Рабочая программа дисциплины ОП.06 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности СПО 36.02.01 Ветеринария
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»
СОГЛАСОВАНО: |
УТВЕРЖДАЮ: |
зам. директора по УМР |
зам. директора по УР |
_____________Н.А. Ряснянская |
______________И.М. Гайдай |
«____»_____________20____ г. |
«____»_____________20____ г. |
_____________ _____________ |
_____________ _____________ |
«____»_____________20____ г. |
«____»_____________20____ г. |
_____________ _____________ |
_____________ _____________ |
«____» _____________20____г. |
«____» _____________20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Информационные технологии в профессиональной деятельности
для специальности СПО
36.02.01 «Ветеринария»
Лиски 2016
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 36.02.01 «Ветеринария», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2014г. №504.
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский аграрно-технологический техникум».
Разработчики:
Сазанова А. А., преподаватель
Рецензент:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Рабочая программа рекомендована ЦМК математических и естественнонаучных дисциплин.
Протокол № ______ от «_____» ________________ 20 ____ г.
Председатель ЦМК Федорова С. Н.
СОДЕРЖАНИЕ |
стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ |
7 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ |
13 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ |
14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария.
Рабочая программа дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программы повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам и входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства в профессиональной деятельности;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации;
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем, автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ);
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
1.4. Количество часов на освоение дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 30 часов.
2. результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫРезультатом освоения учебной дисциплины является формирование профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1. |
Обеспечивать оптимальные зоогигиенические условия содержания, кормления и ухода за сельскохозяйственными животными. |
ПК 1.2. |
Организовывать и проводить профилактическую работу по предупреждению внутренних незаразных болезней сельскохозяйственных животных. |
ПК 1.3. |
Организовывать и проводить ветеринарную профилактику инфекционных и инвазионных болезней сельскохозяйственных животных. |
ПК 2.1. |
Обеспечивать безопасную среду для сельскохозяйственных животных и ветеринарных специалистов, участвующих в лечебно-диагностическом процессе. |
ПК 2.2. |
Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции. |
ПК 2.3. |
Вести ветеринарный лечебно-диагностический процесс с использованием специальной аппаратуры и инструментария. |
ПК 2.4 |
Оказывать доврачебную помощь сельскохозяйственным животным в неотложных ситуациях. |
ПК 2.5 |
Оказывать акушерскую помощь сельскохозяйственным животным. |
ПК 2.6 |
Участвовать в проведении ветеринарного приема. |
ПК 3.1. |
Проводить ветеринарный контроль убойных животных. |
ПК 3.2. |
Проводить забор образцов крови, молока, мочи, фекалий, их упаковку и подготовку к исследованию. |
ПК 3.3. |
Проводить забор образцов продуктов и сырья животного происхождения для ветеринарно-санитарной экспертизы. |
ПК 3.4. |
Определять соответствие продуктов и сырья животного происхождения стандартам на продукцию животноводства. |
ПК 3.5. |
Проводить обеззараживание не соответствующих стандартам качества продуктов и сырья животного происхождения, утилизацию конфискатов. |
ПК 3.6 |
Участвовать в ветеринарно-санитарной экспертизе колбасных изделий, субпродуктов, пищевого жира, крови, кишок, эндокринного и технического сырья. |
ПК 3.7 |
Участвовать в проведении патологоанатомического вскрытия. |
ПК 3.8 |
Участвовать в отборе, консервировании, упаковке и пересылке патологического материала. |
ПК 4.1. |
Готовить и проводить консультации для работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных животных по вопросам санитарных норм содержания животных, профилактики инфекционных болезней животных и зоонозных инфекционных и инвазивных болезней, а также их лечения. |
ПК 4.2. |
Готовить информационные материалы о возбудителях, переносчиках, симптомах, методах профилактики и лечения инфекционных болезней животных и зоонозных инфекционных и инвазивных болезней. |
ПК 4.3. |
