Проект «Волшебный мир оригами» для детей подготовительной группы с задержкой психического развития
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми | ||||
| ||||
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
Проект | ||||
| ||||
«Волшебный мир оригами» для детей подготовительной группы с задержкой психического развития
| ||||
| | |||
| | Исполнитель: студент(ка) | 241 | группы |
| | |||
| Кутырева Анастасия | |||
| | |||
| ||||
| | |||
| | Научный руководитель: | ||
| Хабарова Людмила Павловна | |||
| | |||
| | |||
| |
Сыктывкар,2022
Структура описания тематического проекта
Паспорт проекта
Тема проекта | Волшебный мир оригами |
Цель проекта | Формировать технических умений в работе с бумагой у детей подготовительной группы с задержкой психического развития посредством искусства «Оригами» |
Вид проекта | Информационно-творческий |
Сроки реализации проекта | Краткосрочный |
Участники проекта | Дети подготовительной группы, воспитатели, родители |
Назначение проекта | Для детей подготовительной группы с задержкой психического развития |
Нормативно–правовые документы, регулирующие реализацию проекта | 1. Программа от рождения до школы. |
Результаты реализации проекта | Результаты для детей: |
Введение
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей творческие способности, мышление, память, мелкую моторику, пространственное воображение. Кроме того, работа с бумагой, требует сосредоточенности, внимания, усидчивости, то есть таких качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно учиться в школе.
Бумага – доступный для ребенка материал. Она используется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках и т. д.
Проблемы:
Проект предназначен для детей подготовительной группы с задержкой психического развития.
Цель проекта: формирование технических умений в работе с бумагой у детей подготовительной группы с задержкой психического развития посредством искусства «Оригами»
Задачи для детей:
1.Расширять представления о свойствах и качествах бумаги.
2.Развивать умение работать с бумагой.(складывать, сгибать)
3.Развивать умение делать подделки с помощью технологической карты.
4.Развивать воображение, мышление, усидчивость, мелкую моторику, творческие способности детей, развитие ориентировки в пространстве.
5.Учить детей использовать свои подделки в театрализованной деятельности и самостоятельных играх.
Задачи для родителей:
1.Активизировать роль родителей в развитии технических умений у детей в работе с бумагой в технике «Оригами»
Задачи для воспитателя:
1. Создание информационной базы для детей и родителей
2.Создание условий для проведения занятий по «Оригами»
3.Развивать у детей технические умения посредством «Оригами»
4.Расширение Развивающей предметно-пространственной среды.
Ожидаемые результаты
Результаты для детей:
1.Дети получше познакомились со свойствами и качествами бумаги
2.Научились использовать в работе с бумагой технологические карты
3.Дети научились хорошо складывать и сгибать бумагу, хорошо проглаживать линии сгибов
4.В процессе работы у детей хорошо развиты творческие способности, мелкая моторика рук
5. Применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности;
Результаты для родителей:
1.Родители могут дома с детьми работать с бумагой в технике «Оригами» и активизировать их технические умения.
Результаты для педагогов:
1.Организованна развивающая предметно-пространственная среда.
2.Создана информационная база для детей(занятия, беседы, и т.д) и родителей( буклеты, консультации, памятки)
3.Созданы условия для проведения занятий.
Содержание проекта
I. Этапы проекта
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Заключительный этап
II. Содержание этапов проекта
1.Подготовительный этап
Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата, подбор методической литературы.
