Методическая разработка по окружающему миру «Приключение в зимнем лесу»

8
1
Материал опубликован 6 November 2020 в группе

Методическая разработка по окружающему миру для детей 5-6 лет «Приключение в зимнем лесу»

Цель: развитие активности и любознательности детей в процессе познавательной деятельности.

Задачи:

"Познавательное развитие»:

-Закрепление у детей представлений о зимних явлениях в неживой природе (вьюга,снегопад, сугробы).

- Закрепление представлений о характерных особенностях времени года (холодно, снег, люди одевают зимнюю одежду)

- Закрепление названий геометрических фигур, их свойств и отличительных признаков;

- Развитие пространственных представлений, творческой инициативы;

-Развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений.

«Речевое развитие»:

- Обогащение и активизация словарного запаса речи детей (вьюга, метель, зимняя одежда, корм для зимующих птиц).

- Упражнение в назывании зимующих птиц.

«Социально-коммуникативное развитие»:

- Закрепить с детьми правила поведения в зимнем лесу;

- Закрепить правила подкормки зимующих птиц;


-Формирование бережного отношения к природе, чувства доброты, сопричастности ко всему, что нас окружает.

"Физическое развитие":

- Закрепление представления о зимних забавах.

Средства: композиция «Зимняя поляна» из искусственный ёлочек разного размера и ткани белого цвета; презентация; костюмы для Хозяйки леса, Зайца и Снеговика.

Предварительна работа с детьми:

Беседы о зиме (изменения в природе, одежде людей). Закрепление представления о том, что у каждого времени года есть свои особенности. Рассматривание ледяных узоров на окнах. Разучивание пословиц и поговорок о зиме, приметы зимы. Считалки и загадки о диких зверях. Просмотр презентаций о зиме, о диких животных. Рассматривание репродукций о зиме, о животных.

Активизация словаря:

Вьюга, метель, «снеговей», «ветродуй»,зимняя одежда, корм для зимующих птиц.

Чтение художественной литературы:

И. Суриков «Белый снег пушистый», «Зима»; К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Жалобы Зайки», С. Есенин «Поет зима – аукает.», С. Маршак «Январь», М. Садовский «Снегопад», обр. М. Булатова «Зимовье»,

Мотивация: игровая, познавательная.

Ход занятия.

Хозяйка леса:

Я пришла вас навестить,

В зимний лес вас пригласить

В свое волшебное царство,

 В лесное государство.

Дружат в нём все: птицы, цветы и зверье,
Очень богатое царство мое!

Вы догадались кто я?
Я - Хозяйка леса.



Хозяйка леса: Что я слышу? Какой сильный ветер. Да это вьюга разыгралась в моём лесу! (ауиозапись вьюги слайды № 1-2)

-Вьюга снежная зимою

За моим окошком воет,

Ждёт, поёт и в дверь стучит,

А без ветра - замолчит.

Хозяйка леса: Ребята, а что такое вьюга?

Чтобы отправиться в мой лес, надо потеплее одеться.

Игра – массаж «Одеваемся теплее» (слайд № 3)

(включается музыка «Зимний лес»)

Купили нам варежки (гладят руки по очереди)

И конечно валенки (гладят обе ноги одновременно)

Шубу теплую оденем (поглаживают тело)

Шапку – потеплее (поглаживают голову)

И пойдём все вместе

Мы гулять скорее.

Хозяйка леса: Дети, а вы знаете, как нужно себя вести в лесу?

- не надо шуметь, чтобы не напугать лесных жителей;

- ходить по дорожкам, протоптанным в лесу(можно заблудиться, утонуть в сугробе. Можно ещё разрушить чью-либо норку или даже берлогу. А ещё, можно наступить на подснежники, которые под снегом готовятся к весне);

- стараться не задевать кусты - зимой замерзшие ветки легко ломаются;

- быть внимательным, чтобы не пропустить в лесу красивые места.

(слайд № 4)

Мы шагаем по сугробам (дети идут друг за другом высоко поднимая ноги )

По сугробам крутолобым

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.



Мы пришли в зимний лес. (ходьба по залу)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками)

Хозяйка леса: Посмотрите, сколько снега!

Так и сыплет, сыплет с неба…



- Ребята, а в какие игры вы любите играть зимой на улице?

Массаж биологически активных зон «Снеговик» (Сайд № 5)

- Раз рука, два рука (вытянуть вперед руку, потом другую).

Лепим мы снеговика (имитировать лепку снеговика).

Три - четыре (погладить ладонями шею).

Нарисуем рот пошире (указательным пальцем имитируют рисование рта).

Пять - найдем морковь для носа, (вытягивают нос).

Угольки найдем для глаз (кулачками растереть крылья нося).

Шесть - наденем шляпу косо

Пусть смеется он у нас (приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб).

Хозяйка леса: Ребята, слышите? Что это за звуки? Правильно, это голоса птиц.

Выходит Снеговик, играет в свистульку.

Я, ребята, Снеговик, к зимней стуже я привык.

Я пришел сегодня к вам,

Моим маленьким друзьям.

Я в свистульку заиграю,

Птиц в лесу я созываю.

( Звучат птичьи голоса)



Хозяйка леса: Легко ли птицам зимой в лесу? Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм. Как же назвать этих смелых птиц, не улетающих от нас зимой? Это зимующие птицы.

