12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Онякова Валентина Николаевна35
Россия, Архангельская обл., п.Междуреченский Пинежский район
8

Цикл уроков с применением фреймовой образовательной технологии «Второстепенные члены предложения» (8 класс)

Методическая разработка цикла уроков по русскому языку в 8 классе с применением фреймовой образовательной технологии "Второстепенные члены предложения"

Автор разработки: Онякова Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Междуреченская СШ № 6»

Тема цикла уроков: Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство.

Форма проведения: уроки открытия новых знаний с использованием фреймовой технологии (Приложение 1).

Класс: 8

Уроки разработаны по учебнику Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

Аннотация: Методическая разработка предназначена для учителей русского языка общеобразовательных школ, преподающих в 8 классе по УМК Н.М.Шанского, но может быть использована и для изучения данного раздела по другим УМК. Особенностью уроков является их цикличность, которая обеспечивается использованием инновационной фреймовой технологии и объясняет сходную структуру уроков. Данные уроки являются 2-м, 3-м и 5-м уроками подраздела «Второстепенные члены предложения» в разделе «Двусоставные предложения» в рамках следующего планирования учебного времени по разделу: 1) Роль второстепенных членов предложения; 2) Дополнение; 3) Определение; 4) Приложение. Дефис при приложениях; 5) Обстоятельство; 6) Основные группы обстоятельств по значению. На уроках используется фрейм «Второстепенные члены предложения». Аналогичный фрейм с некоторыми отличиями применялся на уроках, посвящённых главным членам предложения.

Цель: Создать условия для изучения обучающимися особенностей второстепенных членов предложения: дополнения, определения, обстоятельства - путём развития навыка осмысленного чтения через использование фреймовой технологии.

Задачи:

1. Создать условия для освоения знаний об особенностях второстепенных членов предложения: дополнения, определения, обстоятельства, - развития умения их распознавать.

2. Способствовать развитию самостоятельного мышления, творческих способностей обучающихся через их самостоятельную работу с текстом и перенос его в сферу личного сознания.

3. Создавать условия для развития познавательной активности обучающихся.

Формируемые УУД:

познавательные:

- уметь строить речевое высказывание,

- анализировать объекты с целью выделения признаков,

- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять;

- извлекать нужную информацию;

- осуществлять классификацию;

- обобщать понятия;

- делать умозаключения.

коммуникативные:

- аргументировать свою точку зрения;

- задавать вопросы;

- выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

регулятивные:

- самостоятельно ставить учебные цели и задачи;

- выделять способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- учиться основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Предполагаемые результаты:

Обучающиеся изучили теоретический материал и создали фреймы о второстепенных членах предложения, показывают знания теории.

Обучающиеся умеют различать второстепенные члены предложения, определяют их вид и способ выражения.

Обучающиеся показали умение самостоятельно работать с материалами учебника, преобразовывать информацию, проявили познавательную активность и творческие способности.

Оборудование уроков: мультимедийное оборудование, учебник русского языка, карты самооценки (по необходимости) (Приложение 12), раздаточный материал: кроссворд «Строение простого предложения» (Приложение 2), фрейм «Второстепенные члены предложения» (Приложение 3), карточки с заданиями (Приложения 6, 8, 10) - по количеству обучающихся в классе.

Использованные ресурсы:

Притча «Кремень и Огниво»- https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-o-uchebe-kremen-i-ognivo/

Материалы для контроля знаний и первичного закрепления знаний:

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000 г. - стр.59, 63;

Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. - М.: ВАКО, 2012 г. - стр. 69-70;

Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ [С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др.]. – 29-е изд. – М.: Просвещение, 2006 г. – стр. 76-77, 85-87.

 

 

Технологическая карта урока по теме «Дополнение»

Методы и приёмы работы/

Формы организации учебной деятельности

Содержательная деятельность педагога

Содержательная деятельность обучающихся

Мотивация учебной деятельности

Приём «оратор»/

фронтальная, индивидуальная

Предлагает задания:

- Выполните синтаксический разбор предложения:

И сегодня над широкой белой скатертью полей я простился с запоздалой вереницею гусей.

- За 1 минуту убедите своего собеседника, что второстепенные члены предложения играют вовсе не второстепенную роль.

Записывает на доске тему «Второстепенные члены предложения», задаёт вопросы, чтобы вызвать эмоциональный отклик обучающихся (Вот видите! В вашей памяти это уже хранится! Значит, это важно!)

Настраиваются на урок, выполняют синтаксический разбор предложения, выполняют самопроверку.

Примечание: один обучающийся выполняет задание на интерактивной доске для организации само- и взаимопроверки.

Опираясь на предложение, строят высказывание о роли второстепенных членов предложения.

Актуализация знаний

Технология встречных усилий: приём «опрос-кроссворд»/парная, коллективная

Организует повторение материала, изученного на предыдущих уроках через задание «Разгадай кроссворд» (Приложение 2).

Выясняет, какое понятие получилось в выделенных клетках, подводит к формулировке темы урока.

Работают в парах, разгадывая кроссворд.

Осуществляют самопроверку и самооценку.

Постановка темы урока, целеполагание

Беседа/ фронтальная, коллективная

Организует беседу:

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Что вам уже известно о дополнении как второстепенном члене предложения?

- Сформулируйте цель урока. - Предположите, опираясь на опыт изучения главных членов предложения, какие новые знания о дополнении вы должны получить.

- Сформулируйте задачи урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему, цель (расширить знания о дополнении) и задачи урока (узнать о видах дополнений, о способах выражения дополнений, тренироваться в определении видов и способов выражения).

 

Освоение новых знаний

Фреймовая технология/ индивидуальная, коллективная, фронтальная

Предлагает учащимся фрейм (Приложение 3) для работы с материалами учебника (параграф 24 стр. 73-74), организует анализ материала учебника, оценку, сопоставление найденной информации, внесение её в соответствующие слоты.

Предлагает для анализа предложения (Приложение 4), дополняющие информацию учебника о способах выражения дополнений.

Предлагает передать смысл заполненного слота через символику.

Совместно с учителем работают с текстом, ищут необходимую информацию, заполняют слоты.

Анализируют и сопоставляют информацию, преобразуют её в символику. Выполняют разбор предложений, делают выводы о способах выражения дополнений, вносят информацию в соответствующие слоты.

Осуществляют самооценку деятельности.

Первичное закрепление полученных знаний

Работа «по цепочке», работа с учебником, приём рассуждения (комментирования)/ фронтальная, индивидуальная, коллективная

Предлагает выполнить записать предложения под диктовку (Приложение 4), указать в них грамматические основы, найти дополнения, указать их вид и способ выражения, с объяснением «по цепочке».

Диктует предложения, координирует деятельность учащихся, организует самооценку. В том числе даёт предложения, в которых инфинитив выступает как в роли дополнения, так и в роли составного глагольного сказуемого, создавая ситуацию затруднения и поиска пути выхода из него.

Примечание: могут быть выполнены полностью или частично упр. 122, 124 стр. 74-76 из учебника.

Записывают предложения, выделяют грамматические основы, находят дополнения, указывают их способ выражения и вид, опираясь на фрейм, предлагают способ различения синтаксической роли инфинитива, осуществляют самопроверку и самооценку.

Расширение знаний

приёмы исследовательской технологии: эксперимент, наблюдение/ фронтальная, коллективная

Предлагает задание и организует беседу:

- Подберите к глаголам знать, заметить, иметь, торопить, исполнять, заключать существительные в Вин.п. без предлога.

- Как называются такие глаголы? (переходные)

- Составьте и запишите 2-3 предложения с составленными словосочетаниями.

- Возможно ли употребить эти глаголы в предложениях без прямого дополнения? Проведите эксперимент, выпустив из предложения прямое дополнение.

- Сделайте вывод об употреблении переходных глаголов в речи. (Переходные глаголы употребляются только вместе с прямыми дополнениями, иначе смысл высказывания вне контекста остаётся неясным)

Выполняют задания учителя, отвечают на вопросы, экспериментируют, наблюдают, делают выводы.

 

 

Рефлексия, подведение итогов урока

Приём «телеграмма»/ фронтальная, коллективная

Разъясняет приём актуализации субъективного опыта «телеграмма» - очень краткая запись.

Предлагает кратко написать самое важное, что уяснил на уроке с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

Слушают разъяснения учителя, кратко записывают усвоенный материал, обмениваются с соседом по парте.

Презентация домашнего задания

Ситуация выбора/ коллективная,

индивидуальная

Предлагает провести работу со словарными словами параграфа 24 (выписать в ученический словарь, выяснить лексическое значение, составить или найти в художественной литературе и записать предложения с ними); выполнить на выбор упр. 128 или 131 из учебника; повторить теоретический материал, изученный на уроке с помощью составленного фрейма.

Осмысливают задание, записывают в дневник.

Технологическая карта урока по теме «Определение»

Методы и приёмы работы/

Формы организации учебной деятельности

Содержательная деятельность педагога

Содержательная деятельность обучающихся

Мотивация учебной деятельности

Приём «притча»/

фронтальная, коллективная

Рассказывает притчу (Приложение 5), организует беседу:

- Как вы понимаете смысл этой притчи?

Подводит к эмоциональному отклику: если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Корень ученья горек, да плод сладок.

Настраиваются на урок, высказывают своё мнение о смысле притчи.

Актуализация знаний

Ситуация выбора, разноуровневые задания, опрос / индивидуальная, фронтальная

Организует повторение материала, изученного на предыдущем уроке в виде самостоятельной разноуровневой работы (Приложение 6).

Проводит фронтальный опрос по теме «Дополнение», предлагая в качестве примеров использовать предложения из выполненных в классе и дома заданий.

Работают индивидуально с использованием дидактических карточек.

Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры из выполненных упражнений. Осуществляют самопроверку и самооценку.

Постановка темы урока, целеполагание

Практическая работа, беседа, наблюдение/ индивидуальная, фронтальная, коллективная

Предлагает выполнить задание:

Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи:

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)

Организует беседу:

- Какими членами предложения являются слова, связанные с другими членами предложения способом согласования?

- О каком второстепенном члене предложения наш сегодняшний урок?

- Что вам уже известно об определении как второстепенном члене предложения?

- Сформулируйте цель урока. - Предположите, опираясь на опыт прошлого урока, какие новые знания об определении вы должны получить.

- Сформулируйте задачи урока.

Выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему, цель (расширить знания об определении) и задачи урока (узнать о видах определений, о способах выражения определений, тренироваться в определении видов и способов выражения).

 

Освоение новых знаний

Фреймовая технология/ индивидуальная, коллективная, фронтальная

Предлагает учащимся фрейм (Приложение 3) для работы с материалами учебника (параграф 25 стр. 80-81, 82 + упр. 134), выступает в роли тьютора при работе обучающихся с текстом и заполнении слотов.

Предлагает передать смысл заполненного слота через символику.

Организует обсуждение результатов работы с материалами учебника.

Работают с текстом индивидуально или в парах, ищут необходимую информацию, заполняют слоты.

Анализируют и сопоставляют информацию, преобразуют её в символику, вносят информацию в соответствующие слоты.

Делятся результатами работы.

Осуществляют самооценку деятельности.

Первичное закрепление полученных знаний

Работа «по цепочке», работа с учебником, приём рассуждения (комментирования)/ индивидуальная, парная, коллективная

Предлагает более слабым учащимся записать предложения под диктовку (Приложение 7), указать в них грамматические основы, найти определения, указать их вид и способ выражения, с объяснением «по цепочке». Более сильным учащимся предлагает выполнить упражнение 135 стр. 83 из учебника, при необходимости обсуждая предложения в парах.

Диктует предложения, координирует деятельность учащихся, организует самооценку. Выступает в роли тьютора для работающих самостоятельно.

