Методическая разработка по окружающему миру «Приключение в зимнем лесу»
Методическая разработка по окружающему миру для детей 5-6 лет «Приключение в зимнем лесу»
Цель: развитие активности и любознательности детей в процессе познавательной деятельности.
Задачи:
"Познавательное развитие»:
-Закрепление у детей представлений о зимних явлениях в неживой природе (вьюга,снегопад, сугробы).
- Закрепление представлений о характерных особенностях времени года (холодно, снег, люди одевают зимнюю одежду)
- Закрепление названий геометрических фигур, их свойств и отличительных признаков;
- Развитие пространственных представлений, творческой инициативы;
-Развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений.
«Речевое развитие»:
- Обогащение и активизация словарного запаса речи детей (вьюга, метель, зимняя одежда, корм для зимующих птиц).
- Упражнение в назывании зимующих птиц.
«Социально-коммуникативное развитие»:
- Закрепить с детьми правила поведения в зимнем лесу;
- Закрепить правила подкормки зимующих птиц;
-Формирование бережного отношения к природе, чувства доброты, сопричастности ко всему, что нас окружает.
"Физическое развитие":
- Закрепление представления о зимних забавах.
Средства: композиция «Зимняя поляна» из искусственный ёлочек разного размера и ткани белого цвета; презентация; костюмы для Хозяйки леса, Зайца и Снеговика.
Предварительна работа с детьми:
Беседы о зиме (изменения в природе, одежде людей). Закрепление представления о том, что у каждого времени года есть свои особенности. Рассматривание ледяных узоров на окнах. Разучивание пословиц и поговорок о зиме, приметы зимы. Считалки и загадки о диких зверях. Просмотр презентаций о зиме, о диких животных. Рассматривание репродукций о зиме, о животных.
Активизация словаря:
Вьюга, метель, «снеговей», «ветродуй»,зимняя одежда, корм для зимующих птиц.
Чтение художественной литературы:
И. Суриков «Белый снег пушистый», «Зима»; К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Жалобы Зайки», С. Есенин «Поет зима – аукает.», С. Маршак «Январь», М. Садовский «Снегопад», обр. М. Булатова «Зимовье»,
Мотивация: игровая, познавательная.
Ход занятия.
Хозяйка леса:
Я пришла вас навестить,
В зимний лес вас пригласить
В свое волшебное царство,
В лесное государство.
Дружат в нём все: птицы, цветы и зверье,
Очень богатое царство мое!
Вы догадались кто я?
Я - Хозяйка леса.
Хозяйка леса: Что я слышу? Какой сильный ветер. Да это вьюга разыгралась в моём лесу! (ауиозапись вьюги слайды № 1-2)
-Вьюга снежная зимою
За моим окошком воет,
Ждёт, поёт и в дверь стучит,
А без ветра - замолчит.
Хозяйка леса: Ребята, а что такое вьюга?
Чтобы отправиться в мой лес, надо потеплее одеться.
Игра – массаж «Одеваемся теплее» (слайд № 3)
(включается музыка «Зимний лес»)
Купили нам варежки (гладят руки по очереди)
И конечно валенки (гладят обе ноги одновременно)
Шубу теплую оденем (поглаживают тело)
Шапку – потеплее (поглаживают голову)
И пойдём все вместе
Мы гулять скорее.
Хозяйка леса: Дети, а вы знаете, как нужно себя вести в лесу?
- не надо шуметь, чтобы не напугать лесных жителей;
- ходить по дорожкам, протоптанным в лесу(можно заблудиться, утонуть в сугробе. Можно ещё разрушить чью-либо норку или даже берлогу. А ещё, можно наступить на подснежники, которые под снегом готовятся к весне);
- стараться не задевать кусты - зимой замерзшие ветки легко ломаются;
- быть внимательным, чтобы не пропустить в лесу красивые места.
(слайд № 4)
Мы шагаем по сугробам (дети идут друг за другом высоко поднимая ноги )
По сугробам крутолобым
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Мы пришли в зимний лес. (ходьба по залу)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками)
Хозяйка леса: Посмотрите, сколько снега!
Так и сыплет, сыплет с неба…
- Ребята, а в какие игры вы любите играть зимой на улице?
Массаж биологически активных зон «Снеговик» (Сайд № 5)
- Раз рука, два рука (вытянуть вперед руку, потом другую).
Лепим мы снеговика (имитировать лепку снеговика).
Три - четыре (погладить ладонями шею).
Нарисуем рот пошире (указательным пальцем имитируют рисование рта).
Пять - найдем морковь для носа, (вытягивают нос).
Угольки найдем для глаз (кулачками растереть крылья нося).
Шесть - наденем шляпу косо
Пусть смеется он у нас (приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб).
Хозяйка леса: Ребята, слышите? Что это за звуки? Правильно, это голоса птиц.
Выходит Снеговик, играет в свистульку.
– Я, ребята, Снеговик, к зимней стуже я привык.
Я пришел сегодня к вам,
Моим маленьким друзьям.
Я в свистульку заиграю,
Птиц в лесу я созываю.
( Звучат птичьи голоса)
Хозяйка леса: Легко ли птицам зимой в лесу? Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм. Как же назвать этих смелых птиц, не улетающих от нас зимой? Это зимующие птицы.
