12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Петровна261
Украина, Донецкая область, г.Донецк

«Такие разные части речи»

3 слайд

1 конкурс «Без запинки»

На экране представлены местоимения и существительные с глаголами. Ваша задача - назвать причастие или отглагольное прилагательное того же времени, вида, как и предлагаемый глагол.

Он выполняет – выполняющий

Она выполняла – выполнявшая

Его (план) выполняют – выполняемый

Её (работу) выполнили – выполненная

Её (задачу) нельзя выполнить – невыполнимая

Девочка одевает – одевающая

Самолёт летел – летевший

Травка зеленеет – зеленеющая

4 слайд

2 конкурс «Спрятанные слова»

Этот конкурс состоит из двух этапов.

1 этап: Задача учащихся – образовать от данных глаголов нужные причастия.

1. Закопать – прошедшее время.

2. Засорить – прошедшее время.

3. Хранить – страдательное, настоящее время.

4. Скакать – настоящее время.

5. Сделать – прошедшее время.

6. Срастись – прошедшее время.

7. Спрятать – прошедшее время.

8. Нестись – прошедшее время.

9. Делать – страдательное, прошедшее время.

з

а

к

о

п

а

н

н

ы

й

з

а

с

о

р

ё

н

н

ы

й

х

р

а

н

и

м

ы

й

   
 

с

к

а

ч

у

щ

и

й

 

с

д

е

л

а

н

н

ы

й

 
 

с

р

о

с

ш

и

й

с

я

с

п

р

я

т

а

н

н

ы

й

н

ё

с

ш

и

й

с

я

   

д

е

л

а

е

м

ы

й

   

5 слайд

2 этап: Задача учащихся – образовать имена прилагательные от глаголов.

1. Коптить – копчёный

2. Жарить – жареный

3. Пилить – пиленый

4. Вялить – вяленый

5. Красить – крашеный

6. Стегать (прошивать стёжкой) – стёганый

7. Калить (прожаривать) – калёный

8. Плести – плетёный

9. Печь – печёный

10. Солить – солёный

11. Гранить - гранёный

12. Мочить (квасить) – мочёный

13. Клеить (пропитывать клеем) – клееный

 

к

о

п

ч

ё

н

ы

й

 

ж

а

р

е

н

ы

й

 
   

п

и

л

е

н

ы

й

 

в

я

л

е

н

ы

й

 
 

к

р

а

ш

е

н

ы

й

с

т

ё

г

а

н

ы

й

 
   

к

а

л

ё

н

ы

й

п

л

е

т

ё

н

ы

й

 
   

п

е

ч

ё

н

ы

й

 

с

о

л

ё

н

ы

й

 
     

ь

         

г

р

а

н

ё

н

ы

й

 
   

м

о

ч

ё

н

ы

й

 

к

л

е

е

н

ы

й

 

6 слайд

3 конкурс «Прибавь прилагательное»

Учитель читает учащимся по очереди слова существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак. Задача учащихся: назвать подходящее по смыслу и согласованное в роде прилагательное.

1. Магистраль – широкая, прямая

2. Вестибюль – просторный, уютный

3. Бандероль – заказная

4. Кабель – телефонный

5. Гроздь – спелая, виноградная

6. Рояль – новый, черный

7. Озимь – зелёная, молодая

8. Полынь – сухая, степная

9. Лазурь – небесная

10. Мозоль – болезненная

11. Тюль – прозрачный, красивый

12. Вуаль – легкая, шелковая

13. Китель – военный, синий

14. Шинель – солдатская, теплая

15. Фланель – теплая, цветная

16. Штемпель – почтовый

17. Эмаль – голубая, белая

18. Цоколь – гранитный, красивый

7 слайд

4 конкурс «Образуй существительное»

На экране представлены имена прилагательные. Задача учащихся – назвать соответствующие имена существительные, указав суффикс.

1. Смелый - смельчак

2. Сильный - силач

3. Весёлый – весельчак

4. Ленивый – ленивец, лентяй

5. Завистливый – завистник

6. Гордый – гордец

7. Лживый – лжец

8. Мудрый – мудрец

9. Глупый – глупец

10. Богатый – богач

11. Бедный – бедняк

12. Грубый – грубиян

13. Хвастливый – хвастун

14. Толстый – толстяк

15. Крепкий – крепыш

16. Бесстыдный – бесстыдник

8 слайд

5 конкурс «Спрятанное слово»

Задача учащихся – заполнить клетки именами прилагательными, образованными от слов:

1. Скрипеть - скрипучий

2. Январь - январский

3. Вчера - вчерашний

4. Синий - синеватый

5. Перрон - перронный

6. Группа - групповой

7. Кость - костяной

8. Техас - техасский

9. Глаз - глазастый

10. Яблоня – яблоневый

11. Глубина - глубинный

12. Греция – греческий

9 слайд

6 конкурс «Шуточные вопросы»

1. Какие три местоимения самые чистые? (Вымыты)

2. Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (Ямы)

3. Какое местоимение требует чистоты? (Мой)

4. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я: всегда говорит о себе, последнее в алфавите)

5. Какое местоимение является помощником прилагательного? (Самый)

10 слайд

7 конкурс «Одним словом»

Вниманию учащихся представлены сочетания слов. Задача: выразить каждое сочетание одним возвратным глаголом.

1. Приветствовать друг друга при встрече – здороваться.

2. Достигать поставленной цели путем усилий, стараний – добиваться.

3. Испытывать неуверенность, нетвердо верить во что-нибудь – сомневаться.

4. Быть в тревожном состоянии – волноваться.

5. Брать под свою защиту – вступаться.

6. Приходить в негодование – возмущаться.

7. Чувствовать обиду – обижаться.

8. Допускать ошибку – ошибаться.

9. Вести переписку – переписываться.

10. Проявлять интерес к чему-либо – интересоваться.

11. Излишне расхваливать собственные заслуги – хвастаться.

12. Собирать вещи – укладываться.

Опубликовано в группе «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка и литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.