Методическая разработка по русскому языку «Такие разные части речи»
«Такие разные части речи»
3 слайд
1 конкурс «Без запинки»
На экране представлены местоимения и существительные с глаголами. Ваша задача - назвать причастие или отглагольное прилагательное того же времени, вида, как и предлагаемый глагол.
Он выполняет – выполняющий
Она выполняла – выполнявшая
Его (план) выполняют – выполняемый
Её (работу) выполнили – выполненная
Её (задачу) нельзя выполнить – невыполнимая
Девочка одевает – одевающая
Самолёт летел – летевший
Травка зеленеет – зеленеющая
4 слайд
2 конкурс «Спрятанные слова»
Этот конкурс состоит из двух этапов.
1 этап: Задача учащихся – образовать от данных глаголов нужные причастия.
1. Закопать – прошедшее время.
2. Засорить – прошедшее время.
3. Хранить – страдательное, настоящее время.
4. Скакать – настоящее время.
5. Сделать – прошедшее время.
6. Срастись – прошедшее время.
7. Спрятать – прошедшее время.
8. Нестись – прошедшее время.
9. Делать – страдательное, прошедшее время.
з |
а |
к |
о |
п |
а |
н |
н |
ы |
й |
з |
а |
с |
о |
р |
ё |
н |
н |
ы |
й |
х |
р |
а |
н |
и |
м |
ы |
й |
||
с |
к |
а |
ч |
у |
щ |
и |
й |
||
с |
д |
е |
л |
а |
н |
н |
ы |
й |
|
с |
р |
о |
с |
ш |
и |
й |
с |
я |
|
с |
п |
р |
я |
т |
а |
н |
н |
ы |
й |
н |
ё |
с |
ш |
и |
й |
с |
я |
||
д |
е |
л |
а |
е |
м |
ы |
й |
5 слайд
2 этап: Задача учащихся – образовать имена прилагательные от глаголов.
1. Коптить – копчёный
2. Жарить – жареный
3. Пилить – пиленый
4. Вялить – вяленый
5. Красить – крашеный
6. Стегать (прошивать стёжкой) – стёганый
7. Калить (прожаривать) – калёный
8. Плести – плетёный
9. Печь – печёный
10. Солить – солёный
11. Гранить - гранёный
12. Мочить (квасить) – мочёный
13. Клеить (пропитывать клеем) – клееный
к |
о |
п |
ч |
ё |
н |
ы |
й |
|
ж |
а |
р |
е |
н |
ы |
й |
||
п |
и |
л |
е |
н |
ы |
й |
||
в |
я |
л |
е |
н |
ы |
й |
||
к |
р |
а |
ш |
е |
н |
ы |
й |
|
с |
т |
ё |
г |
а |
н |
ы |
й |
|
к |
а |
л |
ё |
н |
ы |
й |
||
п |
л |
е |
т |
ё |
н |
ы |
й |
|
п |
е |
ч |
ё |
н |
ы |
й |
||
с |
о |
л |
ё |
н |
ы |
й |
||
ь |
||||||||
г |
р |
а |
н |
ё |
н |
ы |
й |
|
м |
о |
ч |
ё |
н |
ы |
й |
||
к |
л |
е |
е |
н |
ы |
й |
6 слайд
3 конкурс «Прибавь прилагательное»
Учитель читает учащимся по очереди слова существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак. Задача учащихся: назвать подходящее по смыслу и согласованное в роде прилагательное.
1. Магистраль – широкая, прямая
2. Вестибюль – просторный, уютный
3. Бандероль – заказная
4. Кабель – телефонный
5. Гроздь – спелая, виноградная
6. Рояль – новый, черный
7. Озимь – зелёная, молодая
8. Полынь – сухая, степная
9. Лазурь – небесная
10. Мозоль – болезненная
11. Тюль – прозрачный, красивый
12. Вуаль – легкая, шелковая
13. Китель – военный, синий
14. Шинель – солдатская, теплая
15. Фланель – теплая, цветная
16. Штемпель – почтовый
17. Эмаль – голубая, белая
18. Цоколь – гранитный, красивый
7 слайд
4 конкурс «Образуй существительное»
На экране представлены имена прилагательные. Задача учащихся – назвать соответствующие имена существительные, указав суффикс.
1. Смелый - смельчак
2. Сильный - силач
3. Весёлый – весельчак
4. Ленивый – ленивец, лентяй
5. Завистливый – завистник
6. Гордый – гордец
7. Лживый – лжец
8. Мудрый – мудрец
9. Глупый – глупец
10. Богатый – богач
11. Бедный – бедняк
12. Грубый – грубиян
13. Хвастливый – хвастун
14. Толстый – толстяк
15. Крепкий – крепыш
16. Бесстыдный – бесстыдник
8 слайд
5 конкурс «Спрятанное слово»
Задача учащихся – заполнить клетки именами прилагательными, образованными от слов:
1. Скрипеть - скрипучий
2. Январь - январский
3. Вчера - вчерашний
4. Синий - синеватый
5. Перрон - перронный
6. Группа - групповой
7. Кость - костяной
8. Техас - техасский
9. Глаз - глазастый
10. Яблоня – яблоневый
11. Глубина - глубинный
12. Греция – греческий
9 слайд
6 конкурс «Шуточные вопросы»
1. Какие три местоимения самые чистые? (Вымыты)
2. Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (Ямы)
3. Какое местоимение требует чистоты? (Мой)
4. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я: всегда говорит о себе, последнее в алфавите)
5. Какое местоимение является помощником прилагательного? (Самый)
10 слайд
7 конкурс «Одним словом»
Вниманию учащихся представлены сочетания слов. Задача: выразить каждое сочетание одним возвратным глаголом.
1. Приветствовать друг друга при встрече – здороваться.
2. Достигать поставленной цели путем усилий, стараний – добиваться.
3. Испытывать неуверенность, нетвердо верить во что-нибудь – сомневаться.
4. Быть в тревожном состоянии – волноваться.
5. Брать под свою защиту – вступаться.
6. Приходить в негодование – возмущаться.
7. Чувствовать обиду – обижаться.
8. Допускать ошибку – ошибаться.
9. Вести переписку – переписываться.
10. Проявлять интерес к чему-либо – интересоваться.
11. Излишне расхваливать собственные заслуги – хвастаться.
12. Собирать вещи – укладываться.