12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хамицкая Инна Валентиновна29

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №24 «Ручеек» г. Большой Камень


Методическая разработка



«Использование мяча в работе с детьми дошкольного возраста»





t1608111918aa.jpg



Составитель: И.В Хамицкая – инструктор по физической культуре

Высшая квалификационная категория




г.. Большой Камень 2020г.


Содержание



I. Использование мяча в работе с детьми дошкольного возраста


1.Воздействие на физическое воспитание детей упражнений с мячом.


2.Использование мяча при проведении общеразвивающих упражнений.


3.Содержание и методика обучения упражнениям из «Школы мяча»


4.Овладение мячом- подготовка к спортивным играм.


5. Игры с мячом.


6. Список литературы


II, Использование мяча в повседневной жизни детей второй младшей группы /на практике


1.ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ.


Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходиться в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, расположенную на значительном расстоянии. Ребенок должен высоко подпрыгнуть, доставая мяч или бросая его в высоко расположенную цель, быстро перебежать на другое место площадки, чтобы успеть поймать мяч, или противодействовать овладению мячом соперником и т. д.

Действия с мячом способствуют развитию умения схватить, удержать, бросить в предмет, а также рассчитать направление броска, согласовать с ним силу, воспитывают выразительность движений, хорошую пространственную ориентировку.

В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений, так как дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках.

Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения и обучения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка.

Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного развития ребенка семилетнего возраста. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кисти. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно – волевых черт ребенка. Такие игры приучают детей преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку.

Итак, упражнения и игры с мячом являются средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный, образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект..


2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЯЧА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ.

С появлением мяча неизмеримо расширились возможности конструирования множества физических упражнений, которые позволяют направленно решать задачи физического воспитания.

Упражнения с мячом – это, в первую очередь, предметные действия.

Роль же предметных действий в развитии способности управления движениями весьма существенна. По мнению С. Л. Рубинштейна, для таких действий, которые нацелены на определенный предмет, требуется овладение движением, точность и координация различных его компонентов, необходимых для такого действия, в процессе которого они и вырабатываются.

Наиболее любимая и широко распространенная у детей дошкольного возраста игрушка-мяч. С мячом, кроме упражнений в катании, бросании и ловле, можно выполнять упражнения общеразвивающего характера, например наклоны, повороты, приседания и другие движения.

Кроме обычных мячей, при проведении упражнений могут быть использованы и набивные, весом не более 1кг. Гимнастические упражнения с такими мячами рекомендуются для детей старшего дошкольного возраста, так как нагрузка в упражнениях с набивными мячами значительно больше, чем в упражнениях с обычными резиновыми мячами. Поэтому особенно важно следить, чтобы нагрузка возрастала постепенно, от занятия к занятию. Упражнения с набивным мячом не следует повторять больше 4-5 раз. В упражнениях должны участвовать разные группы мышц. Не следует увлекаться упражнениями в перебрасывании набивных мячей, так как при ловле их возможны ушибы.

С мячами может бытьпроведено огромное количество упражнений. Они одинокого полезны и для младших и для старших дошкольников.

Особую значимость имеют упражнения с мячом в воспитании «ручной ловкости». Разнообразные действия в передаче, перекатывании, бросках и ловле мячей одной и двумя руками оказывают положительное воздействие на развитие быстроты, силы, ловкости и точности движений рук, кистей и пальцев, которыми в быту и на производстве человек выполняет основные рабочие операции. Главную причину увлечения упражнениями с мячом мы видим в разнообразии действий, требующих точности и согласованности движений. Упражнения с мячом очень динамичны. Ведь этот круглый, упругий снаряд при отсутствии опыта может быть и непослушным. Наблюдения показали, что за 10 минут занятий, кроме основных упражнений- бросков и ловли, дети выполняют до 100-120 других активных действий: наклонов, выпадов, приседаний, пробежек, чтобы поймать или поднять мяч. В активную работу включаются многие группы мышц, что способствует более интенсивной деятельности и развитию сердечно- сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме.

В каждой возрастной группе определенное количество и дозировка упражнений.



3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМ ИЗ « ШКОЛЫ МЯЧА

Школой мяча называются упражнения в бросании, отбивании и ловле мяча, систематизированные в порядке возрастающей трудности, где каждый новый способ называется « классом».