Знакомить работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных животных с приемами первой помощи животным. |
ПК 4.4. |
Давать рекомендации по особенностям содержания, кормления и использования животных-производителей. |
ПК 4.5. |
Информировать население о планирующихся и проводимых ветеринарно-санитарных, профилактических и зоогигиенических мероприятиях. |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Распределение объема дисциплины и видов учебной работы по семестрам
Вид учебной работы |
Объем часов |
||
Всего |
В том числе по семестрам |
||
3 семестр |
4 семестр |
||
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
90 |
- |
90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
60 |
- |
60 |
в том числе: |
|||
теоретические занятия |
30 |
- |
30 |
практические занятия |
30 |
- |
30 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
30 |
- |
30 |
в том числе: |
|||
проработка конспекта |
6 |
- |
6 |
работа с учебником |
8 |
- |
8 |
подготовка докладов |
3 |
- |
3 |
создание презентаций |
1 |
- |
1 |
оформление практических работ |
12 |
- |
12 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
ДЗ |
3.2. Тематический план и содержание дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
|
1 |
2 |
3 |
|
Раздел 1. Системы автоматизации профессиональной деятельности. |
21 |
||
Введение. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Требования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером. Рациональная организация рабочего места. |
||
Самостоятельная работа: - Проработка конспекта. |
1 |
||
Тема 1.1. Информационные технологии и их применение в профессиональной деятельности. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
1 |
Определение информационных и коммуникационных технологий, их классификация и роль в профессиональной деятельности. Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации. |
||
2 |
Информационные системы: понятие, структура, классификация ИС, история развития. Основные понятия автоматизированной обработки информации. |
||
Самостоятельная работа: - Проработка конспекта занятий и учебника. |
2 |
||
Тема 1.2. Технические средства информационных технологий. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
1 |
Применение компьютерной техники в профессиональной деятельности, классификация персональных компьютеров. Компьютер как техническое устройство обработки экономической информации, назначение, состав, основные характеристики компьютера. |
||
2 |
Периферийные устройства: классификация, назначение, основные характеристики. |
||
Практические занятия |
2 |
||
1 |
ПЗ №1. Основные характеристики компьютеров. Архитектура ПК. |
||
Самостоятельная работа: - Проработка конспекта и учебника. - Работа с ИК, оформление практических работ. |
3 |
||
Тема 1.3. Программное обеспечение информационных технологий. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Базовое программное обеспечение: состав, классификация, назначение. Операционные системы семейства Windows. Прикладное программное обеспечение: состав, классификация, назначение. Использование пакетов прикладных программ и базовых системных продуктов в области профессиональной деятельности |
||
Самостоятельная работа: - Работа с учебником. |
1 |
||
Раздел 2. Офисные технологии подготовки документов. |
40 |
||
Тема 2.1. Технологии подготовки текстовых документов в MS Word. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Классификация и возможности текстовых редакторов. Деловой текстовый документ. Стили оформления документов. Шаблоны и формы. Внедрение и связывание объектов, комплексные документы. Использование деловой графики для визуализации текстовой информации. |
||
Практические занятия |
6 |
||
1 |
ПЗ №2. Создание деловых документов в редакторе MS Word. |
||
2 |
ПЗ №3. Оформление текстовых документов, содержащих таблицы. |
||
3 |
ПЗ №4. Создание текстовых документов на основе шаблонов. Создание шаблонов и форм. Создание комплексных документов в текстовом редакторе MS Word. |
||
Самостоятельная работа: - Проработка конспекта. - Работа с ИК, оформление практических работ. |
3 |
||
Тема 2.2 Технология анализа экономических показателей в электронных таблицах MS Excel. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Обработка числовой информации в электронных таблицах MS Excel: автоматические вычисления, прогнозирование значений с функцией, прогнозирование значений в рядах данных, подбор параметра и поиск решения. |
||
Практические занятия |
6 |
||
1 |
ПЗ №5. Организация расчетов в табличном процессоре MS Excel. |
||
2 |
ПЗ №6. Создание электронной книги. Относительная и абсолютная адресация в MS Excel. Встроенные функции в MS Excel. |
||
3 |
ПЗ №7. Связанные таблицы. Расчет промежуточных итогов в таблицах MS Excel. |
