Методическая разработка «Целебные свойства цитрусовых: апельсина и лимона»

0
0
Материал опубликован 22 March 2019

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ

Г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическая разработка

Занятие объединения «Исцеляющий сад»: 3 год обучения,

«Целебные свойства цитрусовых: апельсина и лимона»

 

 

Автор: Паненкова Ирина Михайловна,

педагог дополнительного

образования.

2019 год

Тема: «Целебные свойства цитрусовых: апельсина и лимона».

Форма: занятие объединения.

Методы: объяснительно – иллюстративный; практический.

Цели: учить целебным свойствам цитрусовых: апельсина и лимона; их использованию в

народной и научной медицине; развивать творческие способности обучающихся,

инициативу, смекалку, зрительные и двигательные способности; воспитывать

доброжелательность по отношению друг к другу, коллективизм.

Наглядность: листовки: «Апельсин», «Лимон»; презентация занятия: «Целебные

свойства цитрусовых: апельсина и лимона»; натуральные объекты:

апельсин и лимон, выращенные дички цитрусовых, карта мира.

Оборудование: указка, декоративные салфетки, одноконцевые булавки, ручки,

бумага, карандаши, фломастеры, стирашки, компьютер, DVD- диск с

презентацией: «Целебные свойства цитрусовых: апельсина и лимона.

Литература: 1. Бруннек Н.И. Фруктовая кулинария. – М.: Экономика, 1993 г.

2. Дегтярев Ю. Цитрусовый рай. – С.: Толока, 2008 г.

3. Денисов А.А. Цитрусовые. – Д.: № 31, 2009 г.

4. Замедлина В.И. Наши природные помощники – лимоны. – Р. – Д.:

Феникс, 2007 г.

5. Лойко Р. Фрукты и овощи: рецепты оздоровления. – М.: АСТ – ПРЕСС

КНИГА, 2004 г.

6. Хацкевич Ю.Г. Плоды и ягоды. – М.: Харвест, 2002 г.

Ход занятия:

I Оргмомент. Ознакомление с темой занятия. Презентация занятия.

Руководитель: - Ларец в «Исцеляющий сад»! - Что лежит в ларце, вы узнаете, отгадав

загадки: Яркий, сладкий, налитой, Целебный, яркий, золотой,

Весь в обложке золотой, Желтый, кислый, налитой,

Не с конфетной фабрики - Созревает круглый год,

Из далекой Африки. (Апельсин). Витамины нам дает. (Лимон).

- Молодцы, отгадали. А теперь давайте вспомним с помощью Всезнайки об апельсине.

II. Всезнайка: - Апельсин – это вечнозеленое дерево высотой от 3 до 12 метров с густой шарообразной кроной. Листья темно-зеленые, эллиптические, заостренные. Цветки белые душистые, обоеполые. Цветет апельсин практически постоянно. Чашечка маленькая, остролистная, состоящая из 5 чашелистиков; венчик пятилепестковый. Плоды могут иметь желтую, оранжевую или оранжево-красную окраску. Форма плода круглая с кожистым околоплодником и сочной кисло-сладкой мякотью. В мире существует около 100 различных сортов апельсина.

Руководитель: - У нас в гостях сегодня принц Апельсин. И он хочет поведать вам о себе.

Принц Апельсин: - Родиной апельсина считается Китай, где в древности его отождествляли с солнцем. Первое упоминание об апельсине встречается в книгах VIII – V

веков до н.э. В Америке апельсины появились благодаря Христофору Колумбу.

Руководитель: - Спасибо тебе, принц Апельсин. А сейчас я расскажу о целебности этого цитрусового плода.

Врачи Средневековья, ребята, использовали апельсины при кишечных заболеваниях, заболевании почек, при камнях мочевого пузыря. Многие врачи Средневековья прописывали корки апельсина для лечения лихорадки, использовали корку апельсина как средство, способствующее остановке кровохаркания. Апельсиновый сок считался прекрасным средством для лечения и профилактики цинги.

Французские врачи прописывали апельсиновую воду при жажде у лихорадящих больных, а при запорах советовали принимать утром натощак и вечером перед сном апельсины.

В Испании апельсины использовали при лечении гриппа, чирьев и для улучшения деятельности желудочно-кишечного тракта.