Наибольшую ценность представляют упражнения в метании и методика их применения, разработанные П.Ф.Лесгафтом, в строго обоснованной методической последовательности.

В школу мяча входят: упражнения с маленьким мячом, упражнения с большим мячом, упражнения с набивными мячами.

Мяч как основной, наиболее удобный для бросания и метания предмет должен постоянно находиться в свободном расположении детей. Воспитатель показывает, что с мячом можно выполнять разнообразные действия, помогает ребятам приобрести собственный двигательный опыт, умение общаться с мячом: держать его в руках или одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать. После многочисленных упражнений появляется своеобразное «чувство покоя». Дома взрослые должны чаще предоставлять ребенку возможность играть с мячом. Хорошо подвесить большой надувной мяч на высоте поднятых вверх рук ребенка и предложить отталкивать мяч одновременно обеими

руками. Детей 3-его года жизни воспитатель объединяет уже в подгруппы по трое-пятеро и играет с ними. Небольшие игровые подгруппы дают возможность педагогу активизировать всех детей, уделить каждому необходимое внимание с учетом его индивидуальных двигательных умений. Воспитатель чаще играет с вновь поступившим ребенком, не имеющим навыка действий с мячом.

В каждой возрастной группе мячи должны быть разных размеров от маленьких (резиновых и теннисных) до больших надувных. Упражнения с ними приучают детей без лишнего напряжения владеть разным хватом мяча: маленький мяч плотно обхватывать пальцами одной руки, в действиях с большим мячом пальцы обеих рук расставляются пошире.

Катание-полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. Малыши любят скатывать мяч с горки.

В этом движении еще не требуется толчка мяча. Затем катание совершается в любом направлении, дети постепенно учатся выполнять активные движения пальцами обеих рук одновременно. Более сложное умение катить мяч в определенном направлении: между воротиками, по узкой дорожке, друг другу, «змейкой».

Для успешного прокатывания следует направлять мяч вперед, стараясь, чтобы он не уклонялся в сторону, толчок должен быть более сильным и уверенным. Постоянно увеличивается расстояние с 1м в младшей группе, до 2м – в средней. В старшей и подготовительной к школе группах дети катают утяжеленный набивной мяч весом до 1кг.

Толчок должен выполняться пальцами выпрямленных рук, как бы сопровождая ими движение мяча.

Бросание и ловля – более сложные движения, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценивать направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска. Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанке.

При первоначальном овладении действиями с мячом большое место занимают индивидуальные упражнения, самостоятельные попытки детей играть с мячом: бросать его в любом направлении, использовать усвоенный способ броска - снизу, сбоку, от плеча.

Бросок о землю должен выполняться вертикально вниз с соблюдением точности направления и определенной силы толчка. При слабом ударе приходиться наклоняться вниз, чтобы поймать мяч, при излишне сильном ударе мяч высоко взлетает и его трудно поймать. Успех в данном упражнении во многом зависит от состояния поверхности, поэтому бросание мяча вниз воспитатель организует на асфальтовой дорожке, плотной ровной площадке, веранде.

Мяч, брошенный вверх или отскочивший от земли, ловят двумя руками одновременным хватом с двух сторон или снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч. Пальцы слегка согнуты, образуя как бы чашу. Мяч, брошенный воспитателем или сверстником, надо ловить, не прижимая к груди, стараться встречать при ловле пальцами, руки выпрямлять по направлению к летящему мячу, а поймав, согнуть их и подтянуть мяч к груди. Старшие дети ловко и непринужденно бросают и ловят мяч. Воспитатель должен научить старших дошкольников ведению мяча. К разучиванию этого движения надо приступать после того, как дети овладеют навыком отталкивать мяч, стоя на месте мягкими, плавными движениями кисти. При ведении мяча ребенок продвигается вперед шагом, а затем и бегом, немного наклонившись по ходу движения. Мяч отбивают так, чтобы он отскакивал на уровне или несколько выше пояса.


4. ОВЛАДЕНИЕ МЯЧОМ – ПОДГОТОВКА К СПОРТИВНЫМ ИГРАМ.

