12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Горобцова Марина Александровна231

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Лабинский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края









Методическая разработка практического занятия


для преподавателя при освоении

ПМ. 04 Выполнение работ по должности младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК. 04.03 Технология оказания медицинских услуг

Тема: Техника внутривенной инъекции. Забор крови на исследование.

34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)

Подготовила:

преподаватель Горобцова М.А



Лабинск, 2023









Пояснительная записка


Методическая разработка предназначена для преподавателей медицинских колледжей для проведения практического занятия по теме «Техника внутривенной инъекции. Забор крови на исследование» по ПМ.04 Выполнение работ по должности младшая медицинская сестра по уходу за больными; МДК.04.03. Технология оказания медицинских услуг, специальности 34. 02. 01 «Сестринское дело».

Методической целью занятия является формирование профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности в рамках темы данного теоретического занятия.

Методическая разработка содержит информацию об основных этапах, методах и формах обучения, вопросы для актуализации опорных знаний по теме.




Методическая разработка практического занятия

для преподавателя


Тема: Техника внутривенной инъекции. Забор крови на исследование

Актуальность: Знание техники и особенностей парентерального введения лекарственных препаратов в точном соответствии со СОПами (стандарт операционных процедур) – залог успешной профессиональной деятельности медицинского работника. Средний медицинский работник должен не только знать и уметь или выполнять профессиональные действия, но и анализировать, соблюдая морально-этические и деонтологические принципы своей деятельности.

Цели занятия:

Образовательная: Научить студента применять знания и умения по теме: «Техника в/в инъекции. Забор крови на исследование» в МО на учебной и производственной практике.

Развивающая: Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

Воспитательная: Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру.

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Знать: анатомическую область для в/в инъекции. Анатомические области для забора крови из вены. Шприцы и иглы для в/в инъекции. Возможные осложнения при проведении в/в инъекции и меры их предупреждения, технику забора крови, возможные осложнения; меры, направленные на предупреждение осложнений. Особенности забора крови на различные виды исследования из вены (биохимическое исследование, на RW, ВИЧ-инфекцию), особенности хранения, транспортировки.

Уметь: проинформировать пациента о предстоящем заборе крови, провести предварительную подготовку и забор крови из вены, используя соответствующий по объему шприц, соответствующую иглу и в нужную анатомическую область провести в/в инъекцию, предотвратить возможные осложнения. Дезинфицировать использованный инвентарь.

Иметь практический опыт: провести предварительную подготовку и забор крови из вены, используя соответствующий по объему шприц, соответствующую иглу и в нужную анатомическую область провести в/в инъекцию, предотвратить возможные осложнения.

В результате изучения данной темы на практическом занятии у студента должны формироваться следующие общие компетенции:

ОК 01. – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес,

ОК 02. – организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,

ОК 03. – анализировать рабочую ситуацию, нести ответственность за результаты своей работы,

ОК 04. -осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,

ОК 0.6. – работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями,

ОК 07. – уважать социальные и религиозные различия,

ОК 08. – соблюдать правила охраны труда, техники безопасности.

Результатом освоения темы является формирование у обучающихся практических профессиональных знаний, приобретение первоначального практического опыта при овладении видом профессиональной деятельности «Выполнение работ по должности младшая медицинская сестра по уходу за больными», в том числе профессиональными компетенциями (ПК):

ПК 4.1 – эффективно общаться с пациентом и его окружением;

ПК 4.2. – соблюдать принципы профессиональной этики;

ПК 4.3. – осуществлять уход за пациентами;

ПК 4.5 –оформлять медицинскую документацию;

ПК 4.6. – оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий;

ПК 4.7. – обеспечивать инфекционную безопасность;

ПК 4.8. – обеспечивать безопасную среду для пациентов и персонала;

ПК 4.9. – участвовать в сан. просветработе;

ПК 4.11. – обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте;

Общее время занятия: 270 мин.

Место проведения занятия: кабинет «Сестринское дело».

Оснащение: перчатки, ножницы, шприцы различного объёма, вакуум – системы, различные виды лекарственных форм в ампулах и флаконах, пробирки, контейнер для транспортировки биологического материала, ёмкости для отходов класса «А» и «Б», фантомы, салфетки спиртовые одноразовые, лотки, дезинфицирующее средство, ёмкости для дезинфекции медицинского инструментария, медицинская документация.

