Методическая разработка «Образ художественной культуры Японии. Кимоно»
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе
Ф.И.О. Полугрудова Светлана Александровна
Учебный предмет: изобразительное искусство 4 класс. УМК (программы учебного курса): Л.А.Неменская «Изобразительное искусство «Каждый народ – художник» 4 класс» учебник, изд. «Просвещение», Москва, 2010г.
Тема четверти: «Каждый народ художник ». Урок 19 Тема урока: «Образ художественной культуры Японии. Кимоно ». Дата проведения:
Цель и задачи |
Формирование основ художественной культуры школьников как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; Воспитание уважения к истории мировой культуры, выраженной в архитектуре, народном костюме и предметах быта. Образовательные: формирование художественного вкуса учащихся; знакомство с особенностями национальной одежды в Японии через создание мужских и женских образов в кимоно; укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, история), развитие наблюдательности. Развивающие: закрепление умение складывания из бумаги несложных моделей в технике оригами. Воспитывающие: воспитание аккуратности, чувства товарищества и взаимопомощи, бережного и уважительного отношения к культурному наследию других народов. |
||||||||||
Тип урока |
Комбинированный. |
||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса к мировой культуре. Желание осваивать новую область знаний новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства. Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практической творческой работы. Метапредметные: воспитание уважения к народному искусству и культуре других стран, выраженного в предметно – материальной среде. Умение эстетически подходить к изображению фигур людей в народной праздничной одежде. Развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти. Предметные: Умение трансформировать реальные формы в декоративные. Умение выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. |
||||||||||
Технологии |
Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество, информационно-коммуникативные, компьютерные. |
||||||||||
Зрительный ряд: |
Компьютерная презентация, учебник Л. А. Неменская «Каждый народ художник» 4 класс. |
||||||||||
Музыкальный ряд: |
Японская музыка «Бамбуковая флейта», «Сакура». |
||||||||||
Литературный ряд: |
Стихотворение Елены Василец «С цветами женщину сравните…» |
||||||||||
Материалы: |
Листы ксероксной цветной бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей, альбом. |
||||||||||
Задание: |
Создать образ японца или японки в национальной одежде, выполнив в технике оригами японское кимоно. |
||||||||||
Оборудование: |
Мультимедийный проектор, компьютер. |
||||||||||
Наглядно-демонстрационный материал: |
Презентация «Образ художественной культуры Японии. Кимоно», учебник, компьютер, фото. |
||||||||||
Основные понятия: |
Кимоно, таби, гета, дзори, пояс – оби, учикаке – японская свадебная накидка. |
Дидактическая структура занятия |
Миницель (задачи) Этапов занятия |
Методы и приемы раб. Образовательные технологии (элементы технологий) |
Форма деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты |
Организационный этап (2 минуты) |
Создание положительного эмоционального настроя обучающихся. |
Вступительное слово учителя |
Фронтальная |
Доброжелательный настрой учителей, приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. |
Приветствуют учителя, готовят рабочее место. |
Личн.УУД: самоорганизация: Метапредм. УУД: организация своего рабочего места Регул. УУД: организация дея- ти на уроке, ученик учится определять цель своей работы |
Мотивация (2 минуты) |
Определить тему и задачу урока |
Просмотр фото японцев на празднике. |
Фронтальная |
Задаёт наводящие вопросы - Какой раздел мы начали изучать? - С какими необычными жилищами мы познакомились? |
Учащиеся отвечают на вопросы. - Каждый народ художник. Япония. Замок, павильон, пагода. Необычная одежда. Определение темы урока. |
Метапредм. УУД: Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
Приобретение знаний ( 8 минут) |
Выделить главные и существенные признаки понятия, явления, обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала |
Исследовательский, эвристический. Просмотр презентации. Беседа.
