Методическая разработка родительского собрания «Безопасность детей в сети Интернет»
КГАУСО
«Арсеньевский социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних
«Ласточка»
Методическая разработка
родительского собрания по теме
«Безопасность детей в сети Интернет»
Разработал: Социальный педагог М.А.Козлова
г. Арсеньев
2019г.
Аннотация.
Человек в современном обществе является активным потребителем разного рода информации, поток которой постоянно увеличивается. Средства массовой коммуникации, новые технологии проникли во все сферы жизни человека. Медиа стали основным средством производства современной массовой культуры.
Современное подрастающее поколение все чаще называют «медийным». И хотя степень осведомленности о различных средствах массовой коммуникации зависит от множества факторов, основными из которых являются возраст, наличие медийных средств, интерес, проявляемый к медиа, неизменно растет, а свободное время большинства сегодняшних детей тесно связано именно со средствами массовой коммуникации. Это неудивительно, ведь для большинства детей и молодежи современные медиа (и особенно Интернет), гораздо больше, чем простые средства познания окружающего мира.
В связи с постоянно растущим объемом информации, передаваемой по каналам масс-медиа и их неизменной популярностью в детской среде актуальность развития медиаграмотности не вызывает сомнений.
Средства массовой коммуникации могут оказывать на ребенка как положительное (получение новой информации, освоение медийного поля и т.д.), так и отрицательное влияние (обилие сцен насилия на телеэкранах и в компьютерных играх, нанесение вреда здоровью детей при чрезмерном увлечении медиа и т.п.).
Всё это заставляет взрослых серьезно задуматься над проблемой медиасредств массовой коммуникации и их влияния на здоровье и развитие ребенка, а также над отношением взрослых к образованию, развитию и духовному становлению ребенка медийного поколения.
Цель родительского собрания:
Повышение псхолого-педагогических компетенций родителей в вопросах медиабезопасности несовершеннолетних.
Задачи:
обсудить вопрос о роли и влиянии медиа на формирование личности ребенка, его физическое и психическое здоровье;
дать представление о медиаобразовании и его роли в образовательном процессе ребенка;
определить роль семьи в медиаобразовании детей;
дать рекомендации по организации безопасного медиапространства ребенка дома.
Ход собрания:
Приветствие.
Средства массовой информации прочно вошли в нашу жизнь, и, если задаться вопросом, оказывают ли средства массовой коммуникации на нас какое-либо влияние, каждый взрослый человек наверняка ответит утвердительно. И это так, потому под воздействием медиа формируются мировоззрение, ценностные ориентации, вкусы, пристрастия, имидж и т.д. Но если мы, взрослые, так зависимы от медиа, что можно сказать о наших детях?..
Согласно данным Национального союза семейных ассоциаций (UNAF), несовершеннолетние дети проводят ежегодно 1400 (!) часов, контактируя с различными экранными медиа, в то же время известно, что в России в среднем родители разговаривают со своими детьми всего около 30-40 минут в день. В стремительном темпе нашей жизни катастрофически не хватает времени, чтобы поговорить с своим ребенком по душам, расспросить обо всем! И дети, конечно, это чувствуют, но любящее сердце все прощает: ребенок привыкает к тому, что мама очень занята, а папа всегда на работе. Вот он и стремится восполнить дефицит общения, уютно устроившись на диване перед телевизором или включая компьютер.
Наши дети, даже самые маленькие, не ограничиваются сегодня чтением книг и просмотром мультфильмов. Всё большее место в жизни каждого ребенка занимают компьютер и интернет, у которых есть как свои сторонники, так и свои противники. Предлагаю всем вместе рассмотреть пользу и вред интернета.
Родители делятся на две группы. Одна группа записывает на ватмане или магнитной доске положительные стороны интернета, другая – отрицательные.
