Методическая разработка урока «Виды налогов» (5–6 классы)
Презентация к уроку "Виды налогов"PPTX / 1.06 Мб
/data/files/g1681207991.pptx (Презентация к уроку "Виды налогов")
Аннотация: Данная публикация - это конспект урока по экономике/обществознанию/финансовой грамотности блок «Налоговая культура» для 5-6 классов. В ходе урока происходит знакомство учащихся с видами налогов, рассматриваются примеры начислений разных видов налога, анализируется информация о начисленных суммах налогов, формируется умение работать с дополнительной информацией, делать выводы. Результат урока – новое знание о налогах, умение начислять некоторые виды налогов.
Методическая разработка урока:
«Виды налогов»
Раздел: «Налоги и налоговая культура» (экономика, 5-6 класс)
Автор: Колесникова Ольга Александровна, учитель экономики, МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург, Свердловская область.
Учебное пособие: учебник «Основы экономической культуры» 5-6 класс В.М.Гончарова, Е.Г.Баранюк
Тип урока: Урок закрепление знаний
Вид урока: Комбинированный
Цели урока:
- обучающая: ознакомить учащихся видами налогов, показать способы начисления налогов.
- развивающая: продолжить развитие общеучебных умений (анализировать, рассуждать, аргументировать, делать выводы).
- воспитательная: научить принимать ответственное решение за начисление и уплату налогов.
Задачи урока:
Сформировать навыки анализа и обобщения информации.
Продолжить развитие навыков, необходимых для коммуникации с одноклассниками.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация; учебник, раздаточный материал по налогам, жетоны (это могут быть купюры из банка приколов) для раздачи за правильный ответ.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
индивидуальная (участие в беседе, формулировка собственного мнения, решение задач);
фронтальная.
План урока:
Актуализация знаний.
Изучение нового материала. Раскрытие понятий «ставка налога», «виды налогов».
Решение задач. Индивидуальная, фронтальная работа.
Рефлексия
Предварительная подготовка: Настройка презентации, раздать на парты заготовку таблицы по налогам для каждого ученика. (приложение 1)
Ход урока.
Организационный момент
(2 слайд) (приложение 2) Здравствуйте, ребята! Начнем урок с нашего упражнения «Улыбка». (улыбнитесь друг другу).
На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое налог, кто является налогоплательщиком, какими льготами могут они пользоваться. Чтобы продолжить дальше изучать тему Налоги, давайте немного повторим пройденный материал. А домашнее задание мы проверим в конце урока.
Актуализация знаний.
(3–4 слайд) (приложение 3,4) – ~3 мин.
Перед вами будут появляться вопросы, попробуйте дать ответ. Прошу поднимать руки при желании дать ответ. А за каждый правильный ответ я буду выдавать вам жетон. В конце урока Вы можете обменять их на оценку в журнале по курсу 3 жетона -отметка «5», 2 жетона -отметка «4».
!!Каждый вопрос и ответ -отдельный клик
Что такое налог? (это обязательный платеж, который взимается в соответствии с законом.)
Кто является налогоплательщиком? (производители товаров и услуг, получатели доходов (зарплаты, прибыли, наследства), владельцы имущества (автомобиля, квартиры, земли)
Как называется главный закон о налогах? (Налоговый кодекс)
Кто может пользоваться льготами по налогам? (производители особых товаров и услуг (образование, медицина) или работающие на определенных территориях, вновь открывшиеся ИП, инвалиды, ветераны войн, благотворители)
Учитель: отлично! Вспомните, какие уровни бюджета существуют? (ответ учеников) (федеральный, региональный, муниципальный/местный)
Учитель: Молодцы! Сегодня мы продолжаем с вами изучать главу о налогах. И сегодня мы поговорим о видах налогов. Я не зря спросила вас об разных уровнях бюджета, так как в зависимости от того в какой бюджет платится налог такой вид он и имеет.
Изучение нового материала. Раскрытие понятия «ставка налога», «виды налога»
(5 слайд) (приложение 5) ~1 мин.
Учитель: перед вами на столах у каждого лежит таблица видов налогов по уровням бюджетов. Вы можете дома вклеить ее в тетрадь или перечертить ее дома, чтобы у вас всегда была под рукой подсказка. Посмотрите на нее, и вы увидите, каждый налог записан в определенный столбик и является федеральным, или региональным, или местным. Далее мы рассмотрим несколько налогов и принцип их начислений.
(6 слайд) (приложение 6) ~2 мин.