Мероприятие | Задачи | Сроки реализации | Ответственные |
Разработка мероприятий по теме проекта. | Изучить литературу по проектной деятельности. Разработать конспекты занятий на тему проекта. Подготовить литературу, материалы для работы, иллюстрации, фотографии, лэпбук по теме. | 10.12.21-13.12.21 | Воспитатель |
Диагностика детей | Выявить уровень технических умений в работе с бумагой в технике «Оригами» | 14.12.21-15.12.21 | Воспитатель |
Анкетирование родителей | Выявить уровень знаний о технике «Оригами» | 14.12.21-15.12.21 | Воспитатель |
III. Основной этап
Комплексно-тематическое планирование (на неделю)
День недели | Режим | Интегра- ция образова тельных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Результат | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодейст- вие с родителями/ социальными партнерами | ||
ООД | Образователь- ная деятельность в режимных моментах | Индиви-дуальная работа | ||||||
Понедельник | утро Вечер | Художественно-эстетическое развитие | ООД по продуктивной деятельности (оригами) с элементами драматизации русской народной сказки «Теремок». | Беседа по теме «Об оригами» Сказка из листа | Индивидуальная работа с Катей С. | Катя С научиться складывать бумагу по диагонали. Дети больше узнают об оригами | Подбор игр и дидактического материала для самостоятельной деятельности. | |
вторник | Вечер | Художественно-эстетическое развитие | | ООД «Лягушки на болоте» | Индивидуальная работа со Светой с Кругами Луллия | Дети научаться выполнять новую базовую форму «Двойной квадрат» | Подготовить квадрат Воскабовича и схемы для выполнения фигур для самостоятельной деятельности. | |
Консультации для родителей: «Для чего нужно оригами детям?» | ||||||||
Среда | Утро | Художественно-эстетическое развитие | | Дидактическая игра «Сложи подделку» | | Дети научаться работать по технологической карте, сделают конверты для написания писем Деду Морозу. | Подготовить бумагу и карандаши для детей | Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики у детей посредствами оригами» |
Че тверг | Утро | | ООД по продуктивным видам деятельности «Цветы для мамы». Дидактическая игра «Найди такой же» | | | | | |
Вечер | ||||||||
Пятница | Утро | Художественно-эстетическое | ООД по продуктивным видам деятельности «Лисята» | Создание альбома «Коллекция видов бумаги» | | Дети познакомятся с разными видами бумаги, будет сделан альбом по видам бумаги. | Подготовить разные виды бумаги для того что бы дети познакомились с ними. | Изготовление поделок из бумаги по схемам совместно с детьми. Выставка работ. |
| | |
| | | | |
IV. Диагностические задания для детей
Название метода диагностика
Цель выявить у ребенка уровень сформированности технических умений в процессе выполнения оригами.
Оборудование 2 технологические карты выполнения мордочки лисы, лист бумаги, ножницы, мордочки героев сказки «Лиса, заяц и петух».
Инструкция Ребенку предлагается сделать недостающего героя сказки, мордочку лисы. Ему предлагается технологическая карта выполнения работы. Если ребенок не справляется по обычной технологической карте, ребенку предлагается объемная технологическая карта(можно все развернуть, выгнуть и посмотреть как все правильно сгибать). В процессе выполнения работы воспитатель делает анализ работы ребенка.
Ход проведения
Ход проведения:
Организационный момент:
-Света, посмотри сегодня нам в группу прислали героев сказки, что мы свами вместе в группе проиграли эту сказку, сделали театр. Давай посмотрим на героев этой сказки и подумаем какая же эта сказка может быть?
-Посмотри в конверте есть, мордочка медведя, зайца, петуха, быка, собаки. Какую мы сказку читали недавно где есть эти герои? Можешь еще раз посмотреть, что бы вспомнить.
-Правильно, мы с вами читали сказку «Лиса, заяц и петух». Посмотри, какой мордочки не хватает.
-Правильно, тут не хватает мордочки лисы. А как мы покажем театр без одного героя?
-Я тебе предлагаю спасти эту сказку и что бы ты сделала эту лису сама из оригами, и тогда мы все вместе в группе сможем проиграть театр. Ты согласна?
Основная часть:
-Посмотри, я тебя на столе лежит лист бумаги, ножницы и инструкция как делать нашу лисичку! Внимательно посмотри на инструкцию как ты ее будешь делать.
-Начинай делать, если не будет получаться ты можешь обратиться ко мне!
(в процессе работы оцениваю технические умения у ребенка)
Заключительная часть:
-Света, какая ты молодец. Покажи какая у тебя получилась лисичка!
-С помощью чего ты сделала лисичку?
-Тебе понравилось делать? Молодец, ты спасла нашу сказку, теперь в ней есть все герои и мы с можем поиграть театр этой сказкой.
Протокол диагностики по выявлению сформированности технических умений в процессе выполнения оригами.
