Конспект занятия «Приключения феи в зимнем лесу»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2»
Структурное подразделение «Детский сад»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной группе
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема «Приключения феи в зимнем лесу»
Автор:
Мазунина Ирина Владимировна,
учитель-логопед
с. Карагай, 2018 г.
Образовательная область «Речевое развитие»
Сценарий образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема «Приключения феи в зимнем лесу»
Цель: Содействие развитию навыков речевого общения старших дошкольников в контексте лексической темы «Зима».
Задачи:
Образовательные:
Обобщить представления детей о зиме, как времени года.
Формировать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже).
Способствовать развитию диалогической и связной речи.
Упражнять детей в подборе однокоренных слов (снег, снежок, снежный и т. д.).
Развивать фонематический слух: умение выделять звуки в слове.
Развивающие:
Содействовать развитию памяти, внимания, мышления.
Способствовать развитию речи, зрительного и слухового внимания слуховой памяти, мышления.
Развивать интерес к явлениям окружающей действительности.
Развивать мелкую моторику пальцев рук и мышц артикуляционного аппарата.
Закреплять умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности;
Воспитательные:
Воспитывать умение видеть и понимать, выслушивать сверстников, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Совершенствовать умение детей отвечать полным ответом.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарный запас детей прилагательными – пушистый, сверкающий, искристый, воздушный, блестящий, хрустящий холодная, суровая, лютая, вьюжная, морозная, злая, долгая, длинная, сказочная, волшебная, красивая и т.д.
Предварительная работа: целевые прогулки в природное окружение, реализация содержания лексических тем «Зима» и «Зимние забавы».
Материалы и оборудование: проектор, магнитная доска, демонстрационный материал, предметные картинки, карта - схема, конверты с заданиями, снежок, массажные коврики (дорожки); раздаточный материал – снежинки, схемы слов с фишками (красного, синего и зеленого цвета) – для звукового анализа слов; пособие «волшебные колечки», бусинки, витамины.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Организационный момент: Дети входят в зал.
Логопед: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними все вместе.
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Ребята, когда я шла к Вам в детский сад, мне повстречался почтальон, который передал письмо. А вы хотите узнать, что написано в письме? (Да) «Детский сад», детям подготовительной группы. Письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам фея Динь. В нашем лесу случилась беда, к нам прилетела злая снежная королева и заколдовала мою подругу фею Незабудку, она теперь очень грустная, никогда не улыбается, не может никому помочь (показ презентации). Помогите мне, пожалуйста, её расколдовать».
Логопед: Ребята поможем ей? Вы согласны?
Дети: да.
Логопед: Но для этого нужно найти её волшебную палочку. А чтобы её найти, нужно отправиться в сказочный лес, где нас ждут загадочные испытания. Ребята, вы готовы отправиться в сказочный лес? (да). С собой в путешествие я предлагаю взять хорошее настроение (переход к психогимнастике).
Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза).
Логопед: Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Логопед: Чтоб этого добиться я предлагаю сделать самомассаж.
Руки растираем |
Потирание ладоней |
И разогреваем |
хлопки |
И лицо теплом своим мы умываем |
Разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз |
Грабельки сгребают |
Граблеобразные движения пальцами |
Все плохие мысли |
От середины лба к вискам |
Ушки растираем Вверх и вниз мы быстро |
Растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз |
Их вперед сгибаем |
Загибание ушных раковин кпереди |
Тянем вниз за мочки |
Оттягивание вниз за мочки |
А потом уходим пальцами на щёчки |
Пальцы перебегают на щёчки |
Щёчки разминаем |
Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями |
Разминаем губки Чтобы улыбались |
Большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу |
Мы теперь утятки Клювики потянем |
Вытягивание обеих губ вперед |
Уголками губ мы щёчки поднимаем |
Средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают, то правый, то левый уголок рта |
Тянем подбородок И к ушам щипаем |
Разминание подбородка с оттягиванием его вниз, пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам |
А потом по шейке Ручками стекаем |
Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам |
Логопед: Ребята, а вы любите витамины? Есть такое замечательное упражнение «чашечка», в нее вы положите витаминку и удержите её под счет «5», а затем ее можно скушать. Вот мы и подзарядились, стали здоровыми, смелыми, сильными и, я думаю, мы готовы к путешествию. Ребята, мне кажется, что в конверте еще что-то осталось. Давайте – ка посмотрим, что это такое? (карта).
- Да, ребята, это карта, которая поможет нам найти волшебную палочку, и она нас зовёт к путешествию, а чтобы попасть в волшебный лес, для этого мы с вами произнесём волшебные слова: Топнуть, прыгнуть, не упасть в лес волшебный нам попасть.
- Сейчас мы изучим карту (дети встают вокруг карты). Все задания спрятаны в конвертах.
- Первое задание лежит в первом конверте красного цвета, сейчас мы его найдем и узнаем, что же нам делать дальше.
- Берем первый конверт! (конверт№1) «Зашифрованные слова»
- Нужно по первым звукам названий картинок отгадать, какое слово «зашифровано» (зима) – звуковой анализ слова.
- Скажите, какой первый звук в слове «зима». Что мы можем о нем сказать?
- это звук «З», он согласный, мягкий, давайте вспомним песенку комарика з-з-з(протянуть).
- Каким цветом будем отмечать (зелёным);
- А почему? (потому что этот звук мягкий согласный);
- Какой второй звук в слове «зима»? Что о нем вы можете сказать?
Каким цветом будем отмечать (красным);
А почему? (потому что этот звук гласный);
- Какие гласные звуки есть в слове «зима»?
- Разделим на слоги это слова? (ребята отхлопывают).
- Назовите зимние месяцы!
- А сейчас у нас какой зимний месяц?
-Молодцы!
- Приглашаю вас к столам, где мы с вами можем выложить из снежинок слово «ЗИМА» (под релаксационную музыку).
За каждое верно выполненное задание мы получим пазл и соберем отгадку, которая нам поможет найти волшебную палочку, и мы расколдуем фею.
ПАЗЛ
- Ребята, а здесь по карте большой овраг. Чтобы перейти к следующему заданию, нужно перейти через мостик (дети снимают обувь и переходят, находят второй конверт и снежный ком).
ПАЗЛ
-Ребята, что это? (снежный ком).
Конверт №2 (жёлтого цвета): Игра «Снежный ком».
- Но это не простой снежок – это волшебный снежок! Предлагаю передавать снежок по кругу и по очереди отвечать на вопрос «Зима какая?» (зима снежная, холодная, ветреная, морозная, студеная, лютая, суровая и т.д.).
А сейчас предлагаю вам закрыть глаза и представить ЗИМУ с белым пушистым снегом, летящими снежинками, метелью, вьюгой; вспомните зимние пейзажи, которые вы наблюдали по дороге в садик... открывайте глаза.
- КАКУЮ зиму вы себе представляли, когда закрывали глаза? Выслушиваются ответы детей.
-Если на улице идет снег, то погода...(снежная)
Если на дворе мороз, то погода...(морозная)
Если дует сильный ветер, то погода...(ветреная)
Если на улице холод, то погода...(холодная)
Если сильная стужа, то погода...(студеная)
- Ребята, кто любит зиму? За что? Выслушиваются высказывания детей.
ПАЗЛ
- Молодцы, ребята! Отправляемся дальше в путь.
Следующий конверт (№3) – синего цвета.
Задание: «Зима в стихах»
(показ методики «Волшебные колечки»).
«Наденем валенки,
Шапочку и варежки,
Зимушку встретим,
Всем вам приветик!»
Ребята, вы любите играть? Я предлагаю вам собраться в круг и поиграть.
Физминутка.
«Снежинки и сугробы».
Мы мороза не боимся,
Мы внимательны во всем!
Скажу «сугробы» - мы садимся,
Скажу «сосульки» - мы встаем,
Как скажу «снежинки» - кружимся,
«Елочки» - хлопаем руками,
Кто из нас внимательный?
Мы сейчас узнаем!
Поиграли, стали ещё внимательнее и карта нас зовёт дальше.
Логопед достает конверт№4(зелёный): Игра «Семейка слов».
Ребята, мы с вами знаем, что некоторые слова в русском языке звучат похоже и являются родственниками.
От какого слова произошло слово «СНЕГОВИК»? (от слова «снег»).
От этого слова произошло и много других слов.
Я буду вам читать стихотворения, а вы — помогите мне добавить слова, связанные со словом «снег» и попытайтесь их запомнить.
Нет веселей для нас зимы:
На лыжах мчимся мы с … (горы).
Каждый очень – очень рад:
Всех засыпал … (снегопад).
К снегу, холоду привык
Зимний гость - … (снеговик).
Рядом снежная фигурка,
Это — девочка...(Снегурка),
На снегу-то, посмотри,
С красной грудкой...(снегири).
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Белые (снежинки)
- Ребята, а какие слова вы запомнили? Выслушиваются ответы детей.
- Молодцы! (ПАЗЛ)
- Ребята, посмотрите на нашу карту, все задания мы с вами выполнили? (нет, ищем сундучок).
- Ребята, а как же нам его открыть?
- Ключом.
- А где нам взять ключ? Может быть, пазлы нам помогут? Соберем скорее пазл и посмотрим, что у нас получится.
- Ребята, что у нас с вами получилось?
- Ключ.
- Откроем сундучок и посмотрим, что же там лежит (в сундучке волшебная палочка).
- А зачем нам волшебная палочка? Конечно, молодцы, чтобы расколдовать фею Незабудку.
- А теперь расколдуем фею Незабудку? (да). Взмахнем волшебной палочкой 3 раза! ( Показ слайда расколдованной феи). Фею расколдовали? (Да). Теперь она стала весёлая и сможет всем помогать. И я предлагаю вам сделать для феи Динь и её подруги Незабудки бусы, им будет очень приятно от вас получить такой подарок на память. Дети разделитесь на подгруппы, одна подгруппа делает бусы для феи Динь, другая – для Незабудки. Если вам понравилось наше путешествие и вы справились со всеми заданиями, то выбираете розовую бусинку, а если было не просто в пути, тогда выберете голубую бусинку. (Нанизывание бус). Складываем бусы в конверт, отправляем феям!
Пора возвращаться обратно в детский сад. Вспомним волшебные слова, которые помогли нам оказаться в волшебном лесу: Топнуть, прыгнуть, не упасть в садик наш скорей попасть.
Итог.
- Мы для вас приготовили угощение. Посмотрите как их много, может вы поделитесь с ребятами в группе?! (Да). Молодцы, ребята! Мне очень понравилось с Вами путешествовать! До скорых встреч!!!
Дети прощаются с гостями.
Занятие составила
учитель-логопед Мазунина И.В.
Голубчикова Светлана Сергеевна
Мазунина Ирина Владимировна