12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Беседа Ольга Михайловна29
Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону







Методическая разработка урока

Тема урока: Соли: свойства и их применение

Дисциплина: Химия



Мамаевой Ольги Михайловны























г. Ростов-на-Дону

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка


2. Технологическая карта урока


3. Структура урока


4. Литература


5. Приложение № 1 Инструкционные карты


6. Приложение № 2 Техника безопасности при работе с химическими веществами, щелочами, кислотами


7. Приложение №3 Технологическая карта создания «Химический сад»





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Целью  образования сегодня является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.  Одной из задач образования является повышение уровня мотивации к учебному труду.

Методическая разработка открытого урока составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования базового уровня по дисциплине «Химия» и Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Тема занятия «Соли: свойства и их применение».

Тип урока: углубление и систематизация знаний.

Вид урока: урок – интрига.

Основными целями урока являются создание условий для активной учебно-познавательной деятельности обучающихся, способствующих формированию знаний обучающихся о составе, свойствах и применению солей.

Педагогические технологии, применяемые на уроке - это технология проблемно-исследовательского обучения; технология сотрудничества.

На уроке применяются активные методы обучения, такие как проблемное обучение и исследовательский метод.

Реализация проблемно-исследовательского подхода к изучению данной темы способствует развитию умения мыслить, анализировать, делать выводы на основе самостоятельно установленных фактов.

В процессе обучения на данном уроке теоретические сведения дополняются демонстрациями и лабораторными опытами. Значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения: работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обучению с веществами.

Таким образом, при применении активных методов обучения на уроке я решаю следующие педагогические задачи:

Активизировать и стимулировать учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Формировать коммуникативные и личностные компетенции обучающихся через организацию работы в парах.

Обеспечить формирование предметных и метапредметных компетенций обучающихся.

На уроке реализуется принцип «систематичности и последовательности»:

- выделение главного, основной идеи, ведущих положений, существенных связей в изучаемом;

- структуризация и синхронизация;

- сопоставление и анализ;

- компактная целостная подача темы;

- укрупнение дидактических единиц, с тем, чтобы не разрывать искусственно, не изолировать внутренние связи, существенно влияющие на понимание и овладение знаниями.

Систематичность непосредственно связана с логикой самой химической науки. При этом каждый элемент знаний связывается с другими элементами, последующие опираются на предыдущие, что готовит обучающихся к усвоению новых элементов знаний.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Организационная информация

Преподаватель

Мамаева Ольга Михайловна

Дисциплина

Химия

Курс

Второй

Дата урока

____-___-_____ г.

Методическая информация

Раздел №2

Общая и неорганическая химия

Тема программы

Основные классы неорганических и органических соединений

Тема урока

Соли: свойства и их применение

Тип урока

Углубление и систематизация знаний

Вид урока

Урок-интрига

Межпредметные связи

Биология, физика

Методическая цель

Создание условий для активной учебно-познавательной деятельности обучающихся, способствующих формированию знаний обучающихся о составе, свойствах и применению солей.

Цель урока

Повторить и закрепить знания о свойствах солей, применение солей на основе их свойств.

Задачи урока

Обучающие: повторить и обобщить знания обучающихся о солях как классе неорганических соединений; на практических опытах рассмотреть и проанализировать их физические и химические свойства.

Развивающие: развивать умения давать характеристику солям, продолжить развитие у обучающихся умений проводить химический эксперимент, вести диалог, рассуждать и делать выводы, актуализировать ранее изученное; умение анализировать полученные результаты; развитие коммуникативной компетентности, развивать творческие навыки, мышление, интерес к химии, навыки работы с дополнительной литературой, работы в Интернете при выполнении домашнего задания.

Воспитывающие: способствовать формированию у обучающихся собственную позицию по отношению к химической информации; при работе в группах – воспитывать чувство коллективизма и взаимоподдержки, уважения к мнению другого человека, воспитывать творческое отношение к учебе, интерес к предмету, повышение самооценки обучающихся, трудолюбие.