Имя, возраст ребенка | Критерии оценивания | ||||||
1.Умение сделать из прямоугольника квадрат | 2.Умение делать из квадрата треугольник | 3.Умение правильно пользоваться ножницами | 4.Умение сгибать лист по диагонали | 5.Умение пользоваться схемой выполнения работы. | 6. Умение различать пространственные направления при сгибании | 7. Умение хорошо сглаживать сгибы | |
1. | | | | | | | |
2. | | | | | | | |
3. | | | | | | | |
4. | | | | | | | |
Критерии оценки
1.Умение сделать из прямоугольника квадрат.
2 балла-ребенок справился самостоятельно
1 балл-ребенок справился с помощью воспитателя(попросил подсказать как делать квадрат)
0 баллов- не справился вообще
2.Умение делать из квадрата треугольник
2 балла- справился полностью самостоятельно(догадался сам или воспользовался плоскостной технологической картой)
1 балл- справился с помощью воспитателя( попросил помощи показать) или с помощью объемной технологической карты
0 баллов- не справился сам вообще.
3.Умение правильно пользоваться ножницами
2 балла- держал ножницы правильно в процессе всей работы.
1 балл- забывал как правильно держать ножницы(воспитательница помогала и поправляла ножницы)
0 баллов- не умеет самостоятельно держать ножницы вообще.
4. Умение сгибать лист по диагонали
2 балла-сгибал лист самостоятельно понимал что нужно делать, знает что такое диагональ
1 балл-затруднялся и воспользовался объемной технологической картой.
0 баллов-не справился совсем, не воспользовался помощью воспитателя и не обратился к технологической карте.
5.Умение пользоваться схемой выполнения работы.
2 балла- пользовался в течении всей работы технологической картой.
1 балл- частично пользовался технологической картой, не понимал последовательность, обращался к воспитателю
0 баллов- не обращал внимание и не пользовался технологической картой вообще, не умеет ее использовать.
6. Умение различать пространственные направления при сгибании
2 балла- хорошо различает пространственные направления, сгибал лист самостоятельно
1 балл- плохо различает пространственные направления, путает лево-право, верх-вниз.
0 баллов- не различает пространственные направления вообще
7.Умение хорошо сглаживать сгибы
2 балла- хорошо проглаживает линии сгиба, четко согнуты линии
1 балл- проглаживает плохо, линии не четкие.
0 баллов- не проглаживает линии вообще, углы и линии получаются кривыми.
От 14-10-Высокий уровень технических умений у ребенка хорошо развиты технические умения, он умеет хорошо проглаживать линии, четкие углы и сгибы. Умеет делать из прямоугольника квадрат из квадрата треугольник, не испытывает при этом затруднений, в процессе работы правильно держал ножницы и пользовался ими. Ребенок понимает что такое диагональ и с легкостью сгибает лист по диагонали. При выполнении работы всегда пользовался технологической картой и не просил помощи, делав подделку различал все пространственные направления и справлялся самостоятельно.
От 10-5 Средний уровень технических умений При выполнении работы сделать квадрат из прямоугольника и треугольник из квадрата обращался за помощью к воспитателю, не знает точных правил как пользоваться ножницами, плохо сглаживает линии сгибов, плоскостной технологической картой пользуется плохо, пользуется объемной технологической картой или обращается к воспитателю, пространственные направления различает но путает лево-право, вверх-низ.
От 5-0 Низкий уровень технических умений У этого ребенка плохо сформированы технические умения, он не умеет самостоятельно изменять фигуры(квадрат из прямоугольника, треугольник из квадрата), ножницами владеет плохо, линии сгибов не проглаживает вообще, сгибы и углы получаются не четкими и кривыми, в процессе работы вообще не использует технологическую карту, просит помощи всегда у воспитателя, пространственные направления не различает.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Мы проводим анкетирование с целью узнать: интересно ли Вашим детям делать поделки из бумаги по технике оригами.
Будем признательны, если Вы поможете нам ответить на следующие вопросы:
1. Ваше ФИО__________________________________________________
2. Считаете ли Вы, что детям интересно делать поделки из бумаги? ___
3.Как Вы считаете, с какого возраста можно заниматься оригами?___
4.Кто должен знакомить детей с приемами складывания бумаги?
