12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Федоров Евгений Евгеньевич18
3

Методическая разработка практического занятия по дисциплине ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности, специальность 34.02.01 Сестринское дело

Частное образовательное учреждение

профессионального образования

«Саянский техникум СТЭМИ»






Согласовано:

Директор ЧОУ ПО СТЭМИ

_____________ М.Н. Соболев

25.03.2023 г.















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



Практического занятия



по дисциплине

ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности

Специальность 34.02.01 Сестринское дело












Разработал:


преподаватель 1 кат., руководитель отдела управления инфраструктурой
Федоров Евгений Евгеньевич






















2023

Оглавление

Аннотация 3

Пояснительная записка 4

План открытого занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 5

Ход практического занятия 7

Организационный момент: 7

Актуализация знаний: 7

Ход деловой игры: 7

Выполнение заданий практической работы: 8

Защита заданий практической работы: 9

Подведение итогов занятия: 9

Сообщение домашнего задания: 9

Приложение 10

Задание1 10

Задание2 10

Задание3 10

Слайды для презентации 11

Лист оценивания 12


Аннотация

В данной разработке представлена методика проведения практического занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Занятие проводится в форме игры, в ходе которой студенты применяют знания, навыки и умения в обработке информации в контексте своей профессии, что способствует формированию общих и профессиональных компетенций. Более того, полученные навыки будут полезны для обработки, анализа и публичного представления результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Информационные продукты создаются студентами с помощью программного комплекса Microsoft Office: текстового редактора Microsoft Word, табличного процессора Microsoft Excel и мастера презентаций Microsoft PowerPoint. Данную технологию можно также применять с помощью аналогичных программных продуктов.

Методическая разработка будет интересна преподавателям различных дисциплин, как помощь в подготовке и проведении занятий с использованием информационных технологий.

Пояснительная записка

Тема занятия «Использование возможностей программного комплекса MS Office в профессиональной деятельности» предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом (или ФГОС СПО) по учебной дисциплине ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности.

Данная тема содержит информацию, необходимую для профессионального роста среднего медицинского работника. Врачи должны узнать, как анализировать и визуализировать медицинскую информацию, а также пользоваться различными технологиями хранения и обработки данных. Знание основ работы с программным обеспечением, включая пакет MS Office и его аналогов, поможет им быстро и эффективно организовывать свою работу и выполнять свои профессиональные задачи.

Формы и методы, которые применяются при проведении занятия, способствуют формированию у студента знаний и умений по дисциплине:

умения:

использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального.

знания:

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности.

На практическом занятии применяются методики обучения, которые стимулируют активное мышление студентов, развивают интерес к знаниям и научают применять полученную информацию на практике. Эти методики способствуют развитию не только профессиональных, но и общих компетенций студентов. В результате проведения таких занятий у студентов формируются устойчивые навыки использования имеющихся знаний в решении практических задач:


ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного

развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ПК 2.6 Вести утверждённую медицинскую документацию.

В ходе занятия используются словесные, иллюстративные, игровые методы, а также самостоятельная работа в группах.

План открытого занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Тема: «Использование возможностей пакета MS Office в профессиональной деятельности».

Цели:

Образовательная: дать представление о возможностях использования программ пакета MS Office в профессиональной деятельности. Обобщить и закрепить знания, умения и навыки работы по созданию информационных продуктов в среде программ пакета MS Office.

Развивающая: способствовать развитию творческого потенциала, логического мышления, умения анализировать и применять полученные знания на практике.

Воспитательная: способствовать воспитанию уверенности в своих силах, формированию умения самостоятельной работы и чувства ответственности за порученное дело; формированию умения осуществлять взаимное сотрудничество и работать в команде; формированию познавательного интереса к изучаемой дисциплине.



Тип занятия: применение теоретических знаний и практических навыков

Форма занятия: деловая игра.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный (демонстрация приемов работы при актуализации знаний, демонстрация созданных работ); проблемный (постановка проблемного задания); творчески-воспроизводящий (создание информационного продукта); частично-поисковый (поиск информации в сети Интернет; игровой

Требования к уровню усвоения учебного материала:

В результате изучения темы: студент должен уметь:

выбрать технологию обработки данных (программу) и применить знания, умения и навыки по созданию информационных продуктов в среде программ пакета Microsoft Office;

применять компьютерные и телекоммуникационные средства.

студент должен знать:

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

функциональные возможности и основные приемы работы в среде программ пакета Microsoft Office.

Ожидаемый результат: формирование профессиональных и общих компетенций

Место проведения: кабинет Информатики и информационных технологий

Время проведения: 90 мин

Межпредметные связи: Информатика, Медицинская информатика.

Оснащение занятия:

Методическая разработка темы для преподавателя.

Методические указания для студентов к практическому занятию.

Мультимедийная презентация к практическому занятию.

Используемые технические средства обучения: мультимедиа-проектор, экран, персональный компьютер с установленным пакетом Microsoft Office.

Подготовительный этап

Для проведения занятия преподавателем выполняется предварительная работа.

Согласно учебному плану, на практических занятиях по дисциплине "ИТ в профессиональной деятельности" группа делится на две части, и на каждом занятии присутствует только половина студентов. Для поддержания творческой атмосферы студентам предлагается самостоятельно объединиться в две группы, создав название своей фирмы и разработав логотип или фирменный знак в качестве домашнего задания на следующее занятие.

Преподавателем проанализирована информация о возможностях использования программ пакета Microsoft Office, осуществлена консультация с преподавателями экономических и медицинских дисциплин. В результате этой работы подготовлена проблемные ситуация, определено содержание информационных продуктов, которые должны будут создать студенты на занятии, продуманы вопросы для актуализации опорных знаний.

Преподавателем проанализированы возможности работы с программным пакетом Microsoft Office и проведена консультация со своими коллегами по экономическим и медицинским дисциплинам. Подготовлены проблемные ситуации, определены содержание информационных продуктов, которые должны создавать студенты на занятии, а также продуманы вопросы для проверки их знаний.

Преподавателем также подготовлен необходимый материал для проведения деловой игры, включая карточки для выполнения задания с проблемной ситуацией, и разработаны слайды с учебно-методическим материалом для проведения занятия. В конце, определены критерии оценки выполненных заданий и работ студентов.


Используемая литература

В.П. Омельченко, А.А. Демидова. Информатика: учебник для медицинских училищ и колледжей/В.П. Омельченко, А.А. Демидова. - М.: Издательская группа «ГЭОТАРМедиа», 2016.

В.П. Омельченко, А.А. Демидова. Информатика. Практикум: учебник для медицинских училищ и колледжей/В.П. Омельченко, А.А. Демидова. - М.:

Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2016.

Содержание занятия

Организационный момент (2 мин)

Приветствие

Определение отсутствующих студентов.

Организация внимания студентов.



Актуализация опорных знаний (10 мин) Устный опрос по вопросам:



Назовите программы, входящие в пакет MS Office и их назначение.

Что общего у программ, входящих в пакет MS Office?

Какие информационные продукты вы создавали в среде этих программ?

(демонстрируются образцы документов, ранее создаваемые на занятиях).

Сообщение темы, цели и плана урока. (4 мин)

Игровой этап

Представление групп сотрудников (6 мин)

Решение проблемной задачи и создание информационного продукта (30 мин)

Заслушивание ответов и демонстрация созданных работ (30 мин)



Подведение итогов урока (5мин). Рефлексия.

Сообщение домашнего задания (2 мин).

Ход практического занятия

Организационный момент:

Приветствие преподавателя. Проверка присутствующих студентов по списку. (Слайд 1).

Преподаватель: Уважаемые студенты! Профессиональная деятельность неразрывно связана с программными продуктами и информационными технологиями. Выбор правильной программы является сильным конкурентным преимуществом для специалиста, так как позволяет улучшить комфорт, скорость и эффективность работы. (Слайд 2), Исследования независимой компании Forrester Research году показали, что самым популярным офисным пакетом, использованным на предприятиях является Microsoft Office. Это делает его важным инструментом для профессиональных задач.

Актуализация знаний:

А что вы знаете о функциональных возможностях программ этого пакета? Вопросы:

Назовите программы, входящие в пакет MS Office и их назначение.

Что общего у программ, входящих в пакет MS Office?

Предполагаемые ответы: Все входящие в данный блок прикладные программы обладают общим визуальным сходством, приемами работы, языковыми средствами, средствах настройки выражающимися в практически одинаковых меню, панелях инструментов и. Кроме того, эти программные средства взаимосвязаны между собой, что позволяет осуществить операцию внедрения объекта, созданного одним программным пакетом, в другой программный пакет, т. е. реализуют OLE-технологию.

Какие информационные продукты вы создавали в среде этих программ? (демонстрируются образцы документов, ранее создаваемые на занятиях).



Целеполагание:
Cообщается тема занятия и формулируются цели занятия. (Тема и цели занятия демонстрируются на слайде 3). Студентам предлагается записать тему и цели занятия.

Тема: «Использование возможностей пакета MS Office в профессиональной деятельности».

Цель нашего занятия – обобщить теоретические знания и применить практические умения и навыки по созданию информационных продуктов профессиональной деятельности в среде программ пакета MS Office.

Ход деловой игры:

Преподаватель: сегодня мы проведем нестандартное занятие в форме деловой игры. Для продолжения работы я прошу вас поделиться на две группы, которые вы можете предварительно создать, и представить свои команды.

В качестве эпиграфа к занятию возьмем высказывание американского изобретателя, владельца заводов по производству автомобилей Ге́нри Форда —: «Собраться вместе – это начало, остаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех». Эпиграф демонстрируется на экране с помощью мультимедийного проектора (слайд 4).


Преподаватель:

Итак, ситуация деловой игры, следующая (Слайд 5):

«Предполагается открытие медицинского центра в городе. Администрация города, являющаяся заказчиком, объявляет закрытый тендер, на который приглашаются две команды. Один подрядчик будет выбран заказчиком в зависимости от привлекательности его предложения, после чего будет подписан договор о сотрудничестве.

Ваша успешность сегодня будет зависеть от ваших знаний и умений, полученных при изучении данного раздела. В конце занятия мы обязательно узнаем, чья команда успешнее. А поможет нам в этом конкурсная комиссия».



Состав конкурсной комиссии:

Специалист отдела по надзору за медицинскими учреждениями.

Специалист отдела статистики.

Специалист отела внедрения и сопровождения ИТ.



Правила игры. Во время игры вы участвуете в соревновании, где вашей целью является набрать как можно больше баллов, которые будут начислены за правильное выполнение заданий, эффективную защиту и тактичное поведение во время игры.

Руководитель несет ответственность за общую подготовку команды к защите. Он раздает задания между членами команды и консультирует их, если это необходимо.


Преподаватель: приглашаю руководителей команд получить конкурсные задания и определить исполнителей. Время выполнения – 3 мин.

Преподаватель акцентирует внимание студентов на содержании заданий и критерии оценки. Убеждается, что задание понятно и предлагает студентам приступить к его выполнению.

Выполнение заданий практической работы:

Преподаватель: Просьба сотрудникам занять свои рабочие места. В результате своей работы вы должны сохранить файл документа на компьютере руководителя в общей папке с названием вашей команды, передавая результаты выполненных заданий по локальной сети. Для выполнения практических работ дается 30 минут, после чего команда обсуждает способы защиты в течение 3 минут. Заслушиваются ответы каждого сотрудника по своему заданию.

Преподаватель: пока сотрудники выполняют практические работы, проведем дебаты для руководителей команд. Для этого им нужно:

подготовить эссе, время выполнения – 5 мин.

ответить устно на вопросы, время выполнения – 15 мин.



Вопросы для дебатов.

MS Word

Как изменить параметры шрифта?

Как вставить объект WordArt и изменить его параметры?

Как вставить рисунок и задать для него обтекание вокруг рамки?

Как оформить текст в виде списка?

Как создать колонки в тексте?

MS Excel

Как ввести формулу?

Как выполняется копирование формулы?

Как рассчитать итоги по столбцам?

Как установить отображение количества знаков после запятой?

Как установить защиту на ячейки расчетной формы?

Как установить границы в таблице?

MS PowerPoint

Как задать оформление презентации?

Как изменить разметку слайда?

Как вставить объекты на слайд?

Как добавить эффекты анимации для объектов на слайде?

Как сохранить презентацию в режиме демонстрации?



Преподаватель: итак, слово предоставляется руководителям групп (они выступают с Эссе)

Проверим знания руководителей команд по пакету MS Office. Отвечают на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ теста – 1 балл.

Защита заданий практической работы:

Преподаватель: Отведенное время на выполнение заданий истекло. Вы успели выполнить три практических задания. Я прошу каждого специалиста прокомментировать свои задания. (Выполненные задания демонстрируются на экране. В ходе этого процесса можно задавать вопросы.)

Подведение итогов занятия:

Преподаватель: Уважаемые сотрудники! Я хочу сообщить, что все нам назначенные задания выполнены и переданы. Вы, наверное, согласитесь, что умение работать с разнообразными информационными технологиями помогает успешно решать профессиональные задачи различной природы. В настоящее время мы ждем результатов от конкурсного жюри. Однако, пока они заняты выбором победителя, мы можем ответить на несколько вопросов:

Что вызвало трудности при выполнении заданий в практической работе?

Будет ли для вас полезен опыт занятия?

Своей работой на уроке вы:

довольны;

не совсем довольны;

не доволен.



Слово для подведения итого предоставляется конкурсной комиссии. Подводят итоги и объявляют результаты, представляют рейтинговую таблицу оценки деятельности студентов. Затем преподаватель отмечает работу студентов и называет оценки.

Преподаватель: Я хочу выразить признательность коллективу обеих групп за единение и слаженную работу, которая принесла значительные результаты. Несмотря на исход игры, ни одна из сторон не может быть считаться проигравшей. Мы смогли достичь поставленной цели и в этом огромное достижение. Мы надеемся, что опыт, полученный при создании информационных продуктов, с использованием программного комплекса MS Office, будет полезным для Вас в решении профессиональных задач. Оценки получают все участники игры: команда-победитель -5, вторая команда – 4.



Сообщение домашнего задания:

Студентам предлагается записать домашнее задание (слайд 6).


Приложение

Практические задания

Задание1

Ситуация. Вы являетесь сотрудником медицинского центра. Руководство поставило перед Вами задачу – довести до жителей населенных пунктов республики Хакасия информацию о новом медицинском центре, его услугах, т.е. сделать рекламу. Как Вы решите эту задачу, используя информационные технологии?

Вам необходимо:

определить тип информационного продукта;

выбрать программу, в среде которой Вы его будете создавать;

обосновать свой выбор;

назвать основные приемы работы в среде выбранной программы.

Критерии оценки:

Правильность определения информационного продукта – 1 балл

Правильность выбора программы – 1 балл

Обоснование выбора – 2 балла

Объем названных приемов работы – 3балла

Задание2

Ситуация. Вы являетесь сотрудником медицинского центра. Руководство поставило перед Вами задачу – подготовить для жителей населенных пунктов республики Хакасия базу данных медицинских услуг с указанием их стоимости. Предоставить отчет об услугах, стоимость которых от 500 до 3000 рублей. Как Вы решите эту задачу, используя информационные технологии?

Вам необходимо:

определить тип информационного продукта;

выбрать программу, в среде которой Вы его будете создавать;

обосновать свой выбор;

назвать основные приемы работы в среде выбранной программы.

Критерии оценки:

Правильность определения информационного продукта – 1балл

Правильность выбора программы – 1 балл

Обоснование выбора – 2 балла

Объем названных приемов работы – 3 балла

Задание3

Ситуация. Вы являетесь сотрудником медицинского центра. Руководство поставило перед Вами задачу – построить график изменения динамики заболеваемости городских жителей отдельными инфекционными болезнями на 100000 человек). Добавить линейную линию тренда и составить прогноз на три периода вперед по заболеваниям гриппом и ОРВИ. Как Вы решите эту задачу, используя информационные технологии?

Исходные данные представлены в таблице:


Годы

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Брюшной тиф и паратифы А, B, C

5

3

1

2

3

2

Сальмонеллёзные инфекции

115

237

280

330

281

340

Острые кишечные инфекции

493,6

647,9

582,9

587,1

586,2

614,6

Грипп и ОРВИ

359

278,1

201,8

171,2

165,6

161,8

Дифтерия

80

65

61

31

32

22


Вам необходимо:

определить тип информационного продукта;

выбрать программу, в среде которой Вы его будете создавать;

обосновать свой выбор;

назвать основные приемы работы в среде выбранной программы.

Критерии оценки:

Правильность определения информационного продукта – 1балл

Правильность выбора программы – 1 балл

Обоснование выбора – 2 балла

Объем названных приемов работы – 3балла

Слайды для презентации

t1680722225aa.png 2. t1680722225ab.png

t1680722225ac.png 4. t1680722225ad.png

t1680722225ae.png 6. t1680722225af.png


Лист оценивания

Таблица 1


ФИО


Актуализация знаний

Самопрезентация руководителя

Устные ответы руководителя на вопросы


Защита практических заданий


t1680722225ag.gif

t1680722225ah.gif

t1680722225ai.gif

t1680722225aj.gif

t1680722225ak.gif

t1680722225al.gif

t1680722225am.gif

ИТОГО


Команда

1 балл

1-3 балла

1-3 балла

1-3 балла

1 балл

1 балл

1 балл

2 балла

3 балла

1.

2.

3.

4.

5.






Итого


Команда

1.

2.

3.

4.

5.






Итого

Ответственный секретарь



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.