Вряд ли кто-то будет сомневаться в том, что польза от упражнений и игр с мячом огромнейшая. Осваивая технику владения мячом, мы используем этот постепенно увеличивающийся арсенал двигательных действий не только для развития двигательной сноровки, но и для повышения функциональных возможностей организма. Для овладения азбукой чтения и письма разработана целая система специальных упражнений. Для игр с мячом такой основой служит умение бросать и ловить мяч. Необходимо помнить, что уже с годовалого возраста ребенку должна быть предоставлена задания возможность заниматься с мячом.

Основной метод занятий с малышами – игровой. Задания надо давать в форме двигательных рассказов, используя образные сравнения, имитационные упражнения, подражательные движения. Они развивают фантазию ребенка, увлекают его, повышают

интерес к занятиям. Объяснения должны быть краткими и четкими, даваться бодрым, веселым голосом. Все действия с мячом нужно показывать. А самый лучший вариант – играть вместе с детьми. Веселая обстановка, шутливый тон смех, наконец, активное участие взрослых в игре всегда увлекают и вдохновляют ребенка, возбуждают у него положительные эмоции. Формирование умений и навыков владения мячом – процесс длительный, требующий сотен и тысяч повторений. сначала в стандартных, а затем и в вариативных условиях.. В стандартных условиях отрабатываются приемы и действия «школы мяча», упражнения в парах. Различного рода эстафеты и подвижные игры требуют нового, качественного более высокого уровня технической подготовки. Это те разнообразные варианты условий (заранее определенные или изменяемые неожиданно в игровых ситуациях), которые позволяют закреплять и совершенствовать техническое мастерство.

В технике спорта, для достижения высоких результатов необходимо развивать комплекс

чувств – чувство движения, чувство пространства, чувство мяча и т. д. Их формирование длиться годами. В основе этого процесса необходимы постоянный контроль и самопроверка возникающих ощущений и параметров движений. Систематические занятия с мячом повышают эти способности и возникает то чувство мяча, без которого не может быть спортсмена – мастера. Для успешного овладения мячом надо тренироваться самостоятельно, выполнять те упражнения с мячом, которые педагог предлагал на занятиях.

Итак, чтобы стать виртуозом мяча, надо сначала освоить азбуку – освоить технику основных движений рук, кистей и пальцев, научиться соразмерять движения рук и других звеньев тела с движением мяча. Это нужно детям и взрослым.

5. ИГРЫ С МЯЧОМ.

ИГРА - сознательная целенаправленная деятельность, специально организованная для решения широкого круга педагогических задач.

Подвижные игры как важнейшее средство и метод физического воспитания сохраняют свое оздоровительное значение на протяжении всей жизни человека, меняется только содержание игр, методика их проведения.

История не знает ни года, ни места рождения игр в мяч, что говорит об их древности. Игры в мяч очень популярны, их считают самыми распространенными, встречаются

они почти у всех народов мира.

Играя в мяч, дети выполняли порой довольно сложные фигуры, каждую, повторяя, как правило, три раза.

В разных местах России их называли по – разному. Вот несколько из них:

Свечки - подбросить мяч вверх сначала невысоко и поймать его. Второй раз бросить выше, в третий раз еще выше.

Поднебески - подбросить мяч вверх, дать ему упасть и с отскока от земли поймать.

Гвозди ковать- отбивать мяч рукой о землю.

Хватки - поднять руки с мячом повыше головы, выпустить его и поймать на лету.

Вертушки - перевертушки положить мяч на ладонь ,слегка подбросить его, руку повернуть тыльной стороной, отбить мяч вверх , а затем поймать.

Зайца гонять – бросить мяч о землю так, чтобы он ударился о стенку, и поймать с отскока от стены.

Пришлепы - ударить мячом о стену, отскочивший от стены мяч ударить ладонью так, чтобы он опять ударился о стену, после чего поймать.

В ладоши – ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши и поймать мяч.

По коленям – ударить мячом о стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч.

Нитки наматывать – ударить мячом о стену, быстро сделать движения руками, будто наматываешь нитки, и поймать мяч.

И еще можно перечислить много, много других игр.

Далее опишу несколько наиболее известных игр в мяч.



« Мячик кверху «

Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами: « Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: « Стой!». Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.

