12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Якунина Н.П.20
0

Конспект «Путешествие в страну головных уборов» для детей с задержкой психического развития

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 14» г. Туймазы

Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан


 


 


 


 


 


 

Конспект

Организованной Образовательной Деятельности

Тема: «Путешествие в страну головных уборов»

для детей с задержкой психического развития.

Форма проведения: интегрированная

(«Познавательное развитие» /

«Речевое развитие» / «Художественно – эстетическое развитие»)

Возраст детей: 5-7 лет.


 

Выполнили:

учитель - дефектолог

Якунина Наталья Павловна.

Воспитатели:

Шаяхметова

Зульфия Фидусовна.

Сулейманова

Гульнара Раисовна.

г. Туймазы.

Цель: Формировать представления детей об обобщающем понятии "головные уборы", используя кинезиологические практики и игровые упражнения.

Задачи:

Коррекционно - образовательные: 
- обобщать и систематизировать элементарные знания дошкольников о головных уборах, о материалах, необходимые для их изготовления; о использовании в определенное время года;

-активизировать активный и пассивный словарь по лексической теме «Головные уборы»;

- развивать у детей умения с помощью графической аналогии рассказывать знакомые стихотворения по мнемотаблице;

- формировать навык построения предложения; связную речь;

- закреплять умение детей выразительно читать знакомые стихотворения, передавать их настроение и естественные интонации;

- совершенствовать представления о смысловой стороне слова, обобщающих наименованиях, словах с уменьшительно-ласкательным значением.

Формировать способы словообразования прилагательных.

Коррекционно - развивающие:
- развивать словесно - логическое мышление детей, умение устанавливать и объяснять причинно-следственные связи;

- развивать чувство композиции, цветовосприятия через изготовлениеподелки;

- развивать мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве;

Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки совместной деятельности, уважения друг к другу, умение слушать, не перебивая;

- воспитывать бережное отношение к головным уборам.

- воспитывать общую музыкальную, речевую, двигательную культуру.

- прививать эстетический вкус.

Методические приемы:

Игровые: игровые упражнения, показ слайдов о головных уборах, художественное слово,

Кинезиологические приемы: релаксация, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, инструкция, вопросы, указания, задания.

Оборудование: ноутбук; телевизор; слайды «Головные уборы», схемы построения предложений и связного рассказа (мнемодорожки и мнемотаблица); Письмо от Доброго Волшебника; цветная самоклеящаяся бумага, ножницы, шаблоны звезд, простые карандаши, шляпа Волшебника, головные уборы - беретка, шапки (меховая и вязаная), шляпы (фетровая и соломенная), колпак Петрушки, платок, кепка, панамка, валенок, кофта; колокольчик; музыкальный центр, фонограммы с записями инструментальной музыки: «Тропиночка», «Волшебная шляпа», «Чудесное возвращение», трек № 11«Сhina wief. Рobre».

Словарная работа:

Слова – предметы (существительные): Шапка, шапка-ушанка, шляпа, кепка, фуражка, пилотка, бескозырка, шлем, колпак, платок, косынка, панамка, берет, поля, отворот, лента, донышко, кисточка, помпон, завязки, шнурки, молния, застёжки и т д.

Слова – действия (глаголы): (Что делают? Что с ними можно делать?):

Рассматривать, примерять, покупать, продавать, дарить, надевать, снимать, чистить, мыть, сушить, протирать, ходить, вязать, шить, положить, убрать, сшить, связать, пришить, завязать, развязать, переодеть. и т. д.

Слова – признаки(прилагательные): Новая, старая, чистая, грязная, черная, светлая, разноцветная, удобная, красивая, зимняя, летняя, осенняя, теплая, легкая, меховая, вязанная, соломенная, фетровая, ситцевая, кожаная, меховая, соломенная, шёлковый, пуховый, шерстяной и т.д.

Предварительная работа:

Наблюдения за людьми «Какие головные уборы носят люди?».

Беседы на темы: «Головные уборы», «Что люди носят?», «Шляпки».

Дидактические игры: «Укрась шляпу», «Одень куклу», «Четвертый – лишний», «Сложи шляпку».

Чтение художественной литературы: «Живая шляпа» Н. Носов, «Красная шапочка» Ш. Перро.

Рассматривание иллюстраций к сказкам, стихам, рассказам.

Рассматривание картинок, рисунков по теме «Профессии», «Головные уборы».

Рассматривание Журналов моды, газет.

Изготовление шляпы (картон и цветная самоклеющаяся бумага).

Загадывание загадок, разучивание пальчиковых игр, стихов, физминуток о головных уборах.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

I часть. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Желаю вам, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение

1. Валеологическая песенка «Доброе утро!».

Здравствуй, солнышко родное, (Руки плавно поднимают вверх.)

