Конспект «Путешествие в страну головных уборов» для детей с задержкой психического развития
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 14» г. Туймазы
Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
Организованной Образовательной Деятельности
Тема: «Путешествие в страну головных уборов»
для детей с задержкой психического развития.
Форма проведения: интегрированная
(«Познавательное развитие» /
«Речевое развитие» / «Художественно – эстетическое развитие»)
Возраст детей: 5-7 лет.
Выполнили:
учитель - дефектолог
Якунина Наталья Павловна.
Воспитатели:
Шаяхметова
Зульфия Фидусовна.
Сулейманова
Гульнара Раисовна.
г. Туймазы.
Цель: Формировать представления детей об обобщающем понятии "головные уборы", используя кинезиологические практики и игровые упражнения.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- обобщать и систематизировать элементарные знания дошкольников о головных уборах, о материалах, необходимые для их изготовления; о использовании в определенное время года;
-активизировать активный и пассивный словарь по лексической теме «Головные уборы»;
- развивать у детей умения с помощью графической аналогии рассказывать знакомые стихотворения по мнемотаблице;
- формировать навык построения предложения; связную речь;
- закреплять умение детей выразительно читать знакомые стихотворения, передавать их настроение и естественные интонации;
- совершенствовать представления о смысловой стороне слова, обобщающих наименованиях, словах с уменьшительно-ласкательным значением.
Формировать способы словообразования прилагательных.
Коррекционно - развивающие:
- развивать словесно - логическое мышление детей, умение устанавливать и объяснять причинно-следственные связи;
- развивать чувство композиции, цветовосприятия через изготовлениеподелки;
- развивать мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки совместной деятельности, уважения друг к другу, умение слушать, не перебивая;
- воспитывать бережное отношение к головным уборам.
- воспитывать общую музыкальную, речевую, двигательную культуру.
- прививать эстетический вкус.
Методические приемы:
Игровые: игровые упражнения, показ слайдов о головных уборах, художественное слово,
Кинезиологические приемы: релаксация, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, инструкция, вопросы, указания, задания.
Оборудование: ноутбук; телевизор; слайды «Головные уборы», схемы построения предложений и связного рассказа (мнемодорожки и мнемотаблица); Письмо от Доброго Волшебника; цветная самоклеящаяся бумага, ножницы, шаблоны звезд, простые карандаши, шляпа Волшебника, головные уборы - беретка, шапки (меховая и вязаная), шляпы (фетровая и соломенная), колпак Петрушки, платок, кепка, панамка, валенок, кофта; колокольчик; музыкальный центр, фонограммы с записями инструментальной музыки: «Тропиночка», «Волшебная шляпа», «Чудесное возвращение», трек № 11«Сhina wief. Рobre».
Словарная работа:
Слова – предметы (существительные): Шапка, шапка-ушанка, шляпа, кепка, фуражка, пилотка, бескозырка, шлем, колпак, платок, косынка, панамка, берет, поля, отворот, лента, донышко, кисточка, помпон, завязки, шнурки, молния, застёжки и т д.
Слова – действия (глаголы): (Что делают? Что с ними можно делать?):
Рассматривать, примерять, покупать, продавать, дарить, надевать, снимать, чистить, мыть, сушить, протирать, ходить, вязать, шить, положить, убрать, сшить, связать, пришить, завязать, развязать, переодеть. и т. д.
Слова – признаки(прилагательные): Новая, старая, чистая, грязная, черная, светлая, разноцветная, удобная, красивая, зимняя, летняя, осенняя, теплая, легкая, меховая, вязанная, соломенная, фетровая, ситцевая, кожаная, меховая, соломенная, шёлковый, пуховый, шерстяной и т.д.
Предварительная работа:
Наблюдения за людьми «Какие головные уборы носят люди?».
Беседы на темы: «Головные уборы», «Что люди носят?», «Шляпки».
Дидактические игры: «Укрась шляпу», «Одень куклу», «Четвертый – лишний», «Сложи шляпку».
Чтение художественной литературы: «Живая шляпа» Н. Носов, «Красная шапочка» Ш. Перро.
Рассматривание иллюстраций к сказкам, стихам, рассказам.
Рассматривание картинок, рисунков по теме «Профессии», «Головные уборы».
Рассматривание Журналов моды, газет.
Изготовление шляпы (картон и цветная самоклеющаяся бумага).
Загадывание загадок, разучивание пальчиковых игр, стихов, физминуток о головных уборах.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
I часть. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Желаю вам, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение
1. Валеологическая песенка «Доброе утро!».
Здравствуй, солнышко родное, (Руки плавно поднимают вверх.)
Здравствуй, небо голубое! (Руки плавно разводят в стороны.)