- родители
- бабушки, дедушки
- воспитатели
- братья, сестры
- другие (укажите)___
(нужное подчеркнуть)
5.Любят ли в Вашей семье делать поделки? ___
6.Кто-нибудь из старшего поколения занимался оригами?___
7.Как Вы считаете, есть ли польза для детей от изготовления поделок?___
Если да, то какая?
- развитие творчества, воображения
- развитие познавательных способностей
- развитие исследовательских навыков
- формирование тонкой моторики рук
- другие (указать)___________________________________________
(нужное подчеркнуть)
8.Хотели бы Вы получить информацию об удивительной истории оригами и ее значении в жизни дошкольника от педагогов дошкольного учреждения?___
Спасибо!
3.Заключительный этап
Мероприятие | Задачи | Сроки реализации | Ответственные |
Диагностика детей | Выявить уровень технических умений полученных в процессе работы с бумагой в технике «Оригами» | | Воспитатель |
Выставка подделок оригами | создание и максимальное использование экспозиции детских работ | | Воспитатель |
Презентация проекта | Обработка и оформление материалов проекта | | Воспитатель. |
V. Конспекты занятий и конспект итогового мероприятия
1.Конспект занятия «Лисята» с использованием технологии ТРИЗ представлен в ПР №3
2.Конспект занятия «Письма Деду морозу» с использованием игровых технологий представлен в ПР №4
3.Конспект занятия «Цветы для мамы» с использованием ИКТ представлен в ПР №5
4.Технологическая карта занятия по оригами в подготовительной группе с детьми с ЗПР.
Тема занятия: Лягушки на болоте
Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие
Цель: закрепление технических умений у детей подготовительной группы с ЗПР в процессе работы с бумагой в технике «Оригами». Учить делать новую базовую форму «Двойной квадрат»
Задачи:
- образовательные
1.закрпелять умение называть базовые формы, используемые в оригами
2.формировать умение пользоваться в процессе работы технологической картой (последовательностью выполнения)
3.закреплять умение пользоваться ножницами
4.учить с помощью «Квадрата Воскабовича» выполнять новую вазовую форму «Двойной квадрат»
- развивающие
1.развивать мелкой моторики рук в процессе выполнения подделки в технике «Оригами»
-воспитательные
1.воспитывать аккуратность в процессе работы с бумагой.
Дополнительные задачи:
Планируемый результат: сделанные из оригами и новой базовой формы лягушки.
Оборудование: квадрат Воскабовича, технологическая карта, бумага , клей, ножницы.
Словарная работа: базовая форма, двойной квадрат, лягушки, болото.
Предварительная работа: изучение базовых форм оригами, занятия по оригами.
Ход занятия
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Замотивировать детей сделать болото лучше и красивее. | -Ребята, посмотрите сегодня я принесла макет болота. Но болото совсем пустое, что то на нем не хватает. Ребята, кто живет у нас в болоте, зеленые такие, прыгучие, квакучие. | | Дети стоят полукругом, отвечают на вопросы воспитателя. | |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | | -Ребята, я предлагаю вам сделать лягушат что бы украсить это скучное болото. | | Отвечают на вопросы воспитателя, предлагая свои варианты. | Предложат свои варианты из чего можно сделать лягушат. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | | -Но прежде чем приступить к работе давайте сядем на свои места. | | Отвечают на вопросы слушают воспитателя. | Приходим к выводу что будем делать лягушат. |
2.3. | Этап практического решения | | 1. «Квадрат Воскабовича» 1.Кладем квадрат перед собой 8.Теперь подняли их вверх, и сгибаем к нижнему углу. Посмотрите еще раз. 9.И теперь верхний угол сгибаем тоже к нижнему. -Посмотрите теперь у нас получился двойной квадрат. -Молодцы, ребята двойной квадрат мы с вами научились делать. Теперь предлагаю приступить к работе и сделать лягушат для нашего болота. | | Учатся делать из квадрата Воскабовича двойной квадрат. Делают лягушат из оригами. | Полученный двойной квадрат. |
3. | Заключительный этап | | -Молодцы, ребята. У вас получилось сделать лягушат. Предлагаю украсить это болото нашими лягушатами. | | Слушают воспитателя. Клеят своих лягушат на болото. | Болото с лягушатами. |
Конспект консультации для родителей на тему «Значение оригами для развития ребенка»
Цель: дать представления родителям о том , что оригами важно для развития ребенка.