Здравствуй, небо голубое! (Руки плавно разводят в стороны.)

Мы навстречу вам откроем (Поворачиваются и кланяются друг другу.)

И ладошки и сердца. (Руки прижать к груди.)

Пусть тепло всем в мире будет, (Руки плавно протягивают вперед.)

Улыбаются пусть люди (Улыбаются.)

И о грусти позабудут, (Выполняют «пружинку».)

Доброта царит всегда! (Поднимают руки вверх.)

Сюрпризный момент. В группу влетает воздушный шар с конвертом.

Педагог: Дети, посмотрите, что за волшебный конверт с посланием. Давайте откроем и узнаем, кто нам его прислал.

Педагог (зачитывает послание): «Дорогие ребята, у меня случилась беда. Я гулял на улице, вдруг налетел ветер и унес мою шляпу в далекую Страну головных уборов. Без нее мое волшебство бессильно. Помогите, пожалуйста. Добрый Волшебник».

Педагог: - Ребята, что будем делать? Давайте отправимся в Страну головных уборов и найдем шляпу Доброго Волшебника.
- Ну, что, вы готовы? (Да). Тогда – в путь!

2. Упражнение «Змейка».

(Музыка»Тропипочка», автор Крайнов.)

Дети берутся за руки и идут друг за другом «змейкой».

Тропиночка, тропиночка, беги в волшебный лес, (Обычная ходьба.)

Тропиночка, тропиночка, открой нам мир чудес. (Топающий шаг.)

Тропиночка, тропиночка, ведет нас не спеша,

Тропиночка, тропиночка, дорога в чудеса. (Постепенное замедление

шага.)

По окончании упражнения дети оказываются в Стране головных уборов, где их встречает Королева Шляп. (Звучит музыка из к/ф «Соломенная шляпка» (И.Шварц)  «Шляпный салон»)

Королева Шляп: Здравствуйте, дети. Я рада приветствовать вас в своем Королевстве! Что привело вас ко мне?

Педагог: Королева Шляп помоги, пожалуйста, отыскать шляпу Доброго Волшебника.

Королева Шляп: Хорошо я помогу вам.

Давайте посмотрим вот на эту выставку, может быть тут, его шляпу найдем.

Подходит к столу и показывает детям шапку.

Королева Шляп: Что же это такое?

Дети: Шапка.

Королева Шляп: А из чего она сшита?

Дети: Из меха.

Королева Шляп: Если шапка из меха, то она какая?

Дети: Меховая

Королева Шляп: В какое время года ее носят?

Дети: Зимой.

Королева Шляп: Почему?

Дети: Потому что, этот материал хорошо удерживает тепло.

Королева Шляп: Что же это такое?

Дети: Кепка.

Королева Шляп: Из чего она сшита?

Дети: Из кожи.

Королева Шляп: Если кепка из кожи, то она какая?

Дети: Кожаная.

Королева Шляп: Что же это такое?

Дети: Шляпа.

Королева Шляп: Из чего она сшита?

Дети: Из фетра.

Королева Шляп: Если шляпа из фетра, то она какая?

Дети: Фетровая.

Королева Шляп: Что же это такое?

Дети: Шапка.

Королева Шляп: Из чего она связана?

Дети: Из шерсти.

Королева Шляп: Если шапка связана из шерстяных ниток, то она какая?

Дети: Шерстяная.

Королева Шляп: Что же это такое?

Дети: Панама.

Королева Шляп: Из чего она сшита?

Дети: Из ситца.

Королева Шляп: Если панама из ситца, то она какая?

Дети: Ситцевая.

Королева Шляп: Как можно назвать двумя словами то, что находится у меня на столе?

Дети: Головные уборы.
Королева Шляп: Почему их так называют?

Дети: Потому что их носят на голове.
Королева Шляп: Для чего нужны головные уборы?

Дети: Для того, чтобы защищать голову от холода, ветра, дождя, солнечных лучей, от несчастных случаев во время работы, и ещё их носят просто для красоты.
Королева Шляп: А как вы думаете, почему одни головные уборы мы носим зимой, а другие летом?

Дети: Они из разного материала.

Королева Шляп: Молодцы, как много вы знаете о головных уборах.

Педагог: Но здесь нет шляпы Волшебника.

Королева Шляп: Кажется, я знаю, у меня есть волшебный сундучок, может быть, там мы найдём шляпу Волшебника.

Королева Шляп показывает детям головные уборы из сундучка и просит их назвать, каким сказочным героям они принадлежат: Красной Шапочке, Буратино, Гному, Деду Морозу, а последней оказывается колпак Петрушки.

Педагог (обращает внимание на колпак Петрушки): Дети, посмотрите, может, мы ищем вот этот головной убор? Он такой красивый, необычный.

