Методическая разработка урока «Древнее Двуречье» (5 класс)

0
0
Материал опубликован 31 January 2017

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: история Класс: 5

Учитель : Пермякова Наталья Вячеславовна.

Тема урока

Место урока по теме

Древнее Двуречье

Урок «Древнее Двуречье» является первым уроком при изучении главы «Западная Азия в древности» по учебнику «История Древнего мира» 5 класс, авторы: Вигасин А.А. Годер Г.И. и Свенцицкая И.С.

Тип урока

Формы, приемы, методы

Урок «открытия»нового знания

Групповая работа; Технология проектного обучения и ИКТ

Цель урока

Задачи урока

Сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья

I.Предметные:

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье

II. Метапредметные:

Познавательные УУД:

самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока;

самостоятельно ориентироваться в учебнике;

самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания

Самостоятельно составлять задания

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

закреплять умения контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

Коммуникативные УУД:

формировать культуру общения между собой, учиться работать в группах;

представлять результаты деятельности группы.

III. Личностные результаты:

применять правила делового сотрудничества;

оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения;

анализировать своё эмоциональное состояние.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- географическое положение Древнего Двуречья;

- занятия, письменность и верования жителей Древнего Двуречья.

- извлекать информацию из текстовых источников и обобщать их по заданной теме;

- составлять свои задания по теме

- строить свои взаимоотношения с членами группы, высказывать свое мнение.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Аспект компетенции:

1. Переработка и использование информации для решения учебных задач.

2. Применение знаний для решения практических задач.

3. Продуктивная коммуникация – работа в группах

Технология проектного обучения, ИКТ

интерактивная доска

мультимедийная презентация в программе SMART

конверты, карточки с заданиями;

оценочные листы.


 

ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/ УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: организационный 4 мин.

мотивация к учебной деятельности.

1.1. Организует приветствие и ситуацию самооценки готовности к уроку.

Приветствие учителя

- Здравствуйте, ребята. Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наш урок.

Мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.

Для начала, давайте вспомним с каким государством Древнего Востока мы познакомились на прошлых уроках?

Итак, для того чтобы открыть новую страницу Древнего мира, вы должны получить «ключ», т.е. выполнить некоторые задания.

1.2. Определение темы урока.

- Соотнесите иллюстрации, характерные для Первобытных людей и Древнего Египта.(последнее задание)

- С какими иллюстрациями возникли затруднения? Почему ?

- О чем они говорят?

- Вы хотите узнать, что это за государство?

Оценивают готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания в программе SMART на интерактивной доске.

Работают с иллюстрациями

новое государство, которое мы будем изучать

Учебно-познавательная, коммуникативная

 

Эмоциональный настрой на урок.

Включение в учебный процесс.


 


 


 

Систематизация знаний по разделу «Египет»

II этап: актуализация знаний 5 минут
 

- Я предлагаю вам отгадать загадку, ответом и будет новая тема урока.

- Не конь, а бежит, не лес, а шумит.(река)

-Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной удивительной страной древности: Древнее Двуречье?

- Ребята, а предположите почему у этой страны такое название?

отгадывают загадку

Отвечают на вопрос.

Учебно-познавательная, коммуникативная

 

Формирование интереса к познавательной деятельности на занятии.

III этап: постановка проблемы и поиск решения 2 минуты

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Сегодня у нас с вами будет не совсем обычный урок, мы будем делать проект под названием «Рабочая тетрадь» для будущих пятиклассников, т.е. работая в группах вы должны будете составить рабочие листы для этой тетради.

Сформулируйте цель на урок!

Работа учащихся в парах, обсуждение, выделение основных характеристик

Совместно с учителем формулируют цель предстоящей деятельности.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Диалог с учащимися, формирование проблемы

Появление проблемы.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

IV этап: совместное исследование проблемы 20 минут

Открытие нового знания в результате поисково-исследовательской деятельности

Знакомство с противоречивыми фактами

4.1. Организация практической деятельности

- Каждая группа получает свою тему, внимательно изучает, продумывает и разрабатывает задания к данной теме.

- Прошу руководителей групп подойти ко мне и взять конверт с заданием для своей группы

- Задания для групп:

1. Географическое положение.

2. Природа.

3. Занятия населения.

4. Религиозные верования.

5. Культура.

- Каждая группа представит результаты своей работы и сделает вывод по своей теме,чтобы мы могли затем сделать общий вывод о Древнем Двуречье.

-

- По результатам работы вам предстоит заполнить «Оценочный лист» по известным вам критериям.

- При отчёте руководитель должен будет оценить работу своей группы.

