12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Федоров Евгений Евгеньевич18 |
Методическая разработка практического занятия по дисциплине ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности, специальность 34.02.01 Сестринское дело
Частное образовательное учреждение
профессионального образования
«Саянский техникум СТЭМИ»
| Согласовано: Директор ЧОУ ПО СТЭМИ _____________ М.Н. Соболев 25.03.2023 г. |
| |
| |
| |
| |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Практического занятия
по дисциплине
ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
| Разработал: | |
| преподаватель 1 кат., руководитель отдела управления инфраструктурой | |
| | |
| | |
| |
2023
Оглавление
План открытого занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 5
Выполнение заданий практической работы: 8
Защита заданий практической работы: 9
В данной разработке представлена методика проведения практического занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Занятие проводится в форме игры, в ходе которой студенты применяют знания, навыки и умения в обработке информации в контексте своей профессии, что способствует формированию общих и профессиональных компетенций. Более того, полученные навыки будут полезны для обработки, анализа и публичного представления результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Информационные продукты создаются студентами с помощью программного комплекса Microsoft Office: текстового редактора Microsoft Word, табличного процессора Microsoft Excel и мастера презентаций Microsoft PowerPoint. Данную технологию можно также применять с помощью аналогичных программных продуктов.
Методическая разработка будет интересна преподавателям различных дисциплин, как помощь в подготовке и проведении занятий с использованием информационных технологий.
Тема занятия «Использование возможностей программного комплекса MS Office в профессиональной деятельности» предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом (или ФГОС СПО) по учебной дисциплине ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности.
Данная тема содержит информацию, необходимую для профессионального роста среднего медицинского работника. Врачи должны узнать, как анализировать и визуализировать медицинскую информацию, а также пользоваться различными технологиями хранения и обработки данных. Знание основ работы с программным обеспечением, включая пакет MS Office и его аналогов, поможет им быстро и эффективно организовывать свою работу и выполнять свои профессиональные задачи.
Формы и методы, которые применяются при проведении занятия, способствуют формированию у студента знаний и умений по дисциплине:
умения:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального.
знания:
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности.
На практическом занятии применяются методики обучения, которые стимулируют активное мышление студентов, развивают интерес к знаниям и научают применять полученную информацию на практике. Эти методики способствуют развитию не только профессиональных, но и общих компетенций студентов. В результате проведения таких занятий у студентов формируются устойчивые навыки использования имеющихся знаний в решении практических задач:
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного |
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ПК 2.6 Вести утверждённую медицинскую документацию.
В ходе занятия используются словесные, иллюстративные, игровые методы, а также самостоятельная работа в группах.
Тема: «Использование возможностей пакета MS Office в профессиональной деятельности».
Цели:
Образовательная: дать представление о возможностях использования программ пакета MS Office в профессиональной деятельности. Обобщить и закрепить знания, умения и навыки работы по созданию информационных продуктов в среде программ пакета MS Office.
Развивающая: способствовать развитию творческого потенциала, логического мышления, умения анализировать и применять полученные знания на практике.
Воспитательная: способствовать воспитанию уверенности в своих силах, формированию умения самостоятельной работы и чувства ответственности за порученное дело; формированию умения осуществлять взаимное сотрудничество и работать в команде; формированию познавательного интереса к изучаемой дисциплине.
Тип занятия: применение теоретических знаний и практических навыков
Форма занятия: деловая игра.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный (демонстрация приемов работы при актуализации знаний, демонстрация созданных работ); проблемный (постановка проблемного задания); творчески-воспроизводящий (создание информационного продукта); частично-поисковый (поиск информации в сети Интернет; игровой
Требования к уровню усвоения учебного материала:
В результате изучения темы: студент должен уметь:
выбрать технологию обработки данных (программу) и применить знания, умения и навыки по созданию информационных продуктов в среде программ пакета Microsoft Office;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства.
студент должен знать:
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
функциональные возможности и основные приемы работы в среде программ пакета Microsoft Office.
Ожидаемый результат: формирование профессиональных и общих компетенций
Место проведения: кабинет Информатики и информационных технологий
Время проведения: 90 мин
Межпредметные связи: Информатика, Медицинская информатика.
Оснащение занятия:
Методическая разработка темы для преподавателя.