Образовательные ресурсы

- ТСО - компьютер, проектор, экран;

- Презентация «Соли: свойства и их применение»

Средства обучения

Лабораторное оборудование и реактивы:

Наборы солей и кислот (K2Cr2O7, NaCl, CuSO4, LiCl, H3BO3,), химические фарфоровые чаши, стеклянные палочки, пробирки, штативы для пробирок, железнай гвоздь, р-р соляной кислоты 1М (HCl), р-р гидроксида калия 1М (KOH), гидрокарбонат натрия (NaHCO3), р-р сульфата меди (CuSO4), раствор сульфата железа (FeSO4), дистиллированная вода, пробирка с пробкой, лучинка, спички.

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, парная

Методы обучения

по внешним признакам деятельности: беседа, формулировка выводов на основе полученных результатов;

по источнику получения знаний: наглядный, словестный, практический.

Исследовательский метод.

Педагогические технологии

Технология проблемно-исследовательского обучения;

Технология сотрудничества.

Основные термины и понятия

Катион металла, анион кислотного остатка, соль, физические свойства, химические свойства, токсичность.

Планируемые образовательные результаты (УУД)

Предметные

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться:

высказывать собственное мнение, суждения, применять естественнонаучные знания; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа.

Метапредметные


Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем, другими студентами и работать в группах, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у студентов самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные преподавателем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Личностные

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к химии как науки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

п/п

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

УУД

Организационный момент.

Постановка проблемного вопроса и определение целей занятия.

(2 мин)

Приветствие обучающихся.

Проверка отсутствующих и готовности группы к уроку

Здравствуйте. Меня зовут Ольга Михайловна. Я проведу у вас урок химии. Вижу, что все готовы к уроку. Можем начать.

Ставит проблему перед студентами (демонстрирует опыт «Разноцветное пламя»)

Перед вами 5 чаш со сложными неорганическими веществами, принадлежащих к одному классу. Сейчас я их поджигаю, а вы внимательно следите за ходом реакции, что вы наблюдаете?

Для какого класса сложных неорганических соединений характерна такая реакция?

Отвечают на приветствие преподавателя.

Слушают, анализируют, отвечают на вопросы

Личностные: стремятся хорошо учиться, правильно идентифицируют себя с позиции студента; понимают значение знаний для человека и принимают его.

Поиск решения




2.1

Проведение лабораторных опытов

(4 мин)

Введение студентов в ситуацию, для активизации познавательной деятельности и создании ситуации успеха (проведение лабораторного опыта)

Для того чтобы определить класс веществ и выявить его свойства предлагаю вам распределиться на 3 группы, каждая из которых проведет самостоятельно химические опыты.

На ваших столах находятся инструкционные карты. Вы наблюдаете за ходом реакции, делаете выводы, заполняете инструкционные карты.

Я напоминаю вам ТБ при работе с химическими веществами, кислотами и щелочами!

Комментирует ход работы группы.

Проводят опыты, анализируют и формулируют выводы, заполняют инструкционные карты, высказывают свою точку зрения, аргументируют свои позиции.

Познавательные:

формулируют ответ на вопрос преподавателя; дополняют и расширяют имеющиеся знания.

Коммуникативные:

принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

Личностные: проявляют толерантное сознание и способны вести диалог с другими людьми; достигают в нем взаимопонимания, находят общие цели и сотрудничают для их достижения

2.2

Этап обобщения и систематизации

(4 мин)

Вижу, что вы все справились с заданием. Отлично! Теперь вы можете ответить на вопрос, какой класс веществ мы сегодня открывали?

Давайте вспомним классификацию сложных неорганических соединений, которые мы уже изучили на прошлых уроках:

Оксиды

Основания

Кислоты

Соли

Так как во 2 и 3 подгруппах были основания и кислоты соответственно, то мы можем вычеркнуть 2 и 3 пункты. Остаются оксиды и соли.

