12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Федосеева4036
Россия, Пермский край, Пермь
6

Методическая разработка «Создание условий для системной работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»




Методическая разработка: «Создание условий для системной работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»


Аннотация


Актуальность духовно-нравственного воспитания определяется тем, что

-во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

-во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера еще только формирующую сферу нравственности.

- в-третьих, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушении этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Значимость нравственного воспитания в развитии и формировании личности подчеркивалась с древних времен. Многие выдающиеся педагоги прошлого (К.Д. Ушинский, Я. Коменский) отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию.

В детском саду реализуется основная образовательная программа дошкольного образования «РАДУГА» дополняет ее парциальная программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра» Л.В. Коломийченко. Разработана рабочая программа воспитания. Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Программа воспитания реализуется в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе НОД, режимных моментах, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работе. Для реализации программы воспитания создана развивающая предметно-пространственная среда , а также запланировано проведение различных мероприятий:

- общественно-политических праздников («День Победы», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День народного единства»); - сезонных праздников («Осенины», «Новый год», «Масленица»); - тематических мероприятий («День Здоровья», «День открытых дверей», «Неделя безопасности», «Неделя книги», «Театральная неделя», Неделя доброты и вежливости»); - социальных и экологических акций («Открытка для ветерана», «Чистые дорожки», «Кормушка для птиц», «День цветов»); на уровне группы: - «Утро радостных встреч»; - «День рождения»; - «Чистая пятница»; -«Встреча с интересным человеком» - «Наши соседи» (поход в гости с концертными номерами в соседнюю группу); - «Портфолио группы».

Духовность, нравственность, здоровье являются компонентами социализации, превращающие индивид в личность, обогащающие ее правилами взаимодействия с людьми, опытом жизни. Решение данной проблемы и ответственность за духовно-нравственное воспитание целиком и полностью возложено на образовательную организацию и семью. Поэтому духовно-нравственное воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования и предполагает:

-становление отношения ребенка к Родине, обществу, труду, людям, своим обязанностям и к самому себе.

-развитие качеств патриотизма, толерантности, активного отношения к действительности, уважения к людям.

В образовательном учреждении создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда, направленная на содействие приобретению детьми духовно-нравственного опыта.

Развивающая среда в группах целесообразна, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на самочувствие, физическое и психическое здоровье. Среда имеет открытый характер, она регулярно обновляется и пополняется. В каждой группе имеется центр, его содержание - это различные тематические альбомы для рассматривания о достопримечательностях города, о семейных праздниках, традициях, о народных праздниках, дидактические игры, наглядная информация, дополнительные атрибуты и пособия, художественная литература об истории родного края, города, наличие государственной символики (флаги, гербы) Отдельное внимание уделено созданию детских и семейных коллекций , а также представлены различные задания для работы с ними.

На сегодняшний день в группах старшего дошкольного возраста идет апробация программы «Азбука. Пермь-300».

В работе с детьми педагогический коллектив использует различные методы и формы для духовно-нравственного развития:

-проведение открытых занятий, бесед с детьми, организация встреч с интересным человеком, тематических практик,

-практическая деятельность по работе с семейным портфолио ребенка

-реализация тематических детско-взрослых проектов передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни. позволяет прикоснуться к культурному наследию и испытать чувство сопричастности к народной культуре и быту. В жизнь современного ребенка народное искусство входит вместе с народной песней, сказкой, хороводом. Проекты несут в себе большую информативную функцию, которая возможна только при деятельном участии ребенка.

-нравственная тематика используется в организации всех видов детской деятельности. Воспитание доброго отношения к окружающим происходит на каждом занятии в детском саду: дружеская атмосфера поддерживается на физкультуре, на музыкальных и речевых занятиях

-театрализованные косплей-постановки, как средство эмоционально - нравственного развития дошкольников, где происходит формирование различных сторон личности. Наиболее содержательными и интересными являются народные праздники, как средство выражения национального характера посредством песенной, танцевальной, театральной, игровой деятельности. наблюдений, организация и работа с мини-музеями, посещение музеев, экскурсии,

-участие детей в научно-практических конференциях и других творческих конкурсах, знакомство с народными ремеслами, декоративно-прикладным искусством, организация выставок, участие в различных социальных и благотворительных акциях. Через организацию социально-значимой деятельности у дошкольников формируются представления об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений. 

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями, и, преумножая, внести в современный образовательный процесс.

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.