Мы навстречу вам откроем (Поворачиваются и кланяются друг другу.)
И ладошки и сердца. (Руки прижать к груди.)
Пусть тепло всем в мире будет, (Руки плавно протягивают вперед.)
Улыбаются пусть люди (Улыбаются.)
И о грусти позабудут, (Выполняют «пружинку».)
Доброта царит всегда! (Поднимают руки вверх.)
Сюрпризный момент. В группу влетает воздушный шар с конвертом.
Педагог: Дети, посмотрите, что за волшебный конверт с посланием. Давайте откроем и узнаем, кто нам его прислал.
Педагог (зачитывает послание): «Дорогие ребята, у меня случилась беда. Я гулял на улице, вдруг налетел ветер и унес мою шляпу в далекую Страну головных уборов. Без нее мое волшебство бессильно. Помогите, пожалуйста. Добрый Волшебник».
Педагог: - Ребята, что будем делать? Давайте отправимся в Страну головных уборов и найдем шляпу Доброго Волшебника.
- Ну, что, вы готовы? (Да). Тогда – в путь!
2. Упражнение «Змейка».
(Музыка»Тропипочка», автор Крайнов.)
Дети берутся за руки и идут друг за другом «змейкой».
Тропиночка, тропиночка, беги в волшебный лес, (Обычная ходьба.)
Тропиночка, тропиночка, открой нам мир чудес. (Топающий шаг.)
Тропиночка, тропиночка, ведет нас не спеша,
Тропиночка, тропиночка, дорога в чудеса. (Постепенное замедление
шага.)
По окончании упражнения дети оказываются в Стране головных уборов, где их встречает Королева Шляп. (Звучит музыка из к/ф «Соломенная шляпка» (И.Шварц) «Шляпный салон»)
Королева Шляп: Здравствуйте, дети. Я рада приветствовать вас в своем Королевстве! Что привело вас ко мне?
Педагог: Королева Шляп помоги, пожалуйста, отыскать шляпу Доброго Волшебника.
Королева Шляп: Хорошо я помогу вам.
Давайте посмотрим вот на эту выставку, может быть тут, его шляпу найдем.
Подходит к столу и показывает детям шапку.
Королева Шляп: Что же это такое?
Дети: Шапка.
Королева Шляп: А из чего она сшита?
Дети: Из меха.
Королева Шляп: Если шапка из меха, то она какая?
Дети: Меховая
Королева Шляп: В какое время года ее носят?
Дети: Зимой.
Королева Шляп: Почему?
Дети: Потому что, этот материал хорошо удерживает тепло.
Королева Шляп: Что же это такое?
Дети: Кепка.
Королева Шляп: Из чего она сшита?
Дети: Из кожи.
Королева Шляп: Если кепка из кожи, то она какая?
Дети: Кожаная.
Королева Шляп: Что же это такое?
Дети: Шляпа.
Королева Шляп: Из чего она сшита?
Дети: Из фетра.
Королева Шляп: Если шляпа из фетра, то она какая?
Дети: Фетровая.
Королева Шляп: Что же это такое?
Дети: Шапка.
Королева Шляп: Из чего она связана?
Дети: Из шерсти.
Королева Шляп: Если шапка связана из шерстяных ниток, то она какая?
Дети: Шерстяная.
Королева Шляп: Что же это такое?
Дети: Панама.
Королева Шляп: Из чего она сшита?
Дети: Из ситца.
Королева Шляп: Если панама из ситца, то она какая?
Дети: Ситцевая.
Королева Шляп: Как можно назвать двумя словами то, что находится у меня на столе?
Дети: Головные уборы.
Королева Шляп: Почему их так называют?
Дети: Потому что их носят на голове.
Королева Шляп: Для чего нужны головные уборы?
Дети: Для того, чтобы защищать голову от холода, ветра, дождя, солнечных лучей, от несчастных случаев во время работы, и ещё их носят просто для красоты.
Королева Шляп: А как вы думаете, почему одни головные уборы мы носим зимой, а другие летом?
Дети: Они из разного материала.
Королева Шляп: Молодцы, как много вы знаете о головных уборах.
Педагог: Но здесь нет шляпы Волшебника.
Королева Шляп: Кажется, я знаю, у меня есть волшебный сундучок, может быть, там мы найдём шляпу Волшебника.
Королева Шляп показывает детям головные уборы из сундучка и просит их назвать, каким сказочным героям они принадлежат: Красной Шапочке, Буратино, Гному, Деду Морозу, а последней оказывается колпак Петрушки.
Педагог (обращает внимание на колпак Петрушки): Дети, посмотрите, может, мы ищем вот этот головной убор? Он такой красивый, необычный.
