. Кривцовой. – М.:Генезис,1997.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М.: Генезис, 1998.

Лабиринты психологии/ Под ред. С.В. Трушковой – М.: Изд. отдел УНЦ, ДОМГУ, 1996.

Сартан Г.И. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: ТЦ “Сфера”, 1998.


Интернет-ресурсы

https://www.youtube.com/watch?v=ocBh9bgph_g

http://pedsovet.su/load/243-1-0-28789

http://www.uroki.net/scenar.htm

http://o- druzhbe.ru/stihi_o_druzhbe.php ?nr=103

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские дистанционные конкурсы для учащихся»


Комментарии (3)

Ильина Оксана Геннадьевна, 15.03.17 в 19:21 0Ответить Пожаловаться
Интересная тема и замечательная разработка классного часа. Большое спасибо!
Лариса Павловна, 16.03.17 в 22:01 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо Вам, Оксана Геннадьевна, за оценку моего труда.
Кияйкина Наталья Федоровна, 15.08.18 в 16:07 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.