Методическая разработка по разделу «Налоги. Налоговая культура» для 5–6 классов

4
0
Материал опубликован 17 April 2023 в группе



Презентация к уроку "Налог.Налогоплательщик"PPTX / 91.37 Мб
Презентация к уроку "Виды налогов"PPTX / 1.06 Мб
​​​​​​​Презентация к уроку "Налоговая культура.Теневая экономика"PPTX / 258.42 Кб

Свердловская область

Город Екатеринбург

МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов









Методическая разработка

«Налоги. Налоговая Культура»

для 5–6 классов










Автор: Колесникова Ольга Александровна,

учитель экономики,

ВКК

















2023 г





1.Пояснительная записка



Тематическое направление – Обществознание, блок «Экономика».

Тема. Актуальность.

Тема: Методический комплект конспектов к урокам по блоку «Налоги. Налоговая Культура» для 5–6 классов.

Методическая разработка представляет собой серию взаимосвязанных конспектов уроков и проверочную работу к тематическому блоку «Налоги. Налоговая культура». Каждый урок сопровождается презентацией. Ссылки на презентации указаны в Приложение 1.

Важно научить ребенка ориентироваться в современном динамичном мире, формировать собственное отношение к тому, что его окружает. Полученные знания в области экономики, развитие экономического мышления – один из главных факторов высокого благосостояния в будущем. Умение управлять своими финансами, грамотно распоряжаться ими, включая правильность исчисления и уплаты налогов необходимо современному человеку, который живет в условиях рыночной экономики.

Целевая аудитория.

Подростки - 10 -12 лет (учащиеся 5–6 классов).

Цели:

Знакомство с налоговой культурой.

Задачи:

Воспитательные

развивать коммуникативные навыки;

формировать позитивный нравственный климат в коллективе, толерантность;

побуждать к саморазвитию, к повышению самооценки;

Познавательные

ознакомиться с налогами, правилами их начисления;

применять на практике знания в области налогообложения.

Развивающие

развивать экономическое мышление учащихся;

развивать познавательный интерес к экономике.

Планируемые результаты уроков:

знания в области налогообложения;

умение решать практические задачи в области налогообложения;

умение проводить самоанализ действий;

умение использовать полученные теоретические знания на практике.

Форма проведения уроков.

Классно-урочная с элементами деловой игры.

Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Педагогические технологии: интегральная технология, игровые технологии, технология сотрудничества.

Методы: игра, практическая деятельность.

Приемы: игровые, поисковые ситуации, рефлексия.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).

Кадровые- учитель-предметник.

Методические – учебное пособие по экономике, обществознанию.

Материально-технические – компьютер, проектор, колонки.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы учителя-предметника.

Большое влияние на формирование у учащихся нравственных принципов оказывает личность самого преподавателя, его слова, образ мыслей и поведение, отношение к делу и окружающим людям. Личный пример преподавателя, его умение создать на уроке деловую атмосферу при справедливом и уважительном отношении к каждому учащемуся.



Основная часть

Урок 1. «Налог. Плательщики налога»

Раздел: «Налоги и налоговая культура» (экономика, 5–6 класс)

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цели урока:

обучающая: ознакомить учащихся с понятием «налог»;

развивающая: продолжить развитие общеучебных умений (анализировать, рассуждать, аргументировать, делать выводы);

воспитательная: научить принимать ответственное решение за начисление и уплату налогов.

Задачи урока:

Сформировать навыки анализа и обобщения информации.

Продолжить развитие навыков, необходимых для коммуникации с одноклассниками.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, колонки экран; презентация; учебник.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: 

индивидуальная (участие в беседе, формулировка собственного мнения);

парная (размышление, обсуждение, формулировка общего мнения);

фронтальная.

План урока:

Актуализация знаний.

Практическая работа индивидуально- История появления налогов.

Изучение нового материала. Раскрытие понятий «налог», «налоговое законодательство», рассмотрение льгот по налогам. Фронтальная работа в классе.

Налоги разных стран. Парная работа.

Рефлексия

Предварительная подготовка: Настройка презентации.

Ход урока.

Организационный момент

(2 слайд). Здравствуйте, ребята! Начнем урок с упражнения «Улыбка».(улыбнитесь друг другу).

Недавно мы с вами узнали, что такое государственный бюджет, какие есть доходы и расходы у государства.

Актуализация знаний.

(3 слайд) – ~3 мин.

Перед вами пословицы, попробуйте их прокомментировать, как вы их понимаете. Для каждого ряда отдельное суждение.

Казна миром живет, а мир - казною.

В казне холодно - в народе голодно.

Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Екатерина II Великая.

Учитель: отлично! Вспомните, что является главным источником доходов государственного бюджета? (ответ учеников)

Вопрос к учащимся: сегодня мы начинаем с вами изучать новую главу. Как вы думаете, о чем пойдет речь? (ответ учеников)

Учитель: действительно, Доходы бюджета любого государства пополняются за счет налогов. Без налогов государство не в состоянии выполнить свои функции.

(4 слайд) ~4 мин.

Учитель: знаете ли вы когда, где и как появились налоги? Может быть, кто-то из вас уже знает об этом? Поделитесь информацией (ответ учеников) . Отлично / хорошо. Я предлагаю посмотреть небольшой видеоряд – об истории появления налогообложения. А во время просмотра запишите ответы на вопросы: (Предлагается перенести таблицу в тетрадь для удобства записи во время просмотра)

(5 слайд) ~5 мин.

Практическая работа параллельно с просмотром видеоряда

- Когда появились налоги? – неизвестно точно примерно 5000–10000 лет назад до н.э.

- Что такое ценз? – так назывался налог в Римской империи

- Что привело к ослаблению Византийской империи в средние века? - сокращение налогов

- Какой налог придумали в американских колониях Великобритании? -налог на собственность

-Кто был создателем научной налоговой теории? – Адам Смит

Где и для чего был впервые введен налог на доходы? - в Англии для борьбы с Наполеоном



Ссылка на видеоролик. В презентации активная ссылка вставлена в слайд №5) - 5мин.22сек



(6 слайд) ~3 мин.

Предложение к учащимся: давайте поработаем в парах. Оцените ответ одноклассника по парте. Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность записанных ответов. Правильные ответы вы можете увидеть на слайде. Если ответ верный, напротив поставьте 1 балл, так оцените все шесть ответов. Подсчитайте баллы. Если итого получилось 5-6 баллов поставьте оценку «5», если 4 правильных ответа – оценку «4», если 3 правильных ответа -оценку «3», если меньше 3- х правильных ответов не ставьте ничего. В конце урока те ребята, которые получили отметку, по желанию, могут подойти ко мне, я выставлю эту оценку в журнал.

Изучение нового материала. Раскрытие понятия «налог», «плательщики налога»

(7 слайд) ~3 мин.

Учитель: а мы продолжаем наш урок. Как вы думаете -что же такое налог? (ответы учеников) (налог — это обязательный безвозмездный платеж, который взимается с налогоплательщика в бюджет государства в соответствии с законом).

Предложение к учащимся: (клик) на экране вы видите определение - запишите его в тетрадь.

Учитель: как вы думаете -Как называется этот закон? (ответы учеников) (Налоговый кодекс)

(8 слайд) ~5 мин.

Учитель: действительно, такой закон называется – Налоговый кодекс (возможно здесь показать печатную версию НК, а также в сравнении с другими кодексами. *ребята, как правило, удивляются, т.к. печатная версия в разы толще, чем другие кодексы – трудовой, уголовный)

Налоговый кодекс определяет кому, какие и сколько налогов платить. Например, величина налога, который платят граждане с полученного трудового дохода, зависит от величины заработка.

НК устанавливает льготы по уплате налогов, например, ветераны войн имеют льготы по различным налогам (на имущество, транспортный), льготы по налогам имеют предприятия, которые оказывают платные услуги образования и медицины. Уменьшая налоги этим людям и учреждениям, государство берет их под свою защиту и облегчает им условия существования.

Льготы могут иметь и предприниматели, которые только-только открыли свое дело.

Вопрос к учащимся: Ребята, вспомните, пожалуйста, чем же важна деятельность предпринимателей для страны? (ответ учеников)( создание товаров и услуг, новых рабочих мест, поступлением налогов в бюджет и т.д)

Государство уменьшает налоги фирмам на сумму потраченных денег на благотворительность, сохранение окружающей среды, развитие культуры. Снижая налоги этим предприятиям, государство поощряет и стимулирует их деятельность, которая очень нужна для развития государства.

С помощью налоговых льгот государство делает выгодным развитие каких-то предприятий, целых отраслей экономики или территорий. Например, развивать производство или хотя бы какую-то деятельность в территориях, где плохой климат, бедная, неплодородная земля и из-за этого дорогие экономические ресурсы, невыгодно. Поэтому государство в случае необходимости освоения этих территорий с помощью налоговых льгот привлекает туда предпринимателей и наемных работников.

Вопрос к учащимся: давайте попробуем определить -кто же является плательщиком налогов? (Ученики отвечают). – (физические лица, фирмы)

(9 слайд) (клик- ответ на экране) – (производители товаров и услуг; получатели доходов – зарплаты, прибыли, наследства; владельцы имущества – автомобиля, квартиры, земли).

Предложение ученикам сделать запись схемы в тетрадь. ~3 мин.

(10 слайд) ~5 мин.

Учитель- Налоги очень мощный рычаг управления экономикой и людьми. Его используют не только государство, но и местные органы власти – муниципалитеты. Часть налогов пополняет казну областей, городов и поселков. Налоги делятся на территориальные уровни, в зависимости от того, в чей бюджет собирается налог. Бюджет бывает федеральным, региональным, муниципальным (его иногда называют местным), соответственно, налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Какие виды налогов существуют мы разберем с вами на следующем уроке.

Предложение ученикам сделать запись схемы в тетрадь.

(11 слайд) ~7 мин.

Учитель: В нашем мире существует множество налогов. Но есть среди них необычные, странные, порой нелепые. Я предлагаю Вам посмотреть видеоролик, в котором по мнению автора собраны топ 10 необычных налогов. Видеоролик вставлен в презентацию (~6 мин.).

Вопрос к учащимся: Ребята, вы узнали о необычных налогах в мире. Предлагаю обсудить в парах ответ на вопрос. Какой. по вашему мнению, из озвученных в видео, является самым необычным налогом, какой из налогов запомнился больше и почему? (Минуты 2-3 на обсуждение, ответы учеников). 

Ученики совместно выполняют работу. Учитель наблюдает и напоминает про время. По окончанию работы, ученики представляют свой ответ. – Спасибо, все молодцы.

Итог урока. Рефлексия

Учитель: итак, сегодня на уроке мы узнали, что такое налог, кто может быть налогоплательщиком, рассмотрели историю возникновения налогов, а также определили, что налоги, ставки, сроки, льготы устанавливает закон, который называется Налоговый кодекс. Узнали, какие бывают необычные налоги в мире и попробовали предположить, какие из них самые интересные.

(12 слайд) ~1 мин

Учитель: Попробуйте выбрать картинку, которая отражала бы ваше настроение после урока.