Учитель: для определения налога необходимо знать налоговую ставку, ее можно найти для каждого налога в Налоговом кодексе.
Давайте запишем- Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в бюджет государства в расчете на единицу обложения. (Ученики записывают определение в тетрадь)
(7 слайд) (приложение 7) ~2 мин.
Учитель: Налоговая ставка бывает: Твердая – устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения и Процентная – устанавливается в процентах от стоимости объекта обложения. Перенесите схему также в тетрадь. (Ученики записывают схему в тетрадь)
Учитель: Давайте рассмотрим некоторые налоги и правила их исчисления.
(8 слайд) (приложение 8) ~2 мин.
Учитель: Один из главных налогов в стране, так как он приносит очень большую долю в доходы бюджета, это налог на доходы физических лиц или сокращенно НДФЛ.
(клик) Платят его физические лица, если у них есть какие-либо доходы, например, заработная плата, дивиденды, выигрыш в лотерею, некоторые индивидуальные предприниматели, платят его и те, кто продал свое имущество (квартиру, машину, дачный участок и т. д.).
(клик) Ставка налога на доходы физлиц составляет от 13 -30%, зависит от вида дохода и полученной суммы.
Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.
(9 слайд) (приложение 9) ~1 мин.
Учитель: например, ваша зарплата за май месяц составила 10000руб, то государству вы отдадите налог 1300руб (10000* 13%), а на карточку вы получите 8700руб (10000 – 1300)
(10 слайд) (приложение 10) ~1 мин.
Учитель- Давайте попробуем решить легкую задачу. Условие указано на слайде.
Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.
Задача 1. Вам начислили зарплату 20000руб. Рассчитайте сумму НДФЛ и сумму к получению на карточку.
(клик) Решение задачи:
1) 20000* 0.13=2600 – сумма налога 2) 20000-2600= 17400 – сумма к выдаче
(11 слайд) (приложение 11) ~3 мин.
Учитель- Давайте попробуем решить следующую задачу, чуть посложнее. Условие указано на слайде.
Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.
Задача 2. Вам начислили зарплату 20000 рублей и премию 15% от зарплаты. Рассчитайте сумму НДФЛ и сумму к получению.
(клик) Решение задачи:
1) 20000*0.15=3000 –сумма премии 2) 20000+3000=23000 –сумма з/п с премией
3) 23000* 0.13=2990 – сумма налога 4) 23000-2990= 20010 – сумма к получению
(12 слайд) (приложение 12) ~2 мин.
Учитель: Также важный налог в стране, так как он также составляет немалую долю в доходах бюджета, это налог на прибыль.
(клик) Платят его юридические лица, если у них есть прибыль, полученная от продажи товаров или оказания услуг, выполненных каких-либо работ, а также полученных дивидендов от участия в других компаниях.
(клик) Ставка налога на прибыль составляет 20%. Правда сумма налога платится в пропорции 3% в федеральный бюджет, а 17% в местный, но он считается федеральным налогом. Посмотрите в свою таблицу, которую вы записали ранее.
Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.
(13 слайд) (приложение 13) ~1 мин.
Учитель- Давайте попробуем решить еще задачу. Условие указано на слайде.
Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.
Задача 2. За май прибыль банка составила 250 000руб. Рассчитайте налог на прибыль предприятия за этот месяц?
Решение задачи:
250 000* 20% = 50000руб. налог на прибыль
(14 слайд) (приложение 14) ~3 мин.
Учитель: Немаловажный налог для бюджета налог на добавленную стоимость или сокращенно НДС. (клик) Платят его в бюджет предприятия, но включают в цену товара или услуги, поэтому фактически оплачивают его потребители, когда совершают покупки в магазинах или получают различные услуги.
(клик) Ставка налога составляет 0–10–20%. И зависит от важности товара или услуги для потребителя. Например, услуги образования облагаются налогом по ставке 0%, такие товары, как молоко, хлеб по ставке -10%. Это все товары и услуги первой необходимости, поэтому ставки НДС понижены. В основном все товары и услуги облагаются 20-процентным налогом.
(клик) К подобного рода налога относятся такие разновидности налога – как акциз и таможенная пошлина, они тоже включаются в стоимость товаров и являются федеральными налогами, посмотрите в таблицу.
Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.
(15 слайд) (приложение 15) ~3 мин.
Учитель: существует в России такой налог как налог на имущество.
(клик) Его платят как физические, так и юридические лица, если у них есть недвижимое имущество.
(клик) Ставка налога для предприятий составляет -2,2%. Для физических лиц – от 0.1% до 0.5% от стоимости имущества.
(клик) Родственный ему налог на землю или Земельный налог. Похож он тем, что земля является тоже недвижимым имуществом, платят его собственники земли, рассчитывается он также как и налог на имущество путем умножения налоговой ставки на стоимость земли.
Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.
(16 слайд) (приложение 16) ~2 мин.
Учитель- Давайте попробуем решить задачу. Условие указано на слайде.
Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.
Задача У вас есть дом стоимостью 1.000.000 рублей и земельный участок стоимостью 500.000 руб.
Рассчитайте налог на имущество за год при ставке 1%.
Решение задачи:
(1000000+500000) * 1% = 15.000руб налог на имущество
(17 слайд) (приложение 17) ~2 мин.
Учитель: если у вас есть движимое имущество, например, автомобиль, вам придется заплатить транспортный налог.
(клик) Его платят как физические, так и юридические лица, если у них есть недвижимое имущество.
(клик) Ставка налога установлена в рублях за 1 лошадиную силу.
Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.
(18 слайд) (приложение 18) ~1 мин.
Учитель- Давайте попробуем решить задачу. Условие указано на слайде.
Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.
Задача У вас есть машина, количество лошадиных сил у нее 200. Рассчитайте транспортный налог за год при ставке 50 руб. за 1 л.с.
Решение задачи:
200 * 50= 10000руб транспортный налог
(19 слайд) (приложение 19) ~1 мин.
Учитель: есть еще такие налоги как Налог на дарение, наследство,
(клик) Налог на выигрыш в лотерею, в букмекерской конторе
(клик) Налоги на игорный бизнес, на операции с ценными бумагами, на покупку валюты.
(20 слайд) (приложение 20) ~3 мин.- ***если ребята решают быстро – то можно предложить решить такую задачу.
Учитель- Давайте попробуем решить задачу. Условие указано на слайде.
Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.
Задача. Вы выиграли за год в лотерею 14000 рублей. Рассчитайте налог на выигрыш за год по ставке 13% с дохода и сумму, которая у вас останется после уплаты налога.
Здесь внимание -*** Согласно Налогового кодекса налогом не облагается выигрыш, не превышающий 4.000 рублей в год, поэтому эта сумма вычитается из полученного дохода, когда исчисляется налог.
Решение задачи:
(14000–4000) * 13%= 1300руб –сумма налога
14000–1300= 12700 рублей – сумма после уплаты налога
(21 слайд) (приложение 21) ~3 мин.
Учитель: В России платятся взносы, они приравнены к налогам, обязательны к перечислению в бюджет предприятиями, если начисляется заработная плата работникам. Он называется Социальный взнос, перечисляется во внебюджетный фонд, который объединил в себе пенсионный, медицинский, социальный)
(клик) Его платят предприятия за своих работников.
(клик) Ставка взноса составляет -30% от всей начисленной заработной платы
Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.
Учитель: А сейчас я предлагаю поделиться информацией тем ребятам, кто выбрал домашнее задание -сообщение о необычном налоге. Предлагаю высказывание построить следующим образом «Где-как называется налог – кто должен платить и за что» (Ответы учеников) -Опрос 3-5 учащихся.
Итог урока. Рефлексия ~3 мин.
Учитель: итак, сегодня на уроке мы узнали, что такое ставка налога, рассмотрели виды налогов, решали задачи и тем самым попробовали себя в роли бухгалтеров, которые начисляют налоги. Узнали, какие бывают необычные налоги в мире. Давайте закончим подведение итога урока слушанием синквейна на тему «Деньги». Отвечают те, кто выбрал это домашнее задание с прошлого урока. (Ответы 1-2 учеников)
(22 слайд) (приложение 22) ок.1 мин
Учитель: ну и в заключении урока. Попробуйте выбрать картинку, которая отражала бы ваше настроение после урока.
(23слайд) (приложение 23) ок.1 мин
И как обычно-Домашнее задание: на выбор учащегося (что интересно-что по силам)
Дайте письменно ответ на вопросы:
Чем НДФЛ отличается от налога на прибыль?
Почему каждому государству нужны налоги?
Решите задачу
Доходы за май - Вам начислили зарплату 30000 руб., премию 10%, дивиденды в сумме 20000руб., также вы продали свой велосипед за 5000руб. Рассчитайте сумму НДФЛ за май?
Учитель: те, кто получили жетоны, могут подойти и обменять их на свои отметки по курсу.
Всем спасибо. До встречи.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
Приложение 16
Приложение 17
Приложение 18
Приложение 19
Приложение 20
Приложение 21
Приложение 22