Методические указания для студентов к практическому занятию.
Мультимедийная презентация к практическому занятию.
Используемые технические средства обучения: мультимедиа-проектор, экран, персональный компьютер с установленным пакетом Microsoft Office.
Подготовительный этап
Для проведения занятия преподавателем выполняется предварительная работа.
Согласно учебному плану, на практических занятиях по дисциплине "ИТ в профессиональной деятельности" группа делится на две части, и на каждом занятии присутствует только половина студентов. Для поддержания творческой атмосферы студентам предлагается самостоятельно объединиться в две группы, создав название своей фирмы и разработав логотип или фирменный знак в качестве домашнего задания на следующее занятие.
Преподавателем проанализирована информация о возможностях использования программ пакета Microsoft Office, осуществлена консультация с преподавателями экономических и медицинских дисциплин. В результате этой работы подготовлена проблемные ситуация, определено содержание информационных продуктов, которые должны будут создать студенты на занятии, продуманы вопросы для актуализации опорных знаний.
Преподавателем проанализированы возможности работы с программным пакетом Microsoft Office и проведена консультация со своими коллегами по экономическим и медицинским дисциплинам. Подготовлены проблемные ситуации, определены содержание информационных продуктов, которые должны создавать студенты на занятии, а также продуманы вопросы для проверки их знаний.
Преподавателем также подготовлен необходимый материал для проведения деловой игры, включая карточки для выполнения задания с проблемной ситуацией, и разработаны слайды с учебно-методическим материалом для проведения занятия. В конце, определены критерии оценки выполненных заданий и работ студентов.
Используемая литература
В.П. Омельченко, А.А. Демидова. Информатика: учебник для медицинских училищ и колледжей/В.П. Омельченко, А.А. Демидова. - М.: Издательская группа «ГЭОТАРМедиа», 2016.
В.П. Омельченко, А.А. Демидова. Информатика. Практикум: учебник для медицинских училищ и колледжей/В.П. Омельченко, А.А. Демидова. - М.:
Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2016.
Содержание занятия
Организационный момент (2 мин)
Приветствие
Определение отсутствующих студентов.
Организация внимания студентов.
Актуализация опорных знаний (10 мин) Устный опрос по вопросам:
Назовите программы, входящие в пакет MS Office и их назначение.
Что общего у программ, входящих в пакет MS Office?
Какие информационные продукты вы создавали в среде этих программ?
(демонстрируются образцы документов, ранее создаваемые на занятиях).
Сообщение темы, цели и плана урока. (4 мин)
Игровой этап
Представление групп сотрудников (6 мин)
Решение проблемной задачи и создание информационного продукта (30 мин)
Заслушивание ответов и демонстрация созданных работ (30 мин)
Подведение итогов урока (5мин). Рефлексия.
Сообщение домашнего задания (2 мин).
Приветствие преподавателя. Проверка присутствующих студентов по списку. (Слайд 1).
Преподаватель: Уважаемые студенты! Профессиональная деятельность неразрывно связана с программными продуктами и информационными технологиями. Выбор правильной программы является сильным конкурентным преимуществом для специалиста, так как позволяет улучшить комфорт, скорость и эффективность работы. (Слайд 2), Исследования независимой компании Forrester Research году показали, что самым популярным офисным пакетом, использованным на предприятиях является Microsoft Office. Это делает его важным инструментом для профессиональных задач.
А что вы знаете о функциональных возможностях программ этого пакета? Вопросы:
Назовите программы, входящие в пакет MS Office и их назначение.
Что общего у программ, входящих в пакет MS Office?
Предполагаемые ответы: Все входящие в данный блок прикладные программы обладают общим визуальным сходством, приемами работы, языковыми средствами, средствах настройки выражающимися в практически одинаковых меню, панелях инструментов и. Кроме того, эти программные средства взаимосвязаны между собой, что позволяет осуществить операцию внедрения объекта, созданного одним программным пакетом, в другой программный пакет, т. е. реализуют OLE-технологию.
Какие информационные продукты вы создавали в среде этих программ? (демонстрируются образцы документов, ранее создаваемые на занятиях).
Cообщается тема занятия и формулируются цели занятия. (Тема и цели занятия демонстрируются на слайде 3). Студентам предлагается записать тему и цели занятия.