(13слайд) ~.1 мин

Домашнее задание: на выбор учащегося (что интересно-что по силам)

Подготовьте сообщение о самом необычном налоге (на выбор один или несколько).

Составить синквейн на тему «Налог» -правила составления (14слайд)



Учитель: спасибо за урок. До встречи.



Урок 2. «Виды налогов»

Раздел: «Налоги и налоговая культура» (экономика, 5–6 класс)

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

обучающая: ознакомить учащихся с видами налогов, показать способы начисления налогов»;

развивающая: развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни;

воспитательная: научить принимать ответственное решение за начисление и уплату налогов.

Задачи урока:

Сформировать навыки анализа и обобщения информации.

Продолжить развитие навыков, необходимых для коммуникации с одноклассниками.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация; учебник, раздаточный материал по налогам, жетоны (это могут быть купюры из банка приколов) для раздачи за правильный ответ.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: 

индивидуальная (участие в беседе, формулировка собственного мнения);

парная (размышление, обсуждение, формулировка общего мнения);

фронтальная.

План урока:

Актуализация знаний.

Изучение нового материала. Раскрытие понятий «ставка налога», «виды налогов».

Решение задач. Индивидуальная, фронтальная работа.

Рефлексия

Предварительная подготовка: Настройка презентации, раздать на парты заготовку таблицы по налогам для каждого ученика. (приложение 2)

Ход урока.

Организационный момент

(2 слайд) Здравствуйте, ребята! Начнем урок с нашего упражнения «Улыбка». (улыбнитесь друг другу).

На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое налог, кто является налогоплательщиком, какими льготами могут они пользоваться. Чтобы продолжить дальше изучать тему Налоги, давайте немного повторим пройденный материал. А домашнее задание мы проверим в конце урока.

Актуализация знаний.

(3–4 слайд) – ~3 мин.

Перед вами будут появляться вопросы, попробуйте дать ответ. Прошу поднимать руки при желании дать ответ. А за каждый правильный ответ я буду выдавать вам жетон. В конце урока Вы можете обменять их на оценку в журнале по курсу 3 жетона -отметка «5», 2 жетона -отметка «4».

!!Каждый вопрос и ответ -отдельный клик

Что такое налог? (это обязательный платеж, который взимается в соответствии с законом.)

Кто является налогоплательщиком? (производители товаров и услуг, получатели доходов (зарплаты, прибыли, наследства), владельцы имущества (автомобиля, квартиры, земли)

Как называется главный закон о налогах? (Налоговый кодекс)

Кто может пользоваться льготами по налогам? (производители особых товаров и услуг (образование, медицина) или работающие на определенных территориях, вновь открывшиеся ИП, инвалиды, ветераны войн, благотворители)

Учитель: отлично! Вспомните, какие уровни бюджета существуют? (ответ учеников) (федеральный, региональный, муниципальный/местный)

Учитель: Молодцы! Сегодня мы продолжаем с вами изучать главу о налогах. И сегодня мы поговорим о видах налогов. Я не зря спросила вас об разных уровнях бюджета, так как в зависимости от того в какой бюджет платится налог такой вид он и имеет.

Изучение нового материала. Раскрытие понятия «ставка налога», «виды налога»

(5 слайд) ) ~1 мин.

Учитель: перед вами на столах у каждого лежит таблица видов налогов по уровням бюджетов. Вы можете дома вклеить ее в тетрадь или перечертить ее дома, чтобы у вас всегда была под рукой подсказка. Посмотрите на нее, и вы увидите, каждый налог записан в определенный столбик и является федеральным, или региональным, или местным. Далее мы рассмотрим несколько налогов и принцип их начислений.

(6 слайд) ~2 мин.

Учитель: для определения налога необходимо знать налоговую ставку, ее можно найти для каждого налога в Налоговом кодексе.

Давайте запишем- Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в бюджет государства в расчете на единицу обложения. (Ученики записывают определение в тетрадь)

(7 слайд) ~2 мин.

Учитель: Налоговая ставка бывает: Твердая – устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения и Процентная – устанавливается в процентах от стоимости объекта обложения. Перенесите схему также в тетрадь. (Ученики записывают схему в тетрадь)

Учитель: Давайте рассмотрим некоторые налоги и правила их исчисления.

(8 слайд) ~2 мин.

Учитель: Один из главных налогов в стране, так как он приносит очень большую долю в доходы бюджета, это налог на доходы физических лиц или сокращенно НДФЛ.

(клик) Платят его физические лица, если у них есть какие-либо доходы, например, заработная плата, дивиденды, выигрыш в лотерею, некоторые индивидуальные предприниматели, платят его и те, кто продал свое имущество (квартиру, машину, дачный участок и т. д.).

(клик) Ставка налога на доходы физлиц составляет от 13 -30%, зависит от вида дохода и полученной суммы.

Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.

(9 слайд) ~1 мин.

Учитель: например, ваша зарплата за май месяц составила 10000руб, то государству вы отдадите налог 1300руб (10000* 13%), а на карточку вы получите 8700руб (10000–1300)

(10 слайд) ~1 мин.

Учитель- Давайте попробуем решить легкую задачу. Условие указано на слайде.

Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.

Задача 1. Вам начислили зарплату 20000руб. Рассчитайте сумму НДФЛ и сумму к получению на карточку.

(клик) Решение задачи:

1) 20000* 0.13=2600 – сумма налога 2) 20000-2600= 17400 – сумма к выдаче

(11 слайд) ~3 мин.

Учитель- Давайте попробуем решить следующую задачу, чуть посложнее. Условие указано на слайде.

Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.

Задача 2. Вам начислили зарплату 20000 рублей и премию 15% от зарплаты. Рассчитайте сумму НДФЛ и сумму к получению.

