12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Ивановна Ножнина81
Преподаватель рисунка, живописи,композиции. Работаю в "ДХШ№2" города Ангарска.Пишу стихи,состою в молодежной организации "Азарт" при доме литераторов города Иркутска. Создаю авторских кукол из полимерной глины, паперклея и папье.Люблю природу и животных.
Россия, Иркутская обл., Ангарск
8

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Плана-конспекта занятия для учащихся 10-11 лет в 1-ом классе детской художественной школы. «Введение ленточного орнамента в декоративный натюрморт»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа №2»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Плана-конспекта  занятия

для учащихся 10-11 лет в 1-ом классе детской художественной школы.

«Введение ленточного орнамента в декоративный натюрморт»

Автор-разработчик: Ножнина М.И.

Преподаватель высшей категории

МБУ ДО « ДХШ №2»

           




Ангарск 2017 г.

Содержание



Пояснительная записка. .…………………………………………..……….………………....3

Краткая история развития натюрморта как жанра живописи.……………..3

Натюрморт и его особенности……………………………………………………………….6

Виды натюрморта……………………………………………………………………………………6

Декоративный натюрморт……………………………………………………………………...7

Орнамент…………………………………………………………………………………………………8

История возникновения орнамента……………………………………………………..10

Виды и типы орнамента………………………………………………………………………...11

Заключение…………………………………………………………………………………………….17

Правила составления натюрморта………………………………………………………..17

Задание для детей…………………………………………………………………………………19

Тема урока………………………………………………………………………………………………19

Ход урока…………………………………………………………………………………………………20

Практическое задание……………………………………………………………………………25

Практическая работа учащихся………………………………………………………………27

Список литературы………………………………………………………………………………….29

Приложение. Детские работы………………………………………………………………..30





Пояснительная записка.

Чувство прекрасного у человека развивается и воспитывается с детства: общение с природой, книгами, в семье, в школе. А знакомство с изобразительным искусством, с основами изобразительной грамоты начинается в ДХШ. Развитие художественно-творческих способностей, фантазии, воображения. Приобщая к искусству развивается не только духовно-нравственная , но и творчески мыслящая личность.


Актуальность. Сегодняшний день представляет новые возможности для образовательной деятельности людей. Органичной становится потребность в конструктировании множественности образовательных траекторий, для которых характерна вариативность методик, активизирующих умственную деятельность и творчество, в обучении с использованием конкретных ситуаций, в организации треннингов деловой коммуникации.

В практике педагога, озабоченного подготовкой детей к будущей жизнедеятельности, осуществляющего руководство развитием детей как будущих субъектов профессионального труда должны применяться приемы, умения педагогического руководства развивающимся сознанием, различные «техники» педагогического воздействия. Тщетно ожидать, что у подрастающего человека, полностью представленного самому себе, могут «проявиться» или могут быть диагностированы интересы, склонности, способности к некоей деятельности. Профессионально важные человеческие качества надо не только выявить, но во многом «заложить» в человека средствами воспитания, организации его учебной деятельности и досуга. Это предлагает активность не только педагога, но и самого подрастающего человека.

Для того чтобы быть художником, недостаточно просто видеть физически, а надо уметь видеть художественно. Вот почему, прежде чем обучать начинающего сложной теории и практике рисунка и живописи, следует начать с установки его художественного зрения. Умение художественно видеть есть, умение привести в гармоничное целое, как общие формы, так и детали. Умение не перегружать основные массы излишними подробностями, разрушающими стройность образа. Это искусство художественно видеть как форму, так и цвет.