Плюсы Интернета | Минусы Интернета |
Свободный доступ к любой информации | Непроверенная и недостоверная информация |
Информативность – возможность изучения разных точек зрения на один вопрос | Отрицательное влияние на физическое здоровье детей (снижение зрения, нарушение осанки, гиподинамия, ожирение) |
Технологичность - использование новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий | Использование жаргона, «упрощение» языка, нецензурная брань |
Творчество – возможность создания собственного медиатекста и его размещения в сети | Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты |
Формирование навыка работы с информацией (находить, получать, анализировать, систематизировать и использовать) | Передача и использование информации в неблаговидных целях |
Возможность постоянного самообразования, самореализации | Кибербуллинг - травля человека по интернету |
Быстрая связь | Неконтролируемые покупки |
Безграничные возможности общения | Реклама насилия, агрессии |
Проведение с пользой свободного времени (музыка, к/фильмы, и т.п.) | Порнография |
Информация, разжигающая расовую ненависть, нетерпимость по отношению к другим людям по национальным, социальным, групповым признакам | |
Пропаганда суицида | |
Пропаганда и распространение наркотиков, азартных игр, анорексии, пропаганда деятельности различных сект, неформальных молодежных движений | |
Мошенничество | |
Игромания | |
Размещение «эксклюзивных» фото в соцсетях — опасный вид интернет-зависимости (опасные селфи), повлекшие за собой немало несчастных случаев. | |
Вредоносные программы | |
Спам | |
Социальная изоляция, депрессия |
По окончании работы результаты обсуждаются.
Вопросы для обсуждения:
с какими негативными сторонами интернета приходилось сталкиваться вам и вашим детям?
как вел себя ребенок, столкнувшийся с той или иной проблемой, связанной с пользованием интернетом?
На какие группы можно поделить все риски интернет-пользования?
В процессе обсуждения используется следующая информация.
Классификация онлайн-рисков.
Коммуникационные риски. Возникают в процессе общения и взаимодействия людей в Интернете. В их числе кибертравля, сексуальные домогательства, нежелательные знакомства в Сети, встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни и др. С подобными рисками можно столкнуться при общении в онлайн-мессенджерах, социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах, блогах и других ресурсах.
Контентные риски. Возникают при столкновении с противозаконной, неэтичной и вредоносной информацией в сети (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на различные ресурсы). К такой информации относятся: агрессия, эротика или порнография, нецензурная лексика, информация, разжигающая расовую ненависть, пропаганда анорексии, булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ Подобный контент можно встретить на различных сайтах и в социальных сетях.
Потребительские риски. Возникают в процессе приобретения товаров и услуг через Интернет. В их числе риск купить товар низкого качества, подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию; потерять денежные средства или стать жертвой мошенников, использующих персональные данные онлайн-покупателей.
Технические риски. Опасность повреждения программного обеспечения компьютера, хищения или нарушения конфиденциальности личной информации посредством взлома с использованием вредоносных программ (вирусы, черви, троянские кони, шпионские программы, боты и др.).
Дети молниеносно осваивают все последние новинки – социальные сети, игры, программы. Интернет помогает им развиваться и учиться. При этом Интернет анонимен и трудно контролируем. Дети любознательны, у них еще нет того жизненного опыта, который позволил бы им определить обман и манипуляцию. Очевидно, что без содействия взрослых, наши дети могут попасть в руки к онлайн-мошенникам и киберпреступникам. К сожалению, в современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Многие родители не знают, чем живет сегодня их ребенок, какие проблемы его волнуют, круг общения ребенка. Родители, не владея возрастными особенностями развития своего ребенка, не проявляют должного понимания во взаимоотношениях со своими детьми. Дети, которые не чувствуют любовь и понимание, находят их в виртуальном мире. Очень многие родители не знают, какие сайты посещает их ребенок. К тому же большинство учителей и родителей недостаточно разбираются в инновационных технологиях и не знают о многих возможностях и опасностях сети. Поэтому не всегда могут предусмотреть те угрозы и риски, с которыми может столкнуться ребенок в Интернете. Главный вред, по мнению родителей, связанный с использованием Интернета – это угроза снижения зрения. И в качестве меры предосторожности родители либо ограничивают время проведения в Сети, либо вовсе запрещают ребенку пользоваться ею. Таким образом, старшее поколение игнорирует тот факт, что Интернет сегодня стал неотъемлемой частью жизни и социума для наших детей. Основная задача родителей и педагогов - научить детей использовать пространство Интернет правильно. Наибольший эффект достигается только при взаимодействии семьи и школы.