(клик) Решение задачи:

1) 20000*0.15=3000 –сумма премии 2) 20000+3000=23000 –сумма з/п с премией

3) 23000* 0.13=2990 – сумма налога 4) 23000-2990= 20010 – сумма к получению

(12 слайд) ~2 мин.

Учитель: Также важный налог в стране, так как он также составляет немалую долю в доходах бюджета, это налог на прибыль.

(клик) Платят его юридические лица, если у них есть прибыль, полученная от продажи товаров или оказания услуг, выполненных каких-либо работ, а также полученных дивидендов от участия в других компаниях.

(клик) Ставка налога на прибыль составляет 20%. Правда сумма налога платится в пропорции 3% в федеральный бюджет, а 17% в местный, но он считается федеральным налогом. Посмотрите в свою таблицу, которую вы записали ранее.

Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.

(13 слайд) ~1 мин.

Учитель- Давайте попробуем решить еще задачу. Условие указано на слайде.

Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.

Задача 2. За май прибыль банка составила 250 000руб. Рассчитайте налог на прибыль предприятия за этот месяц?

Решение задачи:

250 000* 20% = 50000руб. налог на прибыль

(14 слайд) ~3 мин.

Учитель: Немаловажный налог для бюджета налог на добавленную стоимость или сокращенно НДС. (клик) Платят его в бюджет предприятия, но включают в цену товара или услуги, поэтому фактически оплачивают его потребители, когда совершают покупки в магазинах или получают различные услуги.

(клик) Ставка налога составляет 0–10–20%. И зависит от важности товара или услуги для потребителя. Например, услуги образования облагаются налогом по ставке 0%, такие товары, как молоко, хлеб по ставке -10%. Это все товары и услуги первой необходимости, поэтому ставки НДС понижены. В основном все товары и услуги облагаются 20-процентным налогом.

(клик) К подобного рода налога относятся такие разновидности налога – как акциз и таможенная пошлина, они тоже включаются в стоимость товаров и являются федеральными налогами, посмотрите в таблицу.

Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.

(15 слайд) ~3 мин.

Учитель: существует в России такой налог как налог на имущество.

(клик) Его платят как физические, так и юридические лица, если у них есть недвижимое имущество.

(клик) Ставка налога для предприятий составляет -2,2%. Для физических лиц – от 0.1% до 0.5% от стоимости имущества.

(клик) Родственный ему налог на землю или Земельный налог. Похож он тем, что земля является тоже недвижимым имуществом, платят его собственники земли, рассчитывается он также как и налог на имущество путем умножения налоговой ставки на стоимость земли.

Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.

(16 слайд) ~2 мин.

Учитель- Давайте попробуем решить задачу. Условие указано на слайде.

Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.

Задача У вас есть дом стоимостью 1.000.000 рублей и земельный участок стоимостью 500.000 руб.

Рассчитайте налог на имущество за год при ставке 1%.

Решение задачи:

(1000000+500000) * 1% = 15.000руб налог на имущество

(17 слайд) ~2 мин.

Учитель: если у вас есть движимое имущество, например, автомобиль, вам придется заплатить транспортный налог.

(клик) Его платят как физические, так и юридические лица, если у них есть недвижимое имущество.

(клик) Ставка налога установлена в рублях за 1 лошадиную силу.

Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.

(18 слайд) ~1 мин.

Учитель- Давайте попробуем решить задачу. Условие указано на слайде.

Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.

Задача У вас есть машина, количество лошадиных сил у нее 200. Рассчитайте транспортный налог за год при ставке 50 руб. за 1 л.с.

Решение задачи:

200 * 50= 10000руб транспортный налог

(19 слайд) ~1 мин.

Учитель: есть еще такие налоги как Налог на дарение, наследство,

(клик) Налог на выигрыш в лотерею, в букмекерской конторе

(клик) Налоги на игорный бизнес, на операции с ценными бумагами, на покупку валюты.

(20 слайд) ~3 мин.- ***если ребята решают быстро – то можно предложить решить такую задачу.

Учитель- Давайте попробуем решить задачу. Условие указано на слайде.

Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.

Задача. Вы выиграли за год в лотерею 14000 рублей. Рассчитайте налог на выигрыш за год по ставке 13% с дохода и сумму, которая у вас останется после уплаты налога.

Здесь внимание -*** Согласно Налогового кодекса налогом не облагается выигрыш, не превышающий 4.000 рублей в год, поэтому эта сумма вычитается из полученного дохода, когда исчисляется налог.

Решение задачи:

(14000–4000) * 13%= 1300руб –сумма налога

14000–1300= 12700 рублей – сумма после уплаты налога

(21 слайд) ~3 мин.

Учитель: В России платятся взносы, они приравнены к налогам, обязательны к перечислению в бюджет предприятиями, если начисляется заработная плата работникам. Он называется Социальный взнос, перечисляется во внебюджетный фонд, который объединил в себе пенсионный, медицинский, социальный)

(клик) Его платят предприятия за своих работников.

(клик) Ставка взноса составляет -30% от всей начисленной заработной платы

Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.

Учитель: А сейчас я предлагаю поделиться информацией тем ребятам, кто выбрал домашнее задание -сообщение о необычном налоге. Предлагаю высказывание построить следующим образом «Где-как называется налог – кто должен платить и за что» (Ответы учеников) -Опрос 3–5 учащихся.

Итог урока. Рефлексия ~3 мин.