Слушают, отвечают, анализируют, делают выводы.

Личностные: проявляют интерес; выражают положительное отношение к процессу познания.

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.

2.3

Применение знаний и умений в новой ситуации

(7 мин)

Теперь мы можем точно определить вещества, какого класса у нас были?

Чтобы точно убедиться в правоте наших суждений предлагаю просмотреть видео.

О каких веществах идет речь?

Какие вещества являются электролитами?

Так какой класс веществ?

Вспомним определение солей.

Соли - это сложные неорганические вещества, состоящие из катионов металла и анионов кислотного остатка.

Так какая же тема была нашего урока?

Так что же было в 5 чашах?

Металлы, соли которых окрашивают пламя в разные цвета, определяется способностью испускать свет определенного цвета. Это один из методов определения состава вещества, которые называется спектральным анализом. Ученые, исследуя спектр, который испускает вещество, сравнивают его со спектром известных элементов, таким образом, определяют его состав.

Медь придает пламени желтый оттенок, а при высоком содержании-ярко-зеленый.

Литий - красное пламя.

Калий - фиолетовое.

Натрий - желто-оранжевый.

Такое свойство соли используют для приготовления цветных огней для салютов, фейерверков. Соли нашли свое применение, как в производственных целях, так и в нашей повседневной жизни, а также их используют в медицине и строительстве, в сельском хозяйстве в качестве минеральных удобрений. Хлорид натрия, применяют в быту как консервант, усилитель вкусовых показателей продуктов, и сульфат меди-хороший инсектицид и фунгицид, пользуется популярностью у садоводов, которые заботятся о состоянии растений.

Слушают, отвечают, анализируют

Тема урока: «Соли: свойства и их применение».


Личностные: проявляют интерес; выражают положительное отношение к процессу познания.

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний

Подведение итогов занятия. Рефлексия

(2 мин)

Мы повторили определение солей, закрепили их физические и химические свойства, а также их применение.

Рефлексия проводится приемом «ХИМС»

Скажите, что было Хорошего на уроке?

Что вам было Интересно?

А что Мешало?

Заберете с Собой что-нибудь с урока?

Выставляет оценки, аргументируя их.

Слушают, осмысливают, оценивают свои достижения, проводят самоанализ своей деятельности

Личностные:

Оценивают собственную учебную деятельность

Домашнее задание

(1 мин)

Выдача разноуровневого домашнего задания с инструкцией по его выполнению

Вашим домашним заданием:

1. § 1.4. конспект.

2. Стр. 44 задания № 7, №9, №20-23.

3. Подготовить сообщение по теме: «Применение солей в моей профессии».

4. Используя технологическую карту создать «Химические водоросли».

Благодарю вас за урок. До свидания.

Слушают, осмысливают

Регулятивные:

Умение слушать в соответствии с целевой установкой

ЛИТЕРАТУРА


Основная

Ерохин Ю. М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.

Дополнительная

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.

Интернет ресурсы

www.enauki.ru – интернет-издание для учителей «Естественные науки»

1september.ru - методическая газета «Первое сентября»

hvsh.ru - журнал «Химия в школе»

www.hij.ru / - «Химия и жизнь»


Приложение 1

Инструкционная карта подгруппа №1

Реактивы и оборудование: штатив с пробирками, водный раствор искомого вещества, Fe (гвоздь).

Ход работы:

Наблюдения реакции:

В пробирку с веществом искомого класса опустите железный гвоздь. Что вы наблюдаете?


Вывод:







Инструкционная карта подгруппа №2

Реактивы и оборудование: штатив с пробирками, водный раствор искомого вещества, гидроксид калия (1М раствор КОН).

Ход работы:

Наблюдения реакции:

В пробирку с веществом искомого класса прилейте 1 мл гидроксида калия. Что вы наблюдаете?


Вывод:







Инструкционная карта подгруппа №3

Реактивы и оборудование: штатив с пробиркой, пробка, вода дистиллированная, искомое вещество, спички, раствор соляной кислоты HCl (1М).

