12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Медведникова Инга Николаевна889
Педагогический стаж работы 26 лет,высшая квалификационная категория, руководитель объединения "Плетение из бересты"
Россия, Коми респ., г.Емва
7

Конспект открытого занятия «Введение в курс общеобразовательной программы»



Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» Княжпогостского района

Конспект открытого занятия

«Введение в курс общеобразовательной программы»

Медведникова Инга Николаевна, педагог дополнительного образования

г. Емва 2015 год

Цель занятия: Познакомить детей с берестой, как основным материалом изготовления изделий; расширить знания, вызвать интерес и желание у учащихся заниматься плетением из бересты.

Задачи:

- обучающая: формирование первоначальных представлений о технологической карте, бересте, «пестерь», «шаркунок»; знакомство и применение приема изготовления «ковша».

- развивающая: активизация словарного запаса; расширение знаний о бересте, технологической карте; развитие наблюдательности, внимания, самостоятельности; развитие интереса к природе, желание больше узнать о ней.

- воспитательная: создание комфортной обстановки на занятии, взаимопомощь, взаимовыручка.

Тип занятия: изучение нового материала.

Методы и приемы: демонстрация, рассказ, показ, объяснение.

Наглядность:

Пестерь, корзина, шаркунок (погремушка), ободок, бусы, браслет, лапти, ковшик.

Технологическая карта.

Последовательность этапов занятия:

1. Организационный момент - 2 мин.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала - 5 мин.

3. Изучение нового материала - 20 мин.

4. Практическая работа - 8 мин.

5. Первичная проверка полученных знаний - 5 мин.

Ход занятия:

Организационный момент (Приветствие, игра на знакомство).

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Инга Николаевна, я работаю в Доме детского творчества г. Емвы.

Проводится игра на знакомство. У меня в руках вот такое красивое солнышко. Сейчас я положу его на парту, а вы на лучиках напишите свои имена. Начинаем (подходите ближе).

А теперь давайте с вами познакомимся: кто из вас Люда? Очень приятно! и т.д.

Вот мы и познакомились. Сейчас я хочу рассказать, чем я занимаюсь и приглашаю вас в маленький импровизированый музей.

Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Народное творчество в национальной культуре занимает особое место, оно отражает самобытность народа и богатство его культуры.

Скажите, это изделие вам знакомо (показ корзины)? Конечно же, это корзина. Как можно ее использовать? (ответы детей: собирать ягоды, грибы и т. д.).

Какие еще изделия, находящиеся перед вами, можно использовать точно также? (ответы детей: короба).

А почему вы выбрали именно этот предмет? (Назначение у него такое же, как и у корзины, но короб удобнее носить, он освобождает руки для другой деятельности и, конечно, он гораздо вместительнее). Молодцы! Вы очень наблюдательны! Может, кто-то из вас знает коми название короба? (Если нет ответа). Я вам помогу. Коми его называют пестерь.

Вот ещё одна интересная вещь (показ шаркунка). Послушайте, как он ещё умеет звучать.

Подумайте, что напоминает это изделие? Как его применяли в жизни? (Идет обсуждение высказывания с детьми).

У коми он называется шаркунок. И использовали его как детскую погремушку и оберег.

А сейчас у меня в руках… Конечно, лапти. Эту обувь носили на Руси во все времена года. У каждого крестьянина была не одна пара лаптей: для праздников -парадно-выходные, для будней - рабочие.

А сейчас я хочу задать вопрос девочкам. Вы любите украшения? (Да.) Женщины, девушки и даже маленькие девочки во все времена заботились о своем внешнем виде.

А какими предметами, которые вы видите здесь, можно украсить себя? Браслетом… Бусами… Ободком… (ответы детей).

Хотите их примерить?

Правда, красиво?

3. Изучение нового материала.

Что, по-вашему, объединяет все эти изделия? (Идет обсуждение высказывания с детьми). (Они сделаны из одного природного материала, и называется он береста).

В белом платьице девица стоит,

И народ её благодарит

За её печальную красу,

За её зелёную косу.

Как вы правильно сказали, материал для изготовления этих полезных предметов - бересту - нам подарила русская береза. Вы уже догадались, чем я занимаюсь? (Ответы детей). Я занимаюсь плетением из бересты и учу этому детей.

Презентация

Когда-то почти вся Русь была деревянной. Испокон веков русский человек селился в лесистых местах, по берегам озёр и рек. Тенистые чащи давали ему приют, кров и пищу. Из дерева крестьянин рубил себе избы, строил города, возводил храмы и крепости. Из подручнного материала мастерил всё, что было необходимо, от сохи до посуды. Использовались не только древесина, камни, кость, металл, но и кора деревьев липы и берёзы. Человек всегда старался сделать своё жилище уютным и красивым. Народные традиции передавались из поколения в поколение.

У народа коми есть одна особая черта: это забота и уважение к людям, будь то охотник, рыбак или просто уставший путник (Показ ковша).

Что это такое, как вы думаете? (Идет обсуждение ответов детей).