Записывают предложения, выделяют грамматические основы, находят определения, указывают их способ выражения и вид, опираясь на фрейм, осуществляют самопроверку и самооценку.

Расширение знаний

Приёмы исследовательской технологии: эксперимент, наблюдение/ фронтальная, коллективная

Предлагает выполнить упражнение 137 стр. 84.

В ходе замены согласованных определений несогласованными подводит к наблюдениям над многозначностью второстепенных членов предложений и к выводам о синонимическом многообразии синтаксических конструкций.

Выполняют задания учителя, отвечают на вопросы, экспериментируют, наблюдают, делают выводы.

 

 

Рефлексия, подведение итогов урока

Приём «рефлексивные вопросы»/ фронтальная, коллективная

Задаёт вопросы, организуя беседу:

- Вспомните притчу, которая прозвучала в начале урока. Пришлось ли вам проявить терпение и труд на уроке?

- Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

- Были ли моменты недовольства собой?

- Что показалось самым трудным на уроке?

- Нравится ли вам (полезно ли, по-вашему) работать с созданием фреймов? В чём их польза, на ваш взгляд?

Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями, выявляют трудности, задают вопросы по теме урока.

Презентация домашнего задания

Разноуровневые задания/ коллективная,

индивидуальная

Предлагает повторить теоретический материал, изученный на уроке с помощью составленного фрейма и подготовить вопросы по теме урока и по домашнему заданию к следующему уроку;

сильным ученикам выполнить упр. 136 и подготовить небольшое сообщение об инфинитиве в роли определения с примерами; более слабым ученикам - упр. 138 из учебника

Осмысливают задание, записывают в дневник.

 

Технологическая карта урока по теме «Обстоятельство»

 

Методы и приёмы работы/

Формы организации учебной деятельности

Содержательная деятельность педагога

Содержательная деятельность обучающихся

Мотивация учебной деятельности

Приём «эпиграф»/

фронтальная, индивидуальная

Просит прочитать высказывание, записанное на доске, и объяснить, как ученики его понимают:
Надо просто делать всё, на что ты способен, а не гадать, как сложатся обстоятельства. (Макс Фрай)

Примечание: Макс Фрай - литературный псевдоним сначала двух писателей, Светланы Мартынчик и Игоря Стёпина, впоследствии Светлана Мартынчик писала самостоятельно в жанре фэнтези, писатель-фантаст).

Настраиваются на урок, читают высказывание, формулируют своё понимание его смысла – эмоциональный отклик: мы многое умеем, многому уже научились, поэтому приложим все усилия, чтобы узнать больше.

Актуализация знаний

Самостоятельная работа /индивидуальная, парная

Выдаёт карточки для самостоятельной работы, объясняет её цель: закрепление тем «Определение», «Приложение» (Приложение 8).
Организует взаимопроверку и обсуждение выполнения.

Выполняют задания.

Осуществляют взаимопроверку, участвуют в обсуждении спорных вопросов и осуществляют самооценку.

Постановка темы урока, целеполагание

приём «закончи строчку» беседа/ фронтальная, коллективная

Читает рифмованные строчки о второстепенных членах предложения (Приложение 9), предлагает их закончить и объяснить, по каким признакам, названным в четверостишии, можно узнать второстепенные члены.

Организует беседу:

- Какой второстепенный член остался не изучен? Какова тема сегодняшнего урока?

- Что вам уже известно об обстоятельстве как второстепенном члене предложения?

- Сформулируйте цель урока. - Предположите, опираясь на опыт прошлых уроков, какие новые знания об обстоятельстве вы должны получить.

- Сформулируйте задачи урока.

Опознают второстепенные члены предложения по признакам, названным в четверостишиях.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему, цель (расширить знания об обстоятельстве) и задачи урока (узнать о видах обстоятельств, о способах выражения обстоятельств, тренироваться в определении видов и способов выражения).