Натюрморт как жанр живописи


1.1Краткая история развития натюрморта как жанра живописи.
  Натюрморт как жанр живописи возник в Европе на границе 16-17 столетий, но его предыстория началась значительно раньше. Наряду с бытовым жанром, натюрморт долгое время считался второстепенным видом живописи, в котором невозможно выразить высокие общественные идеи, гражданские добродетели. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца, порождая, таким образом, различные ассоциации и социальные аналогии.
 Древние авторы упоминают о первом мастере натюрморта – греческом живописце Пернакосе, жившем в эллинистическую эпоху. Возможно, что его картины послужили образцами для фресок в Помпеях. Это яркие и сочные изображения цветов, фруктов, а также ритуальных сосудов, письменных приборов, монет.
  Наиболее распространенной разновидностью натюрморта является изображение предметов домашнего обихода. Этот тип натюрморта, тесно связанный с развитием бытового жанра, интерьера, пейзажа, ярко расцвел в западно - европейском искусстве 17 века. Каждая национальная художественная школа по-своему, самобытно решала эту проблему. Так, например, голландский натюрморт 17 века поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте – из цветов и плодов, в Гааге – из рыбы. В Харлеме писали скромные «завтраки», в Амстердаме – роскошные «десерты», а в университетском Лейдене – книги и другие предметы для занятий науками и традиционные символы мирской суеты – череп, свечу, песочные часы.
 В натюрмортах относящихся к началу 17 столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах детали наделены символическим значением: яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград – об искупительной жертве Христа. Раковина – оболочка, оставленная когда-то жившим в ней существом, увядшие цветы – символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскрешение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590 – 1656 гг.)
  У художников следующего поколения вещи уже не столько напоминают об отвлеченных истинах, сколько служат для создания самостоятельных художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Вид натюрморта, получивший название «завтраков», приобрел наиболее совершенные и законченные черты в творчестве живописцев харлемской школы Питера Класа и Виллема Хеды. Они стали создателями национального натюрморта с изображением накрытых столов, уставленных скромным набором предметов , типичных для семьи голландского бюргера 1630 – 1640-х годов. Интимность, простота и серьезность этих произведений отражают бытовой уклад, вкусы, симпатии и настроения первого поколения голландского буржуа, выросшего в свободной, независимой стране.
 Харлемский живописец Питер Клас (1597 – 1661 гг.) тонко и умело подчеркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 – около 1680 гг.) царит живописный беспорядок. Чаще всего он писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, – все здесь напоминает о недавнем присутствии человека.
  Во второй половине 17 века место скромных «завтраков» Класа и Хеды займут более богатые и эффектные «десерты» Адриана ван Бейерена и Виллема Кальфа. На их полотнах изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Здесь и чеканное серебро, и голубой фаянс, и кубки из морских раковин, цветы, виноградные гроздья, полуочищенные плоды. В этих натюрмортах поражает любовное внимание к особенностям каждого предмета, умение тонко сопоставить материал и фактуру, изысканные красочные сочетания, виртуозное мастерство в передаче каждого предмета.
 Резким контрастом к этим небольшим полотнам выглядят картины фламандских художников того же времени. Это огромные декоративные натюрморты с изображением сочных и спелых плодов, фруктов, битой птицы, кабаньих и оленьих голов, разделанных мясных туш, разнообразных рыб, от самых обычных до редких и экзотических пород. Автором этих картин был Франс Снейдерс (1579 – 1657 гг.), а сами полотна составляют оригинальный и своеобразный тип натюрморта, получивший название «лавки» («Рыбная лавка», «Фруктовая лавка», «Натюрморт с лебедем»). 
 В 18 веке во Франции появляются великолепные полотна Ж. Б. С. Шардена (1699 – 1779 гг.). Мастер был знаком с голландской и испанской традициями этого жанра, но его отношение к натюрморту неповторимо и оригинально. Для своих картин он выбирал несколько очень простых предметов («Медный бак», «Трубки и кувшин»), составляя из них строгую и ясную композицию. Краски художника или яркие, или приглушенные, на манер рококо. Шарден первым стал писать саму плоть, материю вещей их подлинным цветом, вместо того, чтобы раскрашивать их.
 Интерес к натюрморту значительно усиливается во второй половине 19 века. Импрессионисты во Франции ставят акцент на живописном восприятии мира вещей, решают проблемы свето-цветовых отношений, нередко трактуют натюрморт как своеобразное декоративное панно. 
  Постимпрессионисты (П. Сезанн, В. Ван Гог, А. Матисс) в натюрмортах акцентируют свежесть первого впечатления, разрабатывают сложные проблемы композиционного и цветового решения картины. Необычайно колористическая экспрессивность А. Матисса видна в работах: «Подсолнечники в вазах» – теплая цветовая гамма; «Фрукты и кофейник» – холодная гамма; «Синий горшок и лимон» – цветовая доминанта. П. Сезанн в своих натюрмортах великолепно использовал свойства холодных тонов уходить в глубину, а теплых – выдвигаться навстречу («Фрукты», «Натюрморт с яблоками», «Персики и груши»). Он также утверждал, что «все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра…»; пространственное восприятие предмета зависит от его цвета.
  С начала 20 века натюрморт становится своего рода творческой лабораторией живописи. Мастера фовизма идут по пути обостренного выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, в то время как представители кубизма (П. Пикассо) утверждают новые способы передачи пространства и предметов: конструируют объемы на плоскости, расчленяют формы на простые геометрические тела, воспринятые с разных точек зрения, применяют суровые, почти монохромные тона, в затем вводят в картины коллажи – различные присыпки, куски газет и другие материалы.
 В зарубежном натюрморте середины и второй половины 20 века выделяются работы итальянского живописца Д. Моранди, отличающиеся мягким созерцательным настроением, ясными композиционными построениями, блеклой цветовой гаммой. Социальные тенденции нашли отражение в экспрессивных, скупых по подбору предметов произведениях мексиканцев Д. Риверы, Д. Сикейроса, итальянца Р. Гуттузо.
  Первые русские натюрморты – «обманки» – работы Г. Теплова и Т. Ульянова появились в России в 18 веке. «Обманные» натюрморты, изображающие развешанные по деревянной стенке предметы и книжные полки отличаются тем, что художники стремились довести до предела иллюзию – зритель должен был обмануться, принять изображение за натуру. Натюрморт рассказывал о круге занятий художников-интеллигентов (чтение, музицирование, увлечение искусством, деловая переписка) и просто о предметах быта.
 В начале 19 века появилась мода на «ботанический натюрморт» – это были натюрморты Ф. Толстого: «Ягоды красной и белой смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка». В конце 19 века – в начале 20 века натюрморт выходит из жанра пейзажа. Художники восхищаются предметами не столько за их собственную красоту, сколько за причастность к прекрасному, полному воздуха и света миру. Новые натюрморты появляются из под кисти известных пейзажистов, например; И. Левитан «Одуванчики»; И.Э. Грабарь «Хризантемы», «Ваза с флоксами»; К. Коровин «Натюрморт. Розы», «Сирень», «Букет на берегу моря».
 На начало 20 века приходится расцвет русского натюрморта. К. Коровин и мастера объединения «Бубновый валет» создают мажорные, сочные произведения, воспевающие полнокровную красоту бытия. Произведения Ильи Машкова прекрасно демонстрируют особенности «русского сезаннизма». Его натюрморты – это куски жизни, это предметы самые обычные, но поданные с самой лучшей их стороны. 
 В советском искусстве 20-30 годов и в последующие годы над натюрмортами работали такие художники: П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, А. Остернин. Своеобразные по манере, отражающие существенные особенности современной эпохи, натюрморты были созданы в 40-50 годах П. Кузнецовым, Ю. Пименовым. В 60-80 годах тяготение к повышенной предметности изображения, аблюдалось в натюрмортах В. Стожарова, А. Никич.
 Весьма своеобразные натюрморты представителей поп-арта, провозгласивших после засилья абстракционизма «возвращение к реальности». Их работы воспроизводят предметы домашнего обихода, упаковку товаров, детали машин и рассчитаны на многообразные ассоциации у зрителя.

           
        

   1.2 Натюрморт и его особенности.
  Натюрморт (фр. Nature morte–мертвая натура; англ. still life, нем. Stilleben) - жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, битая дичь, выловленная рыба, входящие в созданный художником контекст.
 Работу над натюрмортом К.С.Петров - Водкин определил как одну «из острых бесед живописца с натурой. В нем сюжет и психологизм не загораживает определения предмета в пространстве. Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет, - в этом основное требование натюрморта. И в этом большая познавательная радость, воспринимаемая от натюрморта зрителем».
 Пристально вглядываясь в натуру, Поль Сезанн тщательно выстраивал свои натюрморты, формируя складки на тканях, подкладывая мелкие монетки под фрукты и тарелочки, добиваясь нужного их поворота и ракурса. 
 Через натюрморт познается реальный мир во всем его многообразии. В соответствии с нравственно - эстетическими запросами времени в натюрморте раскрывается представление о красоте мира и духовном богатстве современника, отражается широкий диапазон человеческих чувств, его взаимоотношений с окружающим миром. В жанре натюрморта особенно наглядно просматриваются пластические и колористические стороны мастерства живописца.
  Живопись натюрморта - это важное средство настройки и проверки глаза художника, его рабочей «живописной формы. Натюрморт – это не случайный набор предметов, которые оказались под рукой. Бездумно запечатлеть на бумаге или на холсте первые попавшиеся предметы – еще не значит написать содержательный натюрморт. Активное авторское отношение к натуре, чувство красоты должны проявляться на каждом этапе работы.
  Эстетическую выразительность постановке придает разнообразие предметов по материалу, величине, цвету, тону, фактуре, контрастное сопоставление.
 Натюрморт, как правило, имеет небольшие размеры. Он должен побуждать зрителя к внимательному рассматриванию, любованию красотой форм, цвета, материальных качеств предмета.

           1.3 Виды натюрморта.
  Натюрморт наиболее излюбленный жанр и в искусстве многих современных художников. Натюрморты пишут на пленэре, в интерьере, простые и сложные постановки, традиционные и остросовременно аранжированные наборы предметов из повседневного обихода человека. 
 В картине-натюрморте художники стремятся показывать мир вещей, красоту их форм, красок, пропорций, запечатлеть свое отношение к этим вещам. При этом в натюрмортах отражается человек, его интересы, культурный уровень и сама жизнь.
 
 Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета. 
 Основной составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко. 
 
 Существует несколько видов натюрмортов: 
 


Сюжетно-тематический
Учебный
Учебно-творческий
Творческий

 
 Натюрморты различают: 
 


По колориту (теплый, холодный)
По цвету (сближенные, контрастные)
По освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света)
По месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже)
По времени исполнения (краткосрочный – «нашлепок» и долговременный – многочасовые постановки)
По постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.)

Натюрморт в пейзаже (на пленэре) может быть двух типов: один - составленный в соответствии с избранной темой, другой – естественный, «случайный». Он может быть как самостоятельным, так и являться составной частью жанровой картины или пейзажа. Нередко пейзаж или жанровая сцена сами лишь дополняют натюрморт. 
 
 Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в сюжетном соподчинении с интерьером. 
 
 Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом. 
 
 Учебный натюрморт. В нем, как в сюжетно-тематическом, необходимо согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм [5, с. 57]. Учебный натюрморт носит также название академический или, как говорили выше, постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе. 
 

Декоративный натюрморт.
           2.1 Понятие о декоративности.
 Слова «декоративность», «декорация» происходят от латинского слова «decoro», что значит «украшать». Сама природа как будто наделяет свои создания не только полезными свойствами, но и красотой. «Феникс щеголяет красотой оперения, индюк надувает и делает ярким зоб, тигр и леопард привлекают внимание своей окраской, фазан прихорашивается. В этом ключ колорита таких существ», - пишет китайский художник Ван Гай.
 Декоративность – особое качество художественной формы, повышающее ее эмоциональную выразительность. Также декоративность можно рассматривать как форму выражения красоты, свойство, глубоко заложенное в эстетическом сознании народа. 
 Люди издавна стремились украсить свои жилища и храмы, свои вещи, свою внешность – уже за 5 тыс. лет до н.э. в государствах древнего Востока были высоко развиты художественные ремесла. Разные стороны понимания декоративности постоянно проявляются в произведениях прикладного и народного искусства: тканях, коврах, изразцах, росписи по дереву. В гробницах Месопотамии и Египта находят, например, ювелирные изделия необыкновенной красоты и сложности. «Примитивные» африканские племена превзошли даже модниц 18 века в обилии способов украшения своей внешности.
  Не только декоративно – прикладное искусство занимается украшением жизни. Живопись тоже берет на себя такую задачу. Проблема декоративности для живописца состоит в том, что ему нельзя потерять содержательности, глубины и чувства связи с природой, но в тоже время нельзя пренебречь эстетическими требованиями, или, проще говоря, красотой живописи. В системе европейской эстетики нового времени полноценной считается такая живопись, которая синтезирует содержательное и декоративное начало. Если же художник слишком приближается к одному из полюсов, он встречает осуждение коллег и зрителей. 

           2.2 Декоративный натюрморт.
  Декоративный натюрморт, как и декоративная живопись в целом – это творческий переход от натуры к решению композиции и воплощению ее в различных материалах. В работе над декоративным натюрмортом можно научиться средствами цвета, ритма объединять разные предметы, видеть не только отдельную вещь на изолированном фоне, а предметы в их взаимосвязи.
  Декоративный натюрморт – это путь к смелому решению колористических задач. Для создания наиболее выразительного образа можно придумать своеобразную тему в натюрморте. Это может быть город, театр, спорт или что-то другое, волнующее художника.
 В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности «Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника» 
 Существует несколько способов решения декоративного натюрморта:

Плоскостное, когда происходит обобщение воздушной и линейной перспективы.
Локальное решение цвета, обобщение цвета и тона.
Конструктивное, когда в любой форме необходимо увидеть прежде всего структуру, формообразование.
Орнаментальное, когда предмет превращается в деталь орнамента, кружево.
Образное, когда происходит переработка реалистического изображения в образ.
  При выполнении декоративного натюрморта можно отталкиваться от натурного варианта постановки, стилизуя предметный мир, связывая его форму не с собственно локальным предметным цветом, а соподчиняя с правилами построения колорита. Не обязательно следовать академическим канонам живописи. 
          

Орнамент

    Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно – прикладного искусства, нельзя оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте. Используя роль того или иного предмета, орнамент (лат. Ornamentum – украшение) не может существовать отдельно вне определенного произведения искусства, он имеет прикладные функции. Произведением же искусствам является сам, украшенный орнамент предмет.

