Методическая разработка «Использование макетов в работе с детьми»
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №98 «Энергия».
Методическая разработка
«Использование макетов в работе с детьми».
Автор: Корчина Е.А., воспитатель
Краснодар
2020
Содержание
1.Введение.
2.Предметно-развивающая среда в детском саду.
3. Макет, как игровая познавательно-развивающая среда.4.Использование макетов, как специальной игровой среды.
6.Заключение.
1.Введение.
Актуальность.
В соответствии с научной концепцией дошкольного образования, как ступени системы общего образования перед педагогами ДОУ определены ориентиры методического поиска в двух направлениях: совершенствование технологий образовательного процесса, с одной стороны и реализации партнерского взаимодействия с ребенком в комплексно-тематической модели организации образовательного процесса с другой стороны. В практике освоения комплексно-тематической модели, заслуживает внимания технология макетирования в игровой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. С точки зрения Н.Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры). Таким образом, макет должен занять достойно место в ряду технологий реализации содержания тематического комплекса и в его предметно-игровой среде.
К 5 годам, освоив условное действие с предметами и ролевое поведение, ребенок переходит на следующую ступень игры - он может строить множество игровых "миров", воплощая их в предметной форме (в виде своеобразных макетов), придумывая и комбинируя различные сюжетные события. Игры на макетной основе уже в среднем дошкольном возрасте способствуют тому, чтобы в жизни старших дошкольников достойное место заняла творческая режиссерская игра, как одна из форм сюжетной. Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей. Для того чтобы игра на макетной основе получила свое развитие в образовательном процессе дошкольного учреждения, как элемент предметно-средовой модели, необходимо совершенствование методики ее реализации в содержании любого тематического комплекса.
Цель: создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.
Задачи:
- обеспечить предметно-развивающую среду для свободного выбора ребенком разнообразия макетных основ; предметов-маркеров пространства и предметов тематически определенных, неопределенных и многозначных;
- обеспечить совместное с взрослым вариативное обыгрывание макета в стиле партнерского взаимодействия и для свободной детской активности.
2.Предметно-развивающая среда в детском саду.
Детство-это ценнейшая пора для каждого малыша. В этот жизненный период у детей происходит развитие всех основных качеств личности. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Именно в игровой деятельности формируются интеллектуальные способности и личностные образования. Умение играть не возникает автоматически, нужно приобщать детей к игре. Содержание игр, предлагаемых детям, определяет успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Дети дошкольного возраста всегда чем-то заняты, поэтому важно создавать для них динамическую игровую среду, которая вызывала бы интерес и позволяла ребенку выбирать свою деятельность. Дошкольники при правильном педагогическом влиянии, обеспечивающем своевременное обогащение жизненного опыта, умеют самостоятельно организовывать игры: выбирать тему игры, создавать предметно-игровую среду, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения.
Организованная игровая среда, стимулирующая игры и позволяющая каждому реализовать свои потребности, выразить индивидуальность, является благоприятным условием для самовыражения дошкольников.
Дошкольникам предлагается разнообразный игровой материал: условные и реалистические игрушки, игрушки-заместители, по ходу действий используются воображаемые игрушки. Воспитатель помогает детям совместно решать игровые задачи, создавать игровую ситуацию, выбирать соответствующий материал и развертывать игровой сюжет. Все это способствует актуализации полученных знаний и обогащает игровой опыт старших дошкольников.
Создание игровой среды требует специальной заботы воспитателя. Главный педагогический принцип тут заключается в непременной связи знаний, полученных детьми, с содержанием игровой среды. Правильная организация игровой среды предполагает учет особенностей психического и умственного развития дошкольников, а также выполнения воспитателем задачи развития детского творчества в игровой деятельности. Это означает, что игровая среда не должна сковывать инициативу детей при постановке и решении ими игровых задач, возникающих по ходу реализации игрового замысла.
3. Макет, как игровая познавательно-развивающая среда.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование.
Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития». В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:
‒ Эмоциональная отзывчивость
‒ Любознательность
‒ Активность
‒ Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Классификация макетов.
По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты. Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием.
Макеты-карты, это плоскости (не менее50x60 см) с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов.
Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом. В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета.
Макет может быть:
‒ Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);
‒ Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);
‒ Подиумным (на специальных подставках-подиумах);
‒ Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний — картина.
Требования к макетам: они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:
‒ Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).
‒ Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.
‒ Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).
‒ Развитие монологической и связной речи.
‒ Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.
‒ Развитие общей и мелкой моторики рук.