 

Освоение новых знаний

Фреймовая технология/ индивидуальная, коллективная, фронтальная

Предлагает учащимся поработать с материалами учебника (параграф 27 стр. 87-91 – материал под ↓ и в □), выполнить частичный синтаксический разбор предложений: выделить грамматическую основу, найти обстоятельства, задать к ним вопросы, определить способ выражения (Приложение 10) - и внести информацию об обстоятельстве в слоты фрейма «Второстепенные члены предложения» (Приложение 3), восстановив его по аналогии с предыдущими уроками. Выступает в роли тьютора. Организует обсуждение после выполнения работы.

Предлагает передать смысл заполненного слота через уже привычную символику.

Самостоятельно работают с материалами учебника и предложениями, ищут необходимую информацию, восстанавливают и заполняют слоты.

Анализируют и сопоставляют информацию, участвуют в обсуждении результатов работы, преобразуют смысл слотов в символику.

Первичное закрепление полученных знаний

Работа «по цепочке», работа с учебником/ фронтальная, индивидуальная, коллективная

Предлагает выполнить записать предложения под диктовку (Приложение 11), указать в них грамматические основы, найти обстоятельства, указать их вид и способ выражения, с объяснением «по цепочке».

Диктует предложения, координирует деятельность учащихся, организует самооценку.

Примечание: могут быть выполнены полностью или частично упражнения из учебника на каждое значение обстоятельств, работа с которыми будет продолжена и на следующем уроке.

Записывают предложения, выделяют грамматические основы, находят обстоятельства, указывают их способ выражения и вид, опираясь на фрейм, предлагают способ различения синтаксической роли инфинитива, осуществляют самопроверку и самооценку.

Расширение знаний

Приёмы исследовательской технологии: наблюдение, анализ/ фронтальная, коллективная

Предлагает выполнить упр. 152 стр. 92 учебника, организует наблюдение над второстепенными, которые совмещают значения дополнения и обстоятельства, в качестве ознакомления вводит понятие «синкретизм».

Выполняют упражнение, отвечают на вопросы, осуществляют анализ предложений, наблюдают за второстепенными членами, совмещающими значение дополнения и обстоятельства, делают выводы. По желанию записывают в справочник новое понятие – «синкретизм».

Рефлексия, подведение итогов урока

Приём «опрос-итог»/ фронтальная, коллективная

Напоминает об эпиграфе урока, предлагает к нему вернуться, организует опрос-итог:

- Удалось ли преодолеть обстоятельства? Что сделали лично вы на уроке для этого?

- В каких значениях мы употребляли слово «обстоятельство» на уроке?

- Если представить, что второстепенные члены предложения – это братья. Чем обстоятельство отличается от своих братьев? Какой из второстепенных членов предложения вам ближе?

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями друг с другом, дискутируют. Осуществляют самооценку.

Презентация домашнего задания

Ситуация выбора/ коллективная,

индивидуальная

Предлагает на выбор выполнить творческое задание: кратко (5-6 предложений) описать свой путь от школы до дома, используя обстоятельства места, или свой режим дня (в один из дней недели), используя обстоятельства времени, при этом подчёркивая обстоятельства и указывая способ их выражения.

Осмысливают задание, записывают в дневник.

 

Приложение 1

Краткое описание фреймовой технологии.

Под фреймовой педагогической технологией понимается изучение учебного материала, структурированного определенным образом в специально организованной периодической временной последовательности (сценарии). При помощи фреймовой модели можно «сжимать», структурировать и систематизировать информацию в виде таблиц, матриц.

При изучении первой темы учащиеся знакомятся с использованием фреймов на уроке, (занимаются репродуктивной деятельностью), их продуктивная деятельность близка к нулю. При изучении следующих тем процесс восприятия происходит быстрее, и на уроке остается время для продуктивной деятельности. За это время учащийся может:

Анализировать полученную информацию (обдумывать, рассуждать, сравнивать).

Синтезировать информацию (комбинировать, придумывать, творить).

Проводить сравнительную оценку.

Когда фреймовый сценарий учебного материала войдет в сознание учащегося полностью, он будет применяться им автоматически, продуктивная деятельность вытеснит репродуктивную.

