Методическая разработка театрализованного праздника «По страницам русских народных сказок»
Управление образования Арсеньевского городского округа
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
Методическая разработка театрализованного праздника
«По страницам русских народных сказок»
Педагог дополнительного образования – Алфёрова Татьяна Семёновна
Цель – создание у детей доброго, позитивного настроения в процессе сказочного путешествия по русским народным сказкам.
Задачи:
Обучающие:
- в игровой форме учить детей ориентироваться в сказках, узнавать героев, выделять их особенности;
- обобщить знания детей о прочитанных сказках;
Развивающие:
- развивать мышление, память, связную речь, творческое воображение, выразительность речи, фантазию, используя выразительные движения, характеризующие заданного персонажа;
- развивать коммуникативные навыки и навыки актерского мастерства;
Воспитательные:
- воспитывать заинтересованное и уважительное отношения к сказкам.
- воспитывать интерес к народному творчеству через музыкальную игровую, театрализованную деятельность.
Предварительная работа:
- просмотр мультфильмов по русским народным сказкам;
- разучивание песен, ролей и диалогов к спектаклю;
- выставка рисунков по сказкам.
Содержание:
1. Песня «Сказоград»
2. Страница «Отгадай сказку». Сказка-шумелка «Курочка Ряба»;
3. Страница «Сказочные герои». Музыкальная игра «Теремок»
4. Страница «Доскажи имя» (Игра с мячом)
5. Страница «Исправь ошибку» Спектакль «Петушок и бобовое зернышко»
6. Страница «Вспомни сказку» Песня про Репку. Подвижная игра «Репка».
7. Страница «Загадки-обманки»
8. Страница «Сказочная почта» Музыкальная разминка «Волк и 7 козлят»
9. Страница «Волшебный предмет» (волшебный сундук)
10. Страница «Инсценировка сказки». Сказка «Алёнушка и Лиса»
11. Песня «Чудо-сказки»
Действующие лица: Сказочница, Клоунессы: Ириска и Барбариска.
Ход праздника:
Сказочница. Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав загадку:
Она ложь, но в ней намёк. Добрым молодцам урок? (Сказка)
Песня «Сказоград»
Сказочница. Молодцы! Ребята, а вы любите сказки? Кто является автором русских народных сказок? Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.
В сказке может всё случиться: что-то ждёт нас впереди?
Слышишь? Сказка в дверь стучится. Скажем, сказке: “Заходи”.
Под весёлую мелодию входят клоуны Ириска и Барбариска. Здороваются с детьми.
Сказочница. Ириска и Барбариска, а вы что тут делаете?
Барбариска. Как это что?
Ириска. Как это что???
Барбариска. Да мы с Ириской самые лучшие сказочницы в мире!
Ириска. Да-да, мы знаем все-все сказки!!! Хотите послушать? Барбариска, начинай!
Барбариска. Жил-был у бабы с дедом Колобок. Лежал он как-то раз на окошке, а тут мышка бежала, хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят и всё съели, а крошки оставили. Побежали они домой, а крошки рассыпали по дорожке. Прилетели гуси- лебеди, стали крошки клевать да из лужи запивать. Тут Царевна-Несмеяна им говорит: «Не пейте, а то козлятами станете!»
Сказочница. Ты всё перепутала. Какие это сказки? (Колобок, Курочка Ряба, Волк и семеро козлят, Гуси-лебеди, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Царевна-Несмеяна).
Ириска. Хорошо, тогда я расскажу сказку: «Жили-были три медведя. Была у них избушка лубяная, а ещё была ледяная. Вот бежали мимо Мышка-норушка и Лягушка- квакушка, увидели избушку и говорят: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!» Стоит избушка, не двигается. Решили они войти, подошли к двери, потянули за ручку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут».
Сказочница. И ты, Ириска, всё перепутала! Какие это сказки? (Три медведя, Заюшкина избушка, Теремок Баба Яга, Репка).
Придётся вас взять с собой в Сказочную страну, чтобы вы перестали путаться в сказках. Возьмём с собой Ириску и Барбариску, ребята?
Сказочница. Посмотрите, замок. Чтобы его открыть и попасть в Сказочную страну, нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова:
Тили-бом, тили-бом, открывайся сказкин дом.
Звучит волшебная музыка
Сказочница. Вот мы и в сказке. Как тут красиво!
Барбариска. Смотрите, книга!
Ириска. Раз это книга, значит там должно быть что-то написано!