Королева Шляп: Нет, он, конечно, очень красивый, но не волшебный. А кто его носит, ребята?

Дети: Петрушка.

Королева Шляп: Правильно - это колпак Петрушки.

Педагог: Может он и не волшебный, но зато с ним можно весело поиграть. Добрая королева поиграй и ты с нами. Поможешь нам выбрать водящего - «Колпачка».

Королева встает в центр круга и кружится на месте с вытянутой вперед рукой, приговаривая:

- Раз, два, три - «Колпачок», выходи.

Физминутка

Музыкально ритмическая игра «Колпачок».

Выбранный ребенок - «Колпачок» сидит в центре круга.

Колпачок, колпачок, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Тоненькие ножки, (Водящий сидит в центре круга.)

Красные сапожки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили, (Дети подбегают к «Колпачку»

Танцевать заставили. и ставят его на ноги.)

Танцуй сколько хочешь, (Отходят назад, хлопая в ладоши.)

Выбирай кого захочешь!

Водящий выбирает себе пару и кружится под хлопки зрителей.

Педагог: А больше не осталось в вашем сундучке головных уборов?

Королева Шляп: Сундучок мой пуст, но есть ещё один головной убор, я не знаю

кому он принадлежит.

II часть.

Педагог (вертит в руках найденную шляпу): Да. Это именно она - шляпа доброго Волшебника! А разве его шляпа может быть такой мрачной?

Королева Шляп: Дети, поможем Волшебнику украсить его шляпу звездами?

Дети: Да.

Королева Шляп: Нужно на бумаге простым карандашом обвести шаблон звёздочки. Затем вырезать ее ножницами аккуратно по контуру. После этого отделить и отложить бумажный слой, а саму звезду липкой стороной приклеить на шляпу и расправить пальчиком ее лучи, чтоб не осталось морщинок.

Королева шляп: Дети, прежде чем приступить к работе, давайте разомнём наши помощники.

Пальчиковый массаж «Чтоб не мерзла голова»

Чтоб не мерзла голова, (Вращение кулачками рук.)

Шапка теплая нужна: (Сжимание и разжимание рук.)

Красная с помпоном, (Массаж большого пальца.)

Синяя с зеленым, (Массаж указательного пальца.)

Желтая с ромашками, (Массаж среднего пальца.)

Белая с букашками, (Массаж безымянного пальца.)

Разноцветная, с ушами. (Массаж мизинца пальца.)

Надевайте шапки сами! (Хлопки в ладоши.)

Дети садятся за столы, приступают к работе. (Звучит негромкая музыка: трек № 11«Сhina wief. Рobre»).

После завершения работы, дети демонстрируют украшенную шляпу. Королева шляп рассматривает ее и восхищается аккуратностью и умениями детей. Звучит торжественная музыка («Волшебная шляпа»), дети хлопают в ладоши.

Королева шляп: Какие старательные дети, что ж теперь вы сможете её вернуть Волшебнику.

Но что бы очутиться в замке, нужно произнести заклинание и обязательно закрыть глаза («колдует» волшебной палочкой).

Заклинание:

Палочкой волшебной

В воздухе взмахнем.

К доброму волшебнику

В сказку попадем!

Раз, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.

Дети открывают глаза и видят грустного Волшебника. Дети приветствуют Волшебника, тот в ответ грустно кивает им.

Педагог:

- Добрый Волшебник, мы получили Ваше письмо и сразу отправились в Страну головных уборов за Вашей шляпой. Вот Ваш волшебный головной убор.

Волшебник:

- Да, это мой головной убор, он особенный - волшебная шляпа! Без нее я не могу вспомнить ни одного заклинания! Волшебства не получается!

Затем примеряет ее. Звучит торжественная музыка А. С. Воронина «Волшебная шляпа»

дети хлопают в ладоши.

Волшебник (радостно):

- Вот теперь я похож на волшебника! Я очень доволен!

III часть.

Волшебник:

- Чувствую, как волшебство возвращается ко мне. Ребята, я хочу пригласить Вас в школу юного волшебника и преподать вам несколько уроков волшебства. Садитесь поудобнее (дети садятся на стульчики).

1. Задание первое:

У юных волшебников должны быть ловкие и гибкие пальцы, чтобы ловко владеть волшебной палочкой.

Поэтому мы их сейчас потренируем, с помощью чудесных колечек Су джок.

В касках желтых мы как строители, (Массажируют большой палец.)                     

В шапочках белых все мы врачи, (Массажируют указательный палец.)

В касках красных мы как пожарники, (Массажируют средний палец.)

В касках зеленых - мы все солдаты, (Массажируют безымянный палец.)

В синих фуражках - мы полицейские. (Массажируют мизинец палец.)

