12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Наталья Воронкова646 Россия, Волгоград |
Методическая разработка: «Создание предметно-развивающей среды в группе для детей с задержкой психического развития»
Автор: Воронкова Наталья Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №254 Тракторозаводского района Волгограда
Дети с задержкой психического развития это особая категория, которую относят к ОВЗ. Таким воспитанникам нужно больше внимания в плане развития различных качеств, т.е. психических процессов, а для этого необходимо иметь подходящую развивающую среду. Кроме тех требований, которые предъявляет ФГОС, это полифункциональность, трансформируемость, содержательная насыщенность, доступность, содержательность, вариативность и т.д. это должны быть очень эффективные центры, и конечно же сделаны с большой любовью педагогом, который задумал данный проект.
Большую популярность в оформлении групповых комнат имеют стенды, фигуры силуэты из вспененных ПВХ листов с твердой матовой поверхностью и однородной ячеистой структурой. Такие листы обладают хорошей ударопрочностью, влагоустойчивостью, устойчивостью к воздействию химических веществ и УФ-лучей. Поверхность идеальна для нанесения самоклеящихся пленок. Это практично, надежно, красочно, гораздо долговечнее чем к примеру картон.
В раздевалке нашей группы и в фойе детского сада есть стенды и другое оформление (фигуры животных, силуэты деревьев) сделанные руками педагогов.
Фото: оформление фойе детского сада
Решив оборудовать развивающий центр «Мир вкруг нас», мы использовали вспененный ПВХ, оргстекло, самоклеящуюся цветную пленку.
Наш центр разделен на климатические зоны, в которых обитают разные животные и птицы (об этом подробнее в статье «Развитие экологических основ дошкольников с ЗПР в познавательно-исследовательской деятельности в центре «Мир вокруг нас» на сайте
Для изготовления фигур и силуэтов требуется вспененный ПВХ, самоклеящаяся цветная пленка, канцелярский нож, бумага, карандаш, ножницы, лента-липучка, клей «Мастер», небольшой фрагмент стекла, чтобы работать канцелярским ножом на нем.
1- рисуем фигурку на листе бумаги (можно скачать силуэты из интернета),
2- вырезаем,
3-обводим вырезанную фигуру на самоклеящуюся пленку,
4-вырезаем и приклеиваем на пвх.
5- канцелярским ножом четко по контуру вырезаем силуэт фигуры (работаем на стекле, чтобы не испортить мебель).
6-чтобы готовую фигурку прикрепить к стене мы приклеили на обратной стороне фигуры липучку (3*3 см) а вторую часть липучки на стену.
Таким образом все фигуры съемные, их можно использовать для разных развивающих игр.
Варианты игр для развития мелкой моторики:
-обводки,
-штриховки,
-настольные игры «Покорми птиц», «Угости животное» (подразумевает использование пластилина, салфеток и др. материала)
Варианты дидактических игр: «У кого есть хвост, крылья, рога?», «Опиши животное», «Угадай, кого загадали», «Собери вместе тех, кто умеет бегать (прыгать, летать, скакать)», «Кого не стало?» (на развитие внимания, мышления, памяти).
Настольные игры-ходилки: «Путешествие на Северный полюс», «Путешествие в Африку», «Прогулки в лес». Для этих игр кроме фигур нам еще нужны карты –схемы, которые дети могут сделать сами (под чутким руководством педагога).
Фото: карты-схемы
Фигуры помогают на занятии по рисованию, в познавательной деятельности (можно составлять рассказы про животных, считать животных, подбирать тех, кто живет на севере, кто в теплых странах, группировать по определенным признаками т.д.)
в развитии мелкой моторики рук (фигуры обводить, штриховать, закрашивать)
Большим преимуществом является то, что при необходимости наш центр всегда можно пополнить новыми экземплярами, заменить поломанные или потерянные.