Методическая разработка: «Создание предметно-развивающей среды в группе для детей с задержкой психического развития»
Автор: Воронкова Наталья Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №254 Тракторозаводского района Волгограда
Методическая разработка: «Создание предметно-развивающей среды в группе для детей с задержкой психического развития»
Дети с задержкой психического развития это особая категория, которую относят к ОВЗ. Таким воспитанникам нужно больше внимания в плане развития различных качеств, т.е. психических процессов, а для этого необходимо иметь подходящую развивающую среду. Кроме тех требований, которые предъявляет ФГОС, это полифункциональность, трансформируемость, содержательная насыщенность, доступность, содержательность, вариативность и т.д. это должны быть очень эффективные центры, и конечно же сделаны с большой любовью педагогом, который задумал данный проект.
Большую популярность в оформлении групповых комнат имеют стенды, фигуры силуэты из вспененных ПВХ листов с твердой матовой поверхностью и однородной ячеистой структурой. Такие листы обладают хорошей ударопрочностью, влагоустойчивостью, устойчивостью к воздействию химических веществ и УФ-лучей. Поверхность идеальна для нанесения самоклеящихся пленок. Это практично, надежно, красочно, гораздо долговечнее чем к примеру картон.
В раздевалке нашей группы и в фойе детского сада есть стенды и другое оформление (фигуры животных, силуэты деревьев) сделанные руками педагогов.
Фото: оформление фойе детского сада
Решив оборудовать развивающий центр «Мир вкруг нас», мы использовали вспененный ПВХ, оргстекло, самоклеящуюся цветную пленку.
Наш центр разделен на климатические зоны, в которых обитают разные животные и птицы (об этом подробнее в статье «Развитие экологических основ дошкольников с ЗПР в познавательно-исследовательской деятельности в центре «Мир вокруг нас» на сайте https://rosprosvet.ru/pub_29043/).
Для изготовления фигур и силуэтов требуется вспененный ПВХ, самоклеящаяся цветная пленка, канцелярский нож, бумага, карандаш, ножницы, лента-липучка, клей «Мастер», небольшой фрагмент стекла, чтобы работать канцелярским ножом на нем.
1- рисуем фигурку на листе бумаги (можно скачать силуэты из интернета),
2- вырезаем,
3-обводим вырезанную фигуру на самоклеящуюся пленку,
4-вырезаем и приклеиваем на пвх.
5- канцелярским ножом четко по контуру вырезаем силуэт фигуры (работаем на стекле, чтобы не испортить мебель).
6-чтобы готовую фигурку прикрепить к стене мы приклеили на обратной стороне фигуры липучку (3*3 см) а вторую часть липучки на стену.
Таким образом все фигуры съемные, их можно использовать для разных развивающих игр.
Варианты игр для развития мелкой моторики:
-обводки,
-штриховки,
-настольные игры «Покорми птиц», «Угости животное» (подразумевает использование пластилина, салфеток и др. материала)
Варианты дидактических игр: «У кого есть хвост, крылья, рога?», «Опиши животное», «Угадай, кого загадали», «Собери вместе тех, кто умеет бегать (прыгать, летать, скакать)», «Кого не стало?» (на развитие внимания, мышления, памяти).
Настольные игры-ходилки: «Путешествие на Северный полюс», «Путешествие в Африку», «Прогулки в лес». Для этих игр кроме фигур нам еще нужны карты –схемы, которые дети могут сделать сами (под чутким руководством педагога).
Фото: карты-схемы
Фигуры помогают на занятии по рисованию, в познавательной деятельности (можно составлять рассказы про животных, считать животных, подбирать тех, кто живет на севере, кто в теплых странах, группировать по определенным признаками т.д.)
в развитии мелкой моторики рук (фигуры обводить, штриховать, закрашивать)
Большим преимуществом является то, что при необходимости наш центр всегда можно пополнить новыми экземплярами, заменить поломанные или потерянные.
Почебыт Татьяна Евгеньевна
Наталья Воронкова