12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Черникова Ирина Васильевна3349
3

Методическая разработка урока по окружающему миру «Наш край»



Тема: Наш край.

Цели деятельности учителя. Создать условия для ознакомления с административной картой России и с картой края (области); систематизации и расширения знаний учащихся о природе и хозяйстве своего края; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о родном крае; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Планируемые образовательные результаты.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с картой, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Оборудование: презентация, административная карта России; карта родного края (области); рисунки и фотографии с изображением природы родного края.

Учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 4 класс(1-4 кл.)

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

РОДИНА

Подберите синоним: отчизна, отечество

– Вы – маленькие граждане большого государства, имя которому – Россия. Но в состав нашей большой страны входят разные республики, края, автономные округа и области.

– Какой он, наш край?

– Как живут и чем занимаются люди?

– Что окружает нас?

– Вот об этом и будем говорить сегодня на уроке

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живем!

Записывается тема: «Наш край».

3. Актуализация знаний. Вступительная беседа.

- С чем мы будем знакомиться в ходе изучения этого раздела? (прочитайте)

Но это вопросы, на которые мы будем отвечать несколько уроков.

Задачи нашего урока: познакомиться с расположением нашего края на карте, с населенными пунктами и с хозяйством края.

Урок сегодня не совсем обычный, материала для чтения, как видите, нет, но нам будут помогать вопросы в учебнике и ваши товарищи.

4. Изучение нового материала.


Наш край Ольховатский
PPT / 18.95 Мб

Работа над понятием «Родной край».

- Что ты называешь своим родным краем?

Это место, где ты живешь. А мы живем в Ольховатском районе, который входит в состав Воронежской области.

5. Расположение края на карте страны.

- Я показываю положение области на карте нашей страны.

- Воронежская область расположена южнее Москвы.

- На карте страны, в зависимости от масштаба, не всегда показан главный город нашей области, поэтому подробно рассмотреть наш край на ней нельзя.

- Наша область находиться в зоне лесостепей.

6. Практическая деятельность .Работа по карте области.


карта Воронежской области
DOC / 435.5 Кб

С первых уроков работы по этому учебнику мы знаем, что существуют карты отдельных областей.

На доске перед вами карта Воронежской области.

А перед каждым из вас модель Воронежской области уменьшенного размера.

Покажите главные города нашей области и место, где мы живем.

7. Что можно рассказать о нашем крае по этой карте?

Территория Воронежской области составляет 52 тыс. кв. км. Это больше, чем площадь Молдавии, Армении или таких государств Западной Европы, как Бельгия, Дания, Швейцария. Правда, границы Воронежской области неоднократно менялись. Современная Воронежская область образовалась 13 июня 1934 года.

В настоящее время область граничит с несколькими областями: Белгородской, Курской, Липецкой, Тамбовской, Саратовской, Волгоградской, Ростовской и с Украиной.


Воронежская область граничит...
DOC / 136.5 Кб

Но сама наша область делится на множество частей – районов. Их в нашей области 32.

Ребята, у каждого района есть свой центр. Районным центром является либо город, либо поселок городского типа, либо село.

Сейчас я назову и покажу вам города – районные центры (их 13), а вы отмечайте их на моделях:

1) Бобров

2) Богучар

3) Борисоглебск

4) Бутурлиновка

5) Калач

6) Лиски

7) Новохопёрск

8) Острогожск

9) Павловск

10) Поворино

11) Россошь

12) Семилуки

13) Эртиль

А теперь – посёлки городского типа (их 10):

1) Анна

2) Грибановка

3) Каменка

4) Кантемировка

5) Ольховатка

6) Панино

7) Подгоренский

8) Рамонь

9) Таловая

10) Хохольский

И сёла (их 9):

1) Верхний Мамон

2) Верхняя Хава

3) Воробьёвка

4) Каширское

5) Нижнедевицк

6) Новая Усмань

7) Петропавловка

8) Репьёвка

9) Терновка

Если обратиться к топонимике, то можно узнать о происхождении названия того, или иного пункта.

Что такое топонимика?

Топонимика – раздел науки, который изучает имена собственные, представляющие названия географических пунктов.

Среди названий есть те, относительно которых нет споров.