« Свечи ставить «

В земле делают небольшую ямку, опускают в нее одним концом дощечку так , чтобы другой ее конец был приподнят над землей. В ямку на доску кладут мяч, водящий бьет ногой по выступающему концу доски, мяч летит вверх, играющие бегут за ним. Тот, кто мяч поймал или взял его первым с земли, идет к ямке, кладет его на доску и бьет по доске.

Игра продолжается.


« Встреча «

На площадке проводят две линии на расстоянии 4-6 м. Играющие делятся на равные группы и встают друг против друга за линиями. По сигналу все одновременно прокатывают друг другу мячи или шары, но так, чтобы они встретились. Детям , чьи шары встретились, ведущий дает по одной фишке. Выигрывает пара, у которой в конце игры окажется больше фишек.

К русским народным играм относится также « Русская лапта», « Зеваки», « Даровки», «Мяч в лунке», « Выбей мяч из круга».


« Мяч с топотом «

Участники игры делятся на две группы и встают друг против друга на расстоянии 4-6м. На середину поля кладут любой предмет. Игру начинает по жребию первый игрок одной из команд. Он называет по имени игрока из второй команды, бросает ему мяч и быстро бежит на середину поля, останавливается у предмета, топает ногами и возвращается на свое место. В это время игрок, поймавший мяч, старается его осалить. Если он промахнется, то переходит сам в первую группу, если же попадет мячом, то осаленный

переходит во 2 группу. Побеждает группа, в которой окажется больше мячей.

«Брось дальше»

Ребенок становится у линии, начерченной на земле, и бросает мяч вперед. Там , где мяч упадет, взрослый делает пометку и предлагает бросить мяч еще дальше. Если мяч большой, ребенок бросает его двумя руками из-за головы, а если маленький – одной рукой, делая хороший замах.

Маленькие дети любят играть с мячом, но их действия с ним часто довольно однообразны. Задача взрослых – научить детей таким полезным движениям, как подбрасывание и ловля, бросание мяча в указанном направлении и т. д. На этих движениях и строятся приведенные ниже игры:

« Подбрось – поймай», « Поймай мяч», « Перебрось через веревку», « Целься верней», «Попади в круг», « Попади в обруч», «Прокати мяч в ворота».


Для детей среднего возраста детьми уже накоплен опыт обращения с мячом, поэтому двигательные задания усложняются.

Применяются такие игры с мячом: « Подбрось – поймай», « Сбей булаву», « Мяч через сетку», « Лови - бросай», «Кто дальше».

Движения бросания и ловли у детей 5 лет более непринужденные, свободные, без лишнего напряжения, в какой - то степени автоматизированные. Дети этого возраста гораздо непринужденнее бросают мяч вверх, о землю и ловят.

С детьми дошкольного возраста следует начинать разучивать элементы баскетбола в старшей группе. После того как дети научаться правильно ловить, передавать, вести мяч четко, в быстром темпе, без особых усилий появляется возможность играть в более сложные, более близкие к баскетболу игры, такие как « Мяч ловцу», « Мяч капитану», где борьба ведется между двумя командами. В качестве подвижной игры можно проводить игру в баскетбол по упрощенным правилам. В таких играх дети должны взаимодействовать с мячом, что повышает активность и создает условия для быстрейшего и осмысленного формирования навыков действий с мячом.

Осознанное отношение ребенка к участию в игре более всего способствует реализации ее воспитательного потенциала. В играх с мячом следует вырабатывать у детей привычку поступаться личными интересами ради достижения общей цели.



Список литературы


Литвинова « Русские народные подвижные игры»

Осокина, Тимофеева « Физупражнения для дошкольников «

Кинеман « Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям к школе»

Адашкявичене « Спортивные игры и упражнения в детском саду»

Вавилова « Учите бегать, прыгать, лазать, метать»

Г. А. Васильков «Азбука мяча».



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЯЧА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (НА ПРАКТИКЕ)


ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ

Для детей 3-4лет.


ЗАДАЧИ: развивать у детей и взрослых выносливость, мышечную силу, ловкость;

упражнять детей в выполнении движений с мячом: отбивать мяч о пол,

подбрасывать и ловить его, прокатывать мяч по ограниченной площади;

учить метанию мяча двумя руками от груди, прокатыванию мяча,

перебрасыванию мяча через сетку двумя руками от груди;

поощрять использование своего двигательного опыта в разнообразных игровых

ситуациях.