Скажите, какую роль играет ковш в заботе о человеке? (Ответы детей).

Звуки природы (журчание ручья).

Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и представим себе жаркий летний денек! Вы целый день бродили по лесу и набрали полные корзиы грибов и ягод. Устали. До дома далеко... И вдруг перед вами - прозрачный лесной родник. Как же зачерпнуть водички? А на веточке - берестяной ковшик. Зачерпнули вы водицы, утолили жажду и вспомнили добрым словом того человека, который позаботился о путниках. Откройте, пожалуйста, глаза. Скажите, что вы сделаете потом?

(Идет обсуждение высказывания с детьми). Правильно, вернете на веточку, чтобы другой путник тоже смог им воспользоваться. Вот так и проявляется забота о ближнем.

Физминутка

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.

Ветер дует им в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер, тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше!..

И все дружною гурьбой

Отправляемся за мной.

Не спеша за парты сели,

На меня все посмотрели!

Практическая часть.

Ребята, а давайте и мы с вами проявим заботу о путниках и изготовим своими руками такой ковшик. Наступит лето, вы пойдете с родителями в лес и сможете оставить его на ветке у ручья или родника.

Обратите внимание: перед вами - материалы для изготовления ковшика: берестяной круг, веточка, веревка.

При работе с веткой и кругом будьте внимательны и осторожны, чтобы не поранить себя или соседа по парте.

Вы готовы к работе? (Ответы детей)

Для того чтобы вам было проще запомнить, как сделать ковшик, я подготовила вам подсказку - технологическую карту, на которой показан порядок изготовления изделия.

Сначала берем берестяной круг (рис. 1), складываем его пополам по линии сгиба, которая обозначена на рисунке пунктиром, обратите внимание, линия прочерчена поперек черточек (рис. 2). Полукруг складываем еще раз пополам (рис. 3), у получившейся детали одной рукой отгибаем один слой бересты, оставшиеся слои держим другой рукой.

Для того чтобы вам легче было работать, я закреплю ваши заготовки степлером. Оставайтесь на своих местах, я подойду к каждому (закрепление).

Основная часть нашего ковшика готова. Осталось сделать ручку.

Берем веточку (рис. 4), обратите внимание: с одной стороны она расщеплена надвое, это рабочая часть. В расщепленную часть веточки вставляем стенку чаши в том месте, где я закрепила степлером (показ).

Для прочности крепления мы воспользуемся веревкой и завяжем её у основания чаши (рис. 5). (Показ).

А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось. Молодцы, все хорошо потрудились. Вам понравилось? Сможете самостоятельно сделать такой ковшик? А научить друга или родителей?

Первичная проверка усвоения новых знаний. Рефлексия.

А теперь давайте вспомним:

- С каким природным материалом я вас сегодня познакомила? (С берестой).

- Какие берестяные изделия вам запомнились больше и почему? (Пестерь, лапти, ободок, бусы, шаркунок).

- Какие новые слова вы узнали? (Пестерь, шаркунок).

- Как вам помогла технологическая карта? (По ней мы прослеживали порядок работы).

- Вам понравилось сегодня на занятии? Что понравилось?

Для того чтобы показать наши работы повесим ковшики на заборчик.

А хотите попробовать ковшики в действии? Предлагаю вам игру «Я веселый водонос». Разделитесь на две команды (4 ведра). Ваша задача перенести воду из одного ведра в другое. В этой игре важна не только скорость, но и аккуратность (Игра). Молодцы, хорошо поиграли? Весело? Как у вас настроение?

А теперь скажите: вам понравилось работать с берестой? (Ответы)

У меня для вас есть сюрприз: это сундук с работами детей, которые посещают мои занятия не один год. Давайте пройдем к нему, и каждый из вас достанет по очереди изделие и покажет его всем. Красиво встанем, чтобы всем было видно. А теперь сложим все в сундук. Хотите научиться сами плести такие работы? Тогда я жду вас на занятия в свое объединение. Запомнили, как оно называется? (Ответы детей). У вас останутся на память о нашем занятии ковшики, а я увезу в Емву солнышко с вашими именами и покажу его своим ребятам.

Подведение итогов занятия.

Ребята, думаю, наше занятие прошло сегодня не напрасно. Теперь вы, имеете представление, чем занимаются дети на занятиях в объединении «Плетение из бересты».

Спасибо! До свидания!

 

Литература

Береста в руках юного умельца и учителя. – Сыктывкар, 1994.

Кочев М.С. Учимся мастерить из бересты. – Сыктывкар, 2000.

 

Презентация к уроку

PPT / 12.73 Мб
Технологическая карта
DOCX / 183.66 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Ершова Любовь Германовна, 03.02.17 в 11:23 0 Ответить Пожаловаться
Дополнительное образование. Необходимо вводный урок для учащихся общеобразовательных школ 1 - 11 классов.
Медведникова Инга Николаевна, 05.02.17 в 15:57 0 Ответить Пожаловаться
У меня программа рассчитана на начальное звено.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.