Учитель: итак, сегодня на уроке мы узнали, что такое ставка налога, рассмотрели виды налогов, решали задачи и тем самым попробовали себя в роли бухгалтеров, которые начисляют налоги. Узнали, какие бывают необычные налоги в мире. Давайте закончим подведение итога урока слушанием синквейна на тему «Деньги». Отвечают те, кто выбрал это домашнее задание с прошлого урока. (Ответы 1-2 учеников)

(22 слайд) ок.1 мин

Учитель: ну и в заключении урока. Попробуйте выбрать картинку, которая отражала бы ваше настроение после урока.

(23слайд) (приложение 23) ок.1 мин

И как обычно-Домашнее задание: на выбор учащегося (что интересно-что по силам)

Дайте письменно ответ на вопросы:

Чем НДФЛ отличается от налога на прибыль?

Почему каждому государству нужны налоги?

Решите задачу

Доходы за май - Вам начислили зарплату 30000 руб., премию 10%, дивиденды в сумме 20000руб., также вы продали свой велосипед за 5000руб. Рассчитайте сумму НДФЛ за май?

Учитель: те, кто получили жетоны, могут подойти и обменять их на свои отметки по курсу.

Всем спасибо. До встречи.



Урок 3. «Налоговая культура. Теневая экономика.»

Раздел: «Налоги и налоговая культура» (экономика, 5–6 класс)

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

обучающая: ознакомить учащихся с понятием «налоговая культура».

развивающая: формировать альтернативность мышления (умение решать задачу несколькими способами и обосновывать рациональный вариант их решения); умение анализировать ответ товарища, дать оценку;

воспитательная: формировать интерес к предмету, гражданскую позицию.

Задачи урока:

Сформировать навыки анализа и обобщения информации.

Продолжить развитие навыков, необходимых для коммуникации с одноклассниками.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация; учебник, листы формата А2-2–3 шт., А4- 10шт, карточки красного, желтого, зеленого цвета в комплекте для каждого ученика. жетоны (это могут быть купюры из банка приколов) для раздачи за правильный ответ.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: 

индивидуальная (участие в беседе, формулировка собственного мнения);

парная (размышление, обсуждение, формулировка общего мнения);

фронтальная.

План урока:

Актуализация знаний.

Повторение терминов и понятий прошлого урока.

Дебаты на тему «Важность уплаты налогов».

Групповая работа. Раскрытие понятия «налоговая культура».

Рефлексия



Предварительная подготовка:

Настройка презентации. Расстановка столов для рабочих групп. Листы формата А2 развешиваются на доску. Листы формата А4 по 2–3 штуки раскладываются на столах. Перед уроком учащиеся рассаживаются за столы по группам 5–6 человек (по желанию кто с кем хочет).

Ход урока.

Организационный момент

(2 слайд) - ~1 мин. Здравствуйте, ребята! Начнем урок с упражнения «Улыбка». (улыбнитесь друг другу). У вас на столах лежат листы формата А4, выберите, кто запишет участников вашей группы на одном из них. Другие листы предназначены для работы во время урока.

На предыдущих уроках мы с вами узнали несколько понятий, такие как налог, ставка налога, виды налогов, плательщики налогов.

Учитель: Давайте немного повторим пройденный материал. Перед вами будут появляться вопросы, попробуйте дать ответ. Прошу поднимать руки при желании ответить. А за каждый правильный ответ я буду выдавать вам жетон. Напоминаю, что в конце урока Вы можете обменять их на оценку в журнале по курсу 3 жетона -отметка «5», 2 жетона -отметка «4».

Актуализация знаний.

(3 слайд)– ~2 мин.

!!Каждый вопрос и ответ -отдельный клик

Что такое налог? (это обязательный платеж, который взимается в соответствии с законом.)

Какие виды налогов вы знаете? (1. Федеральные 2. Региональные 3. Муниципальные/местные)

(4 слайд) – ~2 мин.

Учитель: Давайте проверим решение задачи, которую вам необходимо было решить дома по желанию. У кого получилось это сделать, назовите ваш ответ. (За правильный ответ выдать два жетона)

Задача. Доходы за май - Вам начислили зарплату 30000 руб., премию 10%, дивиденды в сумме 20000руб., также вы продали свой велосипед за 5000руб. Рассчитайте сумму НДФЛ за май?

(клик) Решение задачи:

1) 30000*0.15=4500 сумма премии 2) 30000+4500=34500 итого начислено заработной платы

3) 34500+20000+5000=59500 итого получено доходов 4) 59500* 0.13=7735 сумма исчисленного налога

(5 слайд) – ~3 мин.

Учитель: Давайте проверим письменные ответы на вопросы, которые вам необходимо было выполнить дома по желанию. У кого получилось это сделать, можете поднять руку для ответа. (За ответ выдать жетон).

Чем НДФЛ отличается от налога на прибыль? (НДФЛ платят физические лица, налог на прибыль юридические. Ставка налога на прибыль 20%, у НДФЛ 13–30%)

Почему каждому государству нужны налоги? (Для выполнения своих экономических функций или приближенный к этому ответ).

Учитель: действительно, для выполнения своих экономических функций государству нужны деньги, а налоги — это основной источник всех бюджетов. Все свои программы государство и местные власти могут выполнять только тогда, когда в бюджет будут поступать средства.

(6 слайд) – ~7 мин.

Учитель - Ребята, предлагаю вам выразить свое отношение к налогам при помощи карточек, которые находятся у вас на столах.

Красный цвет: налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.

Желтый цвет: нужно платить только справедливые налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

Зеленый цвет: налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Учитель: Я вижу, что (определить сколько каких карточек больше-меньше). Давайте послушаем мнение тех, кто поднял … карточки (наименьшее число карточек этого цвета). Аргументируете свой выбор ответа. (Те, кто выступают, могут быть поощрены жетонами).