Учебно-методическое оснащение: рабочая программа, КТП, технологическая карта практического занятия, инструкции к практическому занятию; алгоритмы, тесты, ситуационные задачи, эталоны ответов.

















Ход проведения занятия

/п

Название

этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время

(мин.)

1.

Организационный этап

Преподаватель отмечает присутствующих, проверяет наличие формы, объявляет тему, цели занятия, обосновывает актуальность изучаемой темы для будущей практической деятельности медсестры.

Сформировать мотив для необходимости дальнейшего изучения данной темы, активизировать познавательную деятельность студентов.

5

2

Контроль и коррекция исходного уровня знаний

1. Фронтальный опрос

(Приложение 1)

2. Терминологический диктант (Приложение 2)

3. Тестовое задание (Приложение 3)


Проверить и скорректировать исходный уровень знаний студентов.

Углубить знания по теме.

35

3.

Педагогический показ и углубление знаний по теме

1. Демонстрация и разбор мультимедийной презентации «Техника в/в инъекции».

Углубить знания по теме.




10

4.

Вводный инструктаж

Преподаватель, показывает и инструктирует по предстоящей работе, по подготовке рабочих мест и поясняет этапы самостоятельной работы студентов.

-демонстрирует технику выполнения манипуляций.

- алгоритм выполнения манипуляции (Приложение 3)

Исключить ошибки студентов в самостоятельной работе,

развивать наблюдательность, педантичность в выполнении практических манипуляций.

20

5.

Самостоятельная работа студентов

Отработка студентами навыков на фантомах:

-Техника в/в инъекции;

-Забор крови на исследование;

Студенты оформляют дневники практического занятия

Развить навыки самостоятельной работы.

Вырабатать умение анализировать и оценивать информацию

170

6.

Заключительный инструктаж.


-проверка техники выполнения манипуляций студентами

- решение ситуационных заданий

(Приложение 4)

Выявить степень достижения цели занятия, закрепить приобретённые знания и умения.

20

7.

Подведение итогов.

Рефлексия





Каждому студенту выставляется оценка в дневнике практических занятий и комментируется вслух. Оценка слагается из следующих аспектов:

- контроля исходного уровня знаний;

- контроля конечного уровня знаний;

- активность студента на занятии;

- ведение дневника.

Закрепить мотив к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы для будущей успешной деятельности акушерки. Сконцентрировать внимание студентов на необходимость изучения следующей темы.

5

8.

Задания для самостоятельной работы студентов.


Задания для группы: тема: ««Анатомические области в/в инъекции, возможные осложнения»


5

Интеграционные связи (внутри – и межпредметные):

Внутрипредметные: Парентеральный путь введения лекарственных веществ. Устройство шприцов и игл. Подготовка шприца одноразового применения к работе. Набор лекарственных средств из ампул и флаконов.

Межпредметные:

ОП.02. Анатомия и физиология человека

ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии

ОП.07. Фармакология

ПМ. 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными

ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях



Рекомендуемая литература

Основные учебные издания:

Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела// под редакцией Кабарухина Б.В.: Учебное пособие. – изд. 16-ое .-Ростов н/Д Феникс, 2019.

Дополнительная литература:

Основы сестринского дела. С.А.Мухина и И.И. Тарновская – Практическое руководство к предмету Основы сестринского дела. Издательство ГЭОТАР-Медиа Год издания 2018

Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций Широкова Н.В., Островская И.В., Клюйкова И.Н., Морозова Н.А., Морозова Г.И., Гусева И.А. Издательство ГЭОТАР-Медиа Год издания 2019

Основы сестринского дела Островская И.В., Широкова Н.В. Издательство ГЭОТАР-Медиа Год издания 2018




Приложение 1


Материалы для проведения практического занятия

Фронтальный опрос

Перечислите способы введения лекарственных средств пациентам.

Применение лекарственных средств парентерально.

Перечислите преимущества и недостатки каждого из способов введения лекарственных средств в организм.

Какие осложнения могут возникнуть у пациентов при нарушении правил асептики при в/к инъекции.

Какие осложнения могут возникнуть у пациентов при нарушении правил асептики при п/к инъекции.

Какие осложнения могут возникнуть у пациентов при нарушении правил асептики при в/м инъекции.

Какие осложнения могут возникнуть у пациентов при нарушении правил асептики при в/в инъекции.

Какие осложнения могут возникнуть у пациентов при нарушении правил асептики при заборе крови из вены на исследование.

Анатомические области для в/к инъекции.

Анатомические области для п/к инъекции.

Анатомические области для в/м инъекции.

Анатомические области для в/в инъекции.

Какие профилактические мероприятия необходимо проводить, чтобы избежать постинъекционных осложнений при проведении в/к, п/к, в/м, в/в инъекций.

Какие существуют способы разведения антибиотиков.

Какая подготовка пациента при заборе крови на исследование.



Эталон ответов к фронтальному опросу


1. Наружный (местный)- на кожу, в уши, слизистую, конъюнктиву глаз, ингаляционный способ. Энтерально-через рот, под язык, за щеку, через прямую кишку. Парентерально- в/в, в/м, п/к, в/а, в/к, в полости, внутрикостно, в субарахноидальное пространство.

Парентеральное введение – путь введения лекарственного средства, при котором оно поступает в организм, минуя слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта.

В/В- преимущество: Непосредственное введение лекарства в кровь и практически мгновенное развитие эффекта, Высокая точность дозирования, можно вводить препараты, обладающие раздражающим действием, можно вводить вещества, которые разрушаются в ЖКТ. Недостатки: нельзя вводить масляные растворы, суспензии, эмульсии; в органах с хорошим кровоснабжением могут создаваться токсические концентрации вещества в первые минуты после введения, сложная техника введения.

В/м- преимущество: можно вводить масляные растворы и эмульсии, а также депо-препараты, которые обеспечивают сохранение эффекта несколько месяцев; сохраняется высокая точность дозирования; можно вводить раздражающие вещества, т.к. ткани мышц не содержат много рецепторов. Недостатки: требуется специально обученный персонал для выполнения инъекции; возможно повреждение сосудисто-нервных пучков при выполнении инъекции; невозможно удалить депо-препарат, если требуется прекращение лечения.

П/к- преимущество: эффект сохраняется дольше, чем при внутривенном или внутримышечном введении этого же лекарства; можно вводить лекарства, которые разрушаются в ЖКТ. Недостатки: всасывание происходит достаточно медленно из-за низкой скорости кровотока. Если периферическое кровообращение нарушено, то эффект может не развиться вообще; нельзя вводить вещества, которые обладают раздражающим действием и сильные сосудосуживающие средства, т.к. они могут вызывать некроз; требуется специальное обучение пациента или помощь персонала.

Субарахноидально- преимущество: создается высокая концентрация лекарства в тканях мозга и ликворе; можно вводить средства, которые не проникают через ГЭБ; Недостатки: чрезвычайно сложная техника инъекции; риск травмы тканей мозга и перепадов внутричерепного давления; невозможно обеспечить введение неистинных растворов (суспензий, эмульсий).

Инфильтрат, медикаментозная эмболия, аллергические реакции.

Инфильтрат, ошибочное введение лекарственных препаратов, медикаментозная эмболия, некроз тканей, гематома, аллергические реакции.

Инфильтрат, абсцесс, поломка игл, ошибочное введение лекарственных средств, медикаментозная эмболия, повреждение нервных стволов, гематома.

Воздушная эмболия, повреждение нервных стволов, тромбофлебит, некроз тканей, гематома, сепсис, аллергические реакции, отдаленные осложнения- ВИЧ, Гепатит (В,С, Д).

Воздушная эмболия, повреждение нервных стволов, тромбофлебит, некроз тканей, гематома, сепсис, аллергические реакции, отдаленные осложнения- ВИЧ, Гепатит (В,С, Д).

Внутренняя поверхность предплечья, средняя треть.

Наружная поверхность плеча (средняя треть), подлопаточная область, переднебоковая поверхность живота (отступ от пупка 2 см), передненаружная поверхность бедра.

Верхний наружный квадрат ягодиц, латеральная широкая мышца бедра, дельтовидная мышца.

лучевая, предплечья, кисти, у грудных детей - вены головы

Строгое соблюдение правил асептики, правильный выбор места инъекции, точное соблюдение техники выполнения инъекции.

Стандартное 1:1, нестандартное 1:2

Накануне сестра информирует пациента о предстоящем исследовании. Забор крови проводят утром в состоянии «натощак» или спустя 12 часов после приёма пищи, в количестве 5 – 10 мл. Доставить кровь немедленно или в течение 1 часа.



Критерии оценки фронтального опроса

Оценка «отлично»

Студент самостоятельно, полно отвечает на поставленный вопрос. Дает правильную формулировку, точные определения, понятия терминов. Свободно владеет речью, медицинской терминологией.

Оценка «хорошо»

Студент отвечает на поставленный вопрос в некоторыми ошибками, которые исправляет после замечания преподавателя.

Оценка «удовлетворительно»

Студент отвечает на поставленные вопросы, но допускает много неточностей, ошибок, излагает материал недостаточно связано и последовательно.

Оценка «неудовлетворительно»

Студент не знает темы, допускает много ошибок, которые искажают изложение материала, дает неправильные определения. Отвечает неуверенно.


















Приложение 2


Контрольные задание


Вариант №1

Дополните фразу:

1. Перед инъекцией медицинской сестре необходимо сделать:……………...

2. Перед выполнением внутривенной инъекции жгут на плечо накладывают только на..............

3. Подготовка пациента к забору крови на исследования заключается в.............

4. Этикетка на лекарственных средствах, изготовленных в аптеке на флаконах для в/в капельного введения должна быть ………………цвета


Вариант 2

Дополните фразу:

1.По истечении срока годности, не распечатанные стерильные растворы во флаконах……………………………..

2. Внутривенно нельзя вводить...........препараты.

3. Перед забором крови медицинской сестре необходимо сделать: …….

4. Преимуществом парентерального пути введения является..............


Вариант 3

Дополните фразу:

1. Инфекционная безопасность после выполнения инъекции: отходы класса А-......., отходы класса Б-.............

2. …….-комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попаданий микробов в рану.

3. Ампулу перед выполнением инъекции необходимо....................

4. После выполнения забора крови медицинской сестре необходимо сделать:……………...


















Эталон ответов контрольного задания


Вариант 1

1. Идентифицировать пациента с листом назначений, проинформировать пациента, взять согласие, объяснить ход манипуляции, подготовить оснащение, обработать руки на гигиеническом уровне, надеть перчатки, маску, очки.

2. На рукав или салфетку.

3. Информировании пациента накануне вечером о том, что забор крови выполняется натощак. Последний прием пищи не позднее 20.00ч

4.Голубого цвета.

Вариант 2

1. Утилизируют.

2.Масляные препараты, суспензии.

3. Идентифицировать пациента с листом назначений, проинформировать пациента, взять согласие, объяснить ход манипуляции, подготовить оснащение, пробирки, направление в лабораторию, обработать руки на гигиеническом уровне, надеть перчатки, маску, очки.

4. Быстрота действия.

Вариант 3

1. Отходы класса А- упаковки, пустые ампулы, колпачки от игл.

Отходы класса Б- перчатки, использованные салфетки, иглы, шприцы.

2. Асептика.

3. Сверить с листом назначения название и дозировку, проверить срок годности и физические свойства, обработать горлышко спиртовой салфеткой.

4. Провести инфекционную безопасность, подготовить пробирки к транспортировке в лабораторию, доставить их не позднее 2-х ч. после взятия крови.




Критерии оценки исходного уровня знаний

Оценка «отлично»

Студент самостоятельно, полно отвечает на поставленный вопрос. Дает правильную формулировку, точные определения, понятия терминов. Свободно владеет речью, медицинской терминологией.

Оценка «хорошо»

Студент отвечает на поставленный вопрос в некоторыми ошибками, которые исправляет после замечания преподавателя.

Оценка «удовлетворительно»

Студент отвечает на поставленные вопросы, но допускает много неточностей, ошибок, излагает материал недостаточно связано и последовательно.

Оценка «неудовлетворительно»

Студент не знает темы, допускает много ошибок, которые искажают изложение материала, дает неправильные определения. Отвечает неуверенно




Приложение 3






Терминологический опрос (устно, показ слайдов)


Образование тромбов в кровеносном сосуде- ………………..

Введение лекарственного средства с помощью их специального нагнетания под давлением в разные среды организма- …………………..

Более длительное действие лекарственного препарата на организм-………

Антикоагулянт-………………..

Использование лекарственных средств в лечебных целях-………………

…………..- путь введения лекарственного средства, при котором оно поступает в организм, минуя слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта.

Гнойное воспаление мягких тканей с образованием полости, заполненной гноем и отграниченной окружностью тканей пиогеной мембраной-……………..

Инфильтрат-………………

Медикаментозная эмболия-……………….

Воздушная эмболия…………………..

Гематома-………………..

………………- заражение крови

Тромбоэмболия-…………………………

………………..-аппликация на кожу лекарственного вещества для обеспечения его системного действия.

Эталон ответов к терминологическому опросу

Тромбоз

Инъекция

Пролонгированное действие

Препарат, снижающий свертываемость крови

Фармакотерапия

Парентеральное

Абсцесс

Уплотнение в месте инъекции

Закупорка сосуда лекарственным препаратом

Попадание в сосуд воздуха

Кровоизлияние под кожу

Сепсис

Закупорка сосуда тромбом

Трансдермальное введение





Критерии оценки терминологического опроса


Оценка «отлично»

Студент самостоятельно, полно отвечает на поставленный вопрос. Дает правильную формулировку, точные определения, понятия терминов. Свободно владеет речью, медицинской терминологией.

Оценка «хорошо»

Студент отвечает на поставленный вопрос в некоторыми ошибками, которые исправляет после замечания преподавателя.

Оценка «удовлетворительно»

Студент отвечает на поставленные вопросы, но допускает много неточностей, ошибок, излагает материал недостаточно связано и последовательно.

Оценка «неудовлетворительно»

Студент не знает темы, допускает много ошибок, которые искажают изложение материала, дает неправильные определения. Отвечает неуверенно.

































Приложение 4



Алгоритм выполнения манипуляции «Техника в/в инъекции»


п/п

Перечень практических действий

1.

Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль.

2.

Попросить пациента представиться.

3.

Сверить ФИО пациента с медицинской документацией.

4.

Сообщить пациенту о назначении врача .

5.

Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру.

6.

Объяснить ход и цель процедуры.

7.

Уточнить аллергический анамнез у пациента.

Подготовка к процедуре.

8.

Предложить пациенту занять удобное положение на кушетке сидя или лежа, чтобы рабочая рука была в разогнутом состоянии, ладонью вверх.

9.

Проверить герметичность упаковки и срок годности одноразового шприца и иглы.

10.

Проверить герметичность упаковки и срок годности иглы для инъекции.

11.

Проверить герметичность упаковки и срок годности одноразовых спиртовых салфеток.

12.

Взять упаковку с лекарственным препаратом, сверить его наименование с назначением врача, проверить дозировку, объем и срок годности.

Выполнение процедуры.

13.

Надеть средства защиты (маску одноразовую).

14.

Обработать руки гигиеническим способом.

15.

Надеть стерильные перчатки.

16.

Вскрыть поочередно 4 стерильные упаковки с одноразовыми спиртовыми салфетками и не вынимая из упаковки оставить на манипуляционном столе.

17.

Взять ампулу с лекарственным средством в доминантную руку.

18.

Прочитать на ампуле название препарата, объем и дозировку.

19.

Встряхнуть ампулу, чтобы весь лекарственный препарат оказался в ее широкой части.

20.

Обработать шейку ампулы первой спиртовой салфеткой.

21.

Обернуть этой же спиртовой салфеткой головку ампулы.

22.

Вскрыть ампулу резким движением пальцев руки "от себя ".

23.

Вскрытую ампулу с лекарственным средством поставить на манипуляционный стол.

24.

Спиртовую салфетку (внутри которой головка ампулы) и упаковку от нее поместить в емкость для медицинских отходов класса «А».

25.

Вскрыть упаковку одноразового стерильного шприца со стороны поршня.

26.

Взяться за рукоятку поршня и обеспечить соединение цилиндра шприца с иглой внутри упаковки (не снимая колпачка с иглы)

27.

Взять собранный шприц из упаковки, снять колпачок с иглы, придерживая иглу за канюлю.

28.

Поместить колпачок из-под иглы в емкость для медицинских отходов класса «А».


29.

Ввести иглу в ампулу, стоящую на столе и набрать нужное количество препарата, избегая попадания воздуха в цилиндр шприца.


30.

Поместить пустую ампулу в емкость для медицинских отходов класса «А».


31.

Снять двумя пальцами одной руки иглу с цилиндра шприца.


32.

Поместить иглу в не прокалываемый контейнер отходов касса «Б».


33.

Выложить шприц без иглы на стерильную поверхность упаковки от шприца.


34.

Вскрыть стерильную упаковку иглы для инъекции со стороны канюли и взяв шприц, присоединить шприц к канюле иглы.


35.

Поместить упаковку от иглы в емкость для медицинских отходов класса «А».


36.

Вытеснить воздух из шприца в колпачок до появления первой капли из иглы.


37.

Положить шприц с лекарственным препаратом в упаковку .


38.

Попросить пациента освободить от одежды предполагаемое место инъекции.


39.

Положить под локоть клеенчатую подушку.


40.

Наложить жгут на 5 см выше локтевого сгиба; попросить “поработать” кулаком.


41.

Осмотреть и пропальпировать предполагаемое место венепункции.


42.

Обработать двукратно место инъекции второй и третьей спиртовыми салфетками в одном направлении.


43.

Использованные спиртовые салфетки и упаковки поместить в емкость для отходов класса «Б».


44.

Снять колпачок с иглы и поместить его в емкость для отходов класса «А».


45.

Взять шприц доминантной рукой, придерживая канюлю иглы указательным пальцем, срезом вверх.


46.

Ввести иглу, осторожно, параллельно вене либо под углом 15° на 2/3 ее длины.


47.

Потянуть поршень левой рукой на себя, убедиться, что я нахожусь в вене.


48.

Развязать жгут.


49.

Ввести лекарственный препарат внутривенно струйно, соблюдая необходимую скорость.

50.

Извлечь иглу, прижать к месту инъекции четвертую спиртовую салфетку. Согнуть руку в локтевом сгибе и попросить фиксировать руку в таком положении еще 5 минут.

51.

Убедиться в остановке кровотечения.

Завершение процедуры.

52.

Поместить спиртовую салфетку, использованную при инъекции, в емкость для отходов класса «Б».

53.

Отсоединить иглу от шприца с помощью иглосъемника и поместить в не прокалываемый контейнер отходов класса «Б».

54.

Шприц в неразобранном виде поместить в емкость для отходов класса «Б».

55.

Упаковку от шприца и упаковку от салфетки поместить в емкость для медицинских отходов класса «А».

56.

Обработать рабочую поверхность манипуляционного стола дезинфицирующими салфетками двукратно с интервалом 15 минут методом протирания

57.

Салфетки поместить в емкость для медицинских отходов класса «Б».

58.

Снять перчатки.

59.

Поместить перчатки в емкость для отходов класса «Б».

60.

Снять медицинскую одноразовую маску.

61.

Поместить маску в емкость для отходов класса «Б» .

62.

Обработать руки гигиеническим способом.

63.

Уточнить у пациента о его самочувствии (сказать).

64.

Сделать запись о результатах выполнения процедуры в медицинской документации.



































Алгоритм манипуляции «Забор крови на исследование»


Оснащение: система для забора крови, шприц инъекционный от 5до 20 мл, игла инъекционная, штатив для пробирок, пробирки с крышкой или без, подушечка из влагостойкого материала, жгут венозный, емкости для дезинфекции, непромокаемый пакет/контейнер для утилизации отходов класса Б, контейнер для транспортировки биологических жидкостей, лента со штрих-кодом или лабораторный карандаш в зависимости от исследования и методики, антисептический раствор для обработки инъекционного поля, антисептик для обработки рук, дезинфицирующее средство, марлевые шарики стерильные, бактерицидный лейкопластырь, перчатки нестерильные.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

I. Подготовка к процедуре

1. Идентифицировать пациента, представиться, объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру взятия крови. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача.

2. Предложить пациенту или помочь ему занять удобное положение: сидя или лежа

3. Промаркировать пробирки, указав ФИО пациента, отделение» (с целью исключения ошибки при идентификации пробы биоматериала).

4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

5. Обработать руки антисептиком. Не сушить, дождаться полного высыхания антисептика.

6. Надеть нестерильные перчатки.

7. Подготовить необходимое оснащение.

8. Выбрать, осмотреть и пропальпировать область предполагаемой венепункции для выявления противопоказаний для избегания возможных осложнений. При выполнении венепункции в область локтевой ямки - предложить пациенту максимально разогнуть руку в локтевом суставе, для чего подложить под локоть пациента клеенчатую подушечку.

9. Наложить жгут на рубашку или пеленку так, чтобы при этом пульс на ближайшей артерии пальпировался и попросить пациента несколько раз сжать кисть в кулак и разжать ее. При выполнении венепункции в область локтевой ямки – наложить жгут в средней трети плеча, пульс проверяем на лучевой артерии. При наложении жгута женщине, не использовать руку на стороне мастэктомии.