Хозяйка леса: Сейчас Снеговик посмотрит, знаете ли вы зимующих птиц.



Показ презентации о птицах. ( слайды № 6-12)

Хозяйка леса: отгадайте загадку?

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

С первым снегом

Тут как тут!

Хозяйка леса: Снеговик, поиграй в свою волшебную свистульку, птичка и появится.

(Появляется снегирь)

Хозяйка леса: Послушайте, как поёт снегирь. Ребята, а чем питаются снегири?

А это, что за птица? Воробей.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

- Киньте крошек воробью –

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

Хозяйка леса: Послушайте, как поет воробей.

Чем питается воробей?

Хозяйка леса: Послушайте следующую загадку про зимующих птиц.

Кто стучит в лесу глухом

Громко, словно молотком

Пёстрый вид его приятен.

В красной шапке – это дятел.

Послушайте, как поет дятел.

Чем питается дятел зимой?

Как стучит дятел?

Дятел –это небольшая, но очень красивая птичка, сидит на стволе дерева «солдатиком», цепляясь острыми коготками и опираясь на твердый и упругий хвост. Своим длинным язычком с крючком на конце дятел извлекает вредителей -  жуков-короедов. Поэтому он - лесной доктор. Дятла еще называют «барабанщиком». Почему? Долбит кору дерева, как будто играет на барабане.

Хозяйка леса: А вот еще одна загадка про птичку.

На кормушку к нам зимой,

Прилетает птица,

С жёлтой грудкой пуховой –

Шустрая …

(Синица)

Хозяйка леса: Правильно, синица (появляется синица). Послушайте, как красиво она поют.

Какая она? Маленькая птичка, черная головка, белые щечки, грудка желтая и черный галстук. Синички любят делать запасы. Лапки у нее цепкие это позволяет ей цепляться за ветку и висеть вниз головой.

А синицы, чем питается? Д.: Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало.

Хозяйка леса: Ребята, посмотрите внимательно на картинку. Чего же птицы не едят? (слайды № 13-14)

Д.: Правильно, конфеты и сахар

Хозяйка леса: Всех птиц мы с ребятами узнали, да и кормушки для них развесили во дворе детского сада, только не забывайте туда корм подсыпать.

- А как ты, Снеговик, попал в лес, ведь слепили тебя дети в посёлке?

Снеговик: Наступил последний зимний месяц – февраль, солнышко стало припекать сильнее, а в лесу прохладнее, вот я в лес и перебрался.

Хозяйка леса:Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают.

Снеговик:Ну, ребята, мне пора.

В свою свистульку посвищу,

Птиц в лесу я поищу.

Дятлов, снегирей, синиц.

Очень уж люблю я птиц!

Снеговик уходит.

Хозяйка леса: Ребята, слышите, снег в лесу хрустит. Кто-то к нам скачет!

«Через поле напрямик

Скачет белый воротник». (слайды № 15-16)



Заяц:

Я, заяц, расскажу,

Как живется мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел,

Шубку новую надел.

Под кусточком посижу,

Спрячусь под сосной,

Не увидит, не узнает

Зверь меня лесной.

Грустно, холодно в лесу

Поиграть с вами хочу!

t1604664431aa.jpg



Хозяйка леса: Ребята, поможем Зайке разогреться, поиграем с ним?

Логоритмическое упражнение «Заинька» (слайд 17)

Скок-поскок, скок-поскок, /прыжки на двух ногах/

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт, /имитируют игру на барабане/

В чехарду играть зовёт.

Лапки вверх, лапки вниз, /поднимают руки вверх, опускают вниз/

На носочки подтянись! /встают на носочки, руками тянутся вверх/

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок./прыжки, руки на поясе/

А затем вприсядку, /упражнение «приседание»/

Чтоб не мёрзли лапки.

Хозяйка леса: Ну вот, Заинька, мы тебя согрели, да и сами согрелись. А как тебе живётся в моём лесу?

Заяц: Живётся хорошо, где коры погрызу, где травку из-под снега выкопаю. Да вот только скучно мне одному.

Хозяйка леса: Мы тебе в этом с ребятами поможем. Сделаем тебе друзей-зайчиков из геометрических фигур. (слайд 18)

Зайка слушает, привстал,

Ушки кверху он поднял,

Ушки вон какие!

Длинные, большие!

(Дети работают с конструктором «Танграм»)

t1604664431ab.jpg

Хозяйка леса: Вот, Зайчик, теперь тебе не будет скучно, а нам с ребятами пора возвращаться в детский сад.

Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки протянуть вперед,
А затем – наоборот.
Как снежинки, покружиться.
Чтоб в саду нам очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в наш детский сад!

Рефлексия «Снежный ком».

Цель: вспомнить, выявить основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п

Ход игры: Дети по кругу передают «снежный ком» и говорят о том, что получилось,запомнилось больше всего.



Интернет-ресурсы:

 1. Игра – массаж «Одеваемся теплее» - https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2016/02/12/razvlechenie-puteshestvie-v-zimnyuyu-skazku

2. Массаж биологически активных зон «Снеговик» - https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2013/04/03/massazh-biologicheskikh-zon-kartoteka

3. Логоритмическое упражнение «Заинька» - https://proshkolu.ru/user/ecmira3123/blog/584593/


"Приключение в зимнем лесу"
PPT / 9.54 Мб

























11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересную разработку!

28 December 2020