Практическая работа «Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием циклов»

3
0
Материал опубликован 6 July

Тип урока: урок повторения предметных знаний, умений, навыков.

 

Цель урока:

  • освоение учениками основ разработки программ для управления исполнителями в среде текстового программирования с использованием циклических конструкций.
  • развитие у обучающихся алгоритмического мышления, а также на формирование практических навыков написания кода, включающего циклы.

Задачи урока:

1. повторить основные теоретические понятия теме для применения их на практике;

2. отработать умение решать задачи ОГЭ;

3. развивать у детей умение осуществлять контроль своей деятельности.

4.закрепить умения для работы по составлению циклических алгоритмов в обучающей среде blockly.ru.

 

Предметные УУД: повторение основных понятий раздела «Алгоритмизация и основы программирования», закрепление навыков разработки программ в учебной среде программирования blockly.ru

 

Метапредметные УУД: формирование умений самостоятельно планировать пути достижения целей; умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Личностные УУД: развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; представлений о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

 

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка цели и задач урока.  (1 минута)

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке.

Уж дышит август сентябрем

И календарь тасует масти

А мы всегда чего-то ждем…то лета, то осени, то зимы , то счастья…

Да, действительно, всё в мире идет циклично и всё на планете подчиняется этим процессам. За холодной и снежной зимой идет весна, все возрождается, расцветает и благоухает, затем наступает теплое лето, а после осень приносит свои плоды. 

Сегодня у нас необычный урок. Я очень надеюсь на вашу помощь, ребята. Хочу напомнить. Поднятая рука ученика – рука протянутая учителю.

- Поработаем  в группах.

- У каждой группы на столах лежат карточки с заданиями №1.

1 группа: вам необходимо составить высказывание известных людей и выделить ключевое слово.

2 группа: для вас подготовлен кроссворд, вам необходимо отгадать ключевое слово.

3 группа: ребята, отгадайте слово, зашифрованное в ребусе.

1 группа: Всё в мире повторяется.

 Кто повторит старое и узнает новое, тот может быть руководителем для других.

 Часто повторяемое действие становится природным свойством.

2 группа:

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Единица измерения информации
  2. _________ - схема.
  3. Набор команд, которые компьютер выполняет по порядку для выполнения определенной задачи.
  4. Сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
  5. Вид информации, полученная с помощью одного из органов чувств.

 

 

 

 

 

 Б

А

Й

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

Л

О

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

Р

О

Г

Р

А

М

М

А

 

 

 

 

 

И

Н

Ф

О

Р

М

А

Ц

И

Я

З

Р

И

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я

 

 

 

 

 

 

М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 группа:

(картинка - ребус "Программа", для создания можно использовать сайт "Квестодел")

- Итак, представители первой группы прочитайте свои высказывания.

- Какое слово вы определили ключевым? (ПОВТОРЕНИЕ)

- Представители второй группы,

- Какое слово у вас является ключевым? (АЛГОРИТМ)

- И представители третьей группы,

- Какое слово определили вы? (ПРОГРАММА)

- А теперь определим тему урока с помощью данных слов. (ответы детей)

- Итак, тема урока « Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием циклов»

(слайд презентации)

- Тему урока запишите в опорный конспект.

А теперь давайте попытаемся сплани­ровать нашу работу.  Чтобы знать, куда мы направ­ляемся и зачем, необходимо поставить перед собой цель. Предлагаю вам сформулировать цели  нашего урока.

Ученик:

1 группа: Я думаю, что сегодня мы будем решать задания используя повторение.

2 группа: если есть понятие цикл, значит будем решать задачи связанные с этим понятием

2. Актуализация знаний обучающихся

 

  • Итак, что нам необходимо вспомнить,  чтобы достичь цели урока? (ответы детей, основные термины, понятия, …..)
  • Что такое алгоритм?

Давайте проверим ваши знания с помощью задания

 

(Алгоритм – это последовательность действий, приводящих к решению задачи)

  • Какие виды алгоритмов вам известны?

(линейный, циклический, с условием) (слайд)

-     Какие алгоритмы называют линейными?

      (ответы детей) (слайд, на нем выскакивают определения   поочередно)

-     Циклические алгоритмы это ..... (ответы детей) (слайд)

-     Алгоритм с условием это …. (ответы детей) (слайд)

  • Хорошо.
  • Как графически можно представить алгоритм?
  • С помощью блок - схем
  • Молодцы, а сейчас вспомним основы чтения алгоритма.
  • Внимание на доску (слайд)
  • Попробуйте определить значение переменной а по заданному алгоритму:

а:= 17;

b:= 23;

b:= a+b+1;

а:= b+a;        

(выдержать паузу)

Какое значение переменной а у вас получилось? (Спросить 2-3 человека. Ответ: 58)

Ребята, а что это за знак «:=»?