Королева Шляп: Нет, он, конечно, очень красивый, но не волшебный. А кто его носит, ребята?
Дети: Петрушка.
Королева Шляп: Правильно - это колпак Петрушки.
Педагог: Может он и не волшебный, но зато с ним можно весело поиграть. Добрая королева поиграй и ты с нами. Поможешь нам выбрать водящего - «Колпачка».
Королева встает в центр круга и кружится на месте с вытянутой вперед рукой, приговаривая:
- Раз, два, три - «Колпачок», выходи.
Физминутка
Музыкально ритмическая игра «Колпачок».
Выбранный ребенок - «Колпачок» сидит в центре круга.
Колпачок, колпачок, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Тоненькие ножки, (Водящий сидит в центре круга.)
Красные сапожки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили, (Дети подбегают к «Колпачку»
Танцевать заставили. и ставят его на ноги.)
Танцуй сколько хочешь, (Отходят назад, хлопая в ладоши.)
Выбирай кого захочешь!
Водящий выбирает себе пару и кружится под хлопки зрителей.
Педагог: А больше не осталось в вашем сундучке головных уборов?
Королева Шляп: Сундучок мой пуст, но есть ещё один головной убор, я не знаю
кому он принадлежит.
II часть.
Педагог (вертит в руках найденную шляпу): Да. Это именно она - шляпа доброго Волшебника! А разве его шляпа может быть такой мрачной?
Королева Шляп: Дети, поможем Волшебнику украсить его шляпу звездами?
Дети: Да.
Королева Шляп: Нужно на бумаге простым карандашом обвести шаблон звёздочки. Затем вырезать ее ножницами аккуратно по контуру. После этого отделить и отложить бумажный слой, а саму звезду липкой стороной приклеить на шляпу и расправить пальчиком ее лучи, чтоб не осталось морщинок.
Королева шляп: Дети, прежде чем приступить к работе, давайте разомнём наши помощники.
Пальчиковый массаж «Чтоб не мерзла голова»
Чтоб не мерзла голова, (Вращение кулачками рук.)
Шапка теплая нужна: (Сжимание и разжимание рук.)
Красная с помпоном, (Массаж большого пальца.)
Синяя с зеленым, (Массаж указательного пальца.)
Желтая с ромашками, (Массаж среднего пальца.)
Белая с букашками, (Массаж безымянного пальца.)
Разноцветная, с ушами. (Массаж мизинца пальца.)
Надевайте шапки сами! (Хлопки в ладоши.)
Дети садятся за столы, приступают к работе. (Звучит негромкая музыка: трек № 11«Сhina wief. Рobre»).
После завершения работы, дети демонстрируют украшенную шляпу. Королева шляп рассматривает ее и восхищается аккуратностью и умениями детей. Звучит торжественная музыка («Волшебная шляпа»), дети хлопают в ладоши.
Королева шляп: Какие старательные дети, что ж теперь вы сможете её вернуть Волшебнику.
Но что бы очутиться в замке, нужно произнести заклинание и обязательно закрыть глаза («колдует» волшебной палочкой).
Заклинание:
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнем.
К доброму волшебнику
В сказку попадем!
Раз, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.
Дети открывают глаза и видят грустного Волшебника. Дети приветствуют Волшебника, тот в ответ грустно кивает им.
Педагог:
- Добрый Волшебник, мы получили Ваше письмо и сразу отправились в Страну головных уборов за Вашей шляпой. Вот Ваш волшебный головной убор.
Волшебник:
- Да, это мой головной убор, он особенный - волшебная шляпа! Без нее я не могу вспомнить ни одного заклинания! Волшебства не получается!
Затем примеряет ее. Звучит торжественная музыка А. С. Воронина «Волшебная шляпа»
дети хлопают в ладоши.
Волшебник (радостно):
- Вот теперь я похож на волшебника! Я очень доволен!
III часть.
Волшебник:
- Чувствую, как волшебство возвращается ко мне. Ребята, я хочу пригласить Вас в школу юного волшебника и преподать вам несколько уроков волшебства. Садитесь поудобнее (дети садятся на стульчики).
1. Задание первое:
У юных волшебников должны быть ловкие и гибкие пальцы, чтобы ловко владеть волшебной палочкой.
Поэтому мы их сейчас потренируем, с помощью чудесных колечек Су джок.
В касках желтых мы как строители, (Массажируют большой палец.)
В шапочках белых все мы врачи, (Массажируют указательный палец.)
В касках красных мы как пожарники, (Массажируют средний палец.)
В касках зеленых - мы все солдаты, (Массажируют безымянный палец.)
В синих фуражках - мы полицейские. (Массажируют мизинец палец.)
Очень мы любим убор головной. («Прыгают» пружинками по ладошкам.)
