Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»
Управление образования и науки липецкой области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ автономное ПРОФЕССИОНАЛЬНОе ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИПЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВерждаю | |||||||
Директор ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» | |||||||
| А.В.Уколов | ||||||
« | | » | | 20 | | г. |
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 01 Основы философии
2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств, с учетом примерной основной образовательной программы (ПООП) по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств.
Организация-разработчик: ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»
Разработчик:
Корнаухова Лариса Михайловна, преподаватель общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин
Рассмотрено Педагогическим советом
ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»
Протокол № | | от « | | » | | 20 | | г. |
Одобрено Председатель цикловой комиссии общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин | | Согласовано Заместитель директора по учебной работе |
Л.М. Корнаухова | Н.М.Левина |
стр. | |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена: учебная дисциплина ОГСЭ 01 Основы философии принадлежит к общему гуманитарному и социально - экономическому циклу.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Коды ОК и ПК | Умения | Знания |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. | – ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностях, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста | –основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; условия формирования личности, свобода и ответственность за сохранение жизни, культура, окружающая среда; - социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы | 50 |
в том числе: | |
- теоретическое обучение | 24 |
- лабораторные работы | - |
- практические занятия | 20 |
- курсовые проекты (работы) | - |
- самостоятельная работа | 4 |
- консультации | - |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ. 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности студентов | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует освоение учебной дисциплины | |
Раздел 1 | Основные идеи истории мировой философии | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06 | ||
Тема 1.1 Философия, ее смысл, функции и роль в обществе | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Философия как системное знание о человеке и мире. Философия как культура разумного мышления. | |||
2 | Признаки философского знания. Разделы философии, язык философии | |||
3 | Цивилизационный и формационный подход в периодизации развития философской мысли | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Практическое занятие №1. Основной вопрос философии | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа студентов | - | |||
Тема 1.2 История философии от античности до Нового времени | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06 | |
1 | Становление античной философии: Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. Циники, стоики. Скептики. | |||
2 | Философия Средних веков: Августин Блаженный, Фома Аквинский. Значение философии средневековой философии | |||
3 | Философия Возрождения: Дж. Бруно. Основные особенности. | |||
4 | Философия Нового времени Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт. Основные особенности. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | | |||
1 | Практическое занятие №2. Античная философия. | 2 | ||
2 | Практическое занятие №3. Средневековая философия. | 2 | ||
3 | Практическое занятие №4 Философия эпохи Возрождения | 2 | ||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа студентов | - | |||
Тема 1.3 История философии Нового и Новейшего времени | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06 | |
1 | Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах, Маркс. Основные особенности. | |||
2 | Философия IX-XXвв. Постклассическая философия второй половины XIX-начала ХХ века. | |||
3 | Русская философия IX-XXвв. Современная философия. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | | |||
1 | Практическое занятие №5 Философия Нового времени. | 2 | ||
2 | Практическое занятие №6 Русская философия. | 2 | ||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа студентов | - | |||
| Подготовка докладов на тему «Философские взгляды В. С. Соловьева», «Философия А. Лосева», «Философия Н. А. Бердяева», «Религиозные искания в творчестве Л. Н. Толстого». | 4 | ||
Раздел 2 | Мир – сознание – познание | | ||
Тема 2.1 Человек как главная философская проблема | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06 | |
1 | Философия о происхождении и сущности человека. Основные характеристики: индивидуальность, личность, неповторимость и др. | |||
2 | Человек как дух и тело | |||
3 | Фундаментальные характеристики человека. Признаки зрелой личности. Человек как биосоциокультурное явление. | |||
4 | Основополагающие категории человеческого бытия: счастье, любовь, вера, жизнь, смерть, добро, зло, свобода. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Практическое занятие № 7 Категории человеческого бытия | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа студентов | | |||
Тема 2.2 Проблема сознания | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06 ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06 | |
1 | Философия о происхождении и сущности сознания. | |||
2 | Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное | |||
3 | Ступени развития сознания | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа студентов | - | |||
Тема 2.3 Учение о познании | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Познание человеком окружающего мира | |||
2 | Что такое знание. Проблема истины. | |||
3 | Формы познания. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа студентов | - | |||
Тема 2.4 Этика и социальная философия | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06 | |
1 | Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. | |||
2 | Свобода и ответственность. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | |||
3 | Влияние природы на общество. Социальная структура общества. Типы общества. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа студентов | - | |||
Раздел 3 | Духовная и социальная жизнь человека | | ||
Тема 3.1 Философия и религия. Философия и искусство | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06 | |
1 | Типы религий. Их место и роль в человеческой жизни | |||
2 | Значение веры в современной жизни. Противоречия между религиями | |||
3 | Искусство как форма проявления творческой сути человека. Черты проявления гениальности и таланта, их соотношение. Характеристики современного искусства. | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Практическое занятие №8 Философия и искусство. | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа студентов | - | |||
Тема 3.2 Философия и история. Философия и культура. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06 | |
1 | Концепции исторического развития: Гегель, Маркс, Вебер, Тойнби, Шпенглер, Сорокин. | |||
2 | Личность и история. «Качество» истории. Футурологические прогнозы. | |||
3 | Понятие культуры. Теории происхождения культуры. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Восток и Запад. Виды культуры. Кризис культуры | | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Практическое занятие №9 Философия и история | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа студентов | - | |||
Тема 3.3 Философия и глобальные проблемы современности | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06 | |
1 | Характеристика современной цивилизации и её основных проблем. | |||
2 | Философия о возможностях путях будущего развития мирового сообщества | |||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Практическое занятие № 10 Глобальные проблемы современности | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа студентов | - | |||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 | | ||
Всего: | 50 | |
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
3.1 Для реализации рабочей программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащенный необходимым для реализации рабочей программы учебной дисциплины оборудованием:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно – наглядных пособий и плакатов по дисциплине «Основы философии»;
УМК по дисциплине «Основы философии»,
Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
Мультимедийный проектор или интерактивная доска.
3.2 Информационное обеспечение реализации рабочей программы учебной дисциплины
Основные источники:
Горелов, А. А. Основы философии : учебник / А. А. Горелов. – Москва : Академия, 2019.
Медакова, И. Ю. Практикум по философии : учебное пособие / И. Ю. Медакова. – [Переизд.]. – Москва : ФОРУМ, 2017.
Дополнительные источники
Волкогонова, О. Д. Основы философии : учебник / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова. – Москва: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019.
Волкогонова, О. Д. Основы философии : учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020. — 480 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-104085-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1078943.
Губин, В. Д. Основы философии : учеб. пособие / В.Д. Губин. — 4-е изд. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 288 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-103672-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1077647.
4)Голубева, Т. В. Основы философии : учеб.-методич. пособие / Т.В. Голубева. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 266 с. — (Среднее профессиональное образование). — ISBN 978-5-16-102682-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1044405.
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Результаты обучения усвоенные знания (освоенные умения) | Критерии оценки | Методы контроля |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | -демонстрирует понимание основных категорий и понятий философии; - имеет представление о роли философии в жизни человека и общества; - описывает основы философского учения о бытии; - аргументирует сущность процесса познания; - анализирует основы научной, философской и религиозной картин мира; - имеет представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - предъявляет понимание социальных и этических проблем, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; - ориентируется в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста | Формы и методы контроля и оценки: – тестирование; – письменные задания; – собеседование; – дифференциро- ванный зачет; – педагогическое наблюдение (работа на практических занятиях); – оценка результатов выполнения практических занятий; – выполнение самостоятельной работы; – практические задания по работе с оригинальными тестами; – подготовка и защита групповых заданий проектного характера |
5