  • Знак присваивания

Во всех языках программирования он одинаков?

  • Нет

Отлично, спасибо.

Итак, ребята, скажите, где могут пригодиться данные теоретические знания?(Ребята отвечают)

 

3. Обобщение и систематизация знаний

3.1.  Применение знаний и умений

- А теперь имеющиеся у вас знания будем применять на практике.

- Задания по теме урока включены в контрольно-измерительные материалы экзамена.

- Какой алгоритм самый простой? (линейный)

- Приведите примеры из повседневной жизни (ответы детей)

- Молодцы.

- Линейный алгоритм будем использовать сейчас при решении задачи №1

- Внимание на доску (слайд)

- Текст задания записан на слайде, решение вы будете записывать в опорный конспект.

- К доске пойдет ___________. Прочитай, пожалуйста, задание (читает)

(слайд)

 

№1 У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:

1. прибавь 1;

2. умножь на b

(b — неизвестное натуральное число; b ≥ 2).

Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Альфа — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11211 переводит число 6 в число 82. Определите значение b.

- _________ записывает решение задачи на доске, а остальные ребята в опорном конспекте.

(Решение. Заметим, что после выполнения первых двух команд мы получаем число 8.

Далее, составим и решим уравнение: Ответ: 10

- Есть другие ответы? Совершенно верно. Правильно, ответ 10. Садись.

- Ребята, а какой алгоритм мы использовали при решении данного задания?

(линейный алгоритм)

- Хорошо.

- А теперь аналогичное задание на применение линейного алгоритма предлагаю вам выполнить самостоятельно.

 

№2 У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:

1. прибавь 1;

2. умножь на b

(b — неизвестное натуральное число; b ≥ 2).

Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Альфа — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11211 переводит число 3 в число 62. Определите значение b.

Ответ: 12.

        (дети работают, учитель контролирует)

- Закончили работу.

 

Физминутка

- Ребята, предлагаю сделать в работе паузу. Встаньте, пожалуйста.

- Выполняем упражнения

- Возьму мяч большой,

- Подниму над головой,

- Прогну спину

- И мяч кину

(повторить 3 раза)

- Спасибо, садитесь.)

-  Продолжим нашу работу.

- Какой вид алгоритма мы с вами использовали при выполнении физических упражнений?  (циклический)

- Вспомните, а какой алгоритм считается циклическим? (ответы детей)

-Ребята, напомните, из каких пунктов состоит инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики.

Выполним задание самостоятельно, за компьютером учителя выполнит задание (вызываю ученика).

1.Составьте алгоритм по образцу, используйте текст задачи. Выясните, что будет результатом работы данного алгоритма.

Задача: скорость катера в стоячей воде 17,9 км/ч,  по течению реки скорость катера = 18,3 км/ч. Найдите скорость течения реки.

2.Измените предложенный алгоритм, так чтобы исполнитель Черепашка нарисовал снежинку (по образцу).

 

Установить цвет пера (синий)

Переместить вперед 100

Повернуть налево 45

Переместить вперед 50

Переместить назад 50

Повернуть направо 45

Переместить назад 100

Повернуть налево 10

3.Составьте алгоритм для рисования снежинки.

Сделайте скриншоты окна браузера с выполненными заданиями и вставьте их в файл-отчет. Сформулируйте и запишите вывод после выполненной работы.

 

4. Подведение итогов. Задание на дом. Оценки.

 

- Вернемся к началу урока, вспомним, какую цель и задачи мы с вами ставили? (ответы детей) (слайд)

- Как мы с вами это реализовывали в уроке?

- Что вызвало трудности в работе?

- Подведем итоги индивидуальной работы.

 

Домашнее задание:

 

 

5. Рефлексия.

 

Рефлексия. Ребята я хочу сказать, что вы молодцы. Хорошо работали на уроке.  Давайте подведём итоги нашего урока, для этого попрошу вас дополнить фразы, которые представлены в Облаке Тегов

Было трудно...​​​​​​​

Я научился...

Я понял,что...

Было интересно узнать...

Я смог...

Меня удивило...

 

Спасибо за ответы.

 Выставление оценок, комментирую  оценки.

Комментарии
Комментариев пока нет.