Всезнайка: - В адрес обучающихся объединения «Исцеляющий сад» пришла почта. Ребята, получите сообщения, пожалуйста. Давайте их прочитаем. Внимание! Первое сообщение!

1-й юннат: - Апельсины являются прекрасным средством при авитаминозе, вызываемом острым недостатком в организме витаминов А, В, С.

2-й юннат: - Апельсин устраняет кровоточивость десен и носовые кровотечения.

3-й юннат: - Апельсин является составляющим многих диет, так как способствует снижению веса.

4-й юннат: - Ежедневное употребление апельсинов укрепляет волосы и соединительные ткани.

5-й юннат: - Апельсин обладает свойством стимулировать клеточный обмен и прибавляет жизненные силы, улучшает работу мозга, нормализует процессы кроветворения.

6-й юннат:- Апельсин богат пектином, регулирующим деятельность нашего кишечника. –7-й юннат: - Апельсины содержат много фруктозы, глюкозы и клетчатки, которые являются врагами холестерина.

8-й юннат:- Апельсины полезны для пищеварительной, эндокринной, сердечно-сосудистой и нервной систем. Они обладают свойством повышать иммунитет.

Руководитель: - Ребята, какие интересные сообщения нам с почты Всезнайка принес об апельсине, и как здорово вы их прочитали. А теперь Всезнайка вам поможет вспомнить о лимоне.

Всезнайка: - Лимон – невысокое дерево высотой 3 - 4 м, с пирамидальной или раскидистой кроной, с пурпурными молодыми побегами, вечнозеленое. Листья лимона имеют эллиптическую или продолговато-яйцевидную форму, по структуре они блестящие, кожистые, черешковые со специфическим лимонным запахом. Цветки лимона белые, снаружи пурпурные или красновато-фиолетовые, с душистым запахом. Цветение растения начинается в апреле-мае. Плоды лимона имеют яйцевидную форму, светло-желтой окраски, длиной 7-10 см, с лимонным запахом, созревают почти круглый год, чаще всего в период с ноября по февраль.

Руководитель: - Спасибо, Всезнайка. К нам в гости пришел граф Лимон, и он расскажет

вам о себе.

Граф Лимон: - Родиной лимона считается Индия, где он растет в диком состоянии в горах Нильшхима, у подножия Гималаев, откуда с давних пор проник в Месопотамию и акклиматизировался там.

В Древнем Риме лимон появился в IV веке нашей эры, когда Палладий завез его в Италию из Мидии. Арабы во время своего правления способствовали распространению лимона в Африке, Европе. Из садов Омана в Египте завезли его в Палестину в X веке. Из Палестины лимон попал в Италию и Сицилию.

Руководитель: - Спасибо графу Лимону, что он освежил нашу память. А сейчас я хочу заинтересовать вас целебными свойствами цитрусового плода.

Лечебные свойства лимона были известны еще в древности. Очень часто он использовался как противоядие. Так, осужденные на смерть посредством укусов змеи, выживали только потому, что перед казнью они ели лимон, как противоядие. Моряки всегда брали с собой в плавание большой запас лимона для профилактики цинги.

В Китае лимон называется «ли – мунг», что переводится как «полезный для матерей». В XI веке китайские врачи применяли лимон при лечении ран, заболеваний легких, цинги. Итальянцы использовали при лечении лихорадки – отвар лимонов. Прославленный врач Авиценна использовал лимонный сок как мощное средство, полезное против лихорадочных сердцебиений, при желтухе и рекомендовал будущим матерям для нормализации пищеварения и против рвоты. Йоги считают лимон универсальным средством для поддержания здоровья, для этого рекомендуется съедать в день один лимон или пить его сок.

В средние века лимонный сок использовался в качестве противоревматического средства. В XIX веке лимон употребляли при лечении воспаления рта, языка; лимонным соком лечили подагру, использовали введение сока свежего лимона в нос при носовых кровотечениях.

Всезнайка: - Внимание! Почта, почта, почта! Давайте скорее прочитаем эти сообщения!

1-й юннат: - Для улучшения работы сердца полезно жевать лимонную корочку.

