Экологическое воспитание на уроках русского языка

21
9
Материал опубликован 23 December 2015 в группе

  Закон РФ «Об образовании» определил новую парадигму образования и воспитания. Прежняя ориентация только на цели государства сменяется на личностно ориентированный подход, в котором ведущая роль принадлежит совершенствованию воспитательных систем в контексте формирования личностных качеств учащихся. Признано, что демократическое  общество нуждается в восстановлении духовных основ жизни и воспитания личности, владеющей системой истинных ценностных ориентаций, нравственными установками в отношениях и поведении. Основной смысл экологического воспитания школьника: в осознании им взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Жизненная значимость экологического воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности.

В настоящее время вопрос  взаимоотношения  человека и окружающей среды стоит необычайно остро, и, на мой взгляд, именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подрастающего поколения.

Школа должна уже сегодня нести ответственность за  воспитание людей, готовых держать в своих руках экологическое будущее страны.                        Природоохранительное просвещение необходимо вести на всех уроках, в том числе  и на уроках русского языка. Цель его - воспитание в детях доброго и заботливого отношения к природе, любви к родному краю, чувства ответственности за все то, что разрушает экологию.  Форм экологического воспитания  множество:  экологический  лагерь, кружок, факультатив, секция, конференция, индивидуальные занятия  и, конечно, такая традиционная форма,  как урок.

Немаловажную роль в экологическом образовании и воспитании играют уроки русского языка. Формирование  у  детей  ответственного  отношения  к     природе  – сложный  и длительный процесс, но он необходим, так как

будущее  планеты   зависит от  желания  трудиться  на  пользу  природы.

 Следовательно,  основная  задача  учителя  – вводить   экологический  материал  на разных уроках.

Анализ программ и учебников по русскому языку показывает, что данный предмет обладает большим нравственно - экологическим потенциалом. Осуществлению работы по экологическому воспитанию способствует учебник русского языка (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Б. Баранов, Л.А. Тростенцова и т. д.; 5 класс). Проблема экологического воспитания в данном учебнике освещается очень серьезно. Уже сама система подбора текстов, иллюстрационный материал  и связанные с ними творческие задания не оставляют равнодушными учащихся 5 классов. Высокий эмоциональный настрой,  заданный автором учебника, прививает учащимся любовь к родной природе,  пробуждает у школьника желание не только знать о проблемах экологии, но и попытаться решать их в силу своего возраста.

Кроме того, в уроки русского языка я включаю дополнительный материал,  диктанты,   сочинения,   стихотворения   экологического  

характера, словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему, творческие задания. Роль русского языка как учебного предмета в экологическом воспитании обусловлена его функциями средства приобретения знаний и формирования видов речевой деятельности, которые предусматривают, с одной стороны, осмысление и репродуцирование различных текстов (в том числе учебной информации экологического характера), с другой - свободное выражение собственных суждений и высказываний. В качестве дидактического материала могут выступать художественные тексты, несущие экологическую информацию; тексты описательного характера с преобладающей эстетической направленностью; тексты, содержащие научно-популярную информацию о природе; "природоохранительные" тексты. Используя упражнения, на основе текстов известных авторов: М. Пришвина, И. Бунина, Н. Рубцова, В. Шукшина, И. Мамина-Сибиряка, С. Аксакова, Н. Заболоцкого, Л. Яшина, Н. Языкова, И. Северянина - почти ежедневно веду работу по экологическому воспитанию учащихся на своих уроках.

Для  понимания информации  экологического  характера на  уроках  русского языка   использую тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных. Это  и диктанты, и изложения, сочинения, пробуждающие чувства, мысли, побуждающие ребят задуматься над самыми различными вопросами гармонии  и  единства всего созданного на планете, восхититься красотами флоры и фауны нашей земли.

Цикл упражнений  под названием «На уроках природоведения» вызывают неподдельный интерес учащихся, позволяют осуществить  межпредметные связи, и получить метапредметные  результаты. Основная их  функция  –развитие  интереса  детей  к  природе,  к  людям,  их поведению, к изучению и осмыслению связей между ними.

Творческие работы также носят экологический характер.

Практикую задания такого плана: 

 «Любовь к природе, как и всякая человеческая любовь, закладывается с детства». И. Соколов - Микитов.

Согласны ли вы с мнением русского писателя-путешественника. Письменно обоснуйте вашу точку зрения.

Устные рассказы учащихся об увиденном в природе выступают как один из материалов по экологии на уроках русского языка. Наблюдение за природой в реальной действительности и умение поделиться своими наблюдениями на уроке приобщает школьников к живому, полному красок и звуков миру.

Работа по репродукциям картин известных пейзажистов включает в себя раскрытие цветового решения, найденного художником, формирование

умения словами передавать красоту русской природы, на практике применяя полученные знания по грамматике с целью передать сокровенное, эмоциональное.

При изучении темы «Пунктуация» пятиклассникам предлагается для синтаксического разбора предложение.  Например:  «Все ивы двудомные растения, потому что тычинки и пестики находятся на разных деревьях».

Подобные предложения используются и при изучении других тем.

Благодатная для экологического воспитания тема в русском языке «Лексика». Например, пятиклассникам предлагается дать толкование слова «ромашка». Или такое задание: на какие тематические группы можно разделить слова, называющие изображенные на фотографиях предметы.(Маслята, мухомор, роза, опята, астра, незабудка).

Большой интерес вызывает у учащихся с  текстами стихотворений на экологическую тему. Например, работая с текстом стихотворения  Р. Сефа «Ты еще не видел чуда?», они выполняют  следующее задание: « Подумайте, почему автор называет чудом обыкновенную березку? Найдите проблему, поднятую автором, и определите пути ее решения».  Мысль о том, что когда-нибудь наступит время и березка будет чудом в бетонном городе, тревожит ребят. Они предлагают свои решения  этой экологической проблемы.

Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки развития речи, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества. Например, изложения «Хитрый заяц»(упр. 66), «Стыдно перед соловушкой»(упр.250), «О детстве Аркаши Пластова»(упр. 254) и т. д.

 Среди других видов работ по развитию речи важное место занимают сочинения: в них отражается внутренний мир ученика, они говорят о развитии школьника, формировании его мировоззрения, отношении к жизни.

 Решая задачи экологического воспитания, в 7 классе задаю такое домашнее задание:

«Подберите публицистические статьи на экологическую тему из центральных и местных газет. Определите основные стилевые черты текстов, пользуясь таблицей в тетради».

Приведу отрывок из такого экологического урока по развитию речи:

– Сегодня урок русского языка посвящен важнейшей проблеме – экологии. Нам известно, что экология – это наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды.

– Каково происхождение слова экология? (Ребята сразу же называют хорошо знакомый им корень -логос- – слово, понятие (др.-греч.), однако затрудняются с объяснением первой части слова.)

– Экология – греч. oikos («дом, родина») – греч. logos («слово, понятие»).

Итак, в слове экология «спрятаны» слова дом, родина. Мы сегодня на уроке поговорим о нашем доме (о нашей малой родине) – Засвияжском районе города Ульяновска, познакомимся с газетными публикациями о нашем районе.

Представление двух газет: первая рассказывает о строительстве жилья, вторая – о загрязнении поймы реки Свияги,  которая находится в  природоохраняемой зоне в 10 минутах ходьбы от школы.

- Да, наш Засвияжский район и красив, и интересен, однако он имеет немало экологических проблем. И, как вы, вероятно, уже поняли, обсуждая общественно значимые (социальные) проблемы нашего района и города в целом, мы обратимся к публицистическому стилю речи.

2. Повторение основных сведений о публицистическом стиле

(Речевая ситуация, стилевые черты, основные жанры)

3. Беседа об экологических проблемах .

- Представьте и подберите материалы из местных газет об экологии района.

Примерный список проблем:

 1) Наличие заводов, ТЭЦ,  и др. промышленных предприятий.

2) Наличие огромного количества машин во дворах (загрязнение воздуха, неправильная парковка).

3) Несанкционированные свалки бытовых отходов.

4) Состояние водоемов.

5) Выводы.

4. Переход к практической работе.

5. Обсуждение и редактирование рабочих материалов.

Подобные задания на уроках русского языка имеют большое  значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют не только знания русского языка, но и экологические знания учащихся. Кроме того, они помогают учащимся увидеть красоту, многообразие и богатство природы нашей Родины, края, что способствует формированию у них патриотических чувств. Дети учатся наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, на уроках русского языка решается целый комплекс образовательных, воспитательных, развивающих задач.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: для того чтобы достичь главной цели обучения и воспитания – формирования морально активной личности, способной творчески мыслить,  руководствоваться знаниями в процессе выбора своего поведения в различных жизненных ситуациях, необходимо на каждом уроке русского языка использовать методы активного бучения, которые позволяют ребенку под руководством взрослых достигать новых результатов в своем развитии, приводят к формированию личности, позволяют знаниям превращаться в убеждения. Ученик, решающий  нравственную проблему на уроке и принимающий решение, умеет  выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретает навыки принимать правильные собственные решения.

Комментарии

Прочитал с большим интересом,Т.А,! Поразительно использование основ экологии в закреплении материалов по русскому языку и литературе! вероятно.некоторые экологические темы можно использовать и на уроках химии,физики,географии.вот что такое: ЧЕЛОВЕК НА "СВОЕМ МЕСТЕ"!

28 December 2015

Согласен с Вами!

30 December 2015

Поддерживаю))

30 December 2015

Интересная публикация. Спасибо.

28 December 2015

Статья печаталась в местном издании. Оттуда перекочевала сюда.

30 December 2015

В "местном издании"--это по Ульяновской области?

4 January 2016

Многие так и делают.

30 December 2015

Материал полезный. Спасибо за знакомство с понятием, что в слове экология «спрятаны» слова дом, родина.

19 March 2017

Скопировала в избранное.Очень интересно читать.

19 March 2017