При внимательном изучении роли и функции орнамента становится очевидным, что значимость его в системе выразительных средств произведения искусства намного больше, чем украшательская функция, и не ограничивается одним только прикладным характером. В отличии от цвета, фактуры, пластики, которые не могут существовать вне определенного предмета, не потеряв при этом своей образности, орнамент может сохранять её даже во фрагментах или при перерисовки. Кроме того, ряду орнаментальных мотивов присуща устойчивость, позволяющая определенный мотив использовать на протяжении длительного периода времени и на различных предметах, в разных материалах, не лишая при этом его логики орнаментальной формы.

Орнамент часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир. Творческое освоение декоративно – орнаментального искусства предшествующих эпох обогащает практику современных художников и архитекторов.
 
 
Орнаментэто узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Термин «орнамент» связан со словом «украшение». В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.

Ритм в орнаменте - это чередование элементов узора в определенной последовательности.

Узор может быть плоским и объемным. Плоский узор создается посредством полного или частичного наложения одной формы на другую путем взаимопроникновения этих фигур.

Плоский узор может неоднократно повторятся. Такое повторение называется мотивом, или раппортом.

Из орнаментов наиболее распространены ленточный, сетчатый и композиционно – замкнутый.

Ленточный (полосный) орнамент строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов, расположенных вдоль кривой или прямой линии.

Повторяющиеся одинаковые по величине элементы создают монотонность и однообразие ритма, чередующиеся элементы рождают более «живую» композицию с нарастающим и волнообразным ритмом.

Чередующиеся или повторяющиеся элементы могут быть различными по величине, то есть построены на контрасте форм (большой, средней, малой) с различным их движением. Контрастность помогает выявить образную характеристику применяемых форм.

Контрастность может проявляться и в распределении черно – белых пятен тона, когда усиливаются одни пятна и ослабляются другие.

Большое значение имеет принцип светлотного контраста, выражающийся в том, что любой цвет на светлом темнеет, а на темном – светлеет. Это явление относится в разной степени как к ахроматическим (черно – белым), так хроматическим цветом.

Ленточный орнамент может быть в виде горизонтальной, вертикальной или наклонной полосы. Для такого орнамента характерна открытость, то есть важность его продолжения. Последовательно проследим, как строится полосной орнамент, расположенный вертикально, горизонтально или в виде наклонной полосы. Проводим полосу для необходимого по ширине орнамента, разбивая его соответственно на квадраты, прямоугольники и проводим в них оси симметрии. Затем предварительно стилизованные формы, взятые, например, из зарисовок растений, размещаем на плоскости, строя чередующиеся элементы орнамента.

После этого смотрим, устраивает ли нас то, что получилось. Если нет, добавляем более мелкие или средние формы (по принципу трехкомпонентности этих форм).

Завершая композицию, нужно определить, где будут самые темные и самые светлые пятна, как они будут повторяться на плоскости, где расположатся серые пятна и, что они будут дополнять – темные или светлые элементы орнамента.

В основе сетчатого орнамента лежит ячейка с вписанным в неё орнаментальным мотивом – раппортом. Размер ячейки может быть различной.

Сетчатый орнамент характерен для тканей в большей степени. Ячейка может неоднократно повторяться. Сетчатый орнамент строится аналогично полосному. Основная задача при его построении – правильно нанести оси симметрии.

Симметрией в искусстве называется точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого.

История Возникновения

Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании.

Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов. Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15—10 тыс. лет до н. э.). В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась — украшать.

Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)- орнаментальный рисунок - молитва.

Виды и типы орнамента

Существуют четыре вида орнаментов:

Геометрический орнамент. Геометрический орнамент состоит из точек, линий и геометрических фигур.

t1616034851aa.jpg


Растительный орнамент. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

t1616034851ab.jpg

Зооморфный орнамент. Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных.

t1616034851ac.png


Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

t1616034851ad.png

Типы:

Орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива (ленточный). Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п.

t1616034851ae.png

Замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).

К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций. 
В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность — достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная. Один из основных путей создания геометрического орнамента — это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер. 
Элементы геометрического орнамента: линии — прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры — треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.

t1616034851af.jpg 

Изобразительным называется орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира — растения (растительный орнамент), животных (зооморфные мотивы), человека (антропоморфные мотивы) и т.д. Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются, а не воспроизводятся, как в живописи или графике. В орнаменте природные формы требуют той или иной меры упрощения, стилизации, типизации и в конечном счете — геометризации. Вероятно, это объясняется многократным повторением мотива орнамента. 

Природа и окружающий нас мир лежат в основе орнаментального искусства. В творческом процессе проектирования орнамента приходится отбрасывать несущественные детали и подробности предметов и оставлять только общие, наиболее характерные и отличительные черты. Например, цветок ромашки или подсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно. 
Природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных форм, линий, пятен в нечто совершенно новое. Существующая форма упрощается до предельно обобщенной, знакомой геометрической формы. Это дает возможность многократно повторять форму орнамента. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, возвращается к ней при использовании художественных орнаментальных средств: ритмичности поворотов, разномасштабности, плоскостности изображения, колористических решений форм в орнаменте. 

Как происходит перевоплощение природных форм в орнаментальные мотивы? Вначале выполняется зарисовка с натуры, максимально верно передающая сходство и подробности (этап "фотографирования"). Смысл перевоплощения — переход от зарисовки к условной форме. Это второй этап — трансформации, стилизации мотива. Таким образом, стилизация в орнаменте является искусством перевоплощения. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальные решения.

t1616034851ag.jpg

Способ формирования орнамента и выбор орнаментальных форм, как правило, согласуется с возможностями изобразительного средства. 