Очень часто родители жалуются, что их дети слишком много времени путешествуют в Интернете в ущерб другому проведению досуга, почти не бывают на свежем воздухе, мало двигаются, не успевают в школе. Нарушения социальной адаптации и недостаточное внимание со стороны родителей делают виртуальный мир наиболее предпочтительным для ребёнка. Отсутствие реальных интересов и целей в жизни вызывает нарушение баланса в восприятии ребёнка и тогда киберпространство становится для него более значимым, чем действительная жизнь.
Чтобы уметь контролировать детей в сфере деятельности с интернет ресурсами родителям необходимо повышать собственную компьютерную и информационную грамотность. Для ребенка родитель должен быть другом, советчиком, вместе с ребенком познавать новые интернет ресурсы, уметь создавать территорию безопасного Интернета. Совместная работа поможет не только сплотить детей и родителей, но даст возможность почувствовать себя единым целым, что очень важно при воспитании ребенка.
Итак, существующая опасность медиасредств ставит естественный вопрос о медиабезопасности детей. Медиабезопасности можно достичь только благодаря медиаграмотности, полученной в процессе медиаобразования.
Что такое медаобразование, и какова его роль в современном процессе обучения вы узнаете в ходе слайдовой презентации.
Слайдовая презентация «Медиаобразование. Роль в современном процессе обучения»
Слайдовая презентация
PPSX / 2.29 Мб
В России к разработке понятийного аппарата медиаобразования первыми приступили педагоги. Они определили вектор его развития и сформировали его педагогическую модель. Основными площадками для применения медиаобразовательных технологий являются образовательные учреждения.
Медиаобразование - весьма объемное понятие. Его невозможно вставить в рамки одного школьного предмета. Сегодня медиаобразование осуществляется в форме спецкурсов, медиакружков, факультативов, медиастудий, а многие учителя используют возможности медиапедагогики в ведении различных учебных предметах школьного курса.
Тем не менее, начальные уроки медиаобразования ребенок получает в семье: первая книга, которую держит в руках мама; первые, пока еще непонятные, изображения на экране телевизора; первый опыт работы и общения в Интернете. Информация, которая окружает маленького человека в период освоения им жизненного пространства, входит в него легко, естественно, без существенных помех. За первые три года жизни ребенок осваивает столько информации, сколько некоторые индивиды не успевают переработать за годы учебы в вузе. Восприятие подрастающего человека открыто для любой информации, разного свойства и качества.
По мнению исследователей ресурсного потенциала семьи В.М. Жеребина, О.А. Алексеевой, О.А. Белоусова, Н.А. Ермаковой, информационный потенциал семьи состоит из двух блоков:
- информационного фонда семьи, т.е. совокупности профессиональной информации, массивов общеобразовательных и культурных знаний, житейской, справочной, развлекательной информации;
- информационно-технологических возможностей семьи (компьютеры и другие средства электронной, цифровой обработки информации, Интернет, электронная почта, мобильные телефоны, другое информационное оборудование, технологии, программные продукты).
Значимым блоком информационного потенциала семьи следует считать медиаинформационную грамотность детей и взрослых, которая позволяет им эффективно использовать информационный фонд и информационные возможности. Причем, данная грамотность возникает не в результате организованного научения, а в процессе естественного семейного воспитания, постоянного взаимодействия детей и родителей на основе их общих интересов и информационных потребностей.
