Методическая разработка «Образ художественной культуры Японии. Кимоно»

4
0
Материал опубликован 31 January 2017 в группе

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе

Ф.И.О. Полугрудова Светлана Александровна

Учебный предмет: изобразительное искусство 4 класс. УМК (программы учебного курса): Л.А.Неменская «Изобразительное искусство «Каждый народ – художник» 4 класс» учебник, изд. «Просвещение», Москва, 2010г.

Тема четверти: «Каждый народ художник ». Урок 19 Тема урока: «Образ художественной культуры Японии. Кимоно ». Дата проведения:

 

Цель

и задачи

Формирование основ художественной культуры школьников как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; Воспитание уважения к истории мировой культуры, выраженной в архитектуре, народном костюме и предметах быта.

Образовательные:

формирование художественного вкуса учащихся;

знакомство с особенностями национальной одежды в Японии через создание мужских и женских образов в кимоно;

укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, история), развитие наблюдательности.

Развивающие: закрепление умение складывания из бумаги несложных моделей в технике оригами.

Воспитывающие: воспитание аккуратности, чувства товарищества и взаимопомощи, бережного и уважительного отношения к культурному наследию других народов.

 

Тип урока

Комбинированный.

 

Планируемые образовательные результаты

Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса к мировой культуре. Желание осваивать новую область знаний новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства. Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практической творческой работы.

Метапредметные: воспитание уважения к народному искусству и культуре других стран, выраженного в предметно – материальной среде. Умение эстетически подходить к изображению фигур людей в народной праздничной одежде. Развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти.

Предметные: Умение трансформировать реальные формы в декоративные. Умение выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

 

Технологии

Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество, информационно-коммуникативные, компьютерные.

 

Зрительный ряд:

Компьютерная презентация, учебник Л. А. Неменская «Каждый народ художник» 4 класс.

 

Музыкальный ряд:

Японская музыка «Бамбуковая флейта», «Сакура».

 

Литературный ряд:

Стихотворение Елены Василец «С цветами женщину сравните…»

 

Материалы:

Листы ксероксной цветной бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей, альбом.

 

Задание:

Создать образ японца или японки в национальной одежде, выполнив в технике оригами японское кимоно.

 

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер.

 

Наглядно-демонстрационный материал:

Презентация «Образ художественной культуры Японии. Кимоно», учебник, компьютер, фото.

 

Основные понятия:

Кимоно, таби, гета, дзори, пояс – оби, учикаке – японская свадебная накидка.

 

Дидактическая структура занятия

Миницель (задачи)

Этапов занятия

Методы и приемы раб. Образовательные технологии (элементы технологий)

Форма деятельности

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Планируемые результаты

Организационный этап

(2 минуты)

Создание положительного эмоционального настроя обучающихся.

Вступительное слово учителя

Фронтальная

Доброжелательный настрой учителей, приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, готовят рабочее место.

Личн.УУД: самоорганизация:

Метапредм. УУД: организация своего рабочего места

Регул. УУД: организация дея- ти на уроке, ученик учится определять цель своей работы

Мотивация

(2 минуты)

Определить тему и задачу урока

Просмотр фото японцев на празднике.

Фронтальная

Задаёт наводящие вопросы

- Какой раздел мы начали изучать?
- С культурой какой страны начали знакомиться на прошлых уроках?

- С какими необычными жилищами мы познакомились?
Посмотрите на экране фото японцев на празднике и скажите, что их всех объединяет, и что мы будем изучать на уроке сегодня?
- Сегодня мы продолжим наше путешествие в Японию и познакомимся с национальной праздничной одеждой японцев – кимоно.

Учащиеся отвечают на вопросы.

- Каждый народ художник.

Япония.

Замок, павильон, пагода.

Необычная одежда.

Определение темы урока.

Метапредм. УУД:

Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Приобретение знаний

( 8 минут)

Выделить главные и существенные признаки понятия, явления, обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала

Исследовательский, эвристический. Просмотр презентации. Беседа.

 

Фронтальная

В японском языке "кимоно" в широком смысле обозначает "одежда", а точнее национальная одежда.

С цветами женщину сравните:

Она прекрасна, как бутон,

Всю прелесть юности вдохните –

Весь образ чудом окружен.

 Любой национальный костюм отражает особенности материальной и культурной жизни народа, в том числе и национальный характер.

Вы обратили внимание, что кимоно все разные. Они делятся:

для мужчин

для женщин

для девушек

для детей

Крой кимоно предельно прост. На полное женское кимоно уходит от 9 до 12 метров ткани шириной 30-33 см. Кимоно запахивается на груди на правую сторону и крепится специальным поясом – оби. Сторона запаха не меняется ни на женских, ни на мужских кимоно. На левую сторону традиционно запахивают только похоронное кимоно на покойнике перед погребением.

Кимоно носят по сезону:

в январе и феврале носят кимоно с рисунком сосны, сливы, бамбука;

в марте и апреле - вишня, бабочки, визерия и т. д.

Обычно, кимоно делается в единственном экземпляре (до 1930 г кимоно делались по конкретному заказу для конкретного человека), но бывают и случаи "массового" изготовления кимоно одного вида (например, для танца гейш, для киносъемки и пр.), но и тут возможности ограничиваются 10-12 кимоно, да и те различаются в деталях друг от друга.

Пояс на кимоно

Обычно повязывают три пояса:

основной "оби « (верхним, плотным поясом дважды оборачивают талию так, чтобы самая красивая его часть оказалась впереди. Завязывают «оби» на спине большим роскошным бантом.

пояс-шнур "оби-дзимэ", который скрепляет бант;

пояс-шарф "оби-агэ", который придерживает подушечку, создающую объем банта.

Традиционная японская обувь

- это таби, носки с отдельным большим пальцем;

- гэта - сандалии с деревянной подошвой и кожаными ремешками (выполняются они в виде скамеечки).

- но очень многие современные японки все же отдают предпочтение в деловом стиле одежды другой разновидности исторической обуви, дзори. Это также разновидность сандалий, но они изготавливаются без каблука, с обязательным утолщением в области пятки.

Помогает анализировать рассматриваемые изображения на экране.

Смотрят презентацию и участвуют в беседе с анализом, высказыванием своего мнения.

Делятся впечатлениями от

увиденного на экране.

Эта обувь очень практична и удобна в носке.

Метапредм. УУД:

Познав. УУД: самостоятельная деятельность определении выводов

Коммун.УУД: работают совместно с учителем

Личност. УУД:

сформированность познавательных интересов, творческих способностей.

Здоровье -

сберегающие технологии

физкультминутка

 

Фронтальная

Контролирует и помогает выполнению упражнений

Дети выполняют физические упражнения.

Личн.УУД: самоорганизация:

Метапредм. УУД: организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч….

Переход к практической работе

(3 минуты)

Применение познавательных знаний для выполнения практического задания.

Практическая работа

Фронтальная

Сегодня мы с вами выполним японское кимоно в технике оригами. Затем дорисовываем голову и руки, создавая образ японца или японки и украшаем кимоно.

Будем работать индивидуально, опираясь на объяснение учителя и схему на экране.

С чего начнём?

Учитель контролирует, направляет объяснение ученика.

Ученик или ученица показывает, как будет выполнять работу по выполнению японки в кимоно.

Метапр. УУД:

осознанно и произвольно строят речевые высказывания

Предм. УУД: показывает навыки работы выполнения в технике оригами.

Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)

Применение познавательных знаний и практических приобретённых ранее умений и навыков для выполнения практического задания.

Практическая работа

Работа индивидуально –групповая.

Учитель контролирует работу учеников, помогает индивидуально устранить допущенные ошибки.

Выполнив кимоно, рисуем узоры цветными мелками или гуашью.

Затем, если нужно приклеиваем дополнительные детали.
Доделываем образ человека в кимоно.


 

 

Личностн. УУД: овладение приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.

Метапредм. УУД: овладение умением творческого видения с позиций художника, стремление к аккуратности, выразительной передачи образа.

Предм. УУД Умеем видеть образ в создаваемых формах. Видим, сопоставляем и объясняем связь украшения и создаваемый образ. Фантазируем, представляем и создаём

Подведение итогов занятия (2 мин)

Подведение итогов занятия

Информационный

Фронтальная

Анализируем работы

Прослушивают информацию учителя, дают оценку выполненным работам.

Метапредм. УУД:

осознанно и произвольно строят речевые высказывания Коммуник.УУД: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Регул. УУД: оценивают достигнутый результат.

Рефлексия учебной деятельности

(2 мин)

Заключительная беседа по вопросам.

 

Индивидуально-фронтальная

РЕФЛЕКСИЯ:

Сегодня на уроке: мы узнали …

Открыли для себя,

Научились выполнять, мы смогли, похвалить своих одноклассников и себя…

Рефлексия.    

 - Похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «Не унывай дружок, в следующий раз непременно успею».

Спасибо за работу на уроке.

Определяют эмоциональ

ное состояние на уроке; записывают материал к следующему уроку.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и какие необходимо приобрести на уроке. Регулятивные: оценивают свою работу.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.