Этап | Содержание | Деятельность родителей. |
Организационный этап | Уважаемые родители, сегодня мы с вами обсудим тему «Значение оригами в развитии ребенка» | Здороваются, отвечают на вопросы. |
Основной этап | Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. У ребенка должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением. Мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Это достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования руки и глаза. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ – искусство близкое ему и доступное. От Японского «ори» означает «сложенный», «ками» - «бумага». - Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Такая координация зрения и движения является необходимым условием дальнейшего успешного выполнения любых действий. Когда движение контролируется зрением, оно достигает высокого качества. Систематические занятия с ребенком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению. Что необходимо для занятий по художественному конструированию из бумаги: - Белая и цветная бумага; Термины, принятые в оригами: | |
Заключительный этап | -На этом мы с вами закончим нашу консультацию. | Отвечают на вопросы, беседуют с воспитателем. |
Конспект итогового мероприятия с детьми и родителями по работе с бумагой в технике «Оригами»
Цель: закрепить полученные технические умения в работе с бумагой в технике «Оригами»
Оборудование: технологические карты, бумага ножницы, клей.
Этапы | Содержание | Деятельность детей и родителей |
Организационный этап | -Здравствуйте, дорогие взрослые и дети. Сегодня у нас с вами интересное мероприятие. Мы с вами будем организовывать выставку. | |
Основной этап | -Сегодня я вам предлагаю сделать подделки из оригами со своими родителями. А делать мы будем лесных животных. -Только родители будут делать у нас маму зверя, а вы детки-детеныша этого зверя. -Катя, какое вы животное делаете? Мама делает кого? Правильно маму лису. А ты? Правильно детеныша-лисенка. | Слушают воспитателя, отвечают на вопросы, делают подделку |
Заключительный этап | -Молодцы, все заканчивают свою работу. | Отвечают на вопросы |
V I. Фотоматериалы проекта, макеты результатов
VII. Условия реализации проекта (предметно-развивающая среда)
1.Лэпбук по теме «В мире оригами»
2.Круги Луллия «Базовые формы оригами»
3.Квадрат Воскабовича и схемы выполнения фигур
VIII. Список литературы
1. https://www.maam.ru/detskijsad/anketa-dlja-roditelei-1324152.html
2. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-v-podgotovitelnoi-grupe-volshebnyi-mir-origami-podgotovila-bulgakova-n-a.html
3. https://krasnoznamenskdou5.edumsko.ru/activity/4parents/post/238571
ЗАМЕТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!
Советы взрослым
С детьми от четырех до пяти лет рекомендуется выполнять первые два упражнения, так как поделки для этого возраста основаны только на данных приемах складывания.
Упражнения в складывании необходимо сочетать со словесными комментариями и наводящими вопросами:
- Где угол квадрата?
- Как можно найти середину квадрата?
- Где верхний угол квадрата? (нижний, левый, правый)
- Где нижняя сторона? (верхняя, левая, правая)
- Где диагонали? и т.д.
Практические действия, дополненные объяснениями, способствуют более эффективному усвоению приемов складывания.
Общие правила при обучении технике оригами:
1.Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый, а дети-школьники готовят их самостоятельно.
2.Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
3.Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.
4.Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
5.При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
6.Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
7.Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.
8.Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
9.После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить прием складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Поделки для детей 4,5-5 лет основаны на одной базовой форме – «треугольнике». Дети 5-6 лет осваивают приемы складывания на основе нескольких базовых форм: «треугольник», «двойной треугольник», «конверт», «воздушный змей». В 6-7 лет детям доступны уже более сложные базовые формы: «рыба», «двойной квадрат».
Базовые формы оригами
В основе любой поделки лежит определенная заготовка – БАЗОВАЯ ФОРМА
Каждая форма имеет свое название. Умение складывать базовые формы позволит ребенку быстрее сориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приемы ее конструирования:
- треугольник
- дверь
- воздушный змей
- конверт
- двойной треугольник
- двойной квадрат
- рыба
- катамаран