Давайте послушаем мнение тех, кто поднял … карточки (наибольшее число карточек этого цвета). Аргументируете свой выбор ответа. (Те, кто выступают, могут быть поощрены жетонами).

Учитель: как мы видим, далеко не всем из вас хочется платить налоги. Так и в любой стране существуют люди, которые не платят налогов, уклоняются от них, скрывают свои доходы, поэтому государство принимает законы, которые регулируют взимание налогов со своих граждан. Эти законы в большинстве стран одни из строгих – от лишения имущества и активов до лишения свободы уклониста. Согласно закону, платить налог – обязанность граждан страны!

(7 слайд) – ~3 мин.

Учитель: экономическая деятельность, которая скрывается от государства, называется Теневая экономика. Граждане или не платят налоги, так как специально не учитывают свой доход в официальных документах.

Вопрос ко всем учащимся: Вопрос ко всем -как вы думаете, что может произойти, если в бюджет нашего города перестанут поступать налоги? (Те, кто выступают, могут быть поощрены жетонами).

Учитель: (резюмировать ответ). Да, действительно, может не быть денег на ремонт школ, больниц, благоустройство улиц, парков, скверов, не будет денег на поддержание и улучшение работы общественного транспорта и другие необходимые нужды.

Как правило, на упражнении поднимаются больше карточек зеленого цвета. Этой группе ребят, поднявших этого цвета карточки, задается дополнительный вопрос- Ребята, поднявшие карточки зеленого цвета, скажите, пожалуйста, можно ли вас назвать культурным человеком в области налогообложения? Почему?

Вопрос «в зал»- А что же такое налоговая культура?

(8 слайд) – ~10 мин.

Учитель: сейчас предлагаю поработать в группах. Соберите все возможные варианты ответов о том, что такое налоговая культура, что в нее входит, что она отражает и т. д. Предлагаемые ответы участников группы кто-то один из вас записывает на листе А4. Затем через 5 минут мы соберем общий список ответов.

Дается время на самостоятельную работу в группах, после собираются все возможные ответы от групп. Например, высказываются по порядку каждая группа по кругу по одному ответу, если повторяется ответ, либо пропускает ход, либо предлагает другой вариант. Если у группы закончились варианты, она сидит и слушает остальных.

Учитель: итак, перед вами весь список возможных ответов. Может ли кто-то из вас, глядя на него, дать ответ- Что такое Налоговая культура? (Те, кто выступают, могут быть поощрены жетонами).

(9 слайд)– ~4 мин

Учитель: посмотрите на слайд. Перед вами определение «налоговая культура». Как видите, вы в целом все правы. (как правило, ребята дают приблизительно верный ответ).

НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА

Это часть общенациональной культуры страны.

Она связана с деятельностью участников налоговых отношений.

Она отражает:

уровень знаний и соблюдения законодательства о налогах и сборах,

правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов

знание своих прав и обязанностей, уровень понимания всеми гражданами важности для государства и общества уплаты налоговых платежей.

Учитель: создать такую культуру в государстве очень непросто. Она складывается годами и даже столетиями. Для того, чтобы налоговая культура создавалась, необходимы определенные условия.

Вопрос к учащимся: как вы думаете о каких условиях идет речь? (Те, кто выступают, могут быть поощрены жетонами).

(10 слайд)– ~1 мин

Учитель: действительно, как мы видим, условия для создания налоговой культуры - это

Доверие граждан своему государству

Экономическое образование граждан

Размер и сумма налогов должны быть разумными и по силам для граждан.

**Если остается время для работы можно провести игру на тему введения нового налога:

Суть деловой игры: Представьте ситуацию, что в нашем городе местные законодатели решили ввести новый налог – сбор с владельцев домашних животных.

Первая и вторая группы выступят от имени местных депутатов гордумы с инициативой введения этого налога. Ваша речь должна быть краткой, убедительной и начинаться словами: “Мы, депутаты городской думы считаем, что нужно ввести сбор с владельцев животных, потому что ….”

Третья и четвёртая группы будут выражать интересы владельцев домашних животных и обосновывать почему вводить налог не нужно: “ Мы, владельцы животных считаем, что …”

Пятая группа выступит от имени остальных жителей города. «Мы инициативная группа жителей по этому вопросу считаем….»

Итог урока. Рефлексия ~1 мин.

Учитель: итак, сегодня на уроке мы повторили, что такое налог, рассмотрели, что такое налоговая культура, теневая экономика. Обсудили важные составляющие налоговой культуры. Давайте закончим подведение итога урока, одним словом, которое у вас ассоциируется с принятием «Налоговая культура». Отвечают те, кто хочет. (Ответы 3–5 учеников).

(11 слайд) ок.1 мин

Учитель: ну и в заключении урока. Попробуйте выбрать картинку, которая отражала бы ваше настроение после урока.

(12слайд) ок.1 мин

И как обычно-Домашнее задание: на выбор учащегося (что интересно-что по силам)

Дайте письменно ответ на вопросы:

Почему люди не любят платить налоги?

Почему государство не любит тех, кто не любит платить налоги?

Как можно мотивировать налогоплательщиков платить налоги?

Какие налоги вы ввели бы в родном городе, районе, чтобы улучшить там жизнь?

** Для всех обязательно- подготовиться к контрольной работе по всей главе «Налоги».

Учитель: те, кто получили жетоны, могут подойти и обменять их на свои отметки по курсу.

Всем спасибо. До встречи.



Урок 4. «Налоговая культура. Теневая экономика.»

Раздел: «Налоги и налоговая культура» (экономика, 5–6 класс)

Тип урока: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Цели урока:

обучающая: обеспечить контроль знаний и умений по разделу;

развивающая: продолжить развитие общеучебных умений (анализировать, рассуждать, аргументировать, делать выводы);

воспитательная: воспитание интереса к предмету, к учению.

