Методическая разработка урока по русскому языку «Частица как часть речи»
Методическая разработка урока
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тема: «Частица как часть речи»
Учитель: Карпова В.М.
Тип урока: урок-исследование
Цель:
узнать о частице как части речи; научиться отличать частицу от других частей речи;
развить исследовательские качества (умение анализировать и сопоставлять лингвистические факты);
воспитать любовь к русскому языку через проблемные задания.
Оборудование: карточки для работы в группах, проектор, мультимедийный экран
Ход урока:
1. Организационный этап (взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка внешнего состояния класса и подготовки к уроку обучающихся, организация внимания).
2. Проверка домашнего задания (упражнение №369, необходимо было выписать все служебные части речи, распределив их на 3 колонки: предлоги, союзы, частицы).
3. Подготовка к восприятию новой темы, постановка проблемных вопросов: как вы поняли, что это служебные части речи? Назовите сходство и отличие.
Самостоятельные части речи |
Служебные части речи |
1.Являются членами предложения 2.К ним можно задать вопрос 3.Имеют самостоятельное лексическое значение |
1.Не являются членами предложения 2.К ним нельзя задать вопрос 3.Не имеют самостоятельного лексического значения |
4. Объявление темы урока
- Тему формулируют учащиеся (ведение проблемного диалога, учитель подводит к осознанию темы).
-Сообщение целей и задач
Формулируют учащиеся (создание проблемной ситуации, необходимо определить границы знания и незнания; учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач).
-На экране предложения с частицами. Закрываем частицы, сравниваем то, что получилось с исходными предложениями, делаем вывод о роли этой части речи в языке.
Я бы выучил уроки.
Вряд ли конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге.
Я не хочу сейчас говорить.
Без частиц смысл изменится: сомнительное станет явным, нарушится логика, утверждается то, чего нет.
5. Планирование
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует).
6. Практическая деятельность учащихся
-Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая форма работы и в паре; учитель консультирует).
-Работа с теоретическими сведениями (по учебнику; составление опорного кластера).
служит для образования
форм глагола
не имеет ↑
самостоятельного ← Частица → не является членом
лексического ↓ предложения
значения передаёт эмоциональные и
смысловые оттенки
-Работа в паре: интонационно правильно прочитать предложение с разными частицами (используется раздаточный материал), сделать вывод. Ответы рецензируются.
Я люблю такие книги (ведь, неужели, вряд ли, не).
Брат знает дорогу (разве, именно, лишь, не, вот, даже).
Он элегантно одевается (как, вот, неужели, именно, вот и).
-Работа в группе: прочитать предложения и убедиться, что перед вами частица, наметить алгоритм рассуждения, как отличить частицу от омонимичных ей частей речи. Ответы рецензируются.
Писателем может быть только тот, у кого есть что сказать людям. Только взял боец трёхрядку, сразу видно — гармонист. Тишина встретила нас, как только мы выехали из ворот усадьбы. Только под утро воротился он домой.
-Работа по индивидуальному заданию (составить свой текст, при этом используя как можно больше частиц, передав восхищение от родного дома или дома в деревне).
Получившиеся сочинения-миниатюры зачитываются и оцениваются, даются советы по совершенствованию и исправлению сочинений.
7. Рефлексия.
Что нового узнали? Чему научились? Над чем необходимо будет поработать на следующем уроке?
8. Домашнее задание:
Доработать сочинение-миниатюру.
Найти в интернете фразеологизмы, имеющие в своём составе частицы.