Закономерности композиционных построений

ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ ОРНАМЕНТА

Композиция (от лат. composito) — составление, расположение, построение; структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением.
Создание композиции из лоскутов ткани — это выбор орнаментальной и колористической темы, рисунка, сюжета, определение габаритных и внутренних размеров произведения, а также взаиморасположение его частей. 
Орнаментальная композиция — это составление, построение, структура узора. 
К элементам орнаментальной композиции и одновременно ее выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура. Эти элементы (средства) композиции в произведении преобразуются в орнаментальные мотивы. 
Говоря о закономерностях орнаментальных композиций, прежде всего нужно сказать о пропорциях. Пропорции определяют другие закономерности построения орнаментальных композиций (имеются в виду ритм, пластика, симметрия и асимметрия, статика и динамика.

РИТМ И ПЛАСТИКА

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними. 
Ритмическая организация — это взаиморасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть: 


1) метрический (равномерный); 

 t1616034851ah.jpg 

2) неравномерный.

t1616034851ai.jpg 

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным. 
Ритмический строй определяет ритм мотивов по вертикальным и горизонтальным рядам, число мотивов, пластическую характеристику формы мотивов, особенности расположения мотивов в раппорте. 
Мотив — часть орнамента, его главный образующий элемент. 
Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными. 

Раппорт — минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.

t1616034851aj.jpg

 
Закономерное повторение раппорта по вертикали и горизонтали образует раппортную сетку. Раппорты примыкают друг к другу, не перекрывая один другого и не оставляя промежутков.

t1616034851ak.jpg 

В зависимости от формы поверхности, которую они украшают, орнаменты бывают: монораппортные или замкнутые; линейно-раппортные или ленточные; сетчато-раппортные или сетчатые. 

Монораппортные орнаменты представляют собой конечные фигуры (например, герб, эмблема и т.п.). 

В линейно-раппортных орнаментах мотив (раппорт) повторяется вдоль одной прямой. Ленточный орнамент — это узор, элементы которого создают ритмический ряд, вписывающийся в ленту с двухсторонним движением.

t1616034851al.gif 


Сетчато-раппортные орнаменты имеют две оси переносов — горизонтальную и вертикальную. Сетчатый орнамент — это узор, элементы которого располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях. Простейший сетчато-раппортный орнамент представляет собой сетку из параллелограммов.

t1616034851am.jpg 


В сложных орнаментах всегда можно выявить сетку, узлы которой составляют определенную систему точек орнамента. Раппорты сложной формы строятся следующим образом. В одном из раппортов прямоугольной сетки пририсовывают снаружи ломаные или кривые линии к правой и верхней сторонам, а к левой и нижней — такие же линии, но внутри ячейки. Таким образом, получается сложная структура, площадь которой равна прямоугольнику.

t1616034851an.jpg 

Этими фигурами площадь орнамента заполняется без промежутков. 
В основе композиции сетчатого орнамента лежит пять систем (сеток): квадратная, прямоугольная, правильная треугольная, ромбическая и косая параллелограммная.

t1616034851ao.jpg 


Для того чтобы определить вид сетки, надо соединить повторяющиеся

элементы орнамента.

Ритмический ряд предполагает наличие как минимум трех-четырех орнаментальных элементов, так как слишком короткий ряд не может выполнить

организующуюся роль в композиции.

t1616034851ap.jpg

 
Новизна композиции орнамента, как отмечал известный специалист в области теории орнамента на ткани В.М.Шугаев, проявляется не в новых мотивах, а главным образом в новых ритмических построениях, новых сочетаниях орнаментальных элементов. Таким образом, ритму в композиции орнамента придается особое значение. Ритм наряду с цветом является основой эмоциональной выразительности орнамента. 
Пластикой в орнаментальном искусстве принято называть плавные, непрерывные переходы от одних элементов формы к другим. Если при ритмических движениях элементы находятся на некотором расстоянии друг от друга, то при пластическом движении они сливаются.

Орнаментальные формы в зависимости от эмоционального воздействия условно делятся на тяжелые и легкие. К тяжелым формам относятся квадрат, куб, круг, шар, к легким — линия, прямоугольник, эллипс. 

СИММЕТРИЯ

Симметрия — это свойство фигуры (или орнаментального мотива) накладываться на себя таким образом, что все точки занимают первоначальное положение. Асимметрия — отсутствие или нарушение симметрии. 
В изобразительном искусстве симметрия является одним из средств построения художественной формы. Симметрия обычно присутствует в любой орнаментальной композиции, это одна из форм проявления ритмического начала в орнаменте. 
Основные элементы симметрии: плоскость симметрии, ось симметрии, ось переносов, плоскость скользящего отражения. 
Плоскость симметрии — воображаемая плоскость, которая делит фигуру на две зеркально равные части 


t1616034851aq.jpg — фигуры с одной плоскостью симметрии, 


t1616034851ar.jpg — фигура с двумя плоскостями симметрии, 


t1616034851as.jpg— с четырьмя плоскостями симметрии.
 
 

Заключение.
 
В результате работы над  заданием были изучены история и особенности натюрморта и орнамента в полосе; изучены виды натюрмортов, выяснено, что такое декоративность, рассмотрена технология выполнения декоративного натюрморта. На основе полученного материала был выполнен декоративный натюрморт и введением в него ленточного орнамента.
 Нам представилась возможность выполнить творческую работу в технике декоративного натюрморта, которая как нельзя лучше помогла выразить замысел и передать настроение. Те знания, умения и навыки, которые были приобретены в процессе работы, несомненно, пригодятся в дальнейшем. Осознавая, что существует много других не менее интересных видов и способов решения декоративного натюрморта, полагаем, что их изучение позволит сделать дальнейшую работу еще более содержательной и интересной. Цели и задачи достигнуты.
 
В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности «Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника».

Основной принцип решения декоративного натюрморта является превращение пространственной глубины изображения в условное плоскостное пространство. В тоже время, возможно использование нескольких планов, которые необходимо располагать в пределах небольшой глубины. Декоративный натюрморт дает возможность развития у детей чувство цветовой гармонии, ритма, количественной и качественной соразмерности цветовых плоскостей в зависимости от их интенсивности, светлоты и фактурности, наглядно дает увидеть один из примеров, где можно использовать ленточный орнамент и в целом активизирует творческие силы учащихся.

Правила составления натюрморта.

