12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колесникова Ольга Александровна678
Учитель, высшая категория. Преподаваемый предмет - экономика, финансовая грамотность,основы менеджмента,основы предпринимательства, основы проектной и исследовательской деятельности. Руководитель РМО учителей экономики.
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
1

Методическая разработка по теме урока "Виды налогов" по предметам экономика/обществознание/финансовая грамотность для 5-6 классов. (конспект урока в сопровождении с презентацией)


Презентация к уроку "Виды налогов"PPTX / 1.06 Мб

/data/files/g1681207991.pptx (Презентация к уроку "Виды налогов")

​​​​​​​Аннотация: Данная публикация - это конспект урока по экономике/обществознанию/финансовой грамотности блок «Налоговая культура» для 5-6 классов. В ходе урока происходит знакомство учащихся с видами налогов, рассматриваются примеры начислений разных видов налога, анализируется информация о начисленных суммах налогов, формируется умение работать с дополнительной информацией, делать выводы. Результат урока – новое знание о налогах, умение начислять некоторые виды налогов.

Методическая разработка урока:

«Виды налогов»

Раздел: «Налоги и налоговая культура» (экономика, 5-6 класс)

Автор: Колесникова Ольга Александровна, учитель экономики, МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург, Свердловская область.

Учебное пособие: учебник «Основы экономической культуры» 5-6 класс В.М.Гончарова, Е.Г.Баранюк

Тип урока: Урок закрепление знаний

Вид урока: Комбинированный

Цели урока:

- обучающая: ознакомить учащихся видами налогов, показать способы начисления налогов.

развивающая: продолжить развитие общеучебных умений (анализировать, рассуждать, аргументировать, делать выводы).

- воспитательная: научить принимать ответственное решение за начисление и уплату налогов.

Задачи урока:

Сформировать навыки анализа и обобщения информации.

Продолжить развитие навыков, необходимых для коммуникации с одноклассниками.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация; учебник, раздаточный материал по налогам, жетоны (это могут быть купюры из банка приколов) для раздачи за правильный ответ.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: 

индивидуальная (участие в беседе, формулировка собственного мнения, решение задач);

фронтальная.

План урока:

Актуализация знаний.

Изучение нового материала. Раскрытие понятий «ставка налога», «виды налогов».

Решение задач. Индивидуальная, фронтальная работа.

Рефлексия

Предварительная подготовка: Настройка презентации, раздать на парты заготовку таблицы по налогам для каждого ученика. (приложение 1)

Ход урока.

Организационный момент

(2 слайд) (приложение 2) Здравствуйте, ребята! Начнем урок с нашего упражнения «Улыбка». (улыбнитесь друг другу).

На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое налог, кто является налогоплательщиком, какими льготами могут они пользоваться. Чтобы продолжить дальше изучать тему Налоги, давайте немного повторим пройденный материал. А домашнее задание мы проверим в конце урока.

Актуализация знаний.

(3–4 слайд) (приложение 3,4) – ~3 мин.

Перед вами будут появляться вопросы, попробуйте дать ответ. Прошу поднимать руки при желании дать ответ. А за каждый правильный ответ я буду выдавать вам жетон. В конце урока Вы можете обменять их на оценку в журнале по курсу 3 жетона -отметка «5», 2 жетона -отметка «4».

!!Каждый вопрос и ответ -отдельный клик

Что такое налог? (это обязательный платеж, который взимается в соответствии с законом.)

Кто является налогоплательщиком? (производители товаров и услуг, получатели доходов (зарплаты, прибыли, наследства), владельцы имущества (автомобиля, квартиры, земли)

Как называется главный закон о налогах? (Налоговый кодекс)

Кто может пользоваться льготами по налогам? (производители особых товаров и услуг (образование, медицина) или работающие на определенных территориях, вновь открывшиеся ИП, инвалиды, ветераны войн, благотворители)

Учитель: отлично! Вспомните, какие уровни бюджета существуют? (ответ учеников) (федеральный, региональный, муниципальный/местный)

Учитель: Молодцы! Сегодня мы продолжаем с вами изучать главу о налогах. И сегодня мы поговорим о видах налогов. Я не зря спросила вас об разных уровнях бюджета, так как в зависимости от того в какой бюджет платится налог такой вид он и имеет.

Изучение нового материала. Раскрытие понятия «ставка налога», «виды налога»

(5 слайд) (приложение 5) ~1 мин.

Учитель: перед вами на столах у каждого лежит таблица видов налогов по уровням бюджетов. Вы можете дома вклеить ее в тетрадь или перечертить ее дома, чтобы у вас всегда была под рукой подсказка. Посмотрите на нее, и вы увидите, каждый налог записан в определенный столбик и является федеральным, или региональным, или местным. Далее мы рассмотрим несколько налогов и принцип их начислений.

(6 слайд) (приложение 6) ~2 мин.

Учитель: для определения налога необходимо знать налоговую ставку, ее можно найти для каждого налога в Налоговом кодексе.

