Конспект урока русского языка в 8 классе «Второстепенные члены предложения»
Конспект урока русского языка в 8 классе по учебнику Тростенцовой Л.А.
Тема урока: Повторение по теме «Второстепенные члены предложения».
Конспект составил: учитель русского языка и литературы МКОУ «СШ №1»
Зернова Татьяна Михайловна.
Цели урока:
Образовательная: повторить сведения о второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения; проверить качество знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Второстепенные члены предложения».
Развивающая: развивать логическое мышление и память; орфографическую и пунктуационную зоркость; устную и письменную речь; внимание.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент. Слайд 1 Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного лингвиста Измаила Ивановича Срезневского «Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда». -Как вы понимаете смысл этого высказывания? Человек постоянно совершенствует свою речь, обменивается информацией при помощи языка, пополняет свой словарный запас, выполняет сложную работу постоянно. И мы с вами тоже продолжим работу над родным языком. | Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы. | |
Объявление темы урока, постановка целей урока. А тему урока вы сформулируете сами, познакомившись с грамматической сказкой Валерия Михайловича Бурмако. Слайд 2. Грамматическая сказка. Когда-то в Объединенном Королевстве Грамматики жил-был Член Предложения. Он трудился не покладая рук и ног, которых у него было великое множество. Падежи всегда задавали ему вопросы, а он всегда отвечал на них. Он бегал за Глаголом и дополнял лучшие свойства его характера. И вот однажды они поссорились. Член предложения покинул Глагол. Не прошло и нескольких дней, как Глагол обеднел, опростился. Никто не мог его понять. И решил Глагол отыскать своего бывшего друга и просить его вернуться. С тех пор они неразлучны. - О каком друге глагола идет здесь речь? - Правильно, речь идет о дополнении, так как оно всегда стоит при глаголе, поясняет его. - Каким членом предложения является дополнение? (Второстепенным) - Какие ещё второстепенные члены предложения вы знаете? (Определение, приложение и обстоятельство). - Я вам рассказала сказку и надеюсь, что вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке. - Ответ: о второстепенных членах предложения. - Сформулируйте тему урока. / Второстепенные члены предложения. Повторение. / Слайд 3 Определите задачи, которые мы будем решать на уроке. Слайд 4. / повторить сведения о второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения, пополнить знания сведениями о второстепенных членах предложении/ Мы сегодня постараемся вспомнить и закрепить знания по теме «Второстепенные члены предложения». Я приготовила презентацию по теме нашего урока. С первыми слайдами вы уже знакомы. А теперь пойдем дальше. | ученики формулируют тему, предлагают свои варианты, знакомятся с презентацией | Самоопределение, целеполагание, Планирование учебного сотрудничества |
Актуализация и систематизация знаний. - Что вы знаете о второстепенных членах? (слайд №5) Второстепенные члены – это…(все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, они могут пояснять как главные так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания) На первом этапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме. Слайд 6. Чайки распустили крылья. Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. - На какие вопросы отвечает дополнение? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? Слайд 7 Найдите дополнение в этих предложениях. Солнце ярко освещало берёзовую рощу. Мы разговорились об интересных книгах. - На какие группы делится дополнение? - Какое дополнение в первом предложении? Прямое дополнение - Чем может быть выражено прямое дополнение? Выражается формой винительного падежа существительного без предлога, формой родительного падежа, если обозначает часть предмета (налил чаю), если переходный глагол употребляется с отрицанием НЕ (не надел куртку) - Какое дополнение во втором предложении? Косвенное дополнение - Какое дополнение называется косвенным? Слайд 8 Определить вид дополнения. (Уч-ся поднимают карточки К-косвенное, П – прямое, один из уч-ся аргументирует свой выбор) 1.Читаем книгу 2.Показать на карте 3.Сохраняют реки 4.Пряла пряжу 5.Обогнал троллейбус 6.Вопрос ему 7.Значение для здоровья 8.Просили ее Прямое дополнение 1,3,4,5,8. Слайд 9 Какой второстепенный член предложения мне необходимо выделить? - Что такое определение? Тропинка вилась в густой траве. Определение- это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей? И поясняет члены предложения, выраженные существительными. - Какие виды дополнений вы знаете? Определения: Согласованные и несогласованные. - Дайте определение согласованных определений? Несогласованных? Слайд 10 Укажите предложение с согласованным определением А. В нем рано проснулась страсть к рисованию. Б. В коробке из-под ваксы лежало много пуговиц. В. Он жил близ деревянной церкви. Ответ: В. Слайд 11 Укажите предложение с несогласованным определением А. Кудрявый и краснощекий мальчик сидел в санях. Б. Изба лесника находилась в лесу. В. Мы остановились в маленькой деревне. Ответ: Б. Слайд 12. – Как называется особый вид определения? ( Приложение) - Чем выражается приложение? В городе-крепости мы осматривали выставку. Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки. Слайд 13. Укажите предложение с ошибкой в употреблении дефиса при приложении А. На вечере выступили студенты- сирийцы. Б. Ведь ты была б у нас царь птица! В. В осиннике стоял огромный лось- великан. Ответ: Б. - О каком второстепенном члене предложения мы ещё не говорили? - Обстоятельство. Слайд 14. - Что такое обстоятельство? Найдите в предложении обстоятельство. Яркие цветы празднично украшали зал. - Назовите виды обстоятельствам (по одному по цепочке без вопросов). Слайд 15-19. (Учитель показывает вид обстоятельства, а учащиеся по цепочке отвечают на какие вопросы отвечает обстоятельство). Слайд 20. (Уч-ся записывают предложения, находят в них обстоятельства и определяют их вид. Взаимопроверка). При желании всё можно сделать (обстоятельство условия). С утра до поздней ночи он был на ногах (обст. времени – когда? с каких пор?). От радости в зобу дыханье спёрло. (обст. причины - почему? отчего?, места – где?). Слайд 21. Взаимопроверка. - Заключительным видом работы, который мы должны повторить с вами по теме «Повторение о второстепенных членах предложения», является синтаксический разбор двусоставного предложения. При синтаксическом разборе предложения мы сможем закрепить знания о второстепенных членах предложения, когда найдём их в тексте и дадим им характеристику. Задание (один из уч-ся выполняет у доски) Запишите предложение под диктовку, разберите его синтаксически. | Учащиеся отвечают на вопросы, рассуждают, выполняют задания | Контроль, оценка, коррекция. |
4. Подведение итогов урока. - Подведём итоги, ребята. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной, выразительной, интересной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой | учащиеся подводят итоги, делают выводы | Контроль, оценка, коррекция. |
5. Домашнее задание. (Работа по карточке). 1) повторить п. 175-178. 2) Слайд 22. Осложнённое списывание. Родной язык надо любить как мать как музыку и надо уметь хорошо г_в_рить что(бы) пер_дать свою мысль другому ясно и просто. Буд_шь пон_мать мысли людей – легче будет жить, и умнее стан_шь, да и тебя все будут пон_мать… (М.Горький) Задание по тексту: (Слайд 23) 1)Определите тему и основную мысль текста. / Текст о языке, об отношении к нему. Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали. 2) Передать содержание текста одним предложением / Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали. 3) а) Найдите второстепенный член предложения, который, по образному замечанию В.М. Бурмако, «сидит на двух стульях», т.е. является дополнением и определением / мысли людей б) Определите тип связи, назовите второстепенный член предложения, аргументируйте свой ответ/управление, дополнение (мысли кого? людей), определение (мысли чьи? людей). в) Перестройте словосочетание со связью управление в синонимичное со связью согласование / (людские мысли) 4. Найдите в тексте, аргументируя свой ответ а) согласованное определение /родной язык, свою мысль, другому человеку б) прямое дополнение /передать мысль, будешь понимать мысли, будут понимать тебя в) косвенное дополнение /передать другому г) обстоятельство образа действия /хорошо говорить, легче будет жить | ученики записывают домашнее задание, получают карточки | |
6. Рефлексия:( Слайд 24) - Оцените свою деятельность на уроке. Что получилось? Над чем нужно поработать? - Подумайте, что следует повторить перед контрольным диктантом? - Полезна ли была информация урока? | ответы на вопросы | Рефлексия. Самооценка. Выражение своих мыслей полно и точно. |
7. Оценочное суждение. (Слайд 25) Удачи вам, ребята! Спасибо за урок! | | |
Используемые пособия (Слайд 26)
1. Русский язык. 8 класс. Контрольно-измерительные материалы. Составитель Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2012.
2. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский].-10-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
3. Русский язык. Поурочные планы . 8 класс: электронное пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
Грамматическая сказка.
Учитель, ученики (с табличками со словами «НАС», «ДОМИК», «ПОРАЗИЛ, «СКАЗОЧНЫЙ», «У ДОРОГИ»)
Однажды повелитель страны Грамматика Великий Синтаксис решил устроить прием и созвал всех своих подданных. Главные и второстепенные члены предложения «НАС ПОРАЗИЛ СКАЗОЧНЫЙ ДОМИК У ДОРОГИ», явившиеся во дворец, быстро заняли свои места на стульях с надписями «подлежащее», «сказуемое», «дополнение», «определение», «обстоятельство». Синтаксис уже начал речь, когда увидел, что существительное с предлогом У ДОРОГИ до сих пор не садится.
— Занимайте скорее место,— предложил Синтаксис.
— А я не знаю, куда садиться,— отвечал смущённый член предложения.
— Как не знаете? — удивился Синтаксис.— Вы отвечаете на вопрос ГДЕ? и обозначаете место — садитесь на стул обстоятельства.
— Но я отношусь к слову ДОМ (ДОМ У ДОРОГИ), отвечаю ещё на вопрос КАКОЙ?, поэтому должен быть ещё и определением, ведь слово дом предмет, а не действие.
— Вот загвоздка,— проговорил Синтаксис,— это и определение, и обстоятельство вместе? А садитесь-ка Вы на два стула!
Слайд 4.
Так и сидят на двух стульях члены предложения, совмещающие в себе два значения: дополнения и определения (мысль о поездке – о чем?, какая?), дополнения и обстоятельства (оповестить через газету – через что?, как?), определения и обстоятельства (дом у дороги – какой?, где?). Одно значение член предложения имеет сам, а второе ему приносит слово, к которому он относится…