Статья «Ваш Рейтинг, полюбуйтесь, пожалуйста»
М.А. Старшов
Ваш Рейтинг, полюбуйтесь, пожалуйста
Каждый учитель и вообще педагог, а можно сказать и ещё шире, постоянно сравнивает друг с другом какие-то вещи, параметры, чьи-то знания, даже некоторые качества. Другими словами, выставляет оценки.
В учебном процессе, будь то школа или вуз традиционно мы все пользуемся шкалой, почти по Пушкину, «тройка, семёрка, туз». Ну, едва ли надо кому-нибудь объяснять, что такое пятёрка в любой школе. Что, никто не бросился к бумаге писать мне жёсткую отповедь? Мы же пользуемся величайшим изобретением со времён Яна Амоса Коменского, так называемым ЕГЭ! (я не виноват, компьютер сам организовал большие буквы, честное слово, моя рука не поднимается так писать эту аббревиатуру), сама министр убеждена что теперь-то знания всех выпускников наших школ абсолютно одинаковы. Иначе зачем было городить огород и нести невероятные расходы, включая охрану и рамки на входе.
Многие преподаватели вспоминают советскую школу со слезами на глазах: вот тогда учили, так учили! А моя мудрая мама поняла, что при моих хороших оценках я вполне могу встретить ещё более серьёзные трудности при поступлении в любой вуз. Её толчок в два дня перенёс меня по меридиану через полстраны. Но не он был причиной того, что я немедленно превратился в двоечника. И было это в середине октября в десятом классе, выпускном тогда.
Правда, все мои пробелы и двойки обнаружились только в математике. Вот такой был учитель в мужской школе, обожаемый всеми учениками Николай Иванович Добрынченко, сурового вида Педагог с большой буквы. Между прочим, через полгода на вступительном экзамене по математике второй дополнительный вопрос я услышал неожиданный: «Какую школу кончали? У кого учились?» и в экзаменационной ведомости тут же появилась пятёрка. Никаких дополнительных занятий, никаких репетиторов, да и слово-то такое знали только по русской литературе.
Итак, что такое пятёрка, знаю даже я. А скажите мне, что такое четвёрка?! Нет, серьёзно! Только не говорите о двух незначительных дефектах речи! Точно знают это все наши школьники и студенты. «Почему вы мне четыре ставите, я же на три ответил» - ах, нет так почему-то не сказал ни один мой ученик.
Но вот мне на кафедре более тридцати лет назад поручают читать курс физики на биологическом факультете. Естественно, первая моя мысль была о том, как я буду оценивать их знания в конце курса. С удовольствием признаюсь, что немедленно придумал собственную систему контроля знаний, точнее, уровня развития каждого студента, и горя не знаю.
Зачем всё это вам рассказываю? Да захотелось показать результат подобной сравнительной оценки, не зависящей от педагога, на конкретном примере, на вас, извините, дорогие коллеги!
Все мы заходим на сайт, производим какие-то операции, а в это время программа пристально за нами наблюдает. И оценивает. Но что вам говорит ваш рейтинг на сайте УРОК.РФ, 137 или 12345?
Сам его вижу больше года. Ну, меняется понемногу, растёт, и что из того? Честно говоря, он мне не по душе, какая-то произвольная, механическая арифметика ничего более.
А теперь посмотрите, что дают эти же бездушные цифири, если столкнуть их друг с другом. В свой калькулятор со статистической программой ввожу последовательно рейтинг участников, пока не надоест. Надоело в конце первой сотни.
Нажимаю на кнопку, позволяющую увидеть средний балл по этому ансамблю, или коллективу, читаю 5943. Поскольку не поленился все сто рейтингов записать на листочке, получаю возможность посчитать, сколько человек имеют рейтинг около среднего, скажем, 500. Потом в таком же диапазоне подальше от среднего, ещё дальше… Наконец, на клетчатой бумаге рисую график – вот чудо-то! Ну, очень похожие графики получаю все три десятилетия контроля знаний студентов-биологов по страстно любимой ими физике. Такая же картина и на других факультетах, где приходилось работать.
Вот он, этот график:
/data/files/h1545598974.bmp (0x0)
Удивительно – темы разные, вопросы разные, студенты каждый год меняются, остаётся неизменным только метод, а результат потрясающе устойчивый. Больше того, дважды в моей практике на графике вдруг обнаруживался второй максимум. В первый раз это сильно озадачило. Но потом удалось узнать, что в этом потоке была существенная доля студентов с подготовительного отделения, и всё стало понятно.
На самом деле, нет ничего удивительного. График, в сущности, проявляет закон нормального распределения, широко действующий в Природе, знаем мы о том, или нет
С одного взгляда можно понять, что колокол показывает норму, самое распространённое значение изучаемого параметра. Проводим мысленно горизонтальную линию на половине высоты в максимуме, и можем внизу прочитать диапазон того, что обычно оцениваем четвёркой. Левее видны троечники, вправо уходят, сами понимаете, отличники. У студентов обычно вопросов нет, всё и так видно.
А здесь, на учительском портале, могла бы добавиться программа, постоянно проводящая подобные расчёты, я уж больше не стану этим заниматься. Хотя и любопытно – нет ли и здесь вторичного максимума среди значений рейтинга меньше 2500, в следующих сотнях и тысячах участников наших посиделок. Надеюсь, что ничего подобного на других порталах не делается, а жаль, наглядность впечатляет.
Старшов Михаил Александрович
Омарова Альмира Шигаповна
Тахтаракова Валентина Анатольевна
Елена Вениаминовна Чурина
Воронцов Сергей Иванович