Очень мы любим убор головной. («Прыгают»  пружинками по ладошкам.)

(Е. Анищенкова)

2. Задание второе:

У юного волшебника должен быть подвижный язычок, чтобы правильно и красиво произносить трудные заклинания. Мы выучим с вами гимнастику для язычка.

- Открываем ротик – дом. Кто хозяин в доме том? (Широко открывать рот.)

В нем хозяин – Язычок. Он удобно в доме лег. (Рот открыт, язык внизу)

Мы во двор гулять ходили, (Движения языка влево - вправо.)

И без шарфа и без шапки. (Движения язычком вперед – назад)

Язычком снежок ловили (Широкий язык высовывается изо рта,

затем поднимается вверх

в виде чашечки, утягивается в рот.)

И в снегу валялись смело – (Круговые движения языка.)

Потом горлышко болело. (Рот широко открыт.)

Строгий доктор приезжал (Кончик языка поднят вверх, произносим

на сильном выдохе: «А-А-А».)

Нам лекарства назначал. (Открыли и закрыли рот.)

И сказал нам доктор строгий: («Болтушка» язычком.)

-«Шапку, шарфик надевай, («Парус» язычком.)

Будешь ты всегда здоров» (Щелкнуть язычком.)

( Е.Евдокимова)

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА:

Повторять чистоговорку, чётко проговаривая все звуки:

«Ку – ку – ку - я надену шапку»;

«Ду-ду-ду- в шапке я гулять иду»;

«За-за-за- шапка лезет на глаза»;

3. Задание третье:

Юные волшебники должны уметь читать заколдованные послания. Мнемотаблицы

Предложения о головных уборах:

Бабушка сшила внучке зеленую шляпу.

Дедушка подарил внуку красную бейсболку.

Мама сшила сыну меховую шапку.

Бабушка связала красную шапку.

Бабушка связала внуку шапку.

Мама сшила дочке ситцевую панаму.

Стихотворения:

1.Шапка шерстяная, наверху помпон.

Круглый словно мячик и пушистый он.

Есть еще у шапки отворот цветной.

Буду в этой шапке бегать и зимой.

(В. Мирясова)

2.Если солнце ярко светит,

Без панамы не гуляй.

Если снег закружит, ветер,

Тогда шапку надевай.

Девочкам идут платочки,

В шляпках модницы всегда,

А у мальчиков — пилотки

И бейсболки неспроста.

Головной убор к одежде

Подбирают не спеша,

Чтоб не просто грел, но прежде.

Был к лицу и украшал.

В любое время года

С очень давних пор

Защищает голову

Головной убор.

(Т. Воронкова)

Волшебник:

- Наше занятие в школе юных волшебников подошло к концу (звонит в колокольчик).

Педагог:

- Добрый Волшебник, спасибо, было очень интересно, на прощание мы хотим подарить тебе песню.

Песенка о шляпе.

(на мелодию В. Шаинского «Песенка о папе»).

Сколько песен мы с вами вместе,
Спели дружно, их целый строй,
А про шляпу до этой песни
Песни не было ни одной.


Припев: В шляпе можно, в шляпе можно,
Быть кем угодно:
Быть шофёром и артистом, дрова рубить.
В шляпе можно, в шляпе можно,
Быть, кем угодно,
Важно только человеком хорошим быть.

Волшебник: Каждому выпускнику школы я дарю медаль «Юный волшебник».

- Я вам очень благодарен за помощь и хочу подарить вам этот колпачок (вручает детям колпак Петрушки), только осторожнее – он с сюрпризом (конфетами). Когда вернетесь в детский сад, увидите. Сейчас я произнесу заклинание и вы вмиг окажетесь у себя в саду.

- Шляпа, шляпа, помоги!

В детский сад детей верни.

Если трижды покружиться,

Сразу чудо совершиться!

Дети повторяют слова за Волшебником и «оказываются» в детском саду. (Звучат фанфары: «Чудесное возвращение»).

Подведение итогов:

Педагог: Что мы делали в королевстве?

- Вот мы и вернулись в наш детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие в страну головных уборов? (Понравилось). С кем мы там познакомились? (С Королевой Шляп). О чем мы говорили с ней? (О головных уборах). А в «Школе юного волшебника» вам понравилось? Чем мы помогли Доброму Волшебнику? (Помогли найти его шляпу, украсили ее). Чем мы украсили его шляпу? (Звездами, которые вырезали сами).

Педагог хвалит детей и отмечает каждого ребенка, кто, чем отличился (кто правильно ответил на все вопросы, быстро и аккуратно вырезал звездочку, звонко пел, первым заметил пропавшую шляпу, старательно выполнял гимнастику для язычка и т. д.), рассказывал стихи о головных уборах и т.д.

Рефлексия.
Педагог:


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.