О качестве информационного пространства семьи говорят такие факты, как наличие домашней библиотеки, домашних архивов, фонотеки, коллекции картин, марок, монет и других предметов культуры. Особую ценность в системе семейного медиаобразования представляют домашние библиотеки. Исследователи Университета Невады выяснили, что наличие хорошей библиотеки в доме напрямую связано с будущим уровнем образования ребенка, причем вне зависимости от уровня образования родителей. Этот фактор является общим для жителей разных стран и для семей с разным уровнем достатка и образования родителей.
Немаловажной является информационная культура семьи, например, ведение и хранение ценных бумаг, переписки, счетов, квитанций…
Следует помнить, что отношение ребёнка к компьютеру и Интернету формируют взрослые, личным примером подтверждая правильность своего выбора. Родители должны, прежде всего, решить, для чего нужен семье компьютер: для работы, учебы, общения или только для игр. Именно на родителей ложится ответственность правильного выбора учебных программ, контроля общения в сети, выбора компьютерных игр.
Как направить ребенка в нужное русло? Любовь, уважение к детям и личный пример во всех сферах жизнедеятельности. Если отец позволяет себе просиживать у компьютера до полуночи, а иногда и до утра, играя в сети, огромная вероятность того, что ребенок сделает то же самое, несмотря на то, что многое услышано от родителей о вреде компьютерных игр.
Задача педагогов - помогать родителям ориентироваться в потоке информации, ведь от того, как современная российская семья будет относиться к получаемой информации, которую предлагают многочисленные средства массовой коммуникации, каким образом эта информация воспринимается, оценивается и интерпретируется родителями детей, во многом будет зависеть и отношение к информационному потоку подрастающего поколения.
Как же правильно организовать безопасное медиапространство дома?
Вот несколько рекомендаций, с помощью которых посещение Интернет может стать менее опасным для ваших детей.
- Если ваши дети хотят посещать Интернет, вам следует выработать вместе с ними соглашение по использованию Интернет.
- Учтите, что в нем вы должны однозначно описать права и обязанности каждого члена вашей семьи.
- Четко сформулируйте ответы на следующие вопросы:
Какие сайты могут посещать ваши дети и что они могут там делать;
Сколько времени дети могут проводить в Интернет;
Что делать, если ваших детей что-то беспокоит при посещении Интернет;
Как защитить личные данные;
Как следить за безопасностью;
Как вести себя вежливо;
Как пользоваться чатами, группами новостей и службами мгновенных сообщений.
Помните, что формально составленное соглашение не будет выполняться! Вы должны проверять выполнение соглашения вашими детьми. Регулярно, по мере необходимости, вносите изменения в данное соглашение. Следите за тем, чтобы Ваши правила соответствовали возрасту и развитию Вашего ребенка.Основные правила безопасности в интернете для родителей
- Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернет;
- Объясните детям, что если в Интернет что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством;
- Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании он-лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;
- Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;
- Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернет нет разницы между неправильными и правильными поступками;
- Научите ваших детей уважать собеседников в Интернет. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни;
- Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;
- Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернет – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
- Не забывайте контролировать детей в Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.
- Регулярно проверяйте список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем они общаются;
- Внимательно проверяйте запросы на включение в список новых друзей. Помните, что в Интернете человек может оказаться не тем, за кого он себя выдает;
- Станьте «другом» своего ребенка в социальных сетях – так Вам будет проще отследить, с кем общается Ваш ребенок.
Как научить детей отличать правду от лжи в Интернет?
Следует объяснить детям, что нужно критически относиться к полученным из Интернет материалам, ведь опубликовать информацию в Интернет может абсолютно любой человек. Объясните ребенку, что сегодня практически каждый человек может создать свой сайт и при этом никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация.
Научите ребенка проверять все то, что он видит в Интернет. Как это объяснить ребенку?