Задачи урока:

Сформировать навыки анализа и обобщения информации.

Продолжить развитие навыков, необходимых для коммуникации с одноклассниками.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация; учебник, листы формата А2-2–3 шт., А4- 10шт, карточки красного, желтого, зеленого цвета в комплекте для каждого ученика. жетоны (это могут быть купюры из банка приколов) для раздачи за правильный ответ.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная

План урока:

Актуализация знаний.

Повторение терминов и понятий прошлого урока.

Дебаты на тему «Важность уплаты налогов».

Групповая работа. Раскрытие понятия «налоговая культура».

Рефлексия



Предварительная подготовка: Разложить листы с заданиями и листы для ответов на парты каждому ученику.

Ход урока.

Организационный момент ~1 мин.

Учитель: здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок проверки знаний и умений по разделу «Налоги. Налоговая Культура». У вас на столах лежат листы с заданиями и листы для ответов. Время выполнения заданий 35 минут. Работа по вариантам 1 и 2. В каждом варианте 10 основных заданий. Для тех, кто справится раньше отведенного времени есть возможность сделать задание №11 и получить дополнительную положительную отметку. Вы можете выполнять задания не по порядку. Важно отметить номер задания и напротив написать ответ. Для получения:

отметки «5» -необходимо ответить правильно на 8–10 заданий, включая правильное решение задачи

отметки «4» -необходимо ответить правильно на 6–7 любых заданий, включая решение задачи

отметки «3» -необходимо ответить правильно на 4–5 любых заданий

отметка «не справился с работой, важно пересдать» - дано ответов – на 0–3 любых задания



ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ.

Вариант 1. Указывайте номер задания- напротив пишите только ответ.

Задание 1. Укажите понятие (о чем идет речь) – «Величина платы, которую налогоплательщик должен внести в бюджет государства в расчете на единицу обложения, называется….….…….»

Задание 2. Выберите правильное суждение: «Налоговая ставка, которая устанавливается в процентах от стоимости объекта обложения, называется», запишите цифру, под которой оно указано.

Твердая

Процентная

Плановая

Задание 3. Выберите все верные суждения о плательщиках налога и запишите цифры, под которыми они указаны.

Пенсионеры и инвалиды всегда платят налоги с полученной суммы пособий от государства.

Владельцы земельного дачного участка должны уплачивать налог на землю.

Фирмы по производству спортивной обуви должны платить в бюджет налог на прибыль.

Работники сферы образования могут не платить налог на доходы физических лиц.

Налог на доходы с физических лиц необходимо заплатить, если человек получил дивиденды.

Задание 4. Обладая знаниями по экономической теории, дайте определение слову «Налог».


Задание 5. Выберите правильный ответ: «Если налогоплательщик имеет недвижимое имущество он должен заплатить…», запишите цифру, под которой он указано.


1. Транспортный налог

2. Налог на имущество

3. Налог на доходы


Задание 6. Установите соответствие между налогами и видом налога: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.



НАЛОГ ВИД НАЛОГА

А) налог на прибыль

Б) налог на имущество 1) федеральный

В) транспортный налог 2) региональный

Г) налог на доходы физических лиц

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

t1681741310aa.gif

t1681741310aa.gif

t1681741310aa.gif

t1681741310aa.gif





Задание 7. Выберите все верные суждения о налоговой культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.


1. Отражает уровень потребления гражданами всеми благами государства.

2. Отражает правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов

3. Отражает уровень понимания всеми гражданами важности уплаты налоговых платежей.

4. Отражает уровень знаний и соблюдения законодательства о налогах и сборах.

5. Отражает возможность использования налоговых поступлений в бюджет гражданами страны.


Задание 8. Выбери правильный ответ «Теневая экономика – это когда…..»


граждане грабят коммерческие банки и ломбарды

граждане не платят обязательные налоги

граждане выращивают овощи на дачных участках, а не покупают в магазине


Задание 9. Выберите все верные суждения о налогах и запишите цифры, под которыми они указаны.


1. Налог на доходы с физических лиц платят граждане, получающие заработную плату.

2. Платить налоги — это право граждан, а не обязанность.

3. Налоги бывают федеральные, региональные, муниципальные (местные).

4. Транспортный платят только владельцы машин, а не те, кто ездит на арендованном транспорт

5. Дивиденды, полученные фирмой, облагаются налогом на имущество.


Задание 10. Задача. (Обязательное оформление по правилам, решение задачи с пояснением каждого действия)


Доходы за апрель - Вам начислили зарплату 50000 руб., премию 20%, дивиденды в сумме 30000руб., также вы продали свой телефон за 10000руб. Рассчитайте сумму НДФЛ (13%) за апрель и сумму, которая останется после вычета налога?



***Задание 11 - на дополнительную отметку.


Составьте рассказ из 7-слов (возможно больше) по теме «Налог», используя слова или словосочетания, указанные ниже.


Налоговый Кодекс

Налог

Дивиденд

Имущество

Федеральный бюджет

Заработная плата

Теневая экономика

Налоговая культура

Ставка налога

Налог на прибыль

Плательщик налога




Вариант 2. Указывайте номер задания- напротив пишите только ответ.

Задание 1. Обладая знаниями по экономической теории, дайте определение слову «Налог».

Задание 2. Выберите правильное суждение: «Налоговая ставка, которая устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения, называется», запишите цифру, под которой оно указано.

Твердая

Процентная

Плановая

Задание 3. Выберите все верные суждения о плательщиках налога и запишите цифры, под которыми они указаны.

Пенсионеры и инвалиды не платят налоги с полученной суммы пособий от государства.

