Материал на проверке

Методическая разработка по теме "Группы слов-Части речи"

0
0
Материал опубликован Вчера в 22:21 в группе

Тема урока: «Группы слов - части речи».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для введения понятия «самостоятельные и служебные части речи» и первичного формирования навыка определение частей речи с помощью вопросов.

Задачи:

Актуализировать знания о частях речи на основе повторения и систематизации ранее полученных знаний.

Ввести понятие «самостоятельные и служебные части речи».

Научить определять части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы путем постановки вопросов к словам.

Отработать умение определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) основе использования алгоритма.


Формирование УУД:


Познавательные:

осмысление понятия «самостоятельные и служебные части речи».

Регулятивные:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и корректирование навыков.

Коммуникативные:

умение работать в паре, группе, сотрудничая.

Личностные: развивать навыки сотрудничества и разрешения проблемных ситуаций.



Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас.. А теперь тихонько сядем. Я желаю нам удачи на уроке

1.Мотивация.

Ребята, как вы думаете, много ли слов в русском языке? –ответы учеников.

- Представьте, что все слова собрали в огромный мешок, потом высыпали, и все они перепутались. Вот и со мной произошла такая неприятность, дома я собрала слова необходимые для занятия, сложила их, так как нужно, но когда поднималась к вам, споткнулась, и все слова рассыпались, перемешались. Может быть, вы поможете, навести порядок в словах?

-Вы, наверное, уже сами наводить порядок в своей комнате?

- А как вы это делаете?

- Раскладываете вещи по порядку: игрушки к игрушкам, книги к книгам, а одежду к одежде.

-Значит и слова можно разделить на группы, классифицируя (объединяя) их по общим признакам (по общему значению и по одинаковым вопросам).

- Как называются группы слов в русском языке? – Части речи.

Тема урока: «Части речи» - вывешиваю на доске.

2. Актуализация знаний

-Какие вам известны части речи? (по ответам детей прикрепляю на доске крыши домиков с надписями: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, частица, и неподписанные числительные и наречия).

Посмотрите, мы построили целый волшебный городок с названием «Части речи». В этом городке 2 улицы. Улица с высотными домами и улица с маленькими домиками, причем они имеют собственные названия. Но мы до сих пор не расселили жильцов (перепутавшиеся слова) в их домики. Что же мы должны с вами сделать, чтобы научиться расселять слова по домикам (распределять по частям речи)?

-повторить все, что мы знаем о частях речи

-узнать, как называются 2 улицы в волшебном городе

- научиться классифицировать слова по группам

Итак, повторим, все, что вам известно о частях речи.

- Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают имена существительные? Что они обозначают?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные, что они обозначают?

- Что вы знаете о глаголах? (по мере ответов достраиваю домики).

3.Этап выявление причины затруднения

-У какой части речи нет значения (у предлога).

- Можно ли к нему поставить вопрос? (нет).

-Какие части речи называются самостоятельными частями речи?

-Какие части речи называют служебными и почему?

- Как определить, к какой части речи относится слово, к служебной или самостоятельной? (Если к слову нельзя поставить вопрос, и оно не имеет значения, значит это служебная часть речи).

- К ним относятся предлоги, союзы и частицы.

(вывешиваю на доску- самостоятельные и служебные).

- Для чего же служат служебные части речи? (Для связи слов в предложении).

Итак, выяснили, что части речи делятся на самостоятельные и служебные.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

- Ребята, а теперь сможем, заселить домики перепутавшимися словами?

-Что необходимо для этого сделать? Ваши варианты? –Определить к какой части речи относится каждое слово

- Я согласна? А как будем определять? Вспомните, что хорошо нам известные имена существительные, имена прилагательные и глаголы имеют определенные значение и главное отвечают на конкретные вопросы. Умнички!

5. Этап первичного закрепления

Чтобы определить к какой части речи относится слово, будем использовать алгоритм. Данный алгоритм вы видите на доске (вывешиваю). (Проговорить алгоритм).

Он же есть у вас в маршрутных листах, в которых вы сейчас будете выполнять задания.

- На столе лежит листок.
Маршрутом называется.
Он поможет нам в пути
Все задания пройти!

Ознакомьтесь с алгоритмом, пошагово выполняя инструкцию, распределите слова и впишите их в таблицу. Кто желает выполнить задание у доски? (слова поселить в домики частей речи, с устным комментарием по алгоритму).

(Снежок, снежное, снежинки, снеговик, морозить, подморозить, морозное, заснеженное, заморозить).



Заселили домики, умнички!

Оцените свою работу, за безошибочную работу нарисуйте звездочку, если 1-2 ошибки, то квадратик, а 3 –треугольник.

А какой мы ожидаем праздник? Вот и жители нашего волшебного городка, стали готовиться к празднику, поставили елку, (прикрепляю) , но игрушки у них украла баба Яга, и сказала, что мы можем их выкупить у нее, выполняя разнообразные задания. Поможем жителям Частиреченска?

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

6.1-А сейчас поработаем в парах, выполним задание №2. «Третий лишний». Прежде, чем приступим к работе, вспомним правила работы в паре.

- Обсуждаем, выполняем задание, зачеркивая лишнее слово.

- Как будет готова пара, возьмитесь за руки и поднимите их вверх, просигнальте мне.

Солнце, солнечный, солнышко.

Ходить, походка, заходить.

Луг, лужок, луговой.

Свет, осветленный, светлый.

Комментируют парами. Проверим по ключу- слайды.

Ребята, давайте отдохнем.- Физминутка.

6.2 .Задание №3. Прочитайте текст.