2-й юннат: - При головной боли, возникающей во время жары, смазывать лоб и виски нагретой мякотью разрезанного лимона.

3- й юннат: - Лимонный сок прекращает рвоту, останавливает понос.

4-й юннат: - Если веснушек мало или они слабо окрашены, поможет избавиться от них

лимонный сок: утром и вечером протирайте лицо.

5-й юннат: - Наружно лимонный сок, разведенный водой, используют для полосканий при воспалении полости рта и глотки, при стоматитах и гингивитах.

6-й юннат: - Лимоны свежие, лимонный сок, напитки из них рекомендуется включать в рацион больных атеросклерозом, ревматизмом, почечно-каменной болезнью, гастритом с пониженной кислотностью желудочного сока.

7-й юннат: - Лимоны обладают общеукрепляющим действием, они рекомендуются взрослым и детям, здоровым и больным.

8-й юннат: - Сочетание витаминов, рутина позволяет рекомендовать их как средство укрепления стенок кровеносных сосудов и снижения кровоточивости.

Руководитель: - Молодцы, я думаю, вы теперь много знаете о целебных свойствах цитрусовых: апельсине и лимоне. Наши гости – принц Апельсин и граф Лимон хотят поиграть с вами. Давайте встанем и разделимся на две команды.

Принц Апельсин: - Идите, идите ко мне!

Граф Лимон: - Скорее, скорее ко мне!

Всезнайка: - Прослушайте правила игры «Кто быстрее!». Команда принца Апельсина и команда графа Лимона будут передавать друг другу апельсин и лимон, но только не с помощью рук, а с помощью подбородка и шеи, прижав апельсин подбородком. Кто быстрее, та команда и выигрывает. Затем команда принца Апельсина и команда графа Лимона будут передавать друг другу апельсин и лимон с помощью коленей, зажав апельсин и лимон между коленями. И снова, чья команда шустрее, та и выигрывает. И наконец, команда принца Апельсина и команда графа Лимона будут передавать друг другу апельсин и лимон с помощью подбородка и плеча, прижав апельсин и лимон подбородком к плечу. У чьей команды сноровка, та и выигрывает. Итак, приготовились!

Команда: - Прижать цитрусовые подбородком к шее, начали!

Команда: - Зажать цитрусовые между коленями, начали!

Команда: - Прижать цитрусовые подбородком к плечу, начали!

Руководитель: - Игра закончилась. Садитесь, пожалуйста. Ребята, я думаю, что вы все победители, как вы прекрасно играли, помогая друг другу, и отдохнули заодно. А сейчас творческий конкурс, посмотрим у кого апельсин и лимон получится ярче, краше, а, следовательно, и зрелее, целебнее. Вам необходимо разукрасить цитрусовые плоды. Приступаем к работе.

Творческий конкурс: разукрашивание апельсина и лимона.

Руководитель: - Как же вы постарались, ребята, какие яркие, зрелые, а, следовательно, целебные плоды апельсина и лимона у вас получились в вашем творчестве. Что говорить, порадовали вы нас, взрослых.

Всезнайка: - Ребята, посмотрите, как волнуются принц Апельсин и граф Лимон, все спорят, кто из них целебнее.

Принц Апельсин: - Я самый солнечный, сочный, сладкий, ароматный и самый целебный!

Граф Лимон: - А я самый яркий, душистый, кислый и самый лечебный!

Всезнайка: - Давайте поможем разрешить их спор и отгадаем, объединяясь по парам, кроссворды: «Значимость апельсина» и «Значение лимона».

Отгадывание кроссвордов по парам.

Руководитель: - Молодцы, справились с заданием, отгадали правильно. Теперь вы наверняка можете разрешить спор наших гостей – принца Апельсина и графа Лимона, кто из них целебнее. (Ребята отвечают).

Всезнайка: - А целебные они оба – и апельсин, и лимон. Видите, сколько они болезней лечат.

Руководитель: - Чтобы вы не забыли целебных свойств цитрусовых, ребята, вам сейчас Всезнайка, принц Апельсин и граф Лимон подарят памятки: «Рецепты оздоровления лимоном» и «Рецепты оздоровления апельсином».

Всезнайка: - Налетай на сочный апельсин и душистый лимон!