||
Самостоятельная работа - Проработка учебника. - Работа с ИК, оформление практических работ. |
3 |
||
Тема 2.3 Подготовка компьютерных презентаций в программе MS PowerPoint. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Современные способы организации презентаций: оформление слайдов презентации, принципы планирования показа слайдов, способы печати презентации, принципы планирования показа слайдов. |
||
Практические занятия |
2 |
||
1 |
ПЗ №8. Разработка презентации в программе Microsoft PowerPoint. |
||
Самостоятельная работа - Работа с ИК, оформление практических работ. - Создание компьютерной презентации на любую тематику. |
2 |
||
Тема 2.4 Автоматизация обработки информации в системах управления базами данных. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Модели баз данных. Организация СУБД: определение, функциональные возможности. Выбор СУБД для создания системы автоматизации. Разработка базы данных и обобщенная технология работы с ней. |
||
Практические занятия |
6 |
||
1 |
ПЗ №9. Создание таблиц базы данных с использованием конструктора и мастера таблиц в СУБД MS Access. |
||
2 |
ПЗ №10. Создание пользовательских форм для ввода данных в СУБД MS Access. |
||
3 |
ПЗ №11. Работа с данными с использованием запросов в СУБД MS Access. Создание отчетов. |
||
Самостоятельная работа - Проработка конспекта. - Работа с ИК, оформление практических работ. |
4 |
||
Раздел 3. Информационно-правовое обеспечение деятельности. |
7 |
||
Тема 3.1. Компьютерные справочные правовые системы. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Компьютерные справочно-правовые системы (СПС): обзор, достоинства и ограничения, история развития. Возможности российских СПС: «Консультант Плюс», «Кодекс», «Референт», «Гарант». Общие рекомендации по поиску документов и принципы выбора СПС. |
||
Практические занятия |
2 |
||
1 |
ПЗ №12. Организация поиска нормативных документов по реквизитам документа в СПС «Консультант Плюс». Организация полнотекстного поиска. Работа со списком и текстом найденных документов. |
||
Самостоятельная работа: - Проработка учебника. - Работа с ИК, оформление практических работ. |
3 |
||
Раздел 4. Электронные коммуникации в профессиональной деятельности. |
15 |
||
Тема 4.1. Телекоммуникационные системы в профессиональной деятельности. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Основные компоненты компьютерных сетей, классификация сетей, средства передачи данных. Применение электронных коммуникаций в профессиональной деятельности. |
||
Практические занятия |
2 |
||
1 |
ПЗ №13. Применение компьютерных и телекоммуникационных средств. Осуществление документооборота в локальной сети, совместное использование сетевых устройств. |
||
Самостоятельная работа: - Работа с учебником. - Работа с ИК, оформление практических работ. |
3 |
||
Тема 4.2. Всемирная сеть Интернет. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
1 |
Всемирная сеть Интернет: способы доступа, современная структура, основные сервисы, организация поиска. |
||
Практические занятия |
4 |
||
1 |
ПЗ №14. Электронная почта. Почтовая программа MS Outlook Express. |
||
2 |
ПЗ №15. Настройка различных браузеров. Поиск информации в глобальной сети Интернет. |
||
Самостоятельная работа: - Проработка конспекта. - Работа с ИК, оформление практических работ. |
2 |
||
Раздел 5. Защита компьютерной информации. |
5 |
||
Тема 5.1. Защита информации. |
1 |
Классификация мер защиты. Программно-технический уровень безопасности. Защита информации от вирусных атак. |
2 |
Самостоятельная работа: Подготовка докладов по следующим темам: Классификация компьютерных вирусов Методы и средства защиты от вирусов Вирусы Трояны Компьютерные черви Защита данных с использованием паролей Биометрические системы защиты Физическая защита данных на дисках Антивирусные программы Антивирусная программа Dr. Web Антивирусная программа Avast Антивирусная программа Касперский Антивирусная программа Nod32 Антивирусная программа Panda Защита данных с использованием отпечатков пальцев Защита данных с использованием сетчатки глаза Классификация антивирусных программ |
3 |
||
Дифференцированный зачет. |
2 |
||
Максимальная учебная нагрузка: |
90 |
||
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка: |
60 |
|
Самостоятельная работа: |
30 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины требует наличия учебного кабинета Информационных технологий в профессиональной деятельности.
Оборудование учебного кабинета:
Посадочные места по количеству обучающихся;
Рабочее место преподавателя;
Комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;
Аудиторная доска для письма;
Компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся.