На первом этапе учитель активен, выполняет роль транслятора, учащийся пассивен.

На втором возможна совместная деятельность учителя и учащегося.

На третьем этапе учащиеся готовы вести самостоятельную деятельность.

На четвертом этапе учащиеся готовы помочь своим товарищам в усвоении нового материала.

Учитель в данном случае исполняет роль тьютора, наставника, того, кто сопровождает процесс обучения, не предоставляя готовые знания, направляет действия учащихся.

Фреймовая технология – один из путей формирования навыка чтения, позволяющий учащимся развивать познавательную активность, самостоятельное мышление, творческие способности.

Ход занятия разделен на пять этапов:

предложение учащимся определенной схемы,

самостоятельная работа с текстом, поиск необходимой информации, заполнение слотов (слот – элемент фрейма; ячейка),

анализ проделанной работы, оценка, сопоставление найденной информации,

передача смысла заполненного слота через символику.

Основные понятия:

Фрейм (от английского слова «frame» ─ каркас, рама) - Фрейм представляет собой каркас в виде рамы, разделённой на сектора, структуру подачи материала, которую можно наложить на все последующие темы.

Фокус – тема, актуализированная в центре каркаса.

Слоты – пустые сектора, которые заполняются конкретным содержанием темы (рисунками, мини-текстами).

Методика моделирования фреймовых схем включает в себя следующие этапы (Гурина Р.В.):

1. Выделение «ключевых» элементов материала изучаемого курса как наиболее важных, существенных для понимания. Причем, эти «ключевые» элементы выделяются не на уровне отдельных слов, а на уровне смысловых единиц содержания (смысловых вех, семантических комплексов).

2. Моделирование собственно логической структуры на базе таких единиц и их отношений, отражающей смысловую организацию выделенной информации. Эта структура учитывает внутренние связи единиц, их разнопорядковость, иерархию.

3. Визуализация фрейма в схемном виде.

4. Конструирование стереотипных предложений с жёстким лингвистическим каркасом, ключевыми словами, сопровождающим схему и встраивание их в структуру схемы.

5. Оформление фреймовой схемы как ориентировочной основы действий в виде таблицы, раздаточного материала и т.д.

Подробнее технологию можно изучить в следующих источниках:

1. Гофман Э. Фреймы в системе обучения. - М., 2003

2. Минский М. Фреймы для представления знаний. - М., 1999.

3. Гурина. Р.В., Соколова Е.Е. Фреймовое представление знаний. Монография. – М.: Народное образование; НИИ школьных технологий, 2005

4. Колодочка Т.Н. Фреймовая технология в среднем профессиональном образовании // Школьные технологии, 2004, №4.

5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2005 – 368с.

6. Фреймовые опоры. Методическое пособие /Р.В. Гурина, Е.Е.Соколова, О.А. Литвинко, А.М. Тарасевич, С.И.Фёдорова, А.Д. Уадилова /Под ред. Р.В. Гуриной. - М.: НИИ школьных технологий, 2007.

Приложение 2

Кроссворд «Строение простого предложения»

 

b1622561749.JPG

1.Основная единица синтаксиса, обладающая следующими признаками: выражает законченную мысль; имеет цель высказывания; грамматически организовано, имеет грамматическую основу; оформлено интонационно.

2.Второстепенный член предложения, обозначающий обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы: где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?

3.Вид связи слов в словосочетании и предложении, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом.

4.Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

5.Главный член двусоставного предложения, называющий то, о чём говорится в предложении.

6.Члены предложения, составляющие грамматическую (предикативную) основу предложения.

7.Главный член двусоставного предложения, который обозначает действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим.

Вид связи слов в словосочетании и предложении, при которой зависимое слово имеет те же формы числа и падежа, а в единственном числе и рода, что и главное.

Вид связи слов в словосочетании и предложении, при которой зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу.

Второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений и отвечающий на вопросы какой? чей?

Ответы: 1. Предложение; 2. Обстоятельство; 3. Управление; 4. Второстепенные; 5. Подлежащее; 6. Главные; 7. Сказуемое; 8. Согласование; 9. Примыкание; 10. Определение.

Ключевое слово: дополнение.

 

Приложение 3

Фрейм «Второстепенные члены предложения»

 

v1622561847.JPG

Приложение 4

Предложения для первичного закрепления по теме «Дополнение»

1) Пароход будит город плачущим гудком. (Пауст.) 2) Нас встретил приветливый бритый старик. (Пауст.) 3) И понесла вперёд пехота своё родимое ура. (Твард.) 4) Матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье. (П.) 5) Экскурсанты, приехавшие в Москву, посетили Исторический музей. 6) Ученики начали собирать материалы для сочинения. 7) Учитель рекомендовал ученикам собирать материалы для сочинения. 8) Городские улицы украшают многоэтажные дома. 9) Лектор поблагодарил всех присутствующих за внимание. 10) Балагуру смотрят в рот, слово ловят жадно.

Приложение 5

Притча «Кремень и огниво»

Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика:

С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.

Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.

Приложение 6

Задания для актуализации знаний по теме «Дополнение»

Повышенный уровень

Найдите в этой странной записи дополнения прямые и косвенные, подпишите их. Чтобы предложения обрели смысл, подставьте нужные части речи. Запишите получившиеся предложения. Подчеркните грамматическую основу.

1. Старик ловил существительным существительное.

2. Приплыла к местоимению рыбка.

3. Старый Тарас думал о прилагательном.

4. Завтра будет похоже на наречие.

5. Девять делится на числительное.

6. Все просили ее инфинитив.

7. Существительному скоро исполнится четырнадцать лет.

Базовый уровень

Подчеркните грамматическую основу. Определите вид дополнения (прямое или косвенное), подпишите их.

1) Я отправил сестре телеграмму с поздравлением.

2) Учёные доказали существование жизни в космосе.

3) Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг.

4) И поныне славятся у нас на Севере замечательные русские умельцы.

5) После теплой ясной погоды наступило ненастье.

6) Подруга на станции купила новые иллюстрированные журналы и свежий мягкий хлеб.

7) Хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек.

8) И туман, и непогоду осень поздняя несёт.

Приложение 7

Предложения для первичного закрепления знаний по теме «Определение» (базовый уровень)

1) Уже безмолвие лесное налётом ветра смущено. (Н.Языков). 2) Гришутка внимательно следил за одиноко кружившимися в воздухе снеговыми хлопьями. (Д. Григорович). 3) Моя игра понравилась зрителям. 4) Где роза без шипов растёт? (Г.Державин). 5) В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца. (К.Пауст.) 6) Я совершенно утратил способность писать. 7) Немного дальше росла черёмуха потолще. 8) Умение фантазировать было у неё с самого детства.

Приложение 8

Самостоятельная работа по темам «Определение» и «Приложение»

В данным предложениях выделите грамматические основы предложений, обозначьте в них определения и приложения, укажите, чем они выражены.

1) Деревья у реки ещё не пожелтели. 2) Человек, глотающий книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. 3) Это был человек старой закалки. 4) Цвет бордо, или бордовый, получил название от французской провинции Бордо, издавна славящейся производством виноградного вина. 5) В сказке «Цветик-семицветик» Валентин Катаев использовал традиционные фольклорные мотивы. 6) Мистер Твистер – герой одноимённого стихотворения С.Я.Маршака. 7) Дубровский выдал себя за учителя-француза. 8) Подготовкой волейболистов к чемпионату по волейболу поручили тренеру Андреевой. 9) Давай встретимся у дома напротив. 10) Всякий охотник поймет мое желание схватить зверя и сделать его своим.

Приложение 9

«Закончи строчку»

1) Как же трудно друг друга понять!

Свой поступок друзьям толковать!

Хочешь действию дать объяснение?

