Методическая разработка «Сюжетно-ролевая игра как средство развития ребенка»

3
0
Материал опубликован 8 January

Методическая разработка

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития ребенка»

Разработал: воспитатель

Павлова Наталья Владимировна

ГКДОУ «Детский сад №249 г.о.

Донецк» ДНР

Цель: рассмотреть сюжетно-ролевую игру как эффективный метод развития личности ребенка, определить ее воспитательные и развивающие возможности, и представить практические рекомендации по организации и проведению игр.

Задачи:

Определить сущность и значение сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка.

Раскрыть виды сюжетно-ролевых игр и их особенности.

Проанализировать влияние сюжетно-ролевых игр на различные стороны развития ребенка (речь, мышление, воображение, эмоции, социальные навыки).

Разработать рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевых игр с детьми разных возрастных групп.

Представить примеры сюжетно-ролевых игр с учетом возрастных особенностей детей.

Сущность сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра – это ведущий вид деятельности дошкольного возраста, характеризующийся самостоятельным созданием детьми игрового сюжета, распределением ролей и использованием замещающих предметов. В игре ребенок моделирует взрослые отношения и действия, проигрывает жизненные ситуации, развивает воображение, речь, мышление, эмоциональную сферу и социальные навыки.

Сущность сюжетно-ролевой игры заключается в том, что дети, опираясь на свой жизненный опыт и знания, самостоятельно создают игровой сюжет, распределяют роли и используют замещающие предметы (или условные обозначения), чтобы отразить в игре отношения и действия взрослых или персонажей из книг, фильмов, мультфильмов.

Ключевые особенности, определяющие сущность сюжетно-ролевой игры:

Самостоятельное создание сюжета: дети не просто следуют готовым правилам, а сами придумывают последовательность событий, развивают сюжет в ходе игры. Это стимулирует творческое мышление и фантазию.

Распределение ролей: дети принимают на себя роли взрослых или вымышленных персонажей, вживаясь в их образ и поведение. Это помогает им понять различные социальные роли и отношения.

Использование замещающих предметов: дети используют предметы, заменяющие реальные объекты (например, палка вместо лошади, кубики вместо дома). Это способствует развитию воображения и символического мышления. В старшем дошкольном возрасте замещающие предметы могут быть и вовсе отсутствовать, роль определяется словами и действиями.

Реализация игрового замысла: дети стремятся к реализации своего игрового замысла, выполняя игровые действия и взаимодействуя друг с другом. Это развивает организованность, планирование и коммуникативные навыки.

Отражение реальности: игра отражает реальность, но преобразует ее в соответствии с фантазией и представлениями детей. Они могут моделировать жизненные ситуации, решать игровые проблемы и развивать свои способности в безопасной игровой среде.

Виды сюжетно-ролевых игр:

Игры по мотивам литературных произведений: базируются на сюжете книги, сказки, мультфильма.

Примеры игр по мотивам литературных произведений в зависимости от возрастной группы:

Младшая группа (3-4 года):

"Теремок": дети строят теремок из стульев или кубиков, распределяют роли животных (медведь, лиса, заяц и т.д.) и разыгрывают сюжет сказки. В этом возрасте акцент делается на простых действиях и повторении фрагментов текста.

"Репка": дети берут на себя роли героев сказки и разыгрывают процесс вытаскивания репки. Обращаем внимание на мимику и жесты персонажей.

"Курочка Ряба": дети могут использовать игрушки или самодельных персонажей и разыгрывать сюжет сказки, добавляя свои элементы.

Средняя группа (4-5 лет):

"Колобок": дети могут добавить в сюжет новые персонажи или изменить поведение героев. Можно использовать театр кукол или пальчиковый театр.

"Три медведя": дети играют в дом трех медведей, расставляя мебель и распределяя роли Маши и медведей. Здесь можно ввести элементы построения диалога.

"Зимовье зверей": дети могут создать свое «зимовье», используя подручный материал, и разложить «корм» для зверей, в соответствии с сюжетом.

Старшая группа (5-6 лет):

"Сказка о рыбаке и рыбке": эта сказка позволяет обсудить понятия жадности и щедрости. Дети могут разыграть сюжет, добавив свои диалоги и мотивировки поступков героев.

"Красная Шапочка": дети могут разыграть сказку, внимательно обращая внимание на характеры героев и их взаимодействия. Это способствует развитию ролевого мышления.

"Приключения Буратино": игра может включать поиск ключей, общение с разными персонажами (Карабас-Барабас, Мальвина, Пьеро) и различные приключения.