- В конверте находится инструкция работы группы. Выполняйте пошагово инструкцию.

- Прочитайте инструкцию от начала и до конца

- Задайте вопросы по инструкции.

4.2. Практическая работа. (10 мин.)

- Дайте знак о готовности к работе.

- Время на выполнение работы 10 минут.

Приступайте к работе. Время пошло.

Оказание консультационной помощи.

4.3.Представление результатов работы.

- Представьте результаты вашей деятельности.

- Оцените работу своей группы

- Что показал оценочный лист?

- Как работала ваша группа?

- Легко ли вам было работать?

- Были разногласия в группе?

- Как удалось их преодолеть?

- Какой вклад внесла ваша группа в достижение общего результата

Планирование работы в группе

Вспоминают алгоритм работы, обсуждают, задают вопросы, принимают учебную задачу.

Работая в программе SMART составляют задания.

Выступление командиров групп

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Диалог с учащимися

Формируются навыки публичного выступления

Оценка и самооценка деятельности каждого и группы в целом

Осознают свой вклад в общий результат

Поиски путей решения.

Формирование навыков поисковой деятельности.

Коммуникативная.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Информационная.

Умение использовать информацию для решения учебной задачи.

 

Закрепление.

1. Задание «Да» или «Нет»

-ДА - НЕТ. Выполнив задание, оцените свою работу.

1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да).

2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет).

3. Ур и Урук это название рек. (Нет).

4. Бога солнца звали Шамаш. (Да).

5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да).

6. Религия жителей Двуречья – язычество. (Да).

7. Клинопись – это узоры на посуде. (Нет).

8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да).

9. Знак письменности Двуречья – иероглиф. (Нет).

10. Разливы рек проходили бурно. (Да)

11. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были шумеры. (Да)

12. Эа – бог Луны. (Нет)

13. Во главе школы стоял человек, которого именовали «отцом школы». (Да)

14. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из больших глиняных кирпичей. (Да)

15. Число 60 учёные жрецы считали священным. (Да)

Заполняют карточки с вопросами и проводят самооценку «Лесенка успеха»

Сравнивают свои ответы с эталоном

     
VI этап: задание на дом 2 минуты

Систематизация знания, полученного на уроке, развитие творческого подхода к выполнению задания.

- Написать сочинение на тему «Путешествие по посёлку шумеров»

- Составить кроссворд на тему «Древнее Двуречье» (10 слов)

- Подготовить сообщение на тему «Древнее Двуречье»

- Выберите то задание, которое вам по силам. Задания у вас на цветных листах, лист можно взять с собой домой.

Задают вопросы, выбирают для себя задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Диалог с учащимися.

Учатся делать выбор на основе самооценки своих способностей и возможностей

Творческие работы детей по теме

VII этап: итоги урока, рефлексия результатов деятельности 2 минут

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- Достигли мы цели урока?

- Что из истории Древнего Двуречья вам больше всего запомнилось? ()

- Ребята, оцените ваши действия на уроке.

- Интересно вам сегодня было или нет?

.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Коллективная рефлексия деятельности

 


 


 


 

Приложение 1.


 

Инструкция для работы в группе по теме «Географическое положение»

1. Составьте план работы группы.

2. Внимательно прочитайте §13. п. 1 с.65 - 66

3. Работая в программе SMARTсоставьте не мене 2 заданий.

4. Подготовьте выступление.

5. Сделайте небольшой вывод по своей теме.

6. Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.


 

Оценочный лист

Оценка работы группы

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились

с помощью учителя


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2.


 

Инструкция для работы в группе по теме «Природа Двуречья»

1. Составьте план работы группы.

2. Внимательно прочитайте §13. п. 1-2 с.65 - 66

3. Работая в программе SMARTсоставьте не мене 2 заданий.

4. Подготовьте выступление.

5. Сделайте небольшой вывод по своей теме.

6. Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.


 

Оценочный лист

Оценка работы группы

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились

с помощью учителя


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 3.


 

Инструкция для работы в группе по теме «Занятия населения»

1. Составьте план работы группы.

2. Внимательно прочитайте §13. п. 2 с.66 - 67

3. Работая в программе SMARTсоставьте не мене 2 заданий.

4. Подготовьте выступление.

5. Сделайте небольшой вывод по своей теме.

6. Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.


 

Оценочный лист

Оценка работы группы

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились

с помощью учителя


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 4.


 

Инструкция для работы в группе по теме «Религиозные верования»

1. Составьте план работы группы.

2. Внимательно прочитайте §13. п. 3 с.67

3. Работая в программе SMARTсоставьте не мене 2 заданий.

4. Подготовьте выступление.