Владельцы земельного дачного участка должны уплачивать налог на доходы дачников.

Фирмы, торгующие молочной продукцией, платят в бюджет налог на прибыль.

Работники медицинской сферы не должны платить налог на доходы физических лиц.

Налог на доходы с физических лиц необходимо заплатить, если человек выиграл в лотерею.



Задание 4. Укажите понятие (о чем идет речь) – ««Величина платы, которую налогоплательщик должен внести в бюджет государства в расчете на единицу обложения, называется….….…….».



Задание 5. Выберите правильное суждение: «Если налогоплательщик имеет движимое имущество он должен заплатить…», запишите цифру, под которой оно указано.


1. Транспортный налог

2. Налог на имущество

3. Налог на доходы


Задание 6. Установите соответствие между налогами и видом налога: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.



НАЛОГ ВИД НАЛОГА

А) транспортный налог

Б) налог на имущество 1) федеральный

В) налог на прибыль 2) региональный

Г) налог на доходы физических лиц

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

t1681741310aa.gif

t1681741310aa.gif

t1681741310aa.gif

t1681741310aa.gif





Задание 7. Выберите все верные суждения о налогах и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

Налоги платят только граждане, получающие заработную плату.

Платить налоги — это обязанность граждан, а не право.

Налоги бывают федеральные, унитарные, местные.

Транспортный платят как владельцы машин, так и те, кто ездит на общественном транспорте.

Дивиденды, полученные гражданином, облагаются налогом на доходы с физических лиц.


Задание 8. Выбери правильный ответ «Теневая экономика – это когда…..»


граждане не платят обязательные налоги

граждане изучают Налоговый кодекс

экономика работает в интересах другого государства.


Задание 9. Выберите все верные суждения о налоговой культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.


1. Отражает уровень знаний и соблюдения законодательства о налогах и сборах

2. Отражает правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов

3. Отражает уровень понимания всеми гражданами важности уплаты налоговых платежей.

4. Отражает уровень потребления всеми благами государства.

5. Отражает возможность потратить часть внесенных налогов в бюджет по своему усмотрению.

Задание 10. Задача. (Обязательное оформление таблицы по правилам)


Доходы за апрель - Вам начислили зарплату 40000 руб., премию 25%, дивиденды в сумме 35000руб., также вы продали свой телефон за 15000руб. Рассчитайте сумму НДФЛ за апрель и сумму, которая останется после вычета налога?




***Задание 11 - на дополнительную отметку.


Составьте рассказ из 7-слов (можно больше) по теме «Налоги», используя слова или словосочетания, указанные ниже.

Налоговый Кодекс

Налог

Дивиденд

Имущество

Федеральный бюджет

Заработная плата

Теневая экономика

Налоговая культура

Ставка налога

Налог на прибыль

Плательщик налога







Ключи к заданиям:


Вариант 1.


Налоговая ставка

2

235

Налог — это обязательный безвозмездный платеж, который взимается с налогоплательщика в бюджет государства в соответствии с законом.

2

1221

234

2

134

Решение задачи:

А) 50000*20%= 10000 – сумма премии

Б) 50000+10000+30000+10000= 100000 -сумма всех начисленных доходов

В) 100000 * 13%= 13000 – НДФЛ

Г) 100000-13000= 87000 сумма за вычетом налога



***11 – Примерный рассказ, который может быть представлен учеником- Налоговая культура отражает умение правильно и своевременно платить налоги. Налоги -это обязательные безвозмездные платежи в бюджет всеми, кто обязан их платить. Закон, который устанавливает кто, сколько и когда должен платить налогов называется Налоговый кодекс. В нем также устанавливаются ставки налогов. Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в бюджет государства в расчете на единицу обложения. При этом налогоплательщиками могут быть как физические, так и юридические лица. Если деятельность налогоплательщиками ведется без официального оформления документов и неуплаты налогов, то это теневая экономика.


Вариант 2.


1. Налог — это обязательный безвозмездный платеж, который взимается с налогоплательщика в бюджет государства в соответствии с законом.

2. 1

3. 135

4. Налоговая ставка

5. 1

6. 2211

7. 25

8. 1

9. 123

10. Решение задачи:

А) 40000*25%= 10000 – сумма премии

Б) 40000+10000+35000+15000= 100000 -сумма всех начисленных доходов

В) 100000 * 13%= 13000 – НДФЛ

Г) 100000-13000= 87000 сумма за вычетом налога


***11 – Примерный рассказ, который может быть представлен учеником- указан в варианте 1.

Список использованных источников:

Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 марта 2023 года (+ путеводитель по судебной практике) / В.А. Обручев – М. Эсмо. 2023 г. – 1087 с.

Гончарова В.М. Основы экономической культуры : учебник для 5-6 классов общеобразовательных учреждений / В. М. Гончарова, Е. Г. Баранюк. - Изд. перераб., доп. - Екатеринбург : Сократ, 2012. - 166 с.







































































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ссылка на презентацию к уроку №1-

https://урок.рф/library/prezentatciya_k_uroku_nalognalogoplatelshik_dlya_5_172841.html

t1681741310ab.gif

Ссылка на презентацию к уроку №2-

https://урок.рф/library/prezentatciya_k_uroku_vidi_nalogov_dlya_56_klassov_120716.html

t1681741310ac.gif

Ссылка и QR-код на презентацию к уроку №3 -

https://урок.рф/library/prezentatciya_k_uroku_nalogovaya_kulturatenevaya_ek_200403.html

t1681741310ad.gif



ПРИЛОЖЕНИЕ 2



t1681741310ae.pngt1681741310ae.pngt1681741310ae.png


















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.