Подготовительная группа (6-7 лет):

"Золотой ключик, или Приключения Буратино": более сложная игра с разветвленным сюжетом, требующая более глубокого понимания произведения и умения коллективно создавать сюжетные линии.

"Алиса в стране чудес": игра с фантазийными элементами, требующая развитого воображения и умения импровизировать.

"Приключения Тома Сойера": игра может включать элементы приключений, разгадывание загадок и соревнования.

Игры по мотивам житейских впечатлений: отражают наблюдения ребенка за жизнью взрослых.

Примеры игр по мотивам житейских впечатлений в зависимости от возрастной группы:

Младшая группа (3-4 года):

"Семья": дети играют в семью, имитируя простые действия: кормление кукол, укладывание спать, приготовление «еды». В этом возрасте важно поддерживать простые сюжетные линии.

"Больница": дети играют в больницу, «лечат» кукол и игрушки, используя игрушечные инструменты. Учим простым названиям медицинского инвентаря.

"Магазин": дети играют в магазин, продавая и покупая игрушки или фрукты. Обучаем простым действиям купли-продажи и счету.

Средняя группа (4-5 лет):

"Парикмахерская": дети играют в парикмахерскую, причесывая друг друга или кукол. Можно использовать игрушечные расчески и фены.

"Почта": дети играют в почту, сортируя письма и доставляя их «адресатам». Учим навыкам ориентирования в пространстве.

"Строители": дети играют в строителей, строя дома из кубиков или конструктора. Развиваем пространственное мышление и координацию движений.

"Автобус": дети играют в автобус, распределяя роли водителя и пассажиров. Учим правилам дорожного движения.

Старшая группа (5-6 лет):

"Салон красоты": более сложная версия игры «Парикмахерская», включающая макияж и уход за кожей. Развиваем творчество и воображение.

"Библиотека": дети играют в библиотеку, выдавая книги, сортируя их по алфавиту. Учим алфавиту и библиотечным правилам.

"Ателье": дети играют в ателье, шьют одежду из ткани или бумаги. Развиваем мелкую моторику и творческие способности.

"Строительство высотного здания": более сложная игра «Строители», требующая координации действий и планирования.

Подготовительная группа (6-7 лет):

"Агентство недвижимости": дети играют в агентство недвижимости, покупая и продавая «квартиры» и дома. Учим основным экономическим понятиям.

"Банк": дети играют в банк, принимая вклады и выдавая кредиты. Учим основным финансовым понятиям.

"Театр": дети ставят спектакль по самостоятельно придуманному сюжету, основанному на житейских наблюдениях. Развиваем речь, воображение и актерские способности.

"Научная лаборатория": дети проводят «эксперименты», используя подручные средства. Развиваем научный интерес и методы исследования.

Игры с использованием дидактических материалов: использование кукол, машинок, конструкторов и др. способствует развитию творчества и воображения.

Режиссерские игры: дети сами придумывают сюжет и распределяют роли.

Развивающие возможности сюжетно-ролевой игры:

Развитие речи: обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, развитие диалогической речи.

Развитие мышления: формирование логического мышления, планирование действий, решение игровых задач.

Развитие воображения: придумывание сюжетов, создание игровых образов, использование замещающих предметов.

Развитие эмоциональной сферы: проявление разных эмоций, эмпатия, сопереживание.

Развитие социальных навыков: общение со сверстниками, сотрудничество, умение договариваться, регулировать поведение.


Рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевых игр:

Подбор игр: учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Создание игровой среды: обеспечить необходимыми материалами и атрибутами.

Стимулирование игровой активности: помощь в создании сюжета, распределении ролей, регулировании поведения.

Поддержка игровой инициативы: не навязывать свой сюжет, не критиковать детские идеи.

Анализ игры: обсуждение сюжета, ролей, действий после игры.

Примеры сюжетно-ролевых игр:

(Для младшего дошкольного возраста (3-4 года):

"Семья" (простые действия: кормление кукол, укладывание спать).

"Магазин" (продажа игрушек, фруктов).

"Больница" (лечение кукол).

(Для старшего дошкольного возраста (5-7 лет):

"Поликлиника" (более сложные лечебные процедуры, обследования).

"Строители" (строительство дома, дороги).

"Космонавты" (полет на ракету, исследование планет).

"Театр" (постановка сказки, спектакля).

Заключение:

Сюжетно-ролевая игра является незаменимым средством всестороннего развития ребенка. Правильная организация и проведение игр способствуют формированию гармоничной личности, подготовке к школе и жизни в обществе.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.