Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»

3
0
Материал опубликован 23 May 2021

Управление образования и науки липецкой области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ автономное ПРОФЕССИОНАЛЬНОе ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИПЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


УТВерждаю

Директор ГОАПОУ

«Липецкий металлургический

колледж»


А.В.Уколов

«


»


20


г.

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ 01 Основы философии

2021 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств, с учетом примерной основной образовательной программы (ПООП) по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств.


Организация-разработчик: ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»

Разработчик:

Корнаухова Лариса Михайловна, преподаватель общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин





Рассмотрено Педагогическим советом

ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»

Протокол №


от «


»


20


г.


Одобрено

Председатель цикловой комиссии общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин





Согласовано

Заместитель директора

по учебной работе





Л.М. Корнаухова

Н.М.Левина

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

10

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11



1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена: учебная дисциплина ОГСЭ 01 Основы философии принадлежит к общему гуманитарному и социально - экономическому циклу.

1.2 Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины:


Коды

ОК и ПК

Умения Знания

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.


–  ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностях, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста


основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

условия формирования личности, свобода и ответственность за сохранение жизни, культура, окружающая среда;

- социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий 





2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы

50

в том числе:

- теоретическое обучение

24

- лабораторные работы

-

- практические занятия

20

- курсовые проекты (работы)

-

- самостоятельная работа

4

- консультации

-

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ. 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности студентов

Объем в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует освоение учебной дисциплины

Раздел 1

Основные идеи истории мировой философии


ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06


Тема 1.1

Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

Содержание учебного материала

2

1

Философия как системное знание о человеке и мире. Философия как культура разумного мышления.

2

Признаки философского знания. Разделы философии, язык философии

3

Цивилизационный и формационный подход в периодизации развития философской мысли

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

1

Практическое занятие №1. Основной вопрос философии

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

-

Тема 1.2

История философии от античности до Нового времени

Содержание учебного материала

4

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06


1

Становление античной философии: Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. Циники, стоики. Скептики.

2

Философия Средних веков: Августин Блаженный, Фома Аквинский. Значение философии средневековой философии

3

Философия Возрождения: Дж. Бруно. Основные особенности.

4

Философия Нового времени Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт. Основные особенности.

Лабораторные работы

-

Практические занятия


1

Практическое занятие №2. Античная философия.

2

2

Практическое занятие №3. Средневековая философия.

2

3

Практическое занятие №4 Философия эпохи Возрождения

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

-

Тема 1.3

История философии Нового и Новейшего времени

Содержание учебного материала

4

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06


1

Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах, Маркс. Основные особенности.

2

Философия IX-XXвв. Постклассическая философия второй половины XIX-начала ХХ века.

3

Русская философия IX-XXвв. Современная философия.

Лабораторные работы

-

Практические занятия


1

Практическое занятие №5 Философия Нового времени.

2

2

Практическое занятие №6 Русская философия.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

-


Подготовка докладов на тему «Философские взгляды В. С. Соловьева», «Философия А. Лосева», «Философия Н. А. Бердяева», «Религиозные искания в творчестве Л. Н. Толстого».

4

Раздел 2

Мир – сознание – познание


Тема 2.1

Человек как главная философская проблема


Содержание учебного материала

4

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06


1

Философия о происхождении и сущности человека. Основные характеристики: индивидуальность, личность, неповторимость и др.

2

Человек как дух и тело

3

Фундаментальные характеристики человека. Признаки зрелой личности. Человек как биосоциокультурное явление.

4

Основополагающие категории человеческого бытия: счастье, любовь, вера, жизнь, смерть, добро, зло, свобода.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

1

Практическое занятие № 7 Категории человеческого бытия

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов


Тема 2.2

Проблема сознания


Содержание учебного материала

2

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06


ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06


1

Философия о происхождении и сущности сознания.

2

Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное

3

Ступени развития сознания

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

-


Тема 2.3

Учение о познании

Содержание учебного материала

2

1

Познание человеком окружающего мира

2

Что такое знание. Проблема истины.

3

Формы познания.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

-

Тема 2.4

Этика и

социальная

философия

Содержание учебного материала

2

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06


1

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика.

2

Свобода и ответственность. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

3

Влияние природы на общество. Социальная структура общества. Типы общества.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

-

Раздел 3

Духовная и социальная жизнь человека


Тема 3.1

Философия и религия. Философия и искусство

Содержание учебного материала

2

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06


1

Типы религий. Их место и роль в человеческой жизни

2

Значение веры в современной жизни. Противоречия между религиями

3

Искусство как форма проявления творческой сути человека. Черты проявления гениальности и таланта, их соотношение. Характеристики современного искусства.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

1

Практическое занятие №8 Философия и искусство.

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

-

Тема 3.2

Философия и история. Философия и культура.

Содержание учебного материала

2

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06


1

Концепции исторического развития: Гегель, Маркс, Вебер, Тойнби, Шпенглер, Сорокин.

2

Личность и история. «Качество» истории. Футурологические прогнозы.

3

Понятие культуры. Теории происхождения культуры. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Восток и Запад. Виды культуры. Кризис культуры


Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

1

Практическое занятие №9 Философия и история

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

-

Тема 3.3

Философия и глобальные проблемы современности

Содержание учебного материала

2

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06


1

Характеристика современной цивилизации и её основных проблем.

2

Философия о возможностях путях будущего развития мирового сообщества

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

1

Практическое занятие № 10 Глобальные проблемы современности

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студентов

-

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2



Всего:


50



3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

3.1 Для реализации рабочей программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащенный необходимым для реализации рабочей программы учебной дисциплины оборудованием:

посадочные места по количеству студентов;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно – наглядных пособий и плакатов по дисциплине «Основы философии»;

УМК по дисциплине «Основы философии»,

Компьютер с лицензионным программным обеспечением;

Мультимедийный проектор или интерактивная доска.




3.2 Информационное обеспечение реализации рабочей программы учебной дисциплины

Основные источники:

Горелов, А. А. Основы философии : учебник / А. А. Горелов. – Москва : Академия, 2019.

Медакова, И. Ю. Практикум по философии : учебное пособие / И. Ю. Медакова. – [Переизд.]. – Москва : ФОРУМ, 2017.

Дополнительные источники

Волкогонова, О. Д. Основы философии : учебник / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова. – Москва: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019.

Волкогонова, О. Д. Основы философии : учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020. — 480 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-104085-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1078943.

Губин, В. Д. Основы философии : учеб. пособие / В.Д. Губин. — 4-е изд. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 288 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-103672-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1077647.

4)Голубева, Т. В. Основы философии : учеб.-методич. пособие / Т.В. Голубева. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 266 с. — (Среднее профессиональное образование). — ISBN 978-5-16-102682-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1044405.

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ





Результаты обучения

усвоенные знания

(освоенные умения)


Критерии оценки

Методы контроля

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий


Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

-демонстрирует понимание основных категорий и понятий философии;

- имеет представление о роли философии в жизни человека и общества;

- описывает основы философского учения о бытии;

- аргументирует сущность процесса познания;

- анализирует основы научной, философской и религиозной картин мира;

- имеет представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- предъявляет понимание социальных и этических проблем, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

- ориентируется в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

Формы и методы контроля и оценки:

– тестирование;

– письменные задания;

– собеседование;

– дифференциро-

ванный зачет;

– педагогическое наблюдение (работа на практических занятиях);

– оценка результатов выполнения практических занятий;

– выполнение самостоятельной работы;

– практические задания по работе с оригинальными тестами;

– подготовка и защита групповых заданий проектного характера



5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации