12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Волынец Александра Владимировна73
0

Статья «Инновационные виды логопедических занятий с обучающимися младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Инновационные виды логопедических занятий с обучающимися младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Волынец Александра Владимировна

Высокая познавательная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора. Учитель-логопед, способствуя освоению надпредметных умений и навыков, может выполнить одну из задач коррекционно - развивающего обучения – стимулировать познавательную мотивацию учащихся с различными нарушениями речи. Использование в ходе логопедических занятий элементов сказки, песочной терапии, музыкотерапии, относящихся к стимулирующим приемам здоровьесбережения, способствует на фоне комплексной логопедической помощи, освоению надпредметных умений и навыков, оптимизирует процесс коррекции речи детей-логопатов, стимулирует познавательную мотивацию учащихся и не требует особых усилий. Рассмотрим некоторые средства активизации познавательной деятельности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Сказка как средство социализации и развития личности.

Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. К. Д. Ушинский считал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа [7, с, 37]. Сказка в определённой степени удовлетворяет, по крайней мере, три естественные психологические потребности ребёнка: 1) потребность в автономности (независимости); 2) потребности в компетенции (силе, всемогуществе); 3) потребности в активности [7, с, 42]. Результатом удовлетворения этих потребностей является освоение универсальных учебных действий. Благодаря сказке формируются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, самое главное, новое эмоциональное отношение к ним. В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра [5, с, 21]. Исследование эффективности коррекции нарушений речи и освоении универсальных учебных действий у младших школьников с использованием сказки, было проведено среди младших школьников с нарушением речи (с 1-го по 3-ий класс). Основная цель использованных программ и методик - развитие речи и универсальных учебных действий на логопедических занятиях в условиях логопедического пункта в общеобразовательной школе. Состояние речи оценивалось по бальной методике Т.А. Фотековой [7. с, 3-28]. Выборка испытуемых 20 человек. При коррекционном обучении с десятью обучающимися использовались сказки (Программа «Великолепная девятка» для 1, 2, 3-их классов О.Г. Ивановской [2] и авторская программа по коррекции устной и письменной речи), остальные десять обучающихся получали логопедическую помощь по традиционным методикам. Анализ экспериментальных данных показал, что в процессе проведения коррекционно развивающего обучения все компоненты речевой функциональной системы у учащихся экспериментальной и контрольной групп развивались равномерно. Значимое отличие наблюдалось в развитии связной речи. Распределение учащихся экспериментальной и контрольной групп по уровням развития связной речи доказывает эффективность занятий, проведённых с учащимися экспериментальной группы

Изучение лексики экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ) по методике Лалаевой Р.И. [3, с, 5-12], показало, что если до коррекционного процесса они составляли гомогенную группу и различия в употреблении ими лексических средств не были статистически значимы, то после обучения в речи испытуемых ЭГ гораздо чаще стала употребляться глагольная и адъективная лексика, антонимы. Кроме того, проведённое исследование показало, сто сказка расширяет социально-психологический опыт детей, помогает учащимся с нарушениями речи осмыслить их школьные проблемы и предполагать возможности их разрешения, тем самым, повышая школьную мотивацию.

Таким образом, роль сказки в освоении надпредметных умений и навыков, определяется нацеленностью сказки на формирование важнейших общеучебных умений, в основе которых задействованы все виды речемыслительной деятельности.

Использование элементов логоритмики и музицирования в развитии познавательной мотивации у учащихся с ОВЗ на логопедических занятиях.

Целью использования элементов логоритмики и музицирования на коррекционных занятиях, является снятие напряжения, тревожности, стимуляция двигательных функций, развитие и коррекция сенсорных процессов, сенсорных способностей, растормаживание речевой функции, профилактика и коррекция нарушений письменной речи. За основу взяты элементы методики творческого музицирования по Карлу Орфу, разработанные и введённые в практику наших педагогов Т.Э. Тютюнниковой [6], и логоритмики Г.А. Волковой [1]. Благодаря введению музыкальных упражнений в структуру коррекционного занятия, возросла коммуникативная направленность обучения сопровождаемая максимальной концентрацией внимания школьников. Музыкальное сопровождение оказывает благоприятное воздействие на нервную систему детей, способствует устранению речевого дефекта. Темпо-ритмическая организация речи является стержнем, который объединяет и контролирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматический строй, артикуляторно - дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. Использование звучащих жестов вносит элемент движения в освоение ритма и способствует развитию координации и реакции.

«Педагогическая» песочница». Коррекционно-развивающие игры в песке.

Технология работы с песком многофункциональна. Она позволяют одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Ребёнок же решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др. Бесспорно, работа с песком в процессе логопедического занятия — это дополнение к другим видам коррекционно-развивающей работы. Н. А. Сакович обращает внимание на то, что модификации песочной терапии может быть очень эффективной в работе учителей начальной, средней и старшей школы, дефектологов, социальных работников и волонтеров [4, с, 5]. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. В песочнице мощно развивается «тактильная» чув­ствительность как основа развития «ручного интеллекта»; более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, речь и моторика.

Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в развитии познавательной мотивации на логопедических занятиях.

Желаемый результат в логопедической работе – выбор наиболее эффективных способов коррекции несформированных компонентов речевой системы и отслеживание результативности логопедической работы. Для проведения мониторинга логопедической работы с использованием здоровьесберегающих технологий, использована тестовая методика диагностики устной речи детей младшего школьного возраста. За основу методики взяты речевые пробы нейросенсорной диагностики Т.А. Фотековой [7, с 43-87]. На основе результатов логопедического мониторинга, получаем речевой профиль каждого ученика.

Оценка результатов диагностики речевого развития обучающихся производится с точки зрения индивидуального развития каждого ученика. В процессе работы был проведен сравнительный анализ результатов обследования компонентов речи у детей на начало и конец года, где выяснилось, что к концу года у детей обнаружилось значительное повышение уровня сформированности речевой деятельности. Проводимая коррекционно-развивающая работа показывает, что здоровьесберегающие технологии благотворно влияют как на речевое, так и на физическое и психическое здоровье в целом. Занятия проходят в режиме диалога и раскрепощенного коллективного сотрудничества. Такое построение занятия способствует спонтанному развитию связной речи, позволяет достигать устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия, а значит, помогает самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться и достигать максимально возможных успехов.

Литература

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений.- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В. Савченко С.Ф. Дисграфия и дизорфография: изучение, методика, сказки. – СПб.: КАРО, .2008..

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн.для логопеда. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.Речь, 2006.

Сухомлинский В.А Сердце отдаю детям. Минск: Народная Асвета, 1982.6.

Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа. - М.: Астрель, 2000.

Ушинский К.Д. Избр. Соч.: В 2т.- М.: Государственное педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР,1954.- т.2.

Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Айрис-Пресс, 2006.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.