II. Выполнение процедуры

10. Обработать область венепункции не менее чем двумя салфетками или ватными шариками с кожным антисептиком, движениями в одном направлении, одновременно определяя наиболее наполненную вену. Если рука пациента сильно загрязнена, использовать столько ватных шариков с антисептиком, сколько это необходимо.

11. Подождать до полного высыхания антисептического раствора (30-60 секунд). Нельзя вытирать и обдувать место прокола, чтобы не занести на него микроорганизмы. Нельзя также пальпировать вену после дезинфекции. Если во время венепункции возникли сложности, и вена пальпировалась повторно, эту область нужно продезинфицировать снова.

12. Взять шприц, фиксируя указательным пальцем канюлю иглы. Остальные пальцы охватывают цилиндр шприца сверху.

13. Натянуть кожу в области венепункции, фиксируя вену. Держать иглу срезом вверх, параллельно коже, проколоть ее, затем ввести иглу в вену не более чем на 1/2 ее длины. При попадании иглы в вену, ощущается «попадание в пустоту».

14. Убедиться, что игла в вене: одной рукой удерживая шприц, другой потянуть поршень шприца на себя, при этом в шприц должна поступить кровь (темная, венозная). Когда из канюли иглы покажется кровь, набрать необходимое количество крови

15. Попросить пациента разжать кулак. Развязать жгут.

16. Прижать к месту инъекции салфетку или ватный шарик с антисептическим раствором. Извлечь иглу, попросить пациента держать салфетку или ватный шарик у места инъекции 5 - 7 минут, прижимая большим пальцем второй руки, или заклеить бактерицидным пластырем или забинтовать место инъекции. Время, которое пациент держит салфетку/ватный шарик у места инъекции (5-7 минут), рекомендуемое.

17. Кровь, находящуюся в шприце, аккуратно и медленно, по стенке, перелить в необходимое количество пробирок.

18. Убедиться, что у пациента наружного кровотечения в области венепункции нет.

III. Окончание процедуры

19. Подвергнуть дезинфекции весь расходованный материал. Снять перчатки, поместить в емкость для дезинфекции или непромокаемый пакет/контейнер для утилизации отходов класса Б.

20. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

21. Уточнить у пациента о его самочувствии.

22. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения услуги в медицинскую документацию или оформить направление

23. Организовать доставку пробирок с полученным лабораторным материалом в лабораторию


















Приложение 5


Решение проблемно - ситуационных задач


Задача №1

Вы медицинская сестра процедурного кабинета. Пациенту К. 75 лет назначена внутривенная инъекция препарата в дозе 2мл с разведением. Пациент боится инъекции.

Задание:

Проведите беседу с пациентом.

Продемонстрируйте технику внутривенной инъекции.


Задача №2

Вы — медсестра процедурного кабинета терапевтического отделения. При внутривенном введении 10% раствора хлорида кальция пациент почувствовал пульсирующую боль в области инъекции, жжение. Медсестра прекратила введение препарата, извлекла иглу. Объективно: гиперемия, отек в области инъекции.

Задание:

Какое постинъекционное осложнение возникло. Причины.

Продемонстрируйте технику внутривенной инъекции.


Задача №3

После постановки внутривенной инъекции, медицинская сестра, не разбирая шприц, сбросила его в контейнер с дезраствором.

Задание:

Оцените действия медицинской сестры.

Продемонстрируйте технику внутривенной инъекции.


Задача №4

После внутривенной инъекции, в области локтевого сгиба образовалось багровое пятно.

Задание:

Какое постинъекционное осложнение возникло. Причины.

Продемонстрируйте технику внутривенной инъекции.

Задача №5

По назначению врача медицинской сестре необходимо внутривенно ввести лекарственный препарат. Она попросила студентку медицинского колледжа в своём присутствии выполнить эту манипуляцию. Пациент в резкой форме отказался от проведения процедуры.

Задание:

Проведите беседу с пациентом.

Продемонстрируйте технику внутривенной инъекции.


Задача №6

Вы медицинская сестра процедурного кабинета. Пациенту П. 46 лет назначена внутривенная инъекция препарата в дозе 3мл с разведением в течение 7 дней. После четвертого дня лечения пациент пожаловался на боль в области локтевого сгиба. Объективно: в области локтевого сгиба гиперемия, пальпаторно – уплотнение по ходу вены.

Задание:

Какое постинъекционное осложнение возникло. Причины.

Продемонстрируйте технику внутривенной инъекции.


Задача №7

Вы медицинская сестра процедурного кабинета. Врачом назначена внутривенная инъекция 10% р-ра хлористого кальция.

Задание:

Какие особенности введения данного препарата.

Продемонстрируйте технику внутривенной инъекции.


Задача №8

После постановки внутривенной инъекции, медицинская сестра отпустила пациента в палату, оставив на локтевом сгибе ватный шарик.

Задание:

Оцените действия медицинской сестры.

Продемонстрируйте технику внутривенной инъекции.


Задача №9

Вы медицинская сестра процедурного кабинета. Пациенту Н. 39 лет назначена внутривенная инъекция в дозе 2 мл в разведении. Пациент отказывается от процедуры.

Задание:

Проведите беседу с пациентом.

Продемонстрируйте технику внутривенной инъекции.


Задача №10

Вы медицинская сестра процедурного кабинета. После внутривенной инъекции пациент жалуется на кожный зуд.

Задание:

Какое постинъекционное осложнение возникло.

Продемонстрируйте технику внутривенной инъекции



Ответы на ситуационные задачи

Задача №1

Создать доверительные отношения с пациентом. Рассказать пациенту алгоритм проведения манипуляции. Рассказать пациенту о пользе данного препарата. Убедить пациента в безопасности проведения инъекции. Получить согласие на проведение инъекции.

см. алгоритм манипуляции.

Задача №2

Некроз. Неправильная техника инъекции. Попадание под кожу 10% раствора кальция хлорида.

см. алгоритм манипуляции.

Задача №3

Медицинская сестра поступила неправильно. После инъекции иглу нужно сбросить в контейнер для использованных игл. Шприц промыть в дезрастворе, разобрать и замочить в дезрастворе на один час.

см. алгоритм манипуляции.

Задача №4

Гематома. Прокол вены с двух сторон.

см. алгоритм манипуляции.

Задача №5

Создать доверительные отношения с пациентом. Рассказать пациенту алгоритм проведения манипуляции. Рассказать пациенту о пользе данного препарата. Убедить пациента в безопасности проведения инъекции. Получить согласие на проведение инъекции. Провести манипуляцию самой.

см. алгоритм манипуляции.

Задача №6

Тромбофлебит. Частые венепункции одной и той же вены.

см. алгоритм манипуляции.

Задача №7

Возможное осложнение – некроз, при попадании препарата под кожу. Перед введением препарата, повторная проверка нахождения иглы в вене путем оттягивания поршня. 2. см. алгоритм манипуляции.

Задача №8

Медицинская сестра поступила неправильно. После внутривенной инъекции проводим контроль состояния пациента в течение 5 минут. После прекращения кровотечения, шарик замачиваем в дезрастворе.

см. алгоритм манипуляции.

Задача №9

Создать доверительные отношения с пациентом. Рассказать пациенту алгоритм проведения манипуляции. Рассказать пациенту о пользе данного препарата. Убедить пациента в безопасности проведения инъекции. Получить согласие на проведение инъекции.

см. алгоритм манипуляции

Задача №10

Аллергическая реакция. Индивидуальная непереносимость препарата.

см. алгоритм манипуляции.



Критерии оценки решения ситуационной задачи

Оценка «отлично»

Комплексная оценка предложенной ситуации. Знание теоретического материала, правильный выбор тактики действия.

Рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для манипуляции. Практические действия выполняются последовательно, в соответствии с алгоритмом манипуляции. Рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима.

Оценка «хорошо»

Комплексная оценка предложенной ситуации, знание теоретического материала, незначительные затруднения при выборе тактики действий.

Рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практической манипуляции. Практические действия выполняются правильно, но не уверенно. Рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима.

Оценка «удовлетворительно»

Затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации. Неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя. Правильный выбор тактики действия.

Рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практической манипуляции. Нарушена последовательность действий при выполнении манипуляции. Рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима, допускается одна не грубая ошибка.

Оценка «неудовлетворительно»

Неправильная оценка ситуации. Неправильная тактика действий. Рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практической манипуляции. Студент не может самостоятельно выполнить манипуляцию. Совершаются действия, нарушающие требования санэпидрежима, нарушается техники безопасности при работе с используемыми материалами











24

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.