Пусть поможет тебе … (дополнение)

2) Чтобы словом предмет описать,

Времени нечего много терять:

Ты прими поскорее решение –

Дай ему точное … (определение)

3) Где, как, когда, зачем и почему

Я действовать по-новому начну?

Чтобы было действу доказательство,

Подбираем к нему … (обстоятельство)

Приложение 10

Предложения для анализа при изучении темы «Обстоятельство»

К выделенным обстоятельствам задайте вопрос, с помощью материалов параграфа 27 определите вид обстоятельства по значению, а также укажите, какой частью речи оно выражено. Ваши наблюдения наряду с материалами параграфа используйте для заполнения фрейма об обстоятельстве.

1) Звонко кукушка вдали куковала. 2) Деревня изменилась до неузнаваемости. 3) Кругом кричали коростели. 4) Заяц выскочил из лесу и побежал полем. 5) Вчера я приехал в Пятигорск. 6) Бабушка от восхода солнца до поздней ночи была занята работой. 7) При старании вы сможете добиться больших успехов. 8) Он на месяц освобождён от занятий физкультурой по болезни. 9) Алексей Мересьев был направлен в Москву на излечение. 10) Город, несмотря на позднее время, был весь на ногах. 11) Море разыгралось не на шутку. 12) Всю ночь волны, не переставая, с грохотом обрушивались на берег. 13) Видом моря любоваться собралась толпа гостей. (Н.Языков) 14) Здесь горы с двух сторон стоят, как две стены. (Н.Языков)

Приложение 11

Предложения для первичного закрепления по теме «Обстоятельство»

1) Она ходила без цели по набережной, пряча лицо от ветра. (К.Пауст.) 2) Вдали в море через равные промежутки времени зажигался свет маяка. (Ю.Олеша) 3) Шорох гравия никогда не прекращался здесь под стеной. (Ю.Олеша) 4) Я с бабушкой пришёл в гимназию держать экзамен в приготовительный класс. (Ю.Олеша) 5) Как щит, в бою окровавленный, восходит полная луна. (Н.Языков) 6) И звуки полетят, красуясь и играя. (Н.Языков) 7) Вадим отстал от своих товарищей из-за продолжительной болезни. 8) Мы отправились в лес на экскурсию. 9) Ребята поспешили на речку искупнуться после тяжёлой работы. 10) Вопреки ожиданиям ночь была тёплая.

Приложение 12

Карта самооценки для уроков по теме «Второстепенные члены предложения»

 Лист успеха  (ФИ)_____________________________________________________________

Поставьте знак «+» в ячейке, соответствующей уровню вашего освоения материала, по возможности добавьте словесный комментарий.

 

Показатели по теме 

Мои достижения

Сомневаюсь

Планирую

Знаю

Умею 

Знания по теме предыдущего урока

 

 

 

 

Изучение материала и составление фрейма о второстепенном члене предложения

 

 

 

 

Упражнения на закрепление изученного материала

 

 

 

 

Выполнение домашнего задания

 

 

 

 

Вывод

 

 

 

 

 Примечание: Аналогичные карты используются на всех уроках данного цикла. 

Опубликовано


Комментарии (4)

Селиванова Галина Геннадьевна, 05.06.21 в 21:33 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Заинтересовали фреймовой технологией.
Онякова Валентина Николаевна, 27.07.21 в 18:47 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание. У меня есть пособие, где я представила систему фреймов для уроков русского языка. К сожалению, опубликовала её здесь для рецензирования с ограниченным доступом и не знаю, как это исправить.
Селиванова Галина Геннадьевна, 28.07.21 в 21:18 0Ответить Пожаловаться
Валентина Николаевна, а где можно найти Ваше пособие?
Онякова Валентина Николаевна, 29.07.21 в 20:06 0Ответить Пожаловаться
Галина Геннадьевна, не знаю, могу ли я здесь давать ссылки на другие сайты. Я публиковала его на сайте Педсовет.су. Можно найти через поисковик по названию Дидактическое пособие "Система фреймовых схем для уроков русского языка в основной школе"

Отредактировано 29-07-2021 20:07

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.