Принц Апельсин: - Полакомитесь, ребята.

Граф Лимон: - Угощайтесь, юннаты.

Руководитель: - Если вам понравилось сегодня на занятии, похлопайте в ладоши, если не все понравилось, потопайте ногами, а если совсем не понравилось, промолчите и ничего не делайте. До скорой встречи на нашем очередном занятии.

РЕЦЕПТЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЛИМОНОМ:

Профилактика гриппа:

* Лимон нарезать кружочками и добавить в чай из шалфея, мяты, подорожника. Такая смесь помогает поддерживать содержание кальция в организме на нужном уровне, а кальций помощник в борьбе с простудой. Лимон увеличивает выведение токсинов через кожу и тем самым снижает температуру.

* Прием лимонов с черным чаем и медом предупреждает возникновение кашля.

* Лимон опустить на 2 мин. в кипящую воду, потом пропустить через мясорубку вместе с цедрой, но без косточек, добавить в полученную кашицу 100 г мягкого сливочного масла и 2 ч. л. меда. Такую смесь намазывать на черный хлеб и принимать в течение дня в период эпидемий.

Лечение ангины:

* 30% -ным раствором лимонной кислоты полоскать горло каждый час в течение дня.

* 50 г лимонного сока, 50 г меда смешать и держать во рту 5 мин., а затем проглотить.

* В течение дня выпить не менее 6 стаканов теплой воды с лимонным соком. Ничего не есть.

* В течение 15 мин. жевать лимонную цедру, после этого в течение часа ничего не есть. Повторять через каждые 3 часа.

* 1 ст. л. лимонного сока добавить в стакан теплой воды и прополоскать горло.

Лечение головной боли:

* Лимонную корку очистить от белой мякоти, приложить к виску влажной стороной и держать в течение 15 мин.

При отложении солей:

* 3 лимона и 150 г чеснока прокрутить через мясорубку, залить на сутки 0,5 стакана холодной кипяченой воды, после этого процедить и принимать каждое утро по 2 ч.л. перед приемом пищи.

Лечение зубной боли:

* Полоскать рот лимонной водой (1 стакан кипяченой воды и 2 ст. л. лимонного сока). По окончании процедуры необходимо ополоснуть рот водным раствором двууглекислой соды (1 ч.л. соды на стакан воды).

Лечение и профилактика кариеса:

* Лимонный сок добавлять к воде при чистке зубов из расчета 1 стакан воды и 25 мл лимонного сока.

Для устранения запаха изо рта:

* Ежедневно принимать по 1 ч. л. тертой цедры лимона с сахаром или медом.

Для улучшения слуха:

* Ежедневно съедать по четверти лимона прямо с кожурой.

Лечение судорог ног:

* Утром и вечером смазывать свежевыжатым лимонным соком подошвы ног, не вытирая их. Курс лечения – 2 недели.

Лечение болезни щитовидной железы:

* Натереть лимон с кожурой, перемешать его с сахаром и принимать за 30 мин. до еды по 1 ч.л. 3 раза в день.

РЕЦЕПТЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ АПЕЛЬСИНОМ:

Жаропонижающее средство:

* 3-4 дольки апельсина залить 50 мл кипяченой воды комнатной температуры и настоять в течение 30 мин. Принимать смесь 2-3 раза в день.

Профилактика артрита:

* Ежедневно, в течение двух недель съедать по 50 г свежего апельсина.

Для устранения головных болей:

* Неочищенные от кожуры апельсины, хрен и тимьян пропустить через мясорубку, в полученную массу добавить 5 ст. л. коньяка. Все тщательно перемешать. Принимать по 2 ст.л. 3 раза в день.

Противопоказания: Апельсины противопоказаны при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрите с повышенной кислотностью желудочного сока.

Лечение запоров:

* Ежедневно, в течение недели по вечерам съедать по два апельсина.

Лечение гастрита с пониженной секрецией желудочного сока:

* Ежедневно принимать по 100 мл свежевыжатого апельсинового сока 3 раза в день. Курс – 5-7 дней.

При ожирении, гипертонической болезни и атеросклерозе:

* По 1/4 ст. за 15-20 мин. до еды пейте сок апельсина.