Сказочница. Давайте скорее читать! (читает надпись):
«Добрый день, дорогие гости Сказочной страны! Я, великий Волшебник, рад приветствовать вас в своём королевстве! Здесь вас ожидает много разных интересных сказочных испытаний! Если вы прочитаете мою Волшебную книгу до конца, то станете настоящими знатоками сказок! Желаю успехов!»
Барбариска. Ух ты! Я так хочу стать настоящим знатоком сказок! А вы, ребята?
Сказочница. Давайте начнём читать волшебную книгу! Итак, страничка –
1. «Отгадай сказку»
Нужно отгадать название сказки.
1. Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке от копытца! (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
2. Бабке Ёжке птицы служат - над деревней стаей кружат.
Ищут маленьких ребят, утащить их в лес хотят. (Гуси-лебеди)
3. Колотил да колотил по тарелке носом -
Ничего не проглотил и остался с носом («Лиса и журавль»)
4.Сидит в корзине девочка у мишки за спиной. Он сам того не ведая, несет ее домой. (Маша и медведь)
5. По тропе шагая бодро, сами воду носят ведра. (По щучьему веленью)
6. Как-то мышка невеличка на пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед. Что за сказка, дай ответ! (Курочка Ряба)
Барбариска. Молодцы, все сказки отгадали.
Сказочница. Ребята, а вы можете сказку «Курочка Ряба» разыграть с помощью музыкальных инструментов? Ответ: Да!
Ириска. Какие вы, ребята, молодцы!
Сказочница. Продолжим! Следующая Страничка –
2. «Сказочные герои»
1. Красна девица грустна, ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! (Снегурочка) -
2. Мух ловил под потолком, ездил на печи потом.
Щуку он в реке поймал, слово хитрое узнал. (Емеля)
3. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
4. Чтоб взлететь над землей, ступа ей нужна с метлой. (Баба-Яга.)
7. Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)
Барбариска. Молодцы, всех героев сказок отгадали!
Музыкальная игра
«Теремок»
Сказочница. Продолжим! Следующая Страничка –
Сказочница. Листаем дальше нашу книгу.
Страница «Доскажи имя» (игра с мячом)
Ириска. Я буду вам бросать мяч и называть имя сказочных героев. Вам нужно продолжить имя. Попробуем?
Сестрица (Аленущка)
Братец (Иванушка)
Елена (Прекрасная)
Василиса (Премудрая)
Крошечка (Хаврошечка)
Марья (Искусница)
Баба (Яга)
Кощей (Бессмертный)
Иван (Царевич)
Змей (Горыныч)
Соловей (Разбойник)
Царевна (лягушка
Жар (птица)
Ириска. Вижу, что сказочных героев вы очень хорошо знаете. Интересно, а как вы справитесь со следующим заданием.
Сказочница. Давайте листать дальше!
Барбариска. Вам нужно сказку назвать правильно.
«Петушок Ряба»
«Даша и медведь»
«Волк и семеро тигрят»
«Утки – лебеди»
«Лисичка с кастрюлькой»
«Царевна Индюшка»
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка».
«По рыбьему велению»
«Пять медведей»
«Петушок и ячменное зернышко»
Сказочница. Правильно. И сейчас ребята покажут
Кукольный спектакль «Петушок и бобовое зернышко»
Сказочница. Давайте листать дальше.
Ириска. У Колобка на шее бантик или бабочка? (Ничего, так как нет шеи.)
Барбариска. Сколько волк проглотил козлят в сказке? (Шесть, а седьмой спрятался.)
Ириска. Как звали овечку, которая помогала в делах по хозяйству Крошечке-Хаврошечке? (помогала Коровушка)
Барбариска. Кто из зверей съел бычка в сказке "Бычок - смоляной бочок" (никто, все прилипли)
Ириска. У Бабы – Яги всего две ноги, а у ступы сколько ног? Кто сейчас сказать бы мог? (нисколько)
Барбариска. Сколько человек тянули репку? (Трое, остальные – животные.)
Сказочница. Ребята споют шуточную песню про Репку.
Песня про Репку.
Игра «Репка»
Сказочница. Продолжим читать волшебную книгу.
1. Ириска. Он гулял по лесу смело, но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка. Его звали ... ? (Колобок)
2. Барбариска. В дремучем лесу, на болоте вы её непременно найдёте.
Не рыбка она, не лягушка, она Водяного подружка.
Стройная фигурка, зовут ее ... ? (Кикимора Болотная)
3. Ириска. Внутри него водица, с ним не хотят водиться,
А все его подружки - пиявки да лягушки!
