12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сулейманова Анна Андреевна14
Россия, Вологодская обл.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи дошкольников


Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.

Мы изучили работы таких исследователей, как М. М. Алексеева, А. М. Бородич, В. И. Логинова, Н. А. Стародубцева, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, И. Н. Жукова и пришли к выводу, что связная речь – это структурный компонент общения, имеющий сочетающиеся между собой законченных фраз, которые также объединены общей темой; развернутое, логически выдержанное, грамотное, последовательное изложение своих мыслей 

Основные задачи по развитию связной речи в дошкольном в озрасте: научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни [1]. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. К основным методам развития связной речи относят: пересказу, рассказывание по картинам, рассказывание по серии сюжетных картин,  рассказывание из личного опыта, рассказывание с элементами творчества, описание предметов [6].

Кроме того, ознакомившись с трудами Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, Т. Н. Образцовой, Н. В. Краснощековой, P. M. Мироновой, мы выяснили, что сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детейв процессе которой они в условных ситуациях  воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения [2].  

На третьем году жизни в играх уже появляются игровые роли. В этом возрасте активно развиваются мышление и воображение, малыши уже способны ставить в игре посильную цель, прилагать усилия и находить различные способы для ее достижения.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей [3].

М. В. Феклистовой [7], Т. В. Михайловой [4] и Ю.А. Сатиевой [5] и пришли к выводу, что сюжетно-ролевая игра имеет большое значение в формировании связной речи детей. Когда ребенок берет на себя роль, он вынужден говорить за того, кого он изображает

Таким образом, сюжетно-ролевая игра может выступать в качестве средства развития речи детей дошкольного возраста, поскольку в таких играх инсценируются различные модели жизненных ситуаций, у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. К тому же, эффективное использование сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей свидетельствует о том, что обогащается словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, речь носит активный и ролевой характер.


Список литературы и источников

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: УЦ «Перспектива», 2014. – 32 с.

Жукова И. Н. Сюжетно-ролевая игра как способ развития дошкольников [Электронный ресурс] / И. Н. Жукова // Молодой ученый. — 2019. – № 51 (289). – С. 337-339. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/289/65390 / (дата обращения: 06.05.2021).

Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В.Краснощекова. – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 251 с.

Михайлова Т. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру / Т. В Михайлова. ‒ Волгоградская область, 2018. ‒ 2 с.

Сатиева Ю.А Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста / Ю.А Сатиева. ‒ Новый Уренгой, 2017.‒ 5 с.

Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методич. пособие для воспитателей ДОУ / О. С Ушакова, Е. М. Струнина. – Москва: Владос, 2004. – 288 с.

Феклистова М. В. Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольника / М. В. Феклистова. ‒ Нижняя Тура, 2020.‒ 6 с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.