При легком отравлении:

* В этом случае необходимо выпивать сок одного апельсина каждые 15-20 мин. до улучшения состояния.

При экземе:

* Апельсиновую кожуру на ночь прикладывают внутренней стороной к больному участку кожи при сухой экземе. Сверху накладывают повязку.

КРОССВОРД: «ЗНАЧИМОСТЬ АПЕЛЬСИНА».

А

                   
 

П

                   
         

Е

                 
     

Л

               
                         

Ь

 
 

С

           
 

И

                 
     

Н

     

Впишите по горизонтали:

Впишите названия заболеваний, процессов, происходящих в организме человека, на которые оказывает определенное влияние этот цитрусовый плод. Ключевое слово при правильном заполнении кроссворда - апельсин.

 

А. Какое заболевание наступает при резком недостатке витаминов…

П. Как называется процесс механической и химической обработки пищи…

Е. Как называется процесс появления новых клеток крови…

Л. Как называется вещество, осаждающееся на стенках сосудов, приводящее

к образованию тромбов…

Ь. Одно из проявлений заболевания десен…

С. Главный орган кровеносной системы…

И. Процесс, повышающий защитную функцию организма …

Н. Заболевание, возникающее при недостатке витамина С …

КРОССВОРД: «ЗНАЧЕНИЕ ЛИМОНА».

             

Л

         
           

И

   
       

М

         
   

О

     
   

Н

         

 

Впишите по горизонтали:

Впишите названия заболеваний, процессов, происходящих в организме человека, на которые оказывает определенное влияние этот цитрусовый плод. Ключевое слово при правильном заполнении кроссворда - лимон.

Л. Какое заболевание сосудов возникает обычно в старческом возрасте…

И. Какое заболевание желудка возникает при повышенной секреторной функции слизистой оболочки…

М. Как называется инфекционно-аллергическое заболевание суставов…

О. Название сигнала любого заболевания…

Н. Инфекционное заболевание горла…

КРОССВОРД: «ЗНАЧИМОСТЬ АПЕЛЬСИНА».

А

В

И

Т

А

М

И

Н

О

З

 
 

П

И

Щ

Е

В

А

Р

Е

Н

И

Е

 

К

Р

О

В

Е

Т

В

О

Р

Е

Н

И

Е

 
 

Х

О

Л

Е

С

Т

Е

Р

И

Н

 

К

Р

О

В

О

Т

О

Ч

И

В

О

С

Т

Ь

 
 

С

Е

Р

Д

Ц

Е

 
 

И

М

М

У

Н

И

Т

Е

Т

 
 

Ц

И

Н

Г

А

 

Впишите по горизонтали:

Впишите названия заболеваний, процессов, происходящих в организме человека, на которые оказывает определенное влияние этот цитрусовый плод. Ключевое слово при правильном заполнении кроссворда - апельсин.

 

А. Какое заболевание наступает при резком недостатке витаминов…

П. Как называется процесс механической и химической обработки пищи…

Е. Как называется процесс появления новых клеток крови…

Л. Как называется вещество, осаждающееся на стенках сосудов, приводящее

к образованию тромбов…

Ь. Одно из проявлений заболевания десен…

С. Главный орган кровеносной системы…

И. Процесс, повышающий защитную функцию организма …

Н. Заболевание, возникающее при недостатке витамина С …

КРОССВОРД: «ЗНАЧЕНИЕ ЛИМОНА».

А

Т

Е

Р

О

С

К

Л

Е

Р

О

З

 
 

Г

А

С

Т

Р

И

Т

 
 

Р

Е

В

М

А

Т

И

З

М

 

Б

О

Л

Ь

 
 

А

Н

Г

И

Н

А

 

 

Впишите по горизонтали:

Впишите названия заболеваний, процессов, происходящих в организме человека, на которые оказывает определенное влияние этот цитрусовый плод. Ключевое слово при правильном заполнении кроссворда - лимон.

Л. Какое заболевание сосудов возникает обычно в старческом возрасте…

И. Какое заболевание желудка возникает при повышенной секреторной функции слизистой оболочки…

М. Как называется инфекционно-аллергическое заболевание суставов…

О. Название сигнала любого заболевания…

Н. Инфекционное заболевание горла…

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.