Методическая разработка познавательно-развлекательного занятия «Хочу быть космонавтом!»

0
0
Материал опубликован 6 October

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Архангельской области

«Дворец детского и юношеского творчества»














Методическая разработка
познавательно-развлекательного занятия

«Хочу быть космонавтом!»







Дворецкая Алиса Викторовна,
Копосова Елена Алексеевна,

Даценко Антон Викторович,
Соснина Анна Андреевна

педагоги-организаторы

ГБОУ «ДДЮТ»







Архангельск,

2025 год

Аннотация


Методическая разработка познавательно-развлекательного занятия «Хочу быть космонавтом!» содержит конспект занятия, наглядный материал для практической работы по теме.

Методический продукт может быть полезен педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, студентам педагогических колледжей и вузов.


Оглавление

1. Аннотация ………………………………………………………………..…2

2. Пояснительная записка ……………………………………………...…….2

3. Конспект занятия ………………………………………………………..…5

4. Заключение………………………………………………………………….9

5. Приложение ………………………………………………………………...11


Пояснительная записка

(Введение)


Космос — это загадочный и притягательный мир, изучение которого стимулирует любознательность детей, расширяет их представления
об окружающем мире, формирует целостную картину мироздания. Раннее знакомство с темой космоса в увлекательной и доступной форме способствует формированию у детей интереса к науке, исследованиям
и инновациям.

Знакомство с историей покорения космоса, героями-космонавтами вызывает у детей чувство гордости за свою страну, уважение к труду учёных и инженеров. Это важный элемент патриотического воспитания, формирования гражданской идентичности.

Занятие позволяет выйти за рамки привычного, взглянуть на мир
с другой точки зрения и задать множество вопросов, способствуя развитию познавательной активности и критического мышления. Тема космоса предоставляет богатый материал для развития воображения и фантазии детей. Создание макетов ракет, рисование планет, игры в космонавтов –
все это способствует творческому самовыражению, развитию креативного мышления и эмоционального интеллекта.

Данная методическая разработка будет полезна воспитателям ДОУ для проведения познавательных мероприятий, посвященных Дню космонавтики.

Тема: день космонавтики.

Тип занятия: закрепление и развитие знаний, умений, навыков.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Цель занятия: формирование у детей элементарных представлений
о космосе, профессии космонавта и достижениях отечественной космонавтики в доступной и интересной форме.

Задачи:

Образовательные: в игровой форме закрепить знания детей о планетах Солнечной системы. Дать детям первоначальное представление
о космическом пространстве. Расширить словарный запас детей (космонавт, космос, планета, ракета, скафандр, невесомость и др.).

Развивающие: развивать познавательную активность, любознательность, воображение и фантазию детей, мелкую моторику рук
(в процессе выполнения творческих заданий), связную речь, умение отвечать на вопросы, развивать логическое мышление и внимание.

Воспитательные: привить чувство гордости за достижения отечественной космонавтики, стимулировать интерес к науке
и исследовательской деятельности, воспитывать чувство коллективизма
и взаимопомощи, аккуратности и самостоятельности.

Возраст участников: 5-6 лет.

Форма работы: индивидуальная, коллективная и групповая.

Методы работы педагога:

словесные (опрос, беседа, обсуждение результатов практической работы);

наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, работа
с дидактическими материалами);

практические (моделирование игровых ситуаций, выполнение упражнений).


Оборудование:

Стол, посадочные места по количеству обучающихся;

Мультимедийное и звуковое оборудование;

Наглядный материал для практической работы (картинки
с изображением планет Солнечной системы, известных космонавтов, ракеты, скафандра и т.д.);

Плакат с изображением Солнечной системы;

Материалы для творческой деятельности (деревянные основы
для магнитов различной формы в космической тематике, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисточки, легкий пластилин и др.);

Модель ракеты и тематическая фото-бутафория для фотографирования.


Структура занятия:

Организационный момент (3 мин)

Анализ и актуализация имеющихся знаний по теме занятия (7 мин)

3. Изучение нового материала (10 минут)

4. Практическая работа (10 минут)

5. Подведение итогов занятия. Рефлексия (5 минут)









Конспект познавательно-развлекательного занятия

«Хочу быть космонавтом!»


Ведущий здоровается с ребятами. Рассказывает, какой сегодня день
и чему он посвящен.

Ведущий: Ребята, сегодня у нас особенный день – День космонавтики. Это праздник, когда мы вспоминаем, как люди впервые в космос и увидели нашу Землю с высоты. Когда ваши дедушки и бабушки были маленькими,
в космос впервые полетел наш русский космонавт –
Юрий Гагарин.
Он сказал «Поехали!» и отправился в удивительное путешествие.
И мы сегодня с вами отправимся в путешествие по бескрайнему космосу.

Ведущий демонстрирует детям фотографию Юрия Гагарина.


Космонавты – это настоящие герои. Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Смелым, сильным, умным, здоровым, интересным)
А кто из вас хотел бы стать космонавтом и полететь в космос? Как здорово, смотрите, как вас много. Но прежде чем лететь в открытый космос, нужно хорошенько подготовиться. И узнать о нем как можно больше.


Самыми первыми в космосе оказались две смелых собачки –
Белка и Стрелка. Белка была очень смелой и любопытной, а Стрелка – умной и дружелюбной. Они провели в космосе целых 24 часа, и за это время они не только увидели звезды и планеты, но и провели разные эксперименты. А потом вернулись обратно на Землю, где их встречали с радостью
и восторгом!