Ход работы:

Наблюдения реакции:

В пробирку с веществом искомого класса прилейте 1 мл воды. Растворимость данного вещества какова? Затем прилейте 1 мл раствора соляной кислоты. Закройте пробкой. Что вы наблюдаете?

Внесите тлеющую лучинку. Что наблюдаете?


Вывод:







Приложение 2


Техника безопасности при работе с химическими вещества щелочами, кислотами

Проверить исправность средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работы, надеть специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.

В течение всего рабочего времени содержать в порядке и чистоте рабочее место, отходы собирать в специальные емкости;

Запрещается набирать кислоты и щелочи в пипетку ртом. Для этого следует применять резиновую грушу и прочее оборудование для отбора проб. Растворять твердые щелочи следует путем медленного добавления их небольшими кусочками к воде при непрерывном перемешивании. Кусочки щелочи нужно брать только щипцами.

При смешивании веществ, которое сопровождается выделением тепла, необходимо пользоваться термостойким толстостенной стеклянной или фарфоровой посудой.

Разлитые кислоты или щелочи необходимо немедленно засыпать песком, нейтрализовать, и только после этого проводить уборку.

При попадании на кожу или одежду кислоты, надо смыть ее большим количеством воды, а затем 3 – 5% раствором питьевой соды или разбавленным раствором аммиака.

При попадании на кожу или одежду щелочи, после смывания ее большим количеством воды, нужно провести обработку 2 – 3 % раствором борной, лимонной или уксусной кислотами.

В случае пореза стеклом нужно сначала внимательно осмотреть рану и извлечь из нее осколки стекла, если они есть, а затем обмыть раненное место 2% раствором перманганата калия, смазать йодом и завязать бинтом или заклеить лейкопластырем.


Приложение 3

Технологическая карта создания

«Химические водоросли» Пошаговая инструкция: Приготовим раствор желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6].

t1648194158aa.png

Насыпем в разные места на дне стакана соли разных металлов.

t1648194158ab.png

Соли металлов постепенно растворяются и реагируют с желтой кровяной солью. Получаются нерастворимые соединения меди, железа и цинка. Они не просто выпадают в осадок, а благодаря осмотическому давлению образуют «пузыри». Из них и вырастают причудливые «водоросли».

Утилизация:

Утилизируйте твёрдые отходы эксперимента вместе с бытовым мусором. Растворы слейте в раковину и затем тщательно промойте её водой.

Здравствуйте. Меня зовут Ольга Михайловна. Я проведу у вас урок химии. Я вижу, что вы все готовы, можем начать урок.

Обратите внимание. Перед вами 5 чаш со сложными неорганическими веществами, принадлежащих к одному классу. Сейчас я их поджигаю, а внимательно следите за ходом реакции, что вы наблюдаете?

Да, цвет пламени был разный, он зависит от температуры пламени и тем, какие вещества входили в состав.

Какой же класс сложных неорганических веществ был?

Для того, чтоб ответить на этот вопрос я предлагаю вам провести химические реакции, характерные для этого класса веществ.

На ваших столах находятся инструкционные карты. Вы наблюдаете за ходом реакции, заполняете инструкционные карты, делаете выводы.

Я напоминаю вам ТБ при работе с химическими веществами, кислотами и щелочами! Комментирую ход работы группы.

Я вижу, что вы справились, Молодцы. Какие выводы вы сделали, проведя опыты.

1 подгруппа: Железный гвоздь покрылся медным налетом в ходе реакции. Это значит, что неизвестное вещество содержало ионы меди.

2подгруппа: Сложное неорганическое вещество прореагировало с растворимым основанием-щелочью гидроксидом калия, образовался красно-коричневый осадок.

3 подгруппа: При взаимодействии сложного вещества и кислоты активно выделялся газ без запаха. При внесении в пробирку тлеющую лучинку, она потухла. Это свидетельствовало о том, что выделялся диоксид углерода (IV)-углекислый газ, который не поддерживает горение.