ПОСОБИЯ

1.Мячи (D = 20 см) - по количеству человек.

2.Гимнастические скамейки - 2 шт.

3.Сетка на уровне груди ребенка - 1шт.

4. Доска - 1шт.

5.Плоские резиновые круги - по количеству человек.

D=30см

6.Кегли - по количеству человек.



ХОД ЗАНЯТИЯ


Вводная часть


. Построение в шеренгу детей, родителей.

Ходьба в колонне по одному на носках, руки вверх(6 секунд).

Ходьба на пятках, руки за голову (6 секунд).

Ходьба на внешней стороне стопы, руки в стороны (6 секунд)

Ходьба в полуприседе, руки на коленях (6 секунд)

Ходьба семенящим шагом, руки на поясе (6 секунд)

Ходьба широким шагом, руки на поясе (6 секунд)

Прыжки с продвижением вперед (8-10 секунд)

Медленный бег ( 1 минута)

дыхательные упражнения в движении:

вдох – руки вверх;

выдох – руки вниз (4-6 раз)


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Воспитатель показывает повязанный платком мяч, на нем нарисованы глаза, нос. рот, обращается к игрокам: « Ребята мяч хочет поиграть с вами».

Дети и взрослые берут мячи и образуют большой круг.

а) ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ.

Родители выполняют упражнения вместе с детьми, следя за правильностью выполнения,

оказывают им помощь.

1. Исходное положение: основная стойка, мяч в руках, внизу.

1.- мяч поднять вверх, 2- вернуться в исходное положение (5 раз)

2. «Спрячь мяч». И.п.: то же. 1- поднять мяч вверх, 2- спрятать мяч за голову,

3- мяч вверх, 4- исходное положение (5 раз.)

3. И.п.: сидя на полу, вытянуть ноги. Обеими руками катать мяч по ногам от бедер до ступней и обратно. (5 раз).

4. И.п. лежа на животе, мяч впереди в прямых руках, ноги вместе. 1- поднять голову вверх

прогнуться, ноги не отрывать от пола (« выглянули» 2- опустить голову (« спрятались») 4 раза

5. И.п. ноги слегка расставить ,руки на поясе ,мяч на полу перед ногами. Поднять ногу, поставить мяч. Удержать равновесие 5 секунд и затем поменять ногу (4 раза).

6.И. п. о.с., мяч на полу сзади.

1. – сесть на мяч, руки, на пояс, 2 – и.п. (4 раза.)

И.п.: то же, мяч на полу перед ногами. 8-10 подпрыгиваний на месте, ходьба вокруг мяча 2 раза)

б) ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (родители выполняют вместе с детьми)

1.Отбивание мяча и ловля его двумя руками. 10-15 раз)

По окончании упражнения мяч кладут на пол рядом с ногами. Медленный бег по кругу (30 секунд) под музыку. По окончании музыки остановиться у мяча.

2.Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками (10- 15 раз) По окончании упражнения мяч кладут на пол рядом с ногами. Бег вокруг своего мяча со сменой направления по окончании музыки ( 3 раза)

3. Игровое упражнение « Прокатывание мяча по дорожке» Прокатывание мяча двумя руками по гимнастической скамейке, по бревну, по узкой доске.

4.Игровое упражнение « Кто дальше бросит мяч?» Метание мяча двумя руками вдаль, бег за ним ( 3 раза) 5.Подвижная игра « У кого больше мячей?»

Дети и взрослые образуют 2 равные смешанные команды. Каждая из них берет по нескольку мячей и располагается на своей половине площадки. После сигнала игроки обеих команд перебрасывают мяч на площадку соперников. Выигрывает команда, на площадке которой после окончания игры находится меньше мячей (2-3 минуты)

6. Игровое упражнение « Найди домик для кеглей»

Дети и взрослые держат в руках кегли разного цвета. По залу разложены круги тех же цветов, что и кегли. Под музыку игроки бегают по залу врассыпную. По окончании музыки дети и взрослые должны найти круг того же цвета, что и кегля, и поставить ее на круг (3 раза)


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ


Игра малой подвижности « Найди мяч» (3 раза). Родители поочередно прячут мяч (D мяча 8-10 см.). Дети отворачиваются, на слова « Ищите!» все ищут мяч.









































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.