Снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с тнр посредством использования бросового материала

7
1
Материал опубликован 25 April 2022

СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР

ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА

Безносова И.Н., Романова В.В., воспитатели

Петрушенко Е.А., учитель-логопед

МБДОУ детский сад №145 г. Иркутска

Каждое время определяет свои проблемы, если судить по обилию рекламы в социальных сетях и на телевидении, остро встает проблема тревожности, как у взрослых, так и у детей. Не обошла эта тема и дошкольный возраст. Ребенок очень эмоционален по своей природе. Все происходящее вокруг он оценивает применительно к себе и пропускает через себя. Реальность настоящего момента такова, что к периоду школьного возраста, когда у детей формируются не только определенные знания, умения, навыки, он получает и тревожность.

К семи годам у многих дошкольников за плечами большой груз страхов и тревоги. Тревожность, как устойчивая черта личности, приобретается не сразу, не одномоментно. Ребенок получает опыт тревожного состояния, а отсутствие своевременной помощи и поддержки со стороны взрослых, приводит к накоплению этих состояний, тревога может преобразоваться в страх. В одиночку ребенок преодолеть тревогу и страх не умеет, не может, он старается спрятаться от них, избежать ситуаций, приводящих к повторному переживанию.

Особенно остро эта проблема стоит у детей с речевыми нарушениями. Тревожность дезорганизует поведение ребенка, отражается на развитии высших психических функций, развитии личности. Неуверенность в себе, в своих силах, в успехе любой деятельности ребенка отрицательно сказывается на развитии и становлении познавательных процессов.

Поведение ребенка сопряжено с неадекватными проявлениями эмоциональной нестабильности. Впервые это понятие в психологию привел Зигмунд Фрейд. Современная же наука трактует это понятие несколько иначе. Исследования Х. Хекхаузена и В.С. Роттенберга показывают, что тревожность негативно воздействует на память и способности к научению. Ребенок, находясь в коллективе, очень часто сравнивает себя со сверстниками, а дети с речевыми нарушениями переживают свои проблемы, испытывают дискомфорт, чувствуют себя неуверенно, стараются остаться в тени. Боязнь насмешек формирует чувство собственной малоценности.

Отсутствие мотивации на успех является серьезной проблемой, затрудняющей работу учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности. Дети с ТНР попадают в тревожащие ситуации чаще. Сверстники и взрослые, не понимая речь такого ребенка, предъявляют завышенные требования к нему, могут поднять его на смех, еще более усугубив ситуацию. К личностной и ситуативной тревожности добавляется речевая тревожность. Дети переживают из-за негативной оценки своей речи, чаще попадают в ситуации непонимания. Но в силу психологических и физиологических особенностей развития, ребенок нуждается в общении. 317 Человек проявляется в социуме, общение жизненно необходимо для ребенка, эта необходимость способна вызвать эмоциональное напряжение, неуверенность в ситуации общения и в себе.

В старшем дошкольном возрасте дети свои речевые проблемы вполне осознают. Ребенок начинает избегать общения, прибегает к языку жестов. Мы видим, что дети старшего дошкольного возраста с ТНР имеют разный уровень речевой тревожности, но все подвержены риску развития тревожности личностной.

Осознав важность этой проблемы, приняв ее в разработку, мы постарались скоординировать работу педагогов, учителя-логопеда, педагога-психолога и родителей по снижению и профилактике тревожности у детей с ТНР. Самым важным условием мы считаем эмоциональное благополучие ребенка, поэтому мы стремились создать комфортные условия для развития ребенка, раскрытия его способностей и их поддержки при необходимости. Детский состав нашей группы обновляется каждые два года, что само по себе является провоцирующим фактором нарушения уже стабильной эмоционально-привычной атмосферы. Здесь мы отмечает повышение уровня тревожности и у детей, и у родителей. Причин несколько:

1. Повторная адаптация. Приход в новую группу, новый коллектив, к новым педагогам может вызвать повышения уровня тревожности у ребенка, которая проявляется в негативном эмоциональном состоянии.

2. Трансляция тревожности родителей. Встречается определенная категория родителей, отличающихся излишней опекой, которые настолько чувствительны к необходимости посещения группы с ТНР, что могут своими переживаниями оказать «медвежью услугу» своему ребенку.

3. Повышенная требовательность со стороны родителей. Эта категория родителей прямо противоположна предыдущей. Непосильные ожидания сиюминутных успехов, постоянное сравнение своего ребенка с другими, высказывание негативных оценочных суждений способны только усилить травмирующий опыт ребенка.

Свою работу мы начинаем с формирования детско-родительских отношений. Объединение в единый коллектив происходит не сразу. Привлечение педагогов – психологов помогает сделать этот процесс достаточно быстро. Ознакомление с индивидуальными особенностями каждого ребенка, учет его личностных предпочтений, выявление способностей, опора на интерес помогут в выработке общей стратегии взаимодействия.

Целесообразно направить устремления взрослых на создание развивающей среды группы, формирование пространства детской реализации. Как указывает один из авторов программы «От рождения до школы» Николай Евгеньевич Веракса, социальная поддержка является главным условием развития детской личности [2:22]. Вовремя поддержать ребенка, помочь ему проявить собственную инициативу, создать условия эмоционального комфорта, помочь освоиться в ситуации успеха - это задачи и педагогов и родителей. Помощь и поддержка взрослых помогут справиться со многими тревожными состояниями.

Мы советуем применять переключение внимания ребенка с ситуации, негативно на него воздействующей, на деятельность более привлекательную и интересную для детского понимания. В первую очередь для работы с детьми с ТНР, можно взять на заметку применение расслабляющих массажей, пальчиковых, дыхательных и артикуляционных гимнастик. Приоритетным для себя мы считаем использование альтернативных, или бросовых материалов для организации работы с детьми и взаимодействия с родителями. Вместе с родителями мы подготовили и оборудовали зоны игрового массажа с бросовым материала. Емкость - небольшой пластиковый тазик или контейнер, заполняется на три четверти объема пустыми формочками из - под киндер - сюрпризов. Они, в большинстве своем, двух размеров. Ребенок с удовольствием погружает руки, перебирает, манипулирует. Такой своеобразный мини-бассейн благотворно влияет на развитие моторики и поднимает настроение.

Большой отклик в среде родителей вызвали сенсорные коврики. Активные точки, расположенные на подошве, воздействуют на кору головного мозга, практически на все внутренние органы, укрепляя здоровье. Как известно, в здоровом теле - здоровый дух. Хождение босиком по таким коврикам приносит бодрость, радость, заметно поднимается настроение, следовательно, снижается уровень тревожности.

Изготовление таких ковриков не требует специального обучения или особых предметов, главное, соблюдать правила безопасности. К коврику прикрепляем любые предметы мелкой и средней величины: губки, мочалки, пуговицы, губки для мытья посуды. Много вариантов подсказывает Интернет, но как показала практика, фантазия родителей способна создавать шедевры. К тому же, активное привлечение родителей снижает уровень родительской тревожности, а ребенок видит пример нетрадиционного применения материалов, вышедших из области прямого назначения, заодно учится рационально использовать предлагаемые ресурсы. Игровая форма сотрудничества взрослых и детей позволяет эффективно работать в направлении снижения уровня тревожности детей с ТНР.

Атрибутика, сделанная своими руками, несет особую энергетику. А сделать можно очень много: это и игровые тренажеры, и бизиборды, и мозаики, и коллекции чудесных вещей, которые приятно брать в руки, рассматривать, гладить, совершать любые игровые манипуляции.

Как говорил в свое время Сухомлинский: «Мир ребенка находится на кончиках пальцев», а будущее ребенка зависит от мира взрослых.

Литература

1.Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов с родителями. /М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. –М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.- 5-е изд. (инновационное), испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю! Очень актуально!

26 April 2022

Ответ #411752 был удален 27 April 2022


Похожие публикации