Вы большие молодцы. Отлично! Теперь вы можете ответить на вопрос, какой класс веществ мы сегодня открывали?

Давайте вспомним классификацию сложных неорганических соединений:

Оксиды

Основания

Кислоты

Соли

Так как во 2 и 3 подгруппах были основания и кислоты соответственно, то мы можем вычеркнуть 2 и 3 пункты. Остаются оксиды и соли. Чтоб ответить на этот вопрос, предлагаю вашему вниманию видео. Внимание на экран. (смотрят видео). О каких веществах идет речь? (об электролитах)? Какие вещества являются электролитами-те, кто проводит ток. Так какой класс веществ?

Это соли-правильно! Вспомним определение солей-это сложные неорганические вещества, состоящие из катионов металла и анионов кислотного остатка.

Так какая же тема была нашего урока: Соли: свойства и применение.

Так что же было в 5 чашах? Соли.

Металлы, соли которых окрашивают пламя в разные цвета, определяется способностью испускать свет определенного цвета. Это один из методов определения состава вещества, которые называется спектральным анализом. Ученые, исследуя спектр, который испускает вещество, сравнивают его со спектром известных элементов, таким образом, определяют его состав.

Медь придает пламени желтый оттенок, а при высоком содержании-ярко-зеленый.

Литий-красное пламя.

Калий-фиолетовое.

Натрий- желто-оранжевый.

Такое свойство соли используют для приготовления цветных огней для салютов, фейерверков. Соли нашли свое применение, как в производственных целях, так и в нашей повседневной жизни, а также их используют в медицине и строительстве, в сельском хозяйстве в качестве минеральных удобрений. Хлорид натрия, применяют в быту как консервант, усилитель вкусовых показателей продуктов, и сульфат меди-хороший инсектицид и фунгицид, пользуется популярностью у садоводов, которые заботятся о состоянии растений.

Великий австрийский психиатр Виктор Франкл сказал: «Смысл нельзя дать его нужно найти».

Благодарявашей творческой работе, мы с вами нашли смысл нашего урока.

Скажите, что было хорошего на уроке сегодня Х-опыты.

Что вам было интересно - И-металлы, содержащиеся в солях определяют цвет пламени.

А что вам мешало - М-ничего

Заберете с урока что с собой -багаж знаний, применение солей и их свойства.

Выставляю оценки, комментирую.

Ваше домашнее задание: параг, конпект, упр. 5-8. Коллоидный сад.

Благодарю вас за урок!



Инструкционная карта подгруппа №1

Реактивы и оборудование: штатив с пробирками, водный раствор искомого вещества, Fe (гвоздь)

Ход работы:

Наблюдения реакции:

В пробирку с веществом искомого класса опустите железный гвоздь. Что вы наблюдаете?


Вывод:

На железном гвозде появилась медь, значит в веществе, которое ищем, содержались ионы меди.



Инструкционная карта подгруппа №2

Реактивы и оборудование: штатив с пробирками, водный раствор искомого вещества, Fe (гвоздь)

Реактивы и оборудование:

Наблюдения реакции

Штатив с пробирками, водный раствор искомого вещества, железный гвоздь


В пробирку с веществом искомого класса опустите железный гвоздь.


Предполагаемая реакция:


Вывод: неизвестное вещество прореагировало с щелочью, образовался красно-коричневый осадок.



Инструкционная карта подгруппа №3

Реактивы и оборудование: штатив с пробирками, водный раствор искомого вещества, Fe (гвоздь)

Реактивы и оборудование:

Наблюдения реакции

Штатив с пробирками, водный раствор искомого вещества, железный гвоздь


В пробирку с веществом искомого класса опустите железный гвоздь.


Предполагаемая реакция:


Вывод: при взаимодействии неизвестного вещества и кислоты выделился газа. При внесении в пробирку тлеющую лучинку, она потухла. Значит,газ-углекислый.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.