Лучше начать, когда ваш ребенок еще достаточно мал. Ведь сегодня даже дошкольники уже успешно используют сеть Интернет, а значит нужно как можно раньше научить их отделять правду от лжи;
Не забывайте спрашивать ребенка об увиденном в Интернет. Например, начните с расспросов, для чего служит тот или иной сайт.
Убедитесь, что ваш ребенок может самостоятельно проверить прочитанную в Интернет информацию по другим источникам (по другим сайтам, газетам или журналам). Приучите вашего ребенка советоваться с вами. Не отмахивайтесь от их детских проблем.
Поощряйте ваших детей использовать различные источники, такие как библиотеки или подарите им энциклопедию на диске, например, «Энциклопедию Кирилла и Мефодия» или Microsoft Encarta. Это поможет научить вашего ребенка использовать сторонние источники информации;
Научите ребенка пользоваться поиском в Интернет. Покажите, как использовать различные поисковые машины для осуществления поиска;
Объясните вашим детям, что такое расизм, фашизм, межнациональная и религиозная вражда.
Несмотря на то, что некоторые подобные материалы можно заблокировать с помощью специальных программных фильтров, не стоит надеяться на то, что вам удастся отфильтровать все подобные сайты.
Может ли ваш ребенок стать интернет-зависимым?
Не забывайте, что Интернет это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако этот путь ведет к формированию Интернет-зависимости. Осознать данную проблему весьма сложно до тех пор, пока она не становится очень серьезной. Да и, кроме того, факт наличия такой болезни как Интернет-зависимость не всегда признается. Что же делать? Установите правила использования домашнего компьютера и постарайтесь найти разумный баланс между нахождением в Интернет и физической нагрузкой вашего ребенка. Кроме того, добейтесь того, чтобы компьютер стоял не в детской комнате, а в комнате взрослых. В конце концов, посмотрите на себя, не слишком ли много времени вы проводите в Интернет.Вывод
Не стоит думать, что Интернет – это безопасное место, в котором ваши дети могут чувствовать себя защищенными. Надеюсь, что вы понимаете, что использование только средств воспитательной работы без организации действенного контроля – это практически бесполезное занятие. Точно так же как и использование репрессивных средств контроля без организации воспитательной работы. Только в единстве данных средств вы сможете помочь вашим детям чувствовать себя в безопасности и оградить их от влияния злоумышленников.
Организация воспитательной и внеурочной деятельности со стороны образовательного учреждения, проведение совместного досуга детей с родителями, развитие альтернативных интересов для ребёнка, доверительные детско-родительские отношения позволят обезопасить наших детей в пространстве Интернет.
Заключительная часть Рефлексия. Участники высказывают свое мнение о собрании, продолжая фразы: Встреча была полезной, потому что… Я узнал(а) о том, что… Я понял(а), что нужно… Прощание. Родителям предлагается раздаточный материал.Используемая литература:
Баскакова Н.И., Солопова Н.К., Безопасный Интернет. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений. Тамбов, 2011 г.
Бондаренко Е.А. Формирование медиакультуры учащихся // Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование / Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М.: Изд-во Рос. академии образования, 2010. С.29-34.
Максименко И.В., Литовченко С.Д. и др. Дети в Интернете: Как научить безопасности в виртуальном мире. Киев., Издательство ООО «Издательский Дом“ Аванпост-Прим”, 2010 г.
Ресурсный потенциал жизненного цикла семьи / Отв. ред. В.М. Жеребин; Ин-т социально-экономических проблем народонаселения РАН. М.: Наука, 2010. С.104.
Челышева И.В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности. Научно-популярное издание. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. 184 c. ISBN 978-5-8327-0258-2
Используемые интернет-ресурсы:
http://detionline.com/helpline/about/
Приложение 1
Нормативно-правовая база медиаобразования буклет
PDF / 445.86 КбПриложение 2
Безопасный Интернет рекомендации родителям буклет
PDF / 519.55 Кб
Приложение 3
Безопасность в интернете правила для детей буклет
PDF / 776.58 Кб