Технические средства обучения:
Мультимедиа проектор;
Экран;
Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением (ОС Windows 7; пакет Microsoft Office 2007 – MS Word, MS Excel, MS Access, MS PowerPoint; Internet Explorer; Google Chrome);
Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб, пособие / Е. В. Михеева. - М.: ОИЦ «Академия», 2014. - 416 с.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб, пособие / Е. В. Михеева. - М.: ОИЦ «Академия», 2014. – 256 с.
Дополнительные источники:
Мельников В. П. Информационная безопасность и защита информации / В. П. Мельников, С. А. Клейменов, А. М. Петраков – М.: Издательство «Академия», 2008. – 336 с.
Голицына О. Л. Системы управления базами данных: учеб. пособие / О. Л. Голицына, Т. Л. Партыка, И. И. Попов – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 432 с.: ил.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. – 212 с.: ил.
Интернет-ресурсы:
Единое окно доступа к электронным ресурсам [Электронный ресурс]. - http://window.edu.ru/
Лаборатория виртуальной учебной литературы [Электронный ресурс]. - http:// www.gaudeamus.omskcity.com.
Рефераты, курсовые, дипломы [Электронный ресурс]. - http://allrefs.net/
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий, оценки докладов и презентаций, устных опросов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах |
Оценка выполнения практических работ |
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального |
Оценка выполнения практических работ |
применять компьютерные и телекоммуникационные средства в профессиональной деятельности |
Оценка выполнения практических работ |
Знания: |
|
основные понятия автоматизированной обработки информации |
Оценка знаний тестированием Устный опрос |
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем, автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) |
Устный опрос |
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности |
Устный опрос Оценка выполнения практических работ |
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации |
Оценка знаний тестированием Устный опрос |
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности |
Устный опрос |
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности |
Устный опрос Оценка выполнения докладов |
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ
ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
№ раздела |
Наименование раздела дисциплины (тема) 1 |
Вид занятий (лекция, семинары, практические занятия) |
Количество часов |
Активные и интерактивные формы обучения 2 |
|
1 |
Требования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером. Рациональная организация рабочего места. |
лекция |
2 |
разбор конкретных ситуаций |
|
2 |
ПЗ №2. Создание деловых документов в редакторе MS Word. |
практическое занятие |
2 |
компьютерная симуляция |
|
3 |
ПЗ №3. Оформление текстовых документов, содержащих таблицы. |
практическое занятие |
2 |
компьютерная симуляция |
|
4 |
ПЗ №4. Создание текстовых документов на основе шаблонов. Создание шаблонов и форм. |
практическое занятие |
2 |
деловая игра |
|
5 |
Современные способы организации презентаций: оформление слайдов презентации, принципы планирования показа слайдов, способы печати презентации, принципы планирования показа слайдов. |
лекция |
2 |
деловая игра |
|
6 |
ПЗ №8. Разработка презентации в программе Microsoft PowerPoint. |
практическое занятие |
2 |
компьютерная симуляция |
|
7 |
ПЗ №9. Создание таблиц базы данных с использованием конструктора и мастера таблиц в СУБД MS Access. |
практическое занятие |
2 |
компьютерная симуляция |
|
8 |
ПЗ №12. Организация поиска нормативных документов по реквизитам документа в СПС «Консультант Плюс». Организация полнотекстного поиска. Работа со списком и текстом найденных документов. |
практическое занятие |
2 |
деловая игра |
|
9 |
ПЗ №13. Применение компьютерных и телекоммуникационных средств. Осуществление документооборота в локальной сети, совместное использование сетевых устройств. |
практическое занятие |
2 |
ролевая игра |
Приложение 1
Лист изменений рабочей программы
Номер изменения |
Номер протокола заседания методического объединения и дата |
Страницы с изменениями |
Перечень откорректированных пунктов |
Подпись председателя методического объединения |
Приложение 2
Лист периодических проверок рабочей программы
Дата |
Должностное лицо, проводившее проверку |
Потребность в корректировке |
Перечень пунктов, стр., разделов, требующих изменений |
||
Ф.И.О. |
должность |
подпись |
|||
1 Наименование раздела дисциплины (темы) берется из рабочей программы дисциплины
2 Компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги, проведение форумов и выполнение групповых семестровых заданий и курсовых работ в интернет-среде, электронное тестирование знаний, умений и навыков и т.д.
7