12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Alina18
0

Методическая разработка по русскому языку по теме "Анализ текстов, содержащих определение понятий"









Анализ текстов, содержащих определения понятий








Составила:

                                                                                   учитель русского языка и литературы

Кобцева К.Р.





Цель

Уровни усвоения знаний

Внешние наблюдаемые действия

Средства контроля достижения цели

Ключи для контроля и критерии оценки

Усвоить знания алгоритма работы с текстами, содержащими определения понятий.

Знакомство

Воспроизводят алгоритм работы с текстами, содержащими определения понятий.

Воспроизведите алгоритм работы с текстами, содержащими определения понятий.

Названы все шаги алгоритма.

Понимание

Называют, почему нельзя поменять шаги алгоритма.

Почему нельзя поменять шаги алгоритма?

Назвали, почему нельзя менять шаги алгоритма.

Выработать умение применять алгоритм работы с текстами, содержащими определения понятий.

Применение

Правильно анализируют текст определения понятия в соответствии с предложенным алгоритмом.

Проанализируйте текст определения понятия в соответствии с предложенным алгоритмом.


Умеют правильно анализировать тексты определения понятий.






























Педагогические цели:

- организовать учебную деятельность по освоению знания алгоритма работы с текстами, содержащими определения понятий;

- организовать учебную деятельность по формированию умений работать по алгоритму.



1. Этап целеполагания


Действия учителя

Действия учащихся

-Ребята, сегодня у нас необычная тема урока - «Анализ текстов, содержащих определение понятий».


- Давайте попробуем поставить цели учебной деятельности по данной теме.


- Как мы действуем, когда хотим поставить цели по предложенной теме?

- Мы пользуемся алгоритмом.

- Что же нужно сделать, чтобы правильно поставить цели предстоящей учебной деятельности по теме «Анализ текстов, содержащих определение понятий»?

- Чтобы правильно поставить цели предстоящей учебной деятельности по данной теме нужно внимательно прочитать формулировку темы. Тема «Анализ текстов, содержащих определение понятий».

- Что необходимо, для того чтобы уметь анализировать тексты, содержащие определения понятий?

- Алгоритм.

- Вы уже знаете, как работать по алгоритму работы с текстами, содержащими определения понятий.

- Нет, не знаем.

- Какие правила, алгоритмы, способы действий в рамках изучаемой темы пока Вам неизвестны?

- Алгоритм, который поможет анализировать тексты, содержащие определения понятий.

- Какие новые знания (нормативные, оперативные) необходимо усвоить в ходе изучения данной темы?

- Усвоить знание алгоритма анализа текстов, содержащих определения понятий.

- Какие новые умения, связанные с применением этих знаний (правил, алгоритмов, способов действий), необходимо выработать в ходе изучения темы?

- Выработать умение применять алгоритм работы с текстами, содержащими определения понятий.


- Сформулируйте цели Вашей предстоящей учебной деятельности, пользуясь категориями «знания», «умения», и укажите при этом обязательно средства и способы контроля достижения каждой из названных целей («Эта цель может считаться достигнутой, если…)

Цели моей учебной деятельности по данной теме:

1) Усвоить знания алгоритма работы с текстами, содержащими определения понятий.
2) Выработать умение применять алгоритм работы с текстами, содержащими определения понятий

- Первую цель можно считать достигнутой, если на уровне знакомства я смогу правильно воспроизвести алгоритм работы с текстами, содержащими определения понятий, а на уровне понимания смогу ответить на вопрос: почему нельзя поменять шаги алгоритма?

- Вторая цель может считаться достигнутой, если я смогу правильно проанализировать текст определения понятия в соответствии с предложенным алгоритмом.

- Чтобы достичь поставленных целей, необходимо решить следующие задачи:

1) Узнать, что такое понятие.

2) Рассмотреть структуру текста, содержащего определение понятия.

3) Узнать, при помощи какого средства можно проанализировать текст определения понятия.

4) На конкретном примере рассмотреть, как им пользоваться.

5) Потренироваться самостоятельно.




2. Этап работы с текстом, содержащим определение понятия.


Действия учителя

Действия учащихся

- Рассмотрим, что такое понятие.

Понятие это особого рода обобщенное знание, в котором содержится указание на те существенные признаки, которые отличают один класс объектов от другого.

Объект – это то, на что направляется наше внимание.

Класс объектов – это несколько объектов, объединенных общими признаками.

Понятие включает в себя 3 компонента.


термин

t1603551465aa.gif





определение значение

Термин слово или словосочетание, которое называет класс объектов или индивидов (его представителей).

Значение это мысленные образы представителей данного класса объектов.

Определение это словесная формулировка, в которой отражены существенные признаки класса объектов и отличающие этот класс от других.

- Если все эти три компонента присутствуют, то можно говорить о сформированности понятия.

Термин и определение входят в текст определения понятия.


Структура текста определения понятия:


Определение


Термин


Род


Видовые признаки






Род – это более широкий класс объектов.

Видовые признаки – общие повторяющиеся признаки, которые отличают данный класс от других классов, входящих или объединенных в определенный род.



- Мы с вами научимся анализировать тексты, содержащие определения понятий. Для этого нам необходим конкретный алгоритм. Кто-нибудь уже догадался какой именно алгоритм нам нужен?

- Нам необходим алгоритм работы с текстами, содержащими определения понятий.

Алгоритм перед вами. Мы будем работать все вместе.


- С чего следует начать анализ текста определения? Что следует сделать, прежде чем вы будете его анализировать?

- Сначала его нужно прочитать. Диалог- это разговор двух или нескольких лиц.

- Какой термин вы выделили?

- Термин «Диалог».

- Что же является определением в данном тексте?

- Определение. «Это разговор двух или нескольких лиц».

- Найдите в тексте определения, к какому роду относится определяемый объект.

- Разговор.

- Найдите в тексте описание видовых признаков.

- Разговор двух или разговор нескольких лиц.

- Какие именно видовые признаки указаны?

- а) разговор двух лиц;

б) разговор нескольких лиц.

- Для того чтобы проверить, правильно ли выделены признаки, следует ответить на вопрос: что обозначают эти признаки?


- Что значит «разговор двух лиц»?

- Ответы учеников.

- Что значит «разговор нескольких лиц»?

-Ответы учеников.

- Сколько мы выделили видовых признаков?

- 2 видовых признака.

- Поскольку в определении содержатся два видовых признака, то необходимо выполнение седьмого шага алгоритма, т. е. нужно определить, в каком отношении находятся оба видовых признака между собой – в конъюнкции или дизъюнкции (строгой или нестрогой)?


1. Конъюнкция – это такое отношение между видовыми признаками, которое предполагает наличие всех видовых признаков при отнесении конкретного объекта к данному классу.

2. Дизъюнкция- вид логических отношений между видовыми признаками, когда достаточно либо одного, либо другого признака при отнесении конкретного объекта к данному классу.

Дизъюнкция может быть строгой и нестрогой.

Строгая дизъюнкция- вид логических отношений, при которых учитывается либо первый, либо второй признак и третьего не дано.

Нестрогая дизъюнкция- вид логических отношений, при которых учитывается либо один, либо другой признак, либо оба одновременно.


- Попробуем рассуждать. Может ли считаться диалогом разговор двух лиц?

- Да, может.

- Может ли считаться диалогом разговор нескольких лиц?

- Да, может.

- Может ли считаться диалогом одновременно и разговор двух и разговор нескольких лиц?

- Нет, не может.

- Почему?

- Потому что два входит в понятие несколько.

- Таким образом, для диалога необходимо наличие одного видового признака. В каких отношениях находятся видовые признаки?

- В отношениях строгой дизъюнкции.


- Теперь мы можем выполнить последний шаг алгоритма: определить, сколько родовидовых признаков необходимо и достаточно, чтобы установить, относится ли конкретный объект к данному классу объектов, т. е. мы должны ответить на вопрос, сколько родовидовых признаков нам нужно учитывать, чтобы сказать, является ли конкретное сочетание слов словосочетанием?

- Поскольку эти видовые признаки находятся в отношениях строгой дизъюнкции , плюс к этому имеется один родовой признак, то получается, что необходимо и достаточно будет учитывать два родовидовых признака.

- Учитывая результаты проделанных выше шагов, что вы можете сказать?

- Учитывая результаты проделанных выше шагов, мы можем сказать, что для диалога необходимо, чтобы это был либо разговор двух, либо разговор нескольких лиц.



Самостоятельно проанализируйте текст определения понятия. Варенье – сладкое кушанье из ягод и фруктов, сваренных на сахаре.


- Вспомните цели, поставленные вами для нашего метапредметного занятия, и ответьте на вопрос: «Удалось ли вам достичь их»?

- Мы ставили цели, освоить алгоритм работы с текстами, содержащими определения понятий и выработать умение пользоваться им. Мы достигли этих целей.

- Как это можно проверить?

- Мы освоили алгоритм работы с текстами, содержащими определения понятий и научились пользоваться им.

- А если мы возьмем другие тексты, содержащие определения понятий, то сможете ли вы без ошибок проанализировать их, или надо еще потренироваться?

- Если не сможем без ошибок это сделать, то будем еще тренироваться.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.