Хозяйка леса: Сейчас Снеговик посмотрит, знаете ли вы зимующих птиц.
Показ презентации о птицах. ( слайды № 6-12)
Хозяйка леса: отгадайте загадку?
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
– С первым снегом
Тут как тут!
Хозяйка леса: Снеговик, поиграй в свою волшебную свистульку, птичка и появится.
(Появляется снегирь)
Хозяйка леса: Послушайте, как поёт снегирь. Ребята, а чем питаются снегири?
А это, что за птица? Воробей.
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью –
Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Хозяйка леса: Послушайте, как поет воробей.
Чем питается воробей?
Хозяйка леса: Послушайте следующую загадку про зимующих птиц.
Кто стучит в лесу глухом
Громко, словно молотком
Пёстрый вид его приятен.
В красной шапке – это дятел.
Послушайте, как поет дятел.
Чем питается дятел зимой?
Как стучит дятел?
Дятел –это небольшая, но очень красивая птичка, сидит на стволе дерева «солдатиком», цепляясь острыми коготками и опираясь на твердый и упругий хвост. Своим длинным язычком с крючком на конце дятел извлекает вредителей - жуков-короедов. Поэтому он - лесной доктор. Дятла еще называют «барабанщиком». Почему? Долбит кору дерева, как будто играет на барабане.
Хозяйка леса: А вот еще одна загадка про птичку.
На кормушку к нам зимой,
Прилетает птица,
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая …
(Синица)
Хозяйка леса: Правильно, синица (появляется синица). Послушайте, как красиво она поют.
Какая она? Маленькая птичка, черная головка, белые щечки, грудка желтая и черный галстук. Синички любят делать запасы. Лапки у нее цепкие это позволяет ей цепляться за ветку и висеть вниз головой.
А синицы, чем питается? Д.: Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало.
Хозяйка леса: Ребята, посмотрите внимательно на картинку. Чего же птицы не едят? (слайды № 13-14)
Д.: Правильно, конфеты и сахар
Хозяйка леса: Всех птиц мы с ребятами узнали, да и кормушки для них развесили во дворе детского сада, только не забывайте туда корм подсыпать.
- А как ты, Снеговик, попал в лес, ведь слепили тебя дети в посёлке?
Снеговик: Наступил последний зимний месяц – февраль, солнышко стало припекать сильнее, а в лесу прохладнее, вот я в лес и перебрался.
Хозяйка леса:Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают.
Снеговик:Ну, ребята, мне пора.
В свою свистульку посвищу,
Птиц в лесу я поищу.
Дятлов, снегирей, синиц.
Очень уж люблю я птиц!
Снеговик уходит.
Хозяйка леса: Ребята, слышите, снег в лесу хрустит. Кто-то к нам скачет!
«Через поле напрямик
Скачет белый воротник». (слайды № 15-16)
Заяц:
Я, заяц, расскажу,
Как живется мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел,
Шубку новую надел.
Под кусточком посижу,
Спрячусь под сосной,
Не увидит, не узнает
Зверь меня лесной.
Грустно, холодно в лесу
Поиграть с вами хочу!
Хозяйка леса: Ребята, поможем Зайке разогреться, поиграем с ним?
Логоритмическое упражнение «Заинька» (слайд 17)
Скок-поскок, скок-поскок, /прыжки на двух ногах/
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт, /имитируют игру на барабане/
В чехарду играть зовёт.
Лапки вверх, лапки вниз, /поднимают руки вверх, опускают вниз/
На носочки подтянись! /встают на носочки, руками тянутся вверх/
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок./прыжки, руки на поясе/
А затем вприсядку, /упражнение «приседание»/
Чтоб не мёрзли лапки.
Хозяйка леса: Ну вот, Заинька, мы тебя согрели, да и сами согрелись. А как тебе живётся в моём лесу?
Заяц: Живётся хорошо, где коры погрызу, где травку из-под снега выкопаю. Да вот только скучно мне одному.
Хозяйка леса: Мы тебе в этом с ребятами поможем. Сделаем тебе друзей-зайчиков из геометрических фигур. (слайд 18)
Зайка слушает, привстал,
Ушки кверху он поднял,
Ушки вон какие!
Длинные, большие!
(Дети работают с конструктором «Танграм»)
Хозяйка леса: Вот, Зайчик, теперь тебе не будет скучно, а нам с ребятами пора возвращаться в детский сад.
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки протянуть вперед,
А затем – наоборот.
Как снежинки, покружиться.
Чтоб в саду нам очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в наш детский сад!
Цель: вспомнить, выявить основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п
Ход игры: Дети по кругу передают «снежный ком» и говорят о том, что получилось,запомнилось больше всего.
Интернет-ресурсы:
1. Игра – массаж «Одеваемся теплее» - https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2016/02/12/razvlechenie-puteshestvie-v-zimnyuyu-skazku
2. Массаж биологически активных зон «Снеговик» - https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2013/04/03/massazh-biologicheskikh-zon-kartoteka
3. Логоритмическое упражнение «Заинька» - https://proshkolu.ru/user/ecmira3123/blog/584593/
"Приключение в зимнем лесу"
PPT / 9.54 Мб
11
Журавлева Татьяна Анатольевна