Тема: «Использование возможностей пакета MS Office в профессиональной деятельности».
Цель нашего занятия – обобщить теоретические знания и применить практические умения и навыки по созданию информационных продуктов профессиональной деятельности в среде программ пакета MS Office.
Преподаватель: сегодня мы проведем нестандартное занятие в форме деловой игры. Для продолжения работы я прошу вас поделиться на две группы, которые вы можете предварительно создать, и представить свои команды.
В качестве эпиграфа к занятию возьмем высказывание американского изобретателя, владельца заводов по производству автомобилей Ге́нри Форда —: «Собраться вместе – это начало, остаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех». Эпиграф демонстрируется на экране с помощью мультимедийного проектора (слайд 4).
Преподаватель:
Итак, ситуация деловой игры, следующая (Слайд 5):
«Предполагается открытие медицинского центра в городе. Администрация города, являющаяся заказчиком, объявляет закрытый тендер, на который приглашаются две команды. Один подрядчик будет выбран заказчиком в зависимости от привлекательности его предложения, после чего будет подписан договор о сотрудничестве.
Ваша успешность сегодня будет зависеть от ваших знаний и умений, полученных при изучении данного раздела. В конце занятия мы обязательно узнаем, чья команда успешнее. А поможет нам в этом конкурсная комиссия».
Состав конкурсной комиссии:
Специалист отдела по надзору за медицинскими учреждениями.
Специалист отдела статистики.
Специалист отела внедрения и сопровождения ИТ.
Правила игры. Во время игры вы участвуете в соревновании, где вашей целью является набрать как можно больше баллов, которые будут начислены за правильное выполнение заданий, эффективную защиту и тактичное поведение во время игры.
Руководитель несет ответственность за общую подготовку команды к защите. Он раздает задания между членами команды и консультирует их, если это необходимо.
Преподаватель: приглашаю руководителей команд получить конкурсные задания и определить исполнителей. Время выполнения – 3 мин.
Преподаватель акцентирует внимание студентов на содержании заданий и критерии оценки. Убеждается, что задание понятно и предлагает студентам приступить к его выполнению.
Преподаватель: Просьба сотрудникам занять свои рабочие места. В результате своей работы вы должны сохранить файл документа на компьютере руководителя в общей папке с названием вашей команды, передавая результаты выполненных заданий по локальной сети. Для выполнения практических работ дается 30 минут, после чего команда обсуждает способы защиты в течение 3 минут. Заслушиваются ответы каждого сотрудника по своему заданию.
Преподаватель: пока сотрудники выполняют практические работы, проведем дебаты для руководителей команд. Для этого им нужно:
подготовить эссе, время выполнения – 5 мин.
ответить устно на вопросы, время выполнения – 15 мин.
Вопросы для дебатов.
MS Word
Как изменить параметры шрифта?
Как вставить объект WordArt и изменить его параметры?
Как вставить рисунок и задать для него обтекание вокруг рамки?
Как оформить текст в виде списка?
Как создать колонки в тексте?
MS Excel
Как ввести формулу?
Как выполняется копирование формулы?
Как рассчитать итоги по столбцам?
Как установить отображение количества знаков после запятой?
Как установить защиту на ячейки расчетной формы?
Как установить границы в таблице?
MS PowerPoint
Как задать оформление презентации?
Как изменить разметку слайда?
Как вставить объекты на слайд?
Как добавить эффекты анимации для объектов на слайде?
Как сохранить презентацию в режиме демонстрации?
Преподаватель: итак, слово предоставляется руководителям групп (они выступают с Эссе)
Проверим знания руководителей команд по пакету MS Office. Отвечают на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ теста – 1 балл.
Преподаватель: Отведенное время на выполнение заданий истекло. Вы успели выполнить три практических задания. Я прошу каждого специалиста прокомментировать свои задания. (Выполненные задания демонстрируются на экране. В ходе этого процесса можно задавать вопросы.)
Преподаватель: Уважаемые сотрудники! Я хочу сообщить, что все нам назначенные задания выполнены и переданы. Вы, наверное, согласитесь, что умение работать с разнообразными информационными технологиями помогает успешно решать профессиональные задачи различной природы. В настоящее время мы ждем результатов от конкурсного жюри. Однако, пока они заняты выбором победителя, мы можем ответить на несколько вопросов:
Что вызвало трудности при выполнении заданий в практической работе?