‒ Развитие коммуникативных навыков
‒ Активизация лексического словаря.
‒ Формирование навыков сочинительства.
- Формирование творческих способностей.
‒ Воспитание доброжелательности.
‒ Умения работать в коллективе.
Этапы работы по созданию макета:
‒ Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).
‒ Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.
‒ Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты. Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека.
4. Использование макетов, как специальной игровой среды.
Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность решать многие задачи.
Макет служит как объектом и средством деятельности ребенка, так и предоставляет возможность формировать познавательный интерес, эстетически чувства и творческие способности.
При реализации работы по использованию макетов в своей работе я определила следующие задачи:
Развитие устойчивого интереса к объектам и явлениям окружающего мира.
Активизация творческих возможностей, творческого самовыражения;
Развитие детской впечатлительности, фантазии, инициативы и творчества;
Привлечение семьи к взаимодействию в вопросах организации игр с макетами.
Выявила виды деятельности, в которых можно использовать макеты:
Занятия по развитию речи;
Дидактические игры;
Занятия по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью;
Занятия по ручному труду, конструирование и лепка;
Сюжетно – ролевые игры, режиссерские, показ настольного театра.
Планирование работы осуществляла с помощью технологической карты, которая позволила четко организовать работу по теме.
Структура карты такова:
-Тема;
-Возраст;
-Цели и задачи;
-Организация предметно – развивающей среды;
-Создание условий для развития творчества;
-Участие детей в изготовлении антуража;
-Обыгрывание и свободная импровизация. Работу по использованию макетов в детском саду начала со второй младшей группы. Изготовила макет «Сказочный домик».
Применила его на занятиях по развитию речи при пересказе сказок и при показе настольного театра. Значимость макета оказалась большой. Показ настольного театра малышам приобщил их к театру, произвел на них сильное впечатление. Игрушки оживали, начинали говорить, переносили детей в увлекательный сказочный мир. Ребята не пугались волков и медведей, грозили им пальцем и кричали: «волк, не смей есть козлят».
В средней группе на этом макете дети уже самостоятельно стали показывать сказки, придумывали и обыгрывали новые сюжеты. Показ сказок на макете «Сказочный домик » обогатил восприятие детей впечатлениями. При самостоятельном показе у них стала проявляться творческая фантазия и выдумка. Сказки объединили детей, учили играть коллективно. С большим удовольствием дети обыгрывали знакомые сказки: «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок».
Знакомя детей младшей и средней группы с домашними животными изготовила макет «Скотный двор»,который применила на познавательных занятиях, в дидактических играх, таких как: «Найди и назови», «Кто в домике живет», «Кто, где живет», «Где спряталась матрешка».
Игры и занятия с применением данного макета проходили интереснее, увлекательнее, вызвали у детей положительный эмоциональный отклик.
Начиная со средней группы стала привлекать детей к изготовлению макетов. Так в группе появились макеты «Лесная полянка» и «Весенний луг».
На занятиях по аппликации и лепки дети сами делали травку, грибочки, птичек. Эффективно эти макеты были использованы в дидактических играх «Животные заблудились», «Похвалялись звери». У детей повысился интерес к играм познавательного содержания.
В старшей группе работа по использованию макетов стала носить тематическую направленность. На познавательных занятиях знакомила детей с данной тематикой, затем на занятиях по ручному труду и конструированию дети создавали поделки своими руками, оформляли их на макете и выносили в игровую деятельность. Так появились в группе макеты «Деревня», «Северный полюс», «Правила дорожного движения».
Значительную роль играет и процесс изготовления макетов самими детьми.
Для реализации творческого потенциала, фантазии предлагала различный материал: природный, бросовый, упаковочный. Благодаря этому обычное занятие превращалось в увлекательную деятельность. Хочется заметить, что без определенных навыков и умений дети недостаточно творчески реализуют свои задумки. Поэтому планируя занятия необходимо учитывать уровень развития их творческих способностей.
Творчество детей в ходе такой деятельности развивает художественный вкус, воображение, конструктивные способности, воспитывает усердие и старательность.
Очень важным звеном в работе с макетами является игровая деятельность на макетах, такая как режиссерская и сюжетно – ролевая игра. В процессе таких игр у детей развивается умение фантазировать, сочинять, возникают разнообразные игровые замыслы. Игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия. В играх дети договариваются, стремятся к взаимопониманию.
6.Заключение.
Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие.
Объединив процессы создания макета и игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Спицына Любовь Ивановна