Составление натюрморта необходимо начинать с замысла, в нашем конкретном случае, с постановки учебной задачи (конструктивной, графической, живописной и т.д.). Через сравнительный анализ приходят к определению наиболее характерных особенностей формы и обобщению наблюдений и впечатлений. Необходимо помнить, что каждый новый предмет в постановке - «новая мера всех входящих в неё вещей, и появление его подобно революции: предметы меняются и меняют свои отношения, будто попадая в иное измерение».

Немаловажно правильно, соответственно определенной учебной задачи, выбрать определенную точку зрения, т.е. линию горизонта (ракурс). Следующим этапом составления натюрморта является компоновка предметов в пространстве предметной плоскости с учетом замысла группировки в композиции. Важен момент составления натюрморта самими обучающимися, поскольку подобные упражнения позволят осуществить пластические задачи и наиболее выигрышные группировки предметов.

Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и выделяться по размерам и тону. Его следует помещать ближе к середине постановки, а для придания постановке динамичности (движение пятен) можно сдвинуть вправо или влево.

При пространственном решении натюрморта на первый план в виде акцента можно положить небольшой предмет, отличающийся по фактуре и цвету от других предметов. Для завершения композиции, а также связи всех предметов в единое целое в постановку добавляют драпировки, подчеркивая, таким образом, еще и разницу между твердыми предметами и мягкой струящейся фактурой ткани. Ткань может быть гладкой и с узором или рисунком, но она не должна отвлекать внимания от других, особенно главных предметов. Её часто размещают по диагонали, чтобы направить взгляд от зрителя в глубину, к композиционному центру для лучшего пространственного решения.


Задания для детей ДХШ(10-11лет) по предмету «станковая композиция»

Тема:«Введение летночного орнамента в декоративный натюрморт»


Тема урока:  «Введение ленточного орнамента в декоративный натюрморт»

Тип урока: комбинированное.

План урока:

I. Организационный момент.

Подготовка рабочего места.

Приветствие.

Психологический настрой.

оповещение новой темы урока.

II. Актуализация знаний учащихся.

Беседа по вопросам и обобщение ответов.

III. Объяснение нового материала.

Объяснение методики рисования орнаментов в полосе.

Просмотр мультимедийных материалов.

IV. Практическая работа.

Рисование декоративного натюрморта с ленточным орнаментом.

V. Подведение итогов урока.

VI. Уборка рабочих мест.




Цели и задачи урока: познакомить учащихся с правилами выполнения декоративного натюрморта, повторение техники выполнения мозаики; теплохолодности, развитие композиционных и графических навыков; воспитание вкуса и эстетического отношения к действительности, ввести ленточный орнамент в натюрморт.

Занятия рассчитаны на 12 часов.

Оборудование: репродукции картин, наглядные пособия (детские работы, наглядность выполненная уцчителем), презентация, шаблоны.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.


Учебные задачи:

1. Научиться рисовать основные   геометрические и растительные элементы орнамента.

2. Научиться создавать композиции по мотивам геометрического орнамента.

Обучающие: - обучение рисованию по воображению; обучение стилизации любой формы; обучение созданию цветовой гаммы картины.

Развивающие: – развитие зрительного представления; - развитие воображения и чувства вкуса; - развитие чувства пропорции, соразмерности, масштаба и материальности.

Воспитательные: - воспитание интереса к предмету; - развитие аккуратности в работе; - формирование эстетического вкуса.

Познакомиться с декоративным натюрмортом, с типами орнаментов.

особенностями.

Научиться создавать композиции с геометрическими элементами.

Получить представление  о натюрморте, декоративном натюрморте, о художественных образах орнамента, её эстетических особенностях и  о технологии  создания и технике выполнения.



Ход урока:

Организационный момент.

1) Приветствие, позитивная установка на урок.

2) Сообщение темы и цели урока.

3) Определение степени готовности к уроку.

Беседа.


Здравствуйте ребята!

Тема нашего урока сегодня « Ведение ленточного орнамента в декоративный натюрморт». Для начала мы вспомним, что такое натюрморт? ( ответы учащихся).

Натюрморт- (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально - мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально -тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.

Натюрмортом принято считать композицию из неодушевленных предметов, включая плоды и цветы. Правда, англичане и немцы используют для таких композиций более подходящее название – “тихая жизнь” (still life и stilleben), подчеркивая тем самым, что такого рода живопись имеет дело с обычными предметами окружающей нас повседневной жизни.

Натюрморт как самостоятельный жанр возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII в.

А что же такое декоративный натюрморт?

Слово «декор» в переводе с лат. означает –украшать.

Декоративный  натюрморт  характерен условным  изображением  реальной постановки  и  исключает ряд постановочных  задач  реалистического изображения, таких, как: отображение  воздушного  пространства и  материальности. Условностью  так  же  является  плановость изображения. В  декоративном натюрморте  на первый  план выступают следующие  задачи: цветовая композиция,  в которой  цвета не столько отражают  реальные взаимосвязи  предметов  постановки, сколько  условную  задачу  заранее  продуманного  колорита, то есть колорита, построенного на нюансе, контрасте, монохромии.  Причём надо отметить, что в декоративном натюрморте главное – гармония цвета. Обычно художники используют не более 3-х цветов. Путём см ешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.


t1616034851at.jpg

t1616034851au.jpg

В начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера разных стилистических направлений стали работать в этом жанре живописи. Они много экспериментировали. Таким образом, появился декоративный натюрморт.

В  декоративном  натюрморте  важным  является  также композиционно    построение  линий, контуров,  их движение  и  взаимодействие  с  пятном. Допустимым  является  также  использование  орнаментов,  узоров, как  аппликативной  составляющей  части  декоративного  натюрморта. Благодаря  этим  новым  задачам  появляется  возможность  развития композиционных  навыков,  цветового  построения. Ещё одной отличительной особенностью в декоративном натюрморте является фактура. Декоративный натюрморт можно выполнить на ткани (холодный батик), также из пластилина (пластилиновая живопись), из бумаги и природных материалов (техника аппликация) и т.д.  Основной  задачей  в  декоративном  натюрморте  является  задача  стилизации  как  предметов,  их  формы,  характера,  так  и  цвета,  тонов.  В  зависимости  от  такой  стилизации  возможно  применение различных  декоративных  материалов,  например, аппликации. 