Ведущий демонстрирует детям фотографию Белки и Стрелки.





СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА


В бескрайнем космосе, среди множества скоплений планетных систем, есть галактика Млечный Путь. Там находится наша Солнечная система.

Ведущий демонстрирует детям изображение Солнечной системы (плакат).


Практическое задание «Солнечная система»


Ведущий раскладывает перед детьми ватман с изображением Солнца
и приклеивает вокруг него планеты в процессе рассказа.


Солнечная система – это как большая семья, в центре которой есть Солнце и восемь планет. Солнце – это наша звезда, и оно очень-очень горячее. Оно освещает и греет все планеты, в том числе и нас. Без Солнца
не было бы жизни на Земле.


Теперь давайте познакомимся с планетами! Первая планета, самая близкая к Солнцу, – это Меркурий. Она маленькая и очень горячая!

Ведущий демонстрирует детям изображение планеты Меркурий.


А вот Венера – это планета, похожая на Землю, но там очень жарко
и облака из кислоты!

Ведущий демонстрирует детям изображение планеты Венера.


Следующая у нас – Земля, наш дом! Здесь есть вода, деревья, животные и мы с вами!

Ведущий демонстрирует детям изображение планеты Земля.


А потом идет Марс, планета, которая называется «красной», потому
что на ней много красной пыли. Люди мечтают однажды полететь на Марс!

Ведущий демонстрирует детям изображение планеты Марс.


После Марса идут гиганты! Юпитер – самая большая планета в нашей системе, и у него есть много лун! Там дуют сильные ветры.

Ведущий демонстрирует детям изображение планеты Юпитер.


А рядом с ним – Сатурн, который знаменит своими красивыми кольцами. Они сделаны изо льда и камней!

Ведущий демонстрирует детям изображение планеты Сатурн.


Дальше у нас есть Уран и Нептун. Уран – это планета, которая крутится на боку.


А Нептун очень холодный и синий!


Ведущий демонстрирует детям изображение планет
Урана и Нептуна.


Ведущий: И конечно весь космос наполнен звездами. Это скопления газа. И их очень много. Давайте вместе наполним наше космическое пространство яркими звёздами.


Дети лепят из легкого пластилина мелкие шарики разных размеров, расплющивают их и крепят на основу.






ЗДОРОВЬЕ КОСМОНАВТА

Ведущий: Чтобы отправиться в космос, нужно иметь крепкое здоровье. Потому, что на космической станции нет больницы и врачей. Космическая еда разрабатывается так, чтобы содержать все необходимые витамины
и минералы, которые помогают космонавтам оставаться здоровыми
и энергичными во время длительных миссий.


Практическое занятие «Космическая еда»


Ведущий раскладывает перед детьми карточки.
Делит детей на две группы. Дети подходят по очереди и раскладывают карточки в две корзинки с надписями «полезное» и «не полезное»

[ссылка на карточки (Яндекс.диск) - https://disk.yandex.ru/i/J3W4JhlYFzYq0Q]


Ведущий: Космонавты, находясь в космосе испытывают невесомость. Они не ходят по полу, а как-бы плавают в пространстве. Из-за этого у них ослабевают мышцы. И первые дни после полета, космонавтам очень трудно передвигаться. Чтобы поддерживать свое тело в тонусе, они делают специальные упражнения в космосе.


Упражнение «Космическая зарядка»


Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)

В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)

Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)

Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим (Ходьба на месте)


КОСМИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Ведущий: Жизнь в космосе с командой корабля может стать долгой
и скучной. Закрытое пространство проверяет людей на прочность. Чтобы
не ругаться и не ссориться, космонавты участвуют в различных групповых мероприятиях, чтобы поддерживать хорошее настроение и командный дух.


Творческое занятие «Привет из космоса»


Ведущий раздет детям деревянные основы для магнитов. Ребята раскрашивают их. Ведущий приклеивает к основе магнит и отдаёт детям на память.


Ведущий приглашает ребят сфотографироваться с фото бутафорией на фоне плаката «Солнечная система» с звездами, которые делали дети.


Заключение

Таким образом, использование данного материала для проведения познавательно-развлекательного занятия для дошкольников позволит педагогам закрепить детей знания о планетах Солнечной системы, дать представление о космическом пространстве, о профессии космонавта.

Игровые уроки и практические занятия делают процесс обучения увлекательным, мотивируя малышей применять полученные знания на практике.

В приложении к методической разработке собраны все необходимые материалы для подготовки и проведения занятия. Пользуясь этими материалами, любой педагог может организовать и провести познавательно-развлекательное занятие ко Дню космонавтики.



Информационные источники


Электронные ресурсы


Образовательная социальная сеть nsportal/ru/ Дидактическая игра «Полезная еда космонавта». Режим доступа – https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2024/04/21/didakticheskaya-igra-poleznaya-eda-dlya-kosmonavta

Образовательная социальная сеть nsportal/ru/ Детям о планетах. Режим доступа – https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2022/04/12/detyam-o-planetah

Подвижные игры «Космос». Режим доступа – https://www.maam.ru/detskijsad/podvizhnye-igry-kosmos.html


















ПРИЛОЖЕНИЕ


НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ


t1759740504aa.gif

Рис. 1 – Изображения планет для создания макета Солнечной системы

t1759740504ab.gif


Рис. 2 – Юрий Гагарин


t1759740504ac.gif


Рис. 3 – Восток-1

t1759740504ad.gif


Рис. 4 – Белка и Стрелка


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.