Будет ли для вас полезен опыт занятия?
Своей работой на уроке вы:
довольны;
не совсем довольны;
не доволен.
Слово для подведения итого предоставляется конкурсной комиссии. Подводят итоги и объявляют результаты, представляют рейтинговую таблицу оценки деятельности студентов. Затем преподаватель отмечает работу студентов и называет оценки.
Преподаватель: Я хочу выразить признательность коллективу обеих групп за единение и слаженную работу, которая принесла значительные результаты. Несмотря на исход игры, ни одна из сторон не может быть считаться проигравшей. Мы смогли достичь поставленной цели и в этом огромное достижение. Мы надеемся, что опыт, полученный при создании информационных продуктов, с использованием программного комплекса MS Office, будет полезным для Вас в решении профессиональных задач. Оценки получают все участники игры: команда-победитель -5, вторая команда – 4.
Студентам предлагается записать домашнее задание (слайд 6).
Практические задания
Ситуация. Вы являетесь сотрудником медицинского центра. Руководство поставило перед Вами задачу – довести до жителей населенных пунктов республики Хакасия информацию о новом медицинском центре, его услугах, т.е. сделать рекламу. Как Вы решите эту задачу, используя информационные технологии?
Вам необходимо:
определить тип информационного продукта;
выбрать программу, в среде которой Вы его будете создавать;
обосновать свой выбор;
назвать основные приемы работы в среде выбранной программы.
Критерии оценки:
Правильность определения информационного продукта – 1 балл
Правильность выбора программы – 1 балл
Обоснование выбора – 2 балла
Объем названных приемов работы – 3балла
Ситуация. Вы являетесь сотрудником медицинского центра. Руководство поставило перед Вами задачу – подготовить для жителей населенных пунктов республики Хакасия базу данных медицинских услуг с указанием их стоимости. Предоставить отчет об услугах, стоимость которых от 500 до 3000 рублей. Как Вы решите эту задачу, используя информационные технологии?
Вам необходимо:
определить тип информационного продукта;
выбрать программу, в среде которой Вы его будете создавать;
обосновать свой выбор;
назвать основные приемы работы в среде выбранной программы.
Критерии оценки:
Правильность определения информационного продукта – 1балл
Правильность выбора программы – 1 балл
Обоснование выбора – 2 балла
Объем названных приемов работы – 3 балла
Ситуация. Вы являетесь сотрудником медицинского центра. Руководство поставило перед Вами задачу – построить график изменения динамики заболеваемости городских жителей отдельными инфекционными болезнями на 100000 человек). Добавить линейную линию тренда и составить прогноз на три периода вперед по заболеваниям гриппом и ОРВИ. Как Вы решите эту задачу, используя информационные технологии?
Исходные данные представлены в таблице:
Годы | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Брюшной тиф и паратифы А, B, C | 5 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 |
Сальмонеллёзные инфекции | 115 | 237 | 280 | 330 | 281 | 340 |
Острые кишечные инфекции | 493,6 | 647,9 | 582,9 | 587,1 | 586,2 | 614,6 |
Грипп и ОРВИ | 359 | 278,1 | 201,8 | 171,2 | 165,6 | 161,8 |
Дифтерия | 80 | 65 | 61 | 31 | 32 | 22 |
Вам необходимо:
определить тип информационного продукта;
выбрать программу, в среде которой Вы его будете создавать;
обосновать свой выбор;
назвать основные приемы работы в среде выбранной программы.
Критерии оценки:
Правильность определения информационного продукта – 1балл
Правильность выбора программы – 1 балл
Обоснование выбора – 2 балла
Объем названных приемов работы – 3балла
2.
4.
6.
Таблица 1
| ФИО | Актуализация знаний | Самопрезентация руководителя | Устные ответы руководителя на вопросы | Защита практических заданий | | ||||||||
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО | |||||||
| Команда
| 1 балл | 1-3 балла | 1-3 балла | 1-3 балла | 1 балл | 1 балл | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
| |||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| | |
| | | Итого |
| |||||||
| Команда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| | |
| | | Итого |
| |||||||
Ответственный секретарь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|