Например, город Бобров. Его название произошло от водившихся здесь бобров.

Бутурлиновка названа по фамилии графа Бутурлина, которому была пожалована земля, где вырос этот город.

Город Лиски назван по реке Лиска, а речка (правильнее даже сказать «Лыска») такое название получила потому, что она течёт около меловых гор, почти лишенных растительности, т.е. «лысых» гор.

А вот относительно некоторых других названий населённых пунктов существуют различные точки зрения.

Острогожск некоторые связывают со словом «острог», другие выводят основу «гощ», что означает – гость или «гоща» - лес».

Нет единого мнения, ребята, в названии нашего родного города – Воронеж.

Одни учёные утверждают, что слово – «Воронеж» связано с понятием « воронить», т.е. чернить, делать чёрным.

Именно так и рассуждали, потому, что в черте города имелся Чернавский лес – чернава, а в округе были речки Большая Чернава, Чернь, Чернянка, Черниговка.

Были и сёла «чёрные» - Чернитва, Черниговка, Черняково…

И здесь бросается связь чёрных названий с понятием «воронить».

Кто – то пытался совсем просто объяснить, что название произошло от: ворон + ёж. Но это тоже не доказано.

Третьи учёные пытаются объяснить, что основан, был наш город Воронегом…

Вот такое «затемнённое значение» имеет название нашего города.

И даже до сих пор ведутся поиски, чтобы раскрыть тайну слова «Воронеж».

А если вам интересно узнать о значении других названий, вы можете обратиться к книге В.А.Прохорова «Вся воронежская земля» (Воронеж,1979г.).

-Как вы думаете, отчего название произошло название нашего населённого пункта – Ольховатка? (Мнения детей).

А вы знаете, как называют жителей Воронежа? – воронежцы.

А других городов соседних с нами?

Жителей Тамбова – тамбовцы или тамбовчане.

Жителей Курска – куряне.

Белгорода – белгородцы.

Липецка – липчане.

8. Хозяйство нашей области.

Воронежская область является наиболее развитой среди областей Центрально-Черноземного района.

Из истории Воронежской области было известно, что на протяжении долгих лет она оставалась сельскохозяйственной.

А в настоящее время в области хорошо развита и промышленность: машиностроение. Его предприятия в основном сосредоточены в Воронеже. Они производят телевизоры, станки, электротехнику, самолеты.

– А вы знаете, какое предприятие делает самолеты?

(Да, авиационный завод).

Сейчас называется Воронежское акционерное самолетостроительное общество. Здесь были построены Ил – 2 , аэробус – Ил – 86 .

А сейчас это объединение производит не только самолеты, но и различные товары народного потребления: стиральные машины «Ивушка», термосы, насосы, чемоданы, детские коляски.

На территории нашей области есть сахарные заводы (Лискинский, Хохольский, Калачеевский, Ольховатский).

У нас есть много предприятий, образующих строительный комплекс, где производятся цемент, кирпич, стеновые панели, известь.

Мощными производителями строительного кирпича является Воронежский завод и Семилукский комбинат.

Наш край богат художественными промыслами:

в Воронеже – развит промысел изделий из дерева, гончарное производство;

в Елань-Коленовке – ковроделие;

в Павловске – изделия из ракушек;

в Рамони – гончарное производство.

9. Итоги урока. Рефлексия

Наверное, многие могли бы позавидовать тому, что мы живём именно в Воронежском крае, таком красивом и богатом.

Главное – интересоваться и знать о своём крае как можно больше.

Наш урок подходит к концу, но на следующих уроках вы узнаете ещё больше о своём крае.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– над какой темой работали?

– Какая информация показалась для вас значимой? Почему?

– Какие задания вызвали затруднения? Почему?

– какие задания не вызвали затруднений при их выполнении?

– Как оцениваете свою деятельность?

10. Д/з.

- По модели Воронежской области постараться запомнить площадь области, количество районов, названия населённых пунктов.

- По – возможности узнать значение названия одного из населённых пунктов.

- У своих родителей, работающих на предприятиях, поинтересоваться о том, что они производят и как эта продукция используется.

Составить сообщение о родном крае (по желанию)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.