Статья на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников»

1
0
Материал опубликован 9 December 2019

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.

Успешность вхождения дошкольника в социальный мир определяет уровень его адаптации, то есть такое состояние взаимоотношений человека и социума, при котором реализуются как собственно личностные, так и социальные интересы (3, с. 3) Успешная адаптация является результатом взаимодействия разных представителей социума и готовности ребенка к восприятию и принятию их влияния.

Как известно, игра служит универсальным средством профилактики и компенсации психоэмоциональных проблем неуверенного ребенка, является сложным, многофункциональным и познавательным процессом. Благодаря играм у детей вырабатываются новые способы реагирования на проблему, они успешнее адаптируются к окружающему миру. Игра - это особая деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем рационально осваивает всю систему человеческих отношений. Она является особой формой освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования (1, с. 30). Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». (5, с. 18)

Представленные характеристики феномена игры психологов и педагогов объединены единым мнением о том, что она является ведущей деятельностью в дошкольном детстве и оказывает существенное влияние на развитие ребенка. Утверждение о том, что сюжетной игре присуща быстрая смена ситуаций, нестандартный характер и необходимость проявления опыта играющего делает ее важным средством социализации детей. 

Главный источник социально – личностного развития - общение: и неважно с кем - это могут быть как сверстники, так и взрослые.  Общение - это процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата. В процессе общения малыш учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, впитывает определенные нормы поведения. Его окружающая среда, которая также непосредственно влияет на его развитие, - это не просто улица, дома, расположенные по определенному порядку вещи, это люди, которые группируются по особой системе правил, отношений, взаимодействия в обществе и дома. Общение обязательно включает взаимные действия партнеров. Оно жизненно важно для человека и рассматривается психологами как особый способ адаптации к окружающей социальной среде. В результате общения формируется представление о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.(8, с. 28)

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития взаимодействий и взаимоотношений. Взаимоотношения - личностные отношения индивидов между собой, возникающие в совместной деятельности. Отношение, идущее от людей к людям, "навстречу друг другу". А взаимодействия - компонент совместной деятельности и отношений. В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков. (4, с. 50)

Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.

Психолог Запорожец З.А. замечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».

Вступая в совместную игру, ребенок, прежде всего, руководствуется собственным отношением к тем сверстникам, которые будут его партнерами. Наметив сюжет, дети распределяют роли, и каждый стремится соотнести свои действия с действиями партнеров, установить положительные ролевые отношения с ними. При руководстве играми воспитателю необходимо учитывать и ролевые, и реальные отношения, возникающие между ребятами.

Руководство игровой деятельностью детей предполагает использование в педагогическом процессе ряда конкретных приемов (совет, реплика, направленная на развитие детской фантазии, указания, вопрос, оценка отдельных персонажей и исполнителе), с помощью которых воспитатель осуществляет руководящую роль в воспитании и развитии дошкольника в процессе сюжетно-ролевой игры. Развитие игровых интересов требует от педагога внимательного, чуткого отношения к играм детей, личной заинтересованности в них. (7, с. 32). Руководя игрой детям надо помочь наиболее близко к реальности воспроизводить отношения между взрослыми в процессе их деятельности.

Руководство развитием игры требует, чтобы воспитатель помог детям обогатить игру высоконравственным содержанием, максимально насытить ее соответствующими действиями, при распределении ролей по возможности всех удовлетворить и вместе с тем поставить каждого ребенка в позицию, наиболее благоприятную для формирования его личности.

В силу особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста в руках опытного педагога она может являться мощным средством перевоспитания детей, у которых в результате сложившихся ранее взаимоотношений с окружающими образовались неправильные формы социального поведения.

Важно отметить, что сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека, так как с развитием научно - технического прогресса появляется много нового в жизни людей, поэтому задача педагога состоит в создании условий для отражения действительности в играх детей. Социальные и семейные роли интересны для современных дошкольников, что можно считать характерной особенностью субкультуры современного детства.

В заключении отметим, что дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Это период первоначального становления личности. Особенности, характерные для личностного развития дошкольника это возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является важным средством в развитии социально – личностных отношений детей с дошкольного возраста.


Список литературы:


  1.  Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2011.


  1. Доронова Т.Н., Карабанова О.А. “Игра в дошкольном возрасте”-2002..
  2. Короткова А.В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным        параличом
  3. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками. // Дошкольное воспитание. 1990. - № 7
  4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982.
  5. Радвил Г.И. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста. (Методические рекомендации для воспитателей). - Орел, 1989.
  6. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. _ М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 160с.
  7. Твиритина Е.Н., Барсукова Л.С. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (Из опыта работы) – М.: Просвещение, 1990. – 112с.
  8. Харченкова А.Н., Деркунская В.А Сюжетно – ролевые игры для социализации детей 4-7 лет: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2010. – 64с.
  9. Эльконин Д.Б. Воспитательное значение сюжетно – ролевой игры.

      //Дошкольное воспитание. 2009. - №8.

 


Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации