Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе «Жизнь леса. Лес - природное сообщество»
7
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное стационарное учреждение
социального обслуживания Московской области
«Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками
и для умственно отсталых детей»
Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе:
«Жизнь леса. Лес - природное сообщество»
(С применением личностно-ориентированных, групповых, игровых, здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных технологий, технологий уровневой дифференциации)
Подготовила и провела
Учитель начальных классов
Лукоянова С.В.
г. Дмитров
Тема урока. «Жизнь леса. Лес- природное сообщество»
Краткое описание: изучение и первичное закрепление нового материала.
Цели урока: сформировать у учащихся представление о лесе как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
Задачи урока:
- познакомить детей с ярусами леса, разнообразием лесных обитателей, ролью грибов;
- развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли;
- развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически;
- воспитывать бережное отношение ко всему живому, экологическую культуру.
Тип урока: комбинированный.
Методы работы: словесный, практический; наглядные, метод контроля и самоконтроля.
Место проведения: кабинет начальных классов.
Оборудование:
- мультимедийная установка; ноутбук, презентация к уроку; атласы - определители, выставка книг о растениях, грибах леса, обитателях, карта России, электронный микроскоп, образец почвы, материалы для рассматривания образца.
- Окружающий мир. Учебник для 4 класса начальной школы 1 часть/ А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2015 г.;
Формируемые УУД:
Регулятивные - определять последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала
Коммуникативные – осуществлять совместную деятельность в парах и в рабочих группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач.
Личностные – проявлять положительное отношение к себе, к учению и окружающему миру.
Ход урока
Организационный момент
Наш урок мы начнём с того, что поприветствуем гостей и друг друга улыбкой.
Проверим готовность к уроку
-учебник, ТПО, атлас-определитель, закладки, ручка, простой и цветные карандаши, хорошее настроение, работоспособность (встрепенулись, вдох-выдох 3р.)
Наш урок мы начнём с проверки д/з.
Напомните, какова была тема нашего прошлого урока?
-Жизнь в пресных водоёмах.
Тест (обведите правильный ответ) / МАША
ПРОВЕРКА ТЕСТА
Взаимопроверка теста презентация
Ребята подготовили мини сообщения по прочитанным рассказам из книги Великан на поляне (Антон, Ярослав с иллюстрациями)
Какие выводы можно сделать по прослушанным сообщениям?
Краткий анализ. Высказывания детей
Знакомство с темой урока, целеполагание
-С какими сообществами мы уже познакомились? (луг и пресный водоём)
-Сегодня на уроке мы поговорим о……
Моё видео
-Куда мы попали? Запись темы урока на доске ЖИЗНЬ ЛЕСА
Слайд -ЕЛЬ
- Почему жизнь? (в лесу очень много живых организмов…)
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой? (познакомиться с лесными обитателями, цепями питания; узнать что-то новое и интересное)
Работа с учебником.
Найдите, пожалуйста, тему нашего урока в оглавлении и отметьте её закладкой в ТПО и в учебнике (ЗАКЛАДКИ)
Актуализация имеющихся знаний по теме
- Что такое лес? (СЛАЙД) по словарю Ожегова
Тема «Жизнь леса» для нас с вами близка, не так ли? А почему я смею так утверждать? (Живём в пр. зоне смешанных лесов) (КАРТА-СЛАЙД)
- Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане сосновые боры, белоствольные березки, темные ельники. Лес - одно из замечательных богатств нашей страны.
- Каким цветом окрашена на карте лесная полоса? (Зелёным.)
- Как мы можем с вами узнать, какой это лес? (По условным обозначениям.)
-Какие почвы преобладают в данной зоне (серые лесные, подзолистые)
Открытие нового знания
-А вам не интересно для чего же С.В. приходила в лес? Давайте досмотрим видео.
Видеоролик
- Итак, вот он, слой почвы из леса. (Демонстрация слоя почвы)
- И он имеет свое название. Давайте найдем как он называется и что из себя представляет на страницах учебника (стр. 168)
«Лесная подстилка» (название на доске)
Есть ли жизнь в лесной подстилке?
Групповая практическая групповая работа (слой дёрна, клеенка, лупы, пинцет, линейка, электронный микроскоп)
- Внешний вид
- Цвет
- Запах
- Что встречается?
- Сколько см?
- Божья коровка (БАКТЕРИИ И МИКРОАРГОНИЗМЫ)
Рассматриваем образец в реалии, рассматриваем части почвы и живых организмов под электронным микроскопом, записываем в таблице на доске)
Почва
Внешний вид | Цвет | Запах | Состав | Высота слоя |
| | | | |
Физминутка. Аромолампа, масло сосны, музыкальное сопровождение-релакс
- Закройте глазки и представьте то, о чем я буду говорить. Включаю аудио запись «Звуки леса» и читаю детям сказку.
Сказка о художнике, который решил нарисовать лес.
– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовика. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовика из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовика.
Нарисовал художник насекомых, и они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.
Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.
– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!
– Нет, – сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
– Вот это настоящий лес! – сказал лесовик и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!
IX. Активизация знаний
-Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему? (Все обитатели леса и животные и растения живут совместно, тесно связаны между собой.) экологическими связями, которые поддерживают равновесие всего живого СЛАЙДЫ
- Лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу.)
– Приведите примеры такой помощи. (Например, хищники. поедая грызунов, борются с распространением болезней и сохранением большого количества растений. Белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)
– Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множество короедов и погибает, освобождая место молодым растениям.
- Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых – нет.)
- Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
- Какое животное называют “санитаром” леса? Почему? (Волк— часть природного сообщества. Как крупный хищник он находится на вершине пирамиды питания и является индикатором благосостояния природного сообщества. Волки уничтожают больных и слабых животных.)
- Что произойдет, если уменьшится популяция волков? (Нарушится природное равновесие.)
- Что произойдет с пищевой цепочкой, если один из её элементов исчезнет? (Может произойти природная катастрофа.)
ЯРУСЫ ЛЕСА –таблица на доске.
- Лес является большим многоэтажным домом. Каждый этаж (ярус) имеет свое название и располагают в порядке убывания. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.
1. Первый ярус самый высокий. Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья). Им надо больше света, поэтому они образуют верхний ярус, другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев. (Дуб, сосна, ель, тополь, яблоня, рябина, черемуха.)
2. Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.) (Лещина, калина, бересклет, смородина, шиповник, крушина.)
3. Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? Многолетнее или однолетнее растение с обычно мягким и зелёным невысоким стеблем. (Трава.) (Колокольчик, ландыш, медуница, папоротник, подорожник.)
4. А что же растет на самой земле? Почва со всеми населяющими микроорганизмами. Данный вид представляют собой особую форму жизни, и отдельное царство, в которых проявляются признаки не только растений, но и животных. (Грибы) (Мхи. Кукушкин лен, сфагнум.) Низшие растения, образованные симбиозом (карточка на доску) грибов и бактерий. Лишайники.
Работа по учебнику стр.164 - 165. (Прочитайте текст сформулируйте вопросы друг для друга.)
ДОП.ЗАДАНИЕ
Работа по новой теме (в парах).
- Вы будете в парах строить модель цепи питания. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте цепи питания. Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для лесного сообщества.
- Ребята, как вы думаете, за чем в лес люди идут с корзиной? (За ягодами, грибами.)
- На какие группы можно разделять грибы? (Съедобные и несъедобные)
- Какие животные питаются грибами? (Олень, еж, белка, заяц, кабан.)
- Что находится у гриба под землей? (Грибница)
- Какую роль играет грибница в жизни леса? (Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)
- Нужны ли грибы природе? (Они перерабатывают органические вещества в неорганические, а те, в свою очередь, служат питанием и лекарством для лосей, оленей, белок, сорок, слизней, всей растительности леса. К тому же, грибы, присасываясь к корням деревьев, отдают дереву микроэлементы, которые ему необходимы. Правда взамен они забирают углеводы.)
- Как называется совместное проживание растений в лесу? (Симбиоз.)
Домашнее задание.
Пользуясь атласом – определителем заполните таблицу. Определи растение и к какому ярусу оно относится (раздаются таблицы)
Ярусы леса | |||
Деревья | Кустарники | Травы | Мхи, лишайники |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Стр.164-169 прочитать, ответить на вопросы.
Творческая работа «Устное мини – сочинение» – продолжить сочинение на одну из тем 2 – 3 предложениями.
Если бы я был лесничий, я бы …
Я - лесной доктор, потому что …
Если бы я был зверек, я бы …
Я – береза. Меня называют лесной красавицей за то, что …
X. Итог урока.
- Какова была цель сегодняшнего урока? Достигли ли мы цели?
XI. Рефлексия. (Блиц опрос)
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие сведения показались наиболее интересными?
- Где в жизни могут пригодиться новые знания?
Слайд
- Украсим ель. Если вам понравился урок, вы всё усвоили и вам будет, что рассказать дома – приклейте зелёный смайл, если вам было что-то не понятно, но в целом вы довольны своей работой наклейте жёлтый смайл, если вам всё было не интересно и не понятно наклейте красный смайл.