Очень ждут ребята Новый год. Ребята нарядили зеленую елочку и украсили класс. Ребята выучили новогодние стихи, подготовили спектакль. За отличные отметки ребята получат по три подарка.

-Все ли вам понравилось в этом тексте? (Очень часто встречается слово ребята). А вы сможете отредактировать его, сделать благозвучнее?

-Что предложите? (В некоторых предложениях заменить существительное «ребята» местоимением «они»). Я согласна. Прочтите отредактированный текст.

Мы использовали местоимение, чтобы заменить существительное.

Местоимение-это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его, раз местоимение заменяет существительное, то на какие вопросы оно будет отвечать? (Как и существительное: кто? что?).

7. Этап включения в систему знаний и повторения

7.1. А сейчас более трудная задача. В отредактированном тексте, мы определим к какой части речи относится каждое слово.

(Работаем в паре). НЕ забываем про алгоритм. (Одна пара работает для проверки).

- Какие слова вызвали затруднение? (Очень, три)-Какие вопросы можно задать к ним : как? по сколько? Такие вопросы подходят к известным вам частям речи?

Не расстраивайтесь, ребята. Это слова других самостоятельных частей речи, которые вы будете изучать позднее. А я для них домики уже заготовила, как изучим, так и заселим жильцами.

7.2.А сейчас необычное задание для урока русского языка, посчитайте, пожалуйста, сколько в 1 и 2 предложении слов имен существительных, имен прилагательных, глаголов и других частей речи.

Посчитаем. Победу одержали существительные, на 2месте-глаголы, на 3 месте – прилагательные, и так почти во всех текстах.

Зазнались существительные, хвастаются, мол, мы самые важные, не отстают от них и глаголы с прилагательными. Обиделись тогда другие части речи и сказали ну и живете отдельно.

-Как вы думаете, смогут отдельно друг от друга и от других частей речи прожить существительные, прилагательные, глаголы?

Это проблему мы попробуем решить, поработав в группах.

7.3.Я предлагаю вам разделиться в группы. (Вспоминаем правила работы в группе).

Материал для выполнения задания в маленьких конвертах у каждой группы.

Задание для 1группы существительных. Составьте красивое предложение, используя только существительные. (Урок, ребята, язык, часть, речь)

Задание для 2 группы прилагательных. Составьте красивое предложение, используя только прилагательные. (Служебные, самостоятельные, значимые, главные, умелые).

Задание для 3группы глаголов. Составьте красивое предложение, используя только глаголов. (Определять, выделять, узнавать, научились, использовать).

Прочтите ваши предложения. (Затрудняются).

Выполните еще по одному заданию.

Из больших конвертов достаньте по листу бумаги. На них я попыталась написать предложения, используя опять только или имена существительные, или прилагательные или глаголы. Получилось у меня, прочтите. Все понятно?

А теперь достаньте из большого конверта слова других частей речи, может они помогут нам выразить мысли четко, ясно, выразительно. Составьте предложения, вклеив недостающие слова.

1 группа готова? Прочтите ! 2 группа, 3 группа.

Зачитывают

1 группа. На уроке русского языка ребята повторили части речи. (беседа)

2 группа. Ученики узнали, что части речи делятся на самостоятельные и служебные.(беседа)

3группа. Третьеклассники научились определять части речи по алгоритму (беседа)

Вывод: Все части речи важны и значимы

Ребята, я благодарю вас за активную работу на уроке, вы плодотворно поработали, а каждый труд должен быть оценен, посмотрите в свои маршрутные листы, подсчитайте количество звездочек, квадратиков и треугольников, у кого какие. Добавьте все по звездочке за работу в группах. Оцените себя, если у вас 3-4 звездочек, то отметка «5», если преобладают квадратики, то отметка «4». Вот и баба Яга довольна вашей работой и возвратила сундучок с игрушками, и я предлагаю вам нарядить елочку. Пожалуйста, выходите парами, выбирайте украшение и прикрепляйте на елочку. Жители нашего волшебного городка тоже очень рады.

8.Рефлексия. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Выберите любое предложение и продолжите его.

Спасибо за урок!.











Фамилия и имя ученика__________________________________________



Маршрутный лист по теме «Части речи»

Алгоритм определения части речи

Поставить к слову вопрос.

Определить, что означает слово: предмет, признак предмета, действие предмета.

Назвать часть речи.


Задание№1

Даны слова: снежок, снежное, снежинки, снеговик, морозить, подморозить, морозное, заснеженное, заморозить.

Определите части речи выделенных слов, пользуясь алгоритмом, и запишите в таблицу.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол










Задание №2. Игра «Третий лишний». Определи, какое слово в каждой группе лишнее, вычеркни его.

Солнце, солнечный, солнышко.

Ходить, походка, заходить.

Луг, лужок, луговой.

Свет, осветленный, светлый


Задание №3. « Конструкторы».

От имен существительных образуй прилагательные и глаголы. Запиши.

Мороз,__________________________________________

Крик,____________________________________________

Свет,____________________________________________

Бег,_____________________________________________

Задание №4. «Редакторы». Прочитайте текст, отредактируйте его вторую часть



1. Очень ждут ребята Новый год. Ребята нарядили зеленую елочку и украсили класс. Ребята выучили новогодние стихи, подготовили спектакль. За отличные отметки получат ребята по три подарка.



2. Очень ждут ребята Новый год. _____ нарядили зеленую елочку и украсили класс. Ребята выучили новогодние стихи, подготовили спектакль. За отличные отметки получат _____ по три подарка.

Задание дополнительное. Подпишите с комментированием все части речи над словами.

































































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.