|
Фронтальная |
В японском языке "кимоно" в широком смысле обозначает "одежда", а точнее национальная одежда. С цветами женщину сравните: Она прекрасна, как бутон, Всю прелесть юности вдохните – Весь образ чудом окружен. Любой национальный костюм отражает особенности материальной и культурной жизни народа, в том числе и национальный характер. Вы обратили внимание, что кимоно все разные. Они делятся: для мужчин для женщин для девушек для детей Крой кимоно предельно прост. На полное женское кимоно уходит от 9 до 12 метров ткани шириной 30-33 см. Кимоно запахивается на груди на правую сторону и крепится специальным поясом – оби. Сторона запаха не меняется ни на женских, ни на мужских кимоно. На левую сторону традиционно запахивают только похоронное кимоно на покойнике перед погребением. Кимоно носят по сезону: в январе и феврале носят кимоно с рисунком сосны, сливы, бамбука; в марте и апреле - вишня, бабочки, визерия и т. д. Обычно, кимоно делается в единственном экземпляре (до 1930 г кимоно делались по конкретному заказу для конкретного человека), но бывают и случаи "массового" изготовления кимоно одного вида (например, для танца гейш, для киносъемки и пр.), но и тут возможности ограничиваются 10-12 кимоно, да и те различаются в деталях друг от друга. Пояс на кимоно Обычно повязывают три пояса: основной "оби « (верхним, плотным поясом дважды оборачивают талию так, чтобы самая красивая его часть оказалась впереди. Завязывают «оби» на спине большим роскошным бантом. пояс-шнур "оби-дзимэ", который скрепляет бант; пояс-шарф "оби-агэ", который придерживает подушечку, создающую объем банта. Традиционная японская обувь - это таби, носки с отдельным большим пальцем; - гэта - сандалии с деревянной подошвой и кожаными ремешками (выполняются они в виде скамеечки). - но очень многие современные японки все же отдают предпочтение в деловом стиле одежды другой разновидности исторической обуви, дзори. Это также разновидность сандалий, но они изготавливаются без каблука, с обязательным утолщением в области пятки. Помогает анализировать рассматриваемые изображения на экране. |
Смотрят презентацию и участвуют в беседе с анализом, высказыванием своего мнения. Делятся впечатлениями от увиденного на экране. Эта обувь очень практична и удобна в носке. |
Метапредм. УУД: Познав. УУД: самостоятельная деятельность определении выводов Коммун.УУД: работают совместно с учителем Личност. УУД: сформированность познавательных интересов, творческих способностей. |
Здоровье - сберегающие технологии |
физкультминутка |
Фронтальная |
Контролирует и помогает выполнению упражнений |
Дети выполняют физические упражнения. |
Личн.УУД: самоорганизация: Метапредм. УУД: организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч…. |
|
Переход к практической работе (3 минуты) |
Применение познавательных знаний для выполнения практического задания. |
Практическая работа |
Фронтальная |
Сегодня мы с вами выполним японское кимоно в технике оригами. Затем дорисовываем голову и руки, создавая образ японца или японки и украшаем кимоно. Будем работать индивидуально, опираясь на объяснение учителя и схему на экране. С чего начнём? Учитель контролирует, направляет объяснение ученика. |
Ученик или ученица показывает, как будет выполнять работу по выполнению японки в кимоно. |
Метапр. УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания Предм. УУД: показывает навыки работы выполнения в технике оригами. |
Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут) |
Применение познавательных знаний и практических приобретённых ранее умений и навыков для выполнения практического задания. |
Практическая работа |
Работа индивидуально –групповая. |
Учитель контролирует работу учеников, помогает индивидуально устранить допущенные ошибки. Выполнив кимоно, рисуем узоры цветными мелками или гуашью. Затем, если нужно приклеиваем дополнительные детали.
|
Личностн. УУД: овладение приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда. Метапредм. УУД: овладение умением творческого видения с позиций художника, стремление к аккуратности, выразительной передачи образа. Предм. УУД Умеем видеть образ в создаваемых формах. Видим, сопоставляем и объясняем связь украшения и создаваемый образ. Фантазируем, представляем и создаём |
|
Подведение итогов занятия (2 мин) |
Подведение итогов занятия |
Информационный |
Фронтальная |
Анализируем работы |
Прослушивают информацию учителя, дают оценку выполненным работам. |
Метапредм. УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания Коммуник.УУД: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Регул. УУД: оценивают достигнутый результат. |
Рефлексия учебной деятельности (2 мин) |
Заключительная беседа по вопросам. |
|
Индивидуально-фронтальная |
РЕФЛЕКСИЯ: Сегодня на уроке: мы узнали … Открыли для себя, Научились выполнять, мы смогли, похвалить своих одноклассников и себя… Рефлексия. - Похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «Не унывай дружок, в следующий раз непременно успею». Спасибо за работу на уроке. |
Определяют эмоциональ ное состояние на уроке; записывают материал к следующему уроку. |
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и какие необходимо приобрести на уроке. Регулятивные: оценивают свою работу. |