Таким образом, мы видим, что в отличии от реального натюрморта

 По стилизации  в  декоративном натюрморте предметы могут принципиально изменять свой характер, цвет, перспективу. 

Кроме стилизации и декора мы в натюрморт будем вводить линейный орнамент.

А что же такое орнамент?

Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварьорудия и оружиетекстильные изделиямебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска,татуировка).

Орнамент связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

Виды орнамента:

По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декорируемого предмета.

По используемым в орнаменте мотивам его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы — меандр и т. п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотоспапирус,пальметтаакантгранат и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры — антропоморфный орнамент, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм — т. н. тератология, геометрических и растительных — арабески).

Мы с вами остановимся на ленточном орнаменте, который и будем применять в декоративном натюрморте. Мы сейчас познакомимся с новыми для вас понятиями – лен­точный орнамент; рассмотрим схемы построения ленточного орна­мента; узнаем, что такое ритм в орнаменте. А пока давайте вспомним, что же такое орнамент. (Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и ор­ганизованном расположении элементов. Термин «орнамент» связан со сло­вом «украшение». Орнамент может быть многоцветный (полихромный) и одноцветный (монохромный)).

Линейно-ленточный орнамент – один из видов орнаментов по компози­ционному построению.

Ленточным орнаментом называют узор, вписывающийся в ленту, по­лосу, ограниченную сверху и снизу. Орнамент окаймляет поверхность пред­мета. Мотивы располагаются по прямой линии – полосной. Орнаментальная полоса развивается по длине. Полосу создают обыч­но из одной декоративной темы, например из квадратиков, звездочек, цветков, переплетающихся и вьющихся линий. В узких орнаментальных полосах нецелесообразно исполь­зовать фигуры сложного рисунка или вводить две-три орнаментальные темы. Их рисунок выходит запутан­ным, излишне сложным, плохо читается и, не­смотря на большое коли­чество вложенного в него труда, получается художе­ственно неубеди­тельным.

К ленточным орнаментам относятся кайма, бордюр, фриз.

Бордюр — полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы.

t1616034851av.jpg

Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах.

t1616034851aw.jpg

Фриз  декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архи­тектурного сооружения.

t1616034851ax.jpg

Мотив – это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из мно­жества элементов, пластически связанных в единое целое. Раппорт орна­мента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до сосед­него мотива (группы). По характеру мотива орнамент делят на:

- геометрический

t1616034851ay.jpg

- растительный

t1616034851az.jpg

- зооморфный

t1616034851ba.jpg

- антропологический

t1616034851bb.jpg

- пейзажный

t1616034851bc.jpgи др.

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чере­дования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важней­шей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость моти­вов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними. Ритмическая организация — это взаи­морасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от про­стого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть: 

1)t1616034851ai.jpg метрический (равномерный) 2) неравномерный

t1616034851ah.jpg

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным. 

Можно выделить несколько видов построения ленточных орнаментов. Они будут отличаться разным расположением орнаментального мотива отно­сительно линии его переноса, которая является линией симметрии. Линия переноса в ленточном орнаменте может быть расположена в поперечном и продольном направлениях.

1. Повторение элемента вдоль оси переноса. Расположение равномерное.

t1616034851bd.jpg

2. Вид характеризуется присутствием плоскости скользящего отражения.

t1616034851bd.jpg

3. Движение основной фигуры вдоль оси переносов с изменением их на­прав­ления по другую сторону оси переносов.

t1616034851bd.jpg

4. Симметричная основа каждой фигуры: весь орнамент располагается с од­ной стороны оси переносов.

t1616034851bd.jpg

5. Движение основной фигуры вдоль оси переносов; расположение зер­каль­ное.

t1616034851bd.jpg

6. Попеременное чередование симметричных фигур относительно оси пере­носов.

t1616034851bd.jpg

7. Чередование симметричных элементов; по другую сторону оси пере­носов – зеркальное изображение.

t1616034851bd.jpg

Простые схемы ритмического построения линейного орнамента осно­ваны на чередовании:

элементов одной формы одинакового цвета, но разного размера

чередование элементов разной формы, одинакового размера и цвета

чередование элементов одинаковой формы и размера, но разного цвета

чередование элементов одного размера, но разной формы и цвета.


Практическое задание:

Придумать и составить натюрморт, где должно присутствовать не менее 3-х предметов.

Обратите внимание на компоновку листа и характер предметов. Лист можно расположить как горизонтально, так и вертикально. Обязательно в натюрморте должен быть крупный предмет, средний и мелкие.

Также, вам нужно придать своему натюрморту эмоциональный настрой, чувства (например: нежность, ярость, любовь, ненависть, безразличие, радость, жадность и т.д.)

Приступая к рисунку, помните, что основное внимание нужно сосредоточить на прорисовке предметов и других особенностей поверхности, а передачей объема, светотени можно пренебречь, отказаться от них, тогда изображение получится плоским, прозрачным. Для работы необходимо взять белую или цветную бумагу. После построения композиции, не забывайте, что начальный рисунок выполняем легким нажатием карандаша. Как вы думаете, достаточно ли изображения одних предметов быта для передачи эмоционального настроения работы? Значит нужно добавить в свои работы небольшие образы.

Например: Добавив в свой рисунок изображение поникшего цветка, характер натюрморта становится печальным.

Обязательно нужно подумать о цветовой гамме, она должна быть ограниченной, не стоит брать все цвета радуги.

С чего начнем?

-Замысел

-Композиция

-Построение

-Работа в цвете /палитра/

-Самоконтроль



Этапы выполнения декоративного натюрморт

Сначала, давайте, обратим внимание на цветовое решение. Какие особенности вы можете отметить?

Ребята: В живописном натюрморте очень много различных цветов и оттенков, а в декоративном всего несколько цветов.

Педагог: Верно, ребята. Причём надо отметить, что в декоративном натюрморте главное – гармония цвета. Обычно художники используют не более 3-х цветов. Путём смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.

