Методическая разработка «Рейтинг чтецов»
В педагогической деятельности я каждый день сталкиваюсь с множеством задач, направленных на улучшение образовательного процесса, вырабатываю различные приемы и методики для обучения учеников. Одним из важнейших аспектов считаю мотивацию детей. Соглашаясь с высказыванием А.С. Пушкина « Чтение - вот лучшее учение», я считаю, что важность чтения очень велика. Но как заинтересовать детей современного мира читать больше? Сделать так, чтобы тяга к прочтению новой книги была у каждого ребенка, а прочитанные произведения не ограничивались школьной программой. Решая эту задачу, я разработала методику «Рейтинг чтецов». Один из стендов нашего класса занимает интерактивный плакат, состоящий из 3-х уровней, с подвижными элементами на которые прикреплены фамилии детей. Прочитав одну книгу, рассказав о ней всему классу, книга вписывается в плакат, фамилия ребенка передвигается по плакату к новому уровню. Элемент соревнования и желание выйти вперед мотивирует ребенка прочитать еще одну книгу, а затем и следующую, чтобы перейти на новый уровень рейтинга. Так каждый ребенок, еще не успев прочесть одну книгу, уже задумывается о том какую же прочитать следующей. Таким образом, достигается поставленная цель: замотивировать детей на чтение книг вне школьной программы. В результате у детей улучшается читательская грамотность, преображается окрас разговорной речи, расширяется кругозор, тренируется память, развивается самостоятельность, увеличивается техника чтения, повышается орфографическая зоркость. В результате чего методика помогает реализовать сразу несколько задач, которые каждый учитель ставит перед собой. Рейтинг чтецов создает ситуацию успеха у каждого ученика, дети наглядно видят, что прочитав новую книгу, они продвигаются вперед, это увеличивает стремление читать больше. К концу учебного года у детей формируется «личная библиотека» прочитанных произведений. Завершением работы с данной методикой является проект с выступлением «Мои любимые произведения», на защите проекта каждый ребенок представляет классу свою работу, рассказывающую о наиболее понравившихся книгах. Описание методики: ватман, разделенный по вертикали на 3 столбца, где первый – уровень № 1 (3 книги), второй - уровень №2 (4 книги), третий - уровень №3 (5 книг), к завершению последнего уровня ребенок прочитает 12 книг. «Большое - начинается с мелочей». По горизонтали деление на строчки, каждая строчка – индивидуальная строка ученика, куда вписывается прочитанная книга. С двух сторон плаката на каждой строке прикреплены нити, на которых держится табличка с фамилией и именем ребенка, элемент интерактивный, фамилия передвигается по ватману.
Материал подготовлен учителем начальных классов МКОУ «Красноборский ЦО» Арутюнян Дарьей Сергеевной.