Закон РФ «Об образовании» определил новую парадигму образования и воспитания. Прежняя ориентация только на цели государства сменяется на личностно ориентированный подход, в котором ведущая роль принадлежит совершенствованию воспитательных систем в контексте формирования личностных качеств учащихся. Признано, что демократическое общество нуждается в восстановлении духовных основ жизни и воспитания личности, владеющей системой истинных ценностных ориентаций, нравственными установками в отношениях и поведении. Основной смысл экологического воспитания школьника: в осознании им взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Жизненная значимость экологического воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности.
В настоящее время вопрос взаимоотношения человека и окружающей среды стоит необычайно остро, и, на мой взгляд, именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подрастающего поколения.
Школа должна уже сегодня нести ответственность за воспитание людей, готовых держать в своих руках экологическое будущее страны. Природоохранительное просвещение необходимо вести на всех уроках, в том числе и на уроках русского языка. Цель его - воспитание в детях доброго и заботливого отношения к природе, любви к родному краю, чувства ответственности за все то, что разрушает экологию. Форм экологического воспитания множество: экологический лагерь, кружок, факультатив, секция, конференция, индивидуальные занятия и, конечно, такая традиционная форма, как урок.
Немаловажную роль в экологическом образовании и воспитании играют уроки русского языка. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как
будущее планеты зависит от желания трудиться на пользу природы.
Следовательно, основная задача учителя – вводить экологический материал на разных уроках.
Анализ программ и учебников по русскому языку показывает, что данный предмет обладает большим нравственно - экологическим потенциалом. Осуществлению работы по экологическому воспитанию способствует учебник русского языка (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Б. Баранов, Л.А. Тростенцова и т. д.; 5 класс). Проблема экологического воспитания в данном учебнике освещается очень серьезно. Уже сама система подбора текстов, иллюстрационный материал и связанные с ними творческие задания не оставляют равнодушными учащихся 5 классов. Высокий эмоциональный настрой, заданный автором учебника, прививает учащимся любовь к родной природе, пробуждает у школьника желание не только знать о проблемах экологии, но и попытаться решать их в силу своего возраста.
Кроме того, в уроки русского языка я включаю дополнительный материал, диктанты, сочинения, стихотворения экологического
характера, словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему, творческие задания. Роль русского языка как учебного предмета в экологическом воспитании обусловлена его функциями средства приобретения знаний и формирования видов речевой деятельности, которые предусматривают, с одной стороны, осмысление и репродуцирование различных текстов (в том числе учебной информации экологического характера), с другой - свободное выражение собственных суждений и высказываний. В качестве дидактического материала могут выступать художественные тексты, несущие экологическую информацию; тексты описательного характера с преобладающей эстетической направленностью; тексты, содержащие научно-популярную информацию о природе; "природоохранительные" тексты. Используя упражнения, на основе текстов известных авторов: М. Пришвина, И. Бунина, Н. Рубцова, В. Шукшина, И. Мамина-Сибиряка, С. Аксакова, Н. Заболоцкого, Л. Яшина, Н. Языкова, И. Северянина - почти ежедневно веду работу по экологическому воспитанию учащихся на своих уроках.
Для понимания информации экологического характера на уроках русского языка использую тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных. Это и диктанты, и изложения, сочинения, пробуждающие чувства, мысли, побуждающие ребят задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете, восхититься красотами флоры и фауны нашей земли.
Цикл упражнений под названием «На уроках природоведения» вызывают неподдельный интерес учащихся, позволяют осуществить межпредметные связи, и получить метапредметные результаты. Основная их функция –развитие интереса детей к природе, к людям, их поведению, к изучению и осмыслению связей между ними.
Творческие работы также носят экологический характер.
Практикую задания такого плана:
«Любовь к природе, как и всякая человеческая любовь, закладывается с детства». И. Соколов - Микитов.
Согласны ли вы с мнением русского писателя-путешественника. Письменно обоснуйте вашу точку зрения.
Устные рассказы учащихся об увиденном в природе выступают как один из материалов по экологии на уроках русского языка. Наблюдение за природой в реальной действительности и умение поделиться своими наблюдениями на уроке приобщает школьников к живому, полному красок и звуков миру.
Работа по репродукциям картин известных пейзажистов включает в себя раскрытие цветового решения, найденного художником, формирование
умения словами передавать красоту русской природы, на практике применяя полученные знания по грамматике с целью передать сокровенное, эмоциональное.