А теперь, ребята, внимательно посмотрите на реалистический и декоративный натюрморты. И назовите мне ещё одно отличие.



Ребята: Предметы на живописном натюрморте – реалистичные, а на декоративном – форма различных предметов самая разнообразная.

Педагог: Верно ребята! Молодцы! В декоративном натюрморте предметы стилизованные, т.е. их форма упрощенная.

-А как вы думаете, в каких материалах можно выполнить декоративный натюрморт?

Ребята: при помощи красок, из природных материалов, аппликацией из бумаги и т.д.

Педагог: Верно. Ещё одной отличительной особенностью в декоративном натюрморте является фактура.

Объяснение по цветовому кругу (нахождение контрастных, гармоничных, родственных, родственно-гармоничных цветов).



t1616034851be.jpg

Ребята, сначала, вам необходимо определить цвет фона. И висящих драпировок. Исходя из правила «от большого к частному». И постепенно двигаясь к более мелким предметам.

Затем вам необходимо подбирать цвета предметов, смотрите на ваши эскизы и на цветовой круг.

Объяснение по цветовому кругу (нахождение контрастных, гармоничных, родственных, родственно-гармоничных цветов).

А далее вы можете придумать любой узор или орнамент на вех предметах вашего натюрморта.

Натюрморт, может быть холодным, теплым, контрастным. Повторяем все цвета.

Натюрморт будем выполнять гуашевыми красками.

На первом занятии нужно будет придумать несколько карандашных и цветовых эскизов, чтобы определится с более удачным вариантом, затем выбранный вариант перенесем на формат А-2 и будем 2,3,4 урок работать цветом и над мелкими деталями-узором.

Ребята приступают к выполнению эскизов.

Посуда и предметы натюрморта могут быть как придуманными , так и по памяти или срисованные с натуры( в кабинете).

Единственное условие – не нарушать единство эмоционального настроения, а так же формы и цвета.

Можно приступать к работе.

Практическая работа учащихся.

Учащиеся выполняют декоративный натюрморт. Работа выполняется индивидуально.

После каждого этапа проводится анализ работ. Находятся, общие ошибки и учителем повторно проводится объяснение этапа рисунка для всего класса.

Учитель в течении практической работы, работает индивидуально с учащимися.

Итог урока. Опрос (закрепление полученного материала).

-Где был рожден жанр “натюрморт”?

-Что входит в понятие натюрморт?

-В чём же отличие между декоративным и живописным натюрмортом?

-Какие материалы можно использовать для выполнения декоративного натюрморта?

-Назовите несколько имен художников, работавших в жанре “натюрморт”?

-За наиболее подробные и интересные ответы учащимся выставляются оценки.

-Выставка и анализ работ. Законченные работы вывешиваются на доске.

-Производиться анализ работ, при котором повторяются теоретические знания, полученные обучающимися на данном уроке.


Подведение итогов урока.

(Учащиеся демонстрируют свои работы)

Орнаменты играют особую роль в нашей жизни – украшают предметы быта, позволяют окунуться в мир декоративности и красоты.



В результате работы над  заданием были изучены история и особенности натюрморта; изучены виды натюрмортов, выяснено, что такое декоративность, рассмотрена технология выполнения декоративного натюрморта. На основе полученного материала был выполнен декоративный натюрморт, а так же виды орнаментов и на практике его применение, и применение его в декоративном натюрморте.
 Нам представилась возможность выполнить творческую работу в технике декоративного натюрморта, которая как нельзя лучше помогла выразить замысел и передать настроение. Те знания, умения и навыки, которые были приобретены в процессе работы, несомненно, пригодятся в дальнейшем. Осознавая, что существует много других не менее интересных видов и способов решения декоративного натюрморта, полагаем, что их изучение позволит сделать дальнейшую работу еще более содержательной и интересной.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:



1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004 – 176с.

2. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272с.

3. Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей. – М: АСТ: Аст­рель, 2007. – 206с.

4. Лучшие орнаменты и декоративные мотивы / Пер. с англ. Т.М. Ко­тельнико­вой. – М: АСТ: Астрель, 2008. – 638с.

5. Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформитель­ских работ: учебное пособие / С.В.Фиталева, Д.А. Барабошина. – М.: Акаде­мия, 2010. – 216 с.

6. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Изд-во «Фе­никс», 2000. – 96с.

7.Алпатов М В. «Композиция в живописи»,  М., Искусство, 1940.

8.Выготский Л.С.  «Педагогическая психология», («Школьный возраст 8-12 лет»),  М., Аст, 2008.

9.Выготский Л.С. «Психология развития человека»,  Лекция «Воображение и творчество в детском возрасте», М., Эксмо, 2005. 

10.Свешников А.С. «Композиционное мышление» М., Логос, 2009.



Интернет- ресурсы:

1. Журнал «Искусство» №3/08г. Полонская М. «Особенности обучения школьников по программе  Неменского Б.М «Изобразительное искусство и художественный труд» (http://art.1september.ru).

2.СвешниковА.С.  «Композиционное мышление»http://fictionbook.ru/author/aleksandr_vyacheslavovich_sveshnikov/kompozicionnoe_miyshlenie/ 

3.Сайт  http://nsportal.ru

  4.Сайт http://nauka-pedagogika.com

  5.Сайт  http://window.edu.ru ​​​​​​​

t1616034851bf.jpgt1616034851bg.jpgt1616034851bh.jpgt1616034851bi.jpgt1616034851bj.jpg

t1616034851bk.jpgt1616034851bl.jpgt1616034851bm.jpgt1616034851bn.jpgt1616034851bo.jpgt1616034851bp.jpg

t1616034851bq.jpgt1616034851br.jpgt1616034851bs.jpgt1616034851bt.jpgt1616034851bu.jpgt1616034851bv.jpgt1616034851bw.jpgt1616034851bx.jpgt1616034851by.jpgt1616034851bz.jpgt1616034851ca.jpgt1616034851cb.jpg















39


Опубликовано


Комментарии (2)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 18.03.21 в 09:16 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу! Хороший фотоматериал! Яркие рисунки!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.