Водорослями он зарос. Это дедушка ... ? (Водяной)
4. Барбариска. Он живет в глуши лесной, отрицательный герой.
Он костями громыхает и в округе всех пугает.
Это что за старичок? Очень гадкий ...(Кощей Бессмертный)
5. Ириска. Есть еще в лесу один очень важный господин.
Охраняет он леса, все лесные чудеса,
Весь обросший, в палках, шишках, так его рисуют в книжках.
Знает он язык зверей, а зовут его… (Леший)
6. Барбариска. Этот сказочный герой он свирепый и большой,
Как дыхнет, так станет жарко, вон с хвостом летит … (Змей Горыныч)
7. Ириска. Три могучих молодца, днем и ночью без конца,
Защищают жизнь людскую, землю русскую родную.
Дружно вместе, как три брата вышли в поле ... (Три богатыря)
Сказочница. Листаем волшебную книгу дальше.
Сказочная почта. Слышали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. Один очень популярный сказочный герой отправил вам телеграмму. Вам нужно узнать автора этих строк.
Сказ.1. «Очень расстроена. Нечаянно разбилось яичко». /Мышка/
Ир.2. «Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби» /волк/
Бар. 3. «Помогите, наш дом сломан, но сами целы». /звери из сказки «Теремок»
Сказ.4. «Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя». /Маша/
Ир. 5. «Помогите, мой брат превратился в козленочка». /Аленушка/
Бар. 6. «Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул». /Медвежонок/
Сказ. 7. «Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке». /Иван-царевич/
Ир. 8. «Ищу шестерых братьев после страшного происшествия». /Козлёнок/
Музыкальная разминка «Волк и 7 козлят»
Страница «Волшебный предмет» (приносят сказочный сундук)
Сказочница. Вспомним какие бывают волшебные предметы и зачем они нужны.
1. Ириска. Эта вещь наверное - самая Волшебная!
Эта Шапка не простая, а чудесная такая:
Все, кто Шапку надевали, в миг куда-то исчезали! Шапка- невидимка
2. Барбариска. Эта скатерть в сказке- чудо, даст к столу любое блюдо:
Фрукты, мясо, каравай. Что за скатерть, угадай. Скатерть-самобранка.
3. Ириска. В старых сказках он, как компас! С ним никто не пропадёт,
Бросишь сразу на тропинку, и беги за ним вперёд! Волшебный клубок.
4. Барбариска. В отличие от блюдечка и яблочка показывает не только настоящее, но и прошлое и будущее. Может отвечать владельцу на просьбу показать кто на
свете всех милее. Через него в режиме on-line можно наблюдать, что происходит в отдаленных и не очень царствах. Волшебное зеркало.
5. Ириска. Из облаков он вылетает и над деревьями летает!
Летит по небу без забот, не вертолет, не самолет:
Не управляет им пилот, а он всегда летит вперед. Ковер-самолет.
6. Барбариска. По тарелке катится чудо наливное –яркое, блестящее, вкусное такое!
Съесть нельзя, иначе волшебство уйдет, и изображение сразу пропадёт. Молодильные яблоки.
7. Барбариска. Знает утка, знает птица, где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет? Дай, дружок, скорей ответ. Игла
8. Ириска. Что за чудо? Что за диво? -До чего оно красиво!
Это Блюдце не простое -это Блюдце - Золотое:
Все покажет вам оно, так, как- будто вы в кино. Серебряное блюдечко и наливное яблочко.
Барбариска. Молодцы, с этим заданием вы легко справились. Сказки вы знаете хорошо.
Сказочница. Листаем волшебную книгу дальше. И последняя страница. Что же на ней?
Страница «Инсценировка сказки»
Сказочница. Я знаю, что ребята подготовили сказку «Алёнушка и Лиса».
Ириска. Мы прочитали с вами книгу от начала и до конца!
Барбариска. Поздравляю! Ура! Вы теперь настоящие знатоки сказок!
Сказочница. Не зря вы в Сказочной стране побывали, сказки все вы угадали!
Ириска. Сказки дарят нам чудеса. Без сказки людям прожить нельзя.
Барбариска. Пора со сказкой прощаться нам. До встречи скажем мы всем друзьям!!!
Вместе. Тили-бом, тили-бом, до свидания, сказкин дом.
До новых встреч!
Ириска и Барбариска достают из волшебного сказочного сундука и раздают детям
раскраски с изображением сказочных героев.
Потамошнева Наталья Алексеевна