Давайте запишем- Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в бюджет государства в расчете на единицу обложения. (Ученики записывают определение в тетрадь)

(7 слайд) (приложение 7) ~2 мин.

Учитель: Налоговая ставка бывает: Твердая – устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения и Процентная – устанавливается в процентах от стоимости объекта обложения. Перенесите схему также в тетрадь. (Ученики записывают схему в тетрадь)

Учитель: Давайте рассмотрим некоторые налоги и правила их исчисления.

(8 слайд) (приложение 8) ~2 мин.

Учитель: Один из главных налогов в стране, так как он приносит очень большую долю в доходы бюджета, это налог на доходы физических лиц или сокращенно НДФЛ.

(клик) Платят его физические лица, если у них есть какие-либо доходы, например, заработная плата, дивиденды, выигрыш в лотерею, некоторые индивидуальные предприниматели, платят его и те, кто продал свое имущество (квартиру, машину, дачный участок и т. д.).

(клик) Ставка налога на доходы физлиц составляет от 13 -30%, зависит от вида дохода и полученной суммы.

Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.

(9 слайд) (приложение 9) ~1 мин.

Учитель: например, ваша зарплата за май месяц составила 10000руб, то государству вы отдадите налог 1300руб (10000* 13%), а на карточку вы получите 8700руб (10000 – 1300)

(10 слайд) (приложение 10) ~1 мин.

Учитель- Давайте попробуем решить легкую задачу. Условие указано на слайде.

Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.

Задача 1. Вам начислили зарплату 20000руб. Рассчитайте сумму НДФЛ и сумму к получению на карточку.

(клик) Решение задачи:

1) 20000* 0.13=2600 – сумма налога 2) 20000-2600= 17400 – сумма к выдаче

(11 слайд) (приложение 11) ~3 мин.

Учитель- Давайте попробуем решить следующую задачу, чуть посложнее. Условие указано на слайде.

Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.

Задача 2. Вам начислили зарплату 20000 рублей и премию 15% от зарплаты. Рассчитайте сумму НДФЛ и сумму к получению.

(клик) Решение задачи:

1) 20000*0.15=3000 –сумма премии 2) 20000+3000=23000 –сумма з/п с премией

3) 23000* 0.13=2990 – сумма налога 4) 23000-2990= 20010 – сумма к получению

(12 слайд) (приложение 12) ~2 мин.

Учитель: Также важный налог в стране, так как он также составляет немалую долю в доходах бюджета, это налог на прибыль.

(клик) Платят его юридические лица, если у них есть прибыль, полученная от продажи товаров или оказания услуг, выполненных каких-либо работ, а также полученных дивидендов от участия в других компаниях.

(клик) Ставка налога на прибыль составляет 20%. Правда сумма налога платится в пропорции 3% в федеральный бюджет, а 17% в местный, но он считается федеральным налогом. Посмотрите в свою таблицу, которую вы записали ранее.

Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.

(13 слайд) (приложение 13) ~1 мин.

Учитель- Давайте попробуем решить еще задачу. Условие указано на слайде.

Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.

Задача 2. За май прибыль банка составила 250 000руб. Рассчитайте налог на прибыль предприятия за этот месяц?

Решение задачи:

250 000* 20% = 50000руб. налог на прибыль

(14 слайд) (приложение 14) ~3 мин.

Учитель: Немаловажный налог для бюджета налог на добавленную стоимость или сокращенно НДС. (клик) Платят его в бюджет предприятия, но включают в цену товара или услуги, поэтому фактически оплачивают его потребители, когда совершают покупки в магазинах или получают различные услуги.

(клик) Ставка налога составляет 0–10–20%. И зависит от важности товара или услуги для потребителя. Например, услуги образования облагаются налогом по ставке 0%, такие товары, как молоко, хлеб по ставке -10%. Это все товары и услуги первой необходимости, поэтому ставки НДС понижены. В основном все товары и услуги облагаются 20-процентным налогом.

(клик) К подобного рода налога относятся такие разновидности налога – как акциз и таможенная пошлина, они тоже включаются в стоимость товаров и являются федеральными налогами, посмотрите в таблицу.

Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.

(15 слайд) (приложение 15) ~3 мин.

Учитель: существует в России такой налог как налог на имущество.

(клик) Его платят как физические, так и юридические лица, если у них есть недвижимое имущество.

(клик) Ставка налога для предприятий составляет -2,2%. Для физических лиц – от 0.1% до 0.5% от стоимости имущества.

(клик) Родственный ему налог на землю или Земельный налог. Похож он тем, что земля является тоже недвижимым имуществом, платят его собственники земли, рассчитывается он также как и налог на имущество путем умножения налоговой ставки на стоимость земли.

Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.

(16 слайд) (приложение 16) ~2 мин.

Учитель- Давайте попробуем решить задачу. Условие указано на слайде.

Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.

Задача У вас есть дом стоимостью 1.000.000 рублей и земельный участок стоимостью 500.000 руб.

Рассчитайте налог на имущество за год при ставке 1%.

Решение задачи:

(1000000+500000) * 1% = 15.000руб налог на имущество

(17 слайд) (приложение 17) ~2 мин.

Учитель: если у вас есть движимое имущество, например, автомобиль, вам придется заплатить транспортный налог.

(клик) Его платят как физические, так и юридические лица, если у них есть недвижимое имущество.

(клик) Ставка налога установлена в рублях за 1 лошадиную силу.

Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.

(18 слайд) (приложение 18) ~1 мин.

Учитель- Давайте попробуем решить задачу. Условие указано на слайде.

Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.

Задача У вас есть машина, количество лошадиных сил у нее 200. Рассчитайте транспортный налог за год при ставке 50 руб. за 1 л.с.

Решение задачи:

200 * 50= 10000руб транспортный налог

(19 слайд) (приложение 19) ~1 мин.

Учитель: есть еще такие налоги как Налог на дарение, наследство,

(клик) Налог на выигрыш в лотерею, в букмекерской конторе

(клик) Налоги на игорный бизнес, на операции с ценными бумагами, на покупку валюты.

(20 слайд) (приложение 20) ~3 мин.- ***если ребята решают быстро – то можно предложить решить такую задачу.

Учитель- Давайте попробуем решить задачу. Условие указано на слайде.

Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.

Задача. Вы выиграли за год в лотерею 14000 рублей. Рассчитайте налог на выигрыш за год по ставке 13% с дохода и сумму, которая у вас останется после уплаты налога.

Здесь внимание -*** Согласно Налогового кодекса налогом не облагается выигрыш, не превышающий 4.000 рублей в год, поэтому эта сумма вычитается из полученного дохода, когда исчисляется налог.

Решение задачи:

(14000–4000) * 13%= 1300руб –сумма налога

14000–1300= 12700 рублей – сумма после уплаты налога

(21 слайд) (приложение 21) ~3 мин.

Учитель: В России платятся взносы, они приравнены к налогам, обязательны к перечислению в бюджет предприятиями, если начисляется заработная плата работникам. Он называется Социальный взнос, перечисляется во внебюджетный фонд, который объединил в себе пенсионный, медицинский, социальный)

(клик) Его платят предприятия за своих работников.

(клик) Ставка взноса составляет -30% от всей начисленной заработной платы

Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.

Учитель: А сейчас я предлагаю поделиться информацией тем ребятам, кто выбрал домашнее задание -сообщение о необычном налоге. Предлагаю высказывание построить следующим образом «Где-как называется налог – кто должен платить и за что» (Ответы учеников) -Опрос 3-5 учащихся.

Итог урока. Рефлексия ~3 мин.

Учитель: итак, сегодня на уроке мы узнали, что такое ставка налога, рассмотрели виды налогов, решали задачи и тем самым попробовали себя в роли бухгалтеров, которые начисляют налоги. Узнали, какие бывают необычные налоги в мире. Давайте закончим подведение итога урока слушанием синквейна на тему «Деньги». Отвечают те, кто выбрал это домашнее задание с прошлого урока. (Ответы 1-2 учеников)

(22 слайд) (приложение 22) ок.1 мин

Учитель: ну и в заключении урока. Попробуйте выбрать картинку, которая отражала бы ваше настроение после урока.

(23слайд) (приложение 23) ок.1 мин

И как обычно-Домашнее задание: на выбор учащегося (что интересно-что по силам)

Дайте письменно ответ на вопросы:

Чем НДФЛ отличается от налога на прибыль?

Почему каждому государству нужны налоги?

Решите задачу

Доходы за май - Вам начислили зарплату 30000 руб., премию 10%, дивиденды в сумме 20000руб., также вы продали свой велосипед за 5000руб. Рассчитайте сумму НДФЛ за май?



Учитель: те, кто получили жетоны, могут подойти и обменять их на свои отметки по курсу.

Всем спасибо. До встречи.





























Приложение 1

t1681207939aa.pngt1681207939aa.png

t1681207939aa.pngt1681207939aa.png

t1681207939aa.pngt1681207939aa.png

t1681207939aa.pngt1681207939aa.png

Приложение 2

t1681207939ab.png



Приложение 3

t1681207939ac.png

Приложение 4

t1681207939ad.png



Приложение 5

t1681207939aa.png

Приложение 6

t1681207939ae.png



Приложение 7

t1681207939af.png

Приложение 8

t1681207939ag.png

Приложение 9

t1681207939ah.png



Приложение 10



t1681207939ai.png

Приложение 11

t1681207939aj.png

Приложение 12

t1681207939ak.png



Приложение 13

t1681207939al.png

Приложение 14

t1681207939am.png

Приложение 15

t1681207939an.png



Приложение 16

t1681207939ao.png

Приложение 17

t1681207939ap.png



Приложение 18

t1681207939aq.png

Приложение 19

t1681207939ar.png



Приложение 20

t1681207939as.png

Приложение 21

t1681207939at.png



Приложение 22

t1681207939au.png

Приложение 23

t1681207939av.png



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.