При изучении темы «Пунктуация» пятиклассникам предлагается для синтаксического разбора предложение. Например: «Все ивы двудомные растения, потому что тычинки и пестики находятся на разных деревьях».
Подобные предложения используются и при изучении других тем.
Благодатная для экологического воспитания тема в русском языке «Лексика». Например, пятиклассникам предлагается дать толкование слова «ромашка». Или такое задание: на какие тематические группы можно разделить слова, называющие изображенные на фотографиях предметы.(Маслята, мухомор, роза, опята, астра, незабудка).
Большой интерес вызывает у учащихся с текстами стихотворений на экологическую тему. Например, работая с текстом стихотворения Р. Сефа «Ты еще не видел чуда?», они выполняют следующее задание: « Подумайте, почему автор называет чудом обыкновенную березку? Найдите проблему, поднятую автором, и определите пути ее решения». Мысль о том, что когда-нибудь наступит время и березка будет чудом в бетонном городе, тревожит ребят. Они предлагают свои решения этой экологической проблемы.
Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки развития речи, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества. Например, изложения «Хитрый заяц»(упр. 66), «Стыдно перед соловушкой»(упр.250), «О детстве Аркаши Пластова»(упр. 254) и т. д.
Среди других видов работ по развитию речи важное место занимают сочинения: в них отражается внутренний мир ученика, они говорят о развитии школьника, формировании его мировоззрения, отношении к жизни.
Решая задачи экологического воспитания, в 7 классе задаю такое домашнее задание:
«Подберите публицистические статьи на экологическую тему из центральных и местных газет. Определите основные стилевые черты текстов, пользуясь таблицей в тетради».
Приведу отрывок из такого экологического урока по развитию речи:
– Сегодня урок русского языка посвящен важнейшей проблеме – экологии. Нам известно, что экология – это наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды.
– Каково происхождение слова экология? (Ребята сразу же называют хорошо знакомый им корень -логос- – слово, понятие (др.-греч.), однако затрудняются с объяснением первой части слова.)
– Экология – греч. oikos («дом, родина») – греч. logos («слово, понятие»).
Итак, в слове экология «спрятаны» слова дом, родина. Мы сегодня на уроке поговорим о нашем доме (о нашей малой родине) – Засвияжском районе города Ульяновска, познакомимся с газетными публикациями о нашем районе.
Представление двух газет: первая рассказывает о строительстве жилья, вторая – о загрязнении поймы реки Свияги, которая находится в природоохраняемой зоне в 10 минутах ходьбы от школы.
- Да, наш Засвияжский район и красив, и интересен, однако он имеет немало экологических проблем. И, как вы, вероятно, уже поняли, обсуждая общественно значимые (социальные) проблемы нашего района и города в целом, мы обратимся к публицистическому стилю речи.
2. Повторение основных сведений о публицистическом стиле
(Речевая ситуация, стилевые черты, основные жанры)
3. Беседа об экологических проблемах .
- Представьте и подберите материалы из местных газет об экологии района.
Примерный список проблем:
1) Наличие заводов, ТЭЦ, и др. промышленных предприятий.
2) Наличие огромного количества машин во дворах (загрязнение воздуха, неправильная парковка).
3) Несанкционированные свалки бытовых отходов.
4) Состояние водоемов.
5) Выводы.
4. Переход к практической работе.
5. Обсуждение и редактирование рабочих материалов.
Подобные задания на уроках русского языка имеют большое значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют не только знания русского языка, но и экологические знания учащихся. Кроме того, они помогают учащимся увидеть красоту, многообразие и богатство природы нашей Родины, края, что способствует формированию у них патриотических чувств. Дети учатся наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, на уроках русского языка решается целый комплекс образовательных, воспитательных, развивающих задач.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: для того чтобы достичь главной цели обучения и воспитания – формирования морально активной личности, способной творчески мыслить, руководствоваться знаниями в процессе выбора своего поведения в различных жизненных ситуациях, необходимо на каждом уроке русского языка использовать методы активного бучения, которые позволяют ребенку под руководством взрослых достигать новых результатов в своем развитии, приводят к формированию личности, позволяют знаниям превращаться в убеждения. Ученик, решающий нравственную проблему на уроке и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретает навыки принимать правильные собственные решения.
Валерий Пыхов
Степанова Лидия Владимировна
Ирина Криушева
Степанова Лидия Владимировна
Шакмаева Тамара Александровна
Валерий Пыхов
Ирина Криушева
Спиридонова Тамара Ивановна
Спиридонова Тамара Ивановна