5. Сделайте небольшой вывод по своей теме.

6. Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.


 

Оценочный лист

Оценка работы группы

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились

с помощью учителя


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 5.


 

Инструкция для работы в группе по теме «Культура»

1. Составьте план работы группы.

2. Внимательно прочитайте §13. п. 3-4 с.67-68

3. Работая в программе SMARTсоставьте не мене 2 заданий по вашей теме.

4. Подготовьте выступление.

5. Сделайте небольшой вывод по своей теме.

6. Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.


 

Оценочный лист

Оценка работы группы

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились

с помощью учителя


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Задание «Да» или «Нет»

Фамилия, имя ________________________________________

1. Междуречье иначе называется Двуречье.

 

«Лесенка успеха»

Критерии для самооценки:

1б. – 3б. – первая ступенька

4б. – 6б. – вторая ступенька

7б. – 9б. – третья ступенька

10б. – 12б. – четвёртая ступенька

13б. – 15б. – пятая ступенька


 

2. Двери у бедняков были деревянные.

 

3. Ур и Урук это название рек

 

4. Бога солнца звали Шамаш.

 

5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми.

 

6. Религия жителей Двуречья - язычество.

 

7. Клинопись - это узоры на посуде.

 

8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства.

 

9. Знак письменности Двуречья – иероглиф.

 

10. Разливы рек проходили бурно.

 

11. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были шумеры.

 

12. Эа – бог Луны.

 

13. Во главе школы стоял человек, которого именовали «отцом школы».

 

14. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из больших глиняных кирпичей.

 

15. Число 60 учёные жрецы считали священным.

 


 


 


 


 


 

Д.З.( любое на выбор)

- Написать сочинение на тему

«Путешествие по посёлку шумеров»

- Составить кроссворд на тему

«Древнее Двуречье» (10 слов)

- Подготовить сообщение на тему

«Древнее Двуречье»

Д.З.( любое на выбор)

- Написать сочинение на тему

«Путешествие по посёлку шумеров»

- Составить кроссворд на тему

«Древнее Двуречье» (10 слов)

- Подготовить сообщение на тему

«Древнее Двуречье»

Д.З.( любое на выбор)

- Написать сочинение на тему

«Путешествие по посёлку шумеров»

- Составить кроссворд на тему

«Древнее Двуречье» (10 слов)

- Подготовить сообщение на тему

«Древнее Двуречье»

Д.З.( любое на выбор)

- Написать сочинение на тему

«Путешествие по посёлку шумеров»

- Составить кроссворд на тему

«Древнее Двуречье» (10 слов)

- Подготовить сообщение на тему

«Древнее Двуречье»


 

Д.З.( любое на выбор)

- Написать сочинение на тему

«Путешествие по посёлку шумеров»

- Составить кроссворд на тему

«Древнее Двуречье» (10 слов)

- Подготовить сообщение на тему

«Древнее Двуречье»


 

Д.З.( любое на выбор)

- Написать сочинение на тему

«Путешествие по посёлку шумеров»

- Составить кроссворд на тему

«Древнее Двуречье» (10 слов)

- Подготовить сообщение на тему

«Древнее Двуречье»

Д.З.( любое на выбор)

- Написать сочинение на тему

«Путешествие по посёлку шумеров»

- Составить кроссворд на тему

«Древнее Двуречье» (10 слов)

- Подготовить сообщение на тему

«Древнее Двуречье»

Д.З.( любое на выбор)

- Написать сочинение на тему

«Путешествие по посёлку шумеров»

- Составить кроссворд на тему

«Древнее Двуречье» (10 слов)

- Подготовить сообщение на тему

«Древнее Двуречье»

Д.З.( любое на выбор)

- Написать сочинение на тему

«Путешествие по посёлку шумеров»

- Составить кроссворд на тему

«Древнее Двуречье» (10 слов)

- Подготовить сообщение на тему

«Древнее Двуречье»

Д.З.( любое на выбор)

- Написать сочинение на тему

«Путешествие по посёлку шумеров»

- Составить кроссворд на тему

«Древнее Двуречье» (10 слов)

- Подготовить сообщение на тему

«Древнее Двуречье»

АРХЕОЛОГИ

ГЕОГРАФЫ

РЕЛИГИОВЕДЫ

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ученика 5 класса .......................................................

МОЁ НАСТРОЕНИЕ ( на начало урока)

Двуречье - это........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Отметь на карте крупнейшие города.


 


 


 


 


 


 


 


 

Занятия населения .............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................


 

Клинопись - этоособое письмо Двуречья, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине

МОЁ НАСТРОЕНИЕ ( на конец урока)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.