(Е. Анищенкова)
2. Задание второе:
У юного волшебника должен быть подвижный язычок, чтобы правильно и красиво произносить трудные заклинания. Мы выучим с вами гимнастику для язычка.
- Открываем ротик – дом. Кто хозяин в доме том? (Широко открывать рот.)
В нем хозяин – Язычок. Он удобно в доме лег. (Рот открыт, язык внизу)
Мы во двор гулять ходили, (Движения языка влево - вправо.)
И без шарфа и без шапки. (Движения язычком вперед – назад)
Язычком снежок ловили (Широкий язык высовывается изо рта,
затем поднимается вверх
в виде чашечки, утягивается в рот.)
И в снегу валялись смело – (Круговые движения языка.)
Потом горлышко болело. (Рот широко открыт.)
Строгий доктор приезжал (Кончик языка поднят вверх, произносим
на сильном выдохе: «А-А-А».)
Нам лекарства назначал. (Открыли и закрыли рот.)
И сказал нам доктор строгий: («Болтушка» язычком.)
-«Шапку, шарфик надевай, («Парус» язычком.)
Будешь ты всегда здоров» (Щелкнуть язычком.)
( Е.Евдокимова)
РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА:
Повторять чистоговорку, чётко проговаривая все звуки:
«Ку – ку – ку - я надену шапку»;
«Ду-ду-ду- в шапке я гулять иду»;
«За-за-за- шапка лезет на глаза»;
3. Задание третье:
Юные волшебники должны уметь читать заколдованные послания. Мнемотаблицы
Предложения о головных уборах:
Бабушка сшила внучке зеленую шляпу.
Дедушка подарил внуку красную бейсболку.
Мама сшила сыну меховую шапку.
Бабушка связала красную шапку.
Бабушка связала внуку шапку.
Мама сшила дочке ситцевую панаму.
Стихотворения:
1.Шапка шерстяная, наверху помпон.
Круглый словно мячик и пушистый он.
Есть еще у шапки отворот цветной.
Буду в этой шапке бегать и зимой.
(В. Мирясова)
2.Если солнце ярко светит,
Без панамы не гуляй.
Если снег закружит, ветер,
Тогда шапку надевай.
Девочкам идут платочки,
В шляпках модницы всегда,
А у мальчиков — пилотки
И бейсболки неспроста.
Головной убор к одежде
Подбирают не спеша,
Чтоб не просто грел, но прежде.
Был к лицу и украшал.
В любое время года
С очень давних пор
Защищает голову
Головной убор.
(Т. Воронкова)
Волшебник:
- Наше занятие в школе юных волшебников подошло к концу (звонит в колокольчик).
Педагог:
- Добрый Волшебник, спасибо, было очень интересно, на прощание мы хотим подарить тебе песню.
Песенка о шляпе.
(на мелодию В. Шаинского «Песенка о папе»).
Сколько песен мы с вами вместе,
Спели дружно, их целый строй,
А про шляпу до этой песни
Песни не было ни одной.
Припев: В шляпе можно, в шляпе можно,
Быть кем угодно:
Быть шофёром и артистом, дрова рубить.
В шляпе можно, в шляпе можно,
Быть, кем угодно,
Важно только человеком хорошим быть.
Волшебник: Каждому выпускнику школы я дарю медаль «Юный волшебник».
- Я вам очень благодарен за помощь и хочу подарить вам этот колпачок (вручает детям колпак Петрушки), только осторожнее – он с сюрпризом (конфетами). Когда вернетесь в детский сад, увидите. Сейчас я произнесу заклинание и вы вмиг окажетесь у себя в саду.
- Шляпа, шляпа, помоги!
В детский сад детей верни.
Если трижды покружиться,
Сразу чудо совершиться!
Дети повторяют слова за Волшебником и «оказываются» в детском саду. (Звучат фанфары: «Чудесное возвращение»).
Подведение итогов:
Педагог: Что мы делали в королевстве?
- Вот мы и вернулись в наш детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие в страну головных уборов? (Понравилось). С кем мы там познакомились? (С Королевой Шляп). О чем мы говорили с ней? (О головных уборах). А в «Школе юного волшебника» вам понравилось? Чем мы помогли Доброму Волшебнику? (Помогли найти его шляпу, украсили ее). Чем мы украсили его шляпу? (Звездами, которые вырезали сами).
Педагог хвалит детей и отмечает каждого ребенка, кто, чем отличился (кто правильно ответил на все вопросы, быстро и аккуратно вырезал звездочку, звонко пел, первым заметил пропавшую шляпу, старательно выполнял гимнастику для язычка и т. д.), рассказывал стихи о головных уборах и т.д.
Рефлексия.
Педагог: