Методическая разработка тематической экскурсии в пещеру «Караульная» (совместное мероприятие с родителями)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ Е.К. ЗЫРЯНОВА »
Методическая разработка
тематической экскурсии в пещеру «Караульная»
(совместное мероприятие с родителями)
Разработала
Кл. руководитель 7 А класса
Мандрик Н.Ф.
пгт. Березовка
2023 г.
Методическая разработка «Экскурсия в пещеру «Караульная»
Разработка состоит из краткого описания экскурсии, которое дает представление о цели и содержании экскурсии; технологической карты, в которой указан маршрут экскурсии, экскурсионные объекты, рассчитано время показа экскурсионных объектов, рассказа, передвижения. На основе этой разработки педагог сможет разработать свой план экскурсии, учитывая возраст детей, время года, а также подготовиться к самостоятельному проведению экскурсии.
Экскурсия предполагает организацию автобусных перевозок. Педагогу необходимо подготовить пакет документов для регистрации в ОГИБДД или организовать перевозку через турагентство «Радуга».
Краткое описание
Пещера Караульная — необычный музей, который расположен в пригороде Красноярска на левом берегу Енисея, в Емельяновском районе в 2 км к северу от поселка Известковый на горе Караульная. Пещера карстового происхождения — одна из наиболее популярных достопримечательностей среди жителей и гостей региона. В 1977 г. ей был присвоен статус регионального памятника природы, с тех пор и пещера, и территория вокруг нее площадью 10,6 га находятся под охраной.
Длина ходов пещеры «Караульная» — более 540 м, глубина низшей точки — 41 м относительно входа. Пещера, которую также называют Караульная-2, стала известной в начале 60-х гг. XX в., к этому времени она сильно пострадала от рук человека. Взяв достопримечательность под охрану, власти направили силы на ее восстановление. В 2003 г. был создан природоохранный комплекс «Пещера Караульная», который занялся ее реставрацией и научно-просветительской деятельностью.
Экскурсии в пещеру «Караульная»
Вход в пещеру закрыт воротами, он находится на склоне долины одноименной реки, у скальной гривки в лесу. Посетить ее могут все желающие, но только с разрешения природоохранной организации и в сопровождении экскурсовода. Экскурсии организовывает местная туристическая компания. Они проводятся ежедневно, в будние дни и субботу начинаются с 11:00, в воскресенье — с 09:30 и длятся чуть больше часа. В пещере Караульная холодно даже летом, поэтому нужно позаботиться о теплой одежде — взять с собой шапку, носки, куртку и перчатки. Поскольку там высокая влажность, зимой возьмите сменные вещи. Обувь должна быть удобной, с нескользкой подошвой. Можно взять в аренду специальные костюмы для экскурсии и переодеться в домике для гостей, расположенном у пещеры.
Пещера «Караульная» состоит из двух этажей и нескольких залов. Первый грот, который расположен сразу за входом, назван Ледовым, поскольку раньше там был ледник. Сегодня сохранились лишь его фрагменты, они находятся дальше от входа, перед низким лазом, ведущим в зал с натечными образованиями. Также на втором этаже раскинулся грот Очарование, который привлекает известковыми не застывающими образованиями на стенах.
Коралловый зал знаменит белым огромным сталагмитом, названным Шапкой Мономаха, поскольку они похожи по форме. На нижнем этаже пещеры находится Капельный грот размером 20 на 40 м и высотой около 3 м. Посередине грота есть небольшое озеро, где в прошлом столетии нашли пещерный жемчуг. Грот имеет два разлома, если преодолеть нависающую стенку, можно попасть в Прометеев ход.
Самая низкая точка — Глиняный зал, куда стекает глина, из которой посетители могут лепить фигуры. В пещере Караульная есть тематические экспозиции «Глиняные скульптуры», «Хранитель пещеры», «Следы древних катастроф» и др. Гости с восхищением знакомятся со сталактитами, драпировками разных оттенков и сталагмитами, а также могут увидеть летучих мышей.
Цель и задачи тематической экскурсии.
Цель:
- формирование у учащихся знаний об истории, природе, культуре родного края, способствующее развитию социальной активности детей;
- содействие сближению родителей и детей посредством включения в совместную творческую деятельность, сплочение классного коллектива сплочение семей
Задачи:
- познакомить учащихся с историей своего района, края;
- познакомить с памятниками природы Красноярского края, экскурсионными объектами, природными и историческими достопримечательностями края;
- воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к окружающему миру.
- активизировать роль родителей при проведении совместных мероприятий класса
Методы: беседа, рассказ, целенаправленные самостоятельные и групповые наблюдения, индивидуальная и групповая работа
Возраст участников
Учащиеся 5-11 классов
Вступительная часть
1) Сообщение о теме, месте и объектах экскурсии, продолжительности, протяжённости маршрута, времени отправления и прибытия назад.
2) Инструктаж по технике безопасности на маршруте.
3) Помощь родителей в организации и проведении экскурсии.
4) Задание: совместно с родителями напишите заметку на сайт школы.
5.Технологическая карта экскурсии
№ п/п | Маршрут | Сотрудничество родителей и классного руководителя | Объект показа | Время | Организационные указания | Методические указания |
1. | МБОУ БСШ № 1 им. Е.К. Зырянова- Гора Караульная | У подножия горы Караульной родители организуют фотосессию | Достопримеча- тельности г. Красноярска | 60 минут | Экскурсовод в автобусе рассказывает учащимся о местах города, которые проезжают учащиеся. | Использовать прием рассказа, осмотр достопримечательностей г. Красноярска. |
2. | Подъем к пещере | Отдых по требованию экскурсовода и родителей. Родители просят обратить внимание учащихся на окружающую природу. Можно почитать стихи, спеть песню. | Окружающая природа | 15 минут | Соблюдение ТБ при подъеме. Помощь учащимся младшего возраста. | Использовать прием помощи при подъеме в гору |
3. | Вход в пещеру | Построение детей в шеренгу, соблюдение правил поведения. Родители обращают внимание детей на ворота, которыми закрыт вход в пещеру | | 10 минут | Соблюдение ТБ при спуске в пещеру | Использовать прием соблюдения правил поведения |
4. | Экскурсия в пещере | Родители являются активными участниками экскурсии, отвечают на вопросы вместе с детьми. | Пещера | 40 минут | Учащиеся разделены на группы, в каждую группу прикреплены по два родителя с целью оказания помощи классному руководителю. Особое внимание обращаем на узкие места в пещере. | Использовать прием рассказа, просмотра, наблюдения за объектами |
5. | Выход из пещеры | Проверка детей по списку | Прохождение гротов в пещере | 10 минут | Каждая группа проверяет состояние учащихся | Использовать прием обмена впечатлениями |
6. | Спуск с горы | Помощь в оказании спуска детей | Гора | 10 минут | Правильное положение туловища при спуске | Фотографирование учащихся |
7. | Посадка в автобус, отъезд | Проверка готовности детей к отъезду | | 5 минут | Соблюдение Правил ТБ при посадке в автобус | |
8. | Поездка в пгт. Березовка | Родители записывают мнение детей о проведенной экскурсии. Совместно с детьми составляют заметку на сайт школы. | Обратный маршрут | 60 минут | Родители провели опрос детей по увиденному в пещере, составили заметку и отправили классному руководителю | Использовать прием описания увиденного, творческая работа учащихся и родителей |
6.Заключительная часть
Экскурсия является прекрасной возможностью провести «живой урок» по краеведению, способствует расширению кругозора, социальной адаптации, общению подростков и родителей. Экскурсия в природу учит детей правильному поведению в естественной среде.
Представленная методическая разработка тематической экскурсии поможет педагогу самостоятельно подготовиться к экскурсии, на основе предложенного материала составить свой маршрут движения и посещения пещеры «Караульная».
7.Список используемых источников
Сайт https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/krasnoyarsk/placeofinterest/40570
Сайт https://vk.com/karaulnaya_24
Приложение № 1
Спуск в пещеру
У подножия пещеры
В пещере
Грот Капельный
Пещерный медведь
В пещере
Кияйкина Наталья Федоровна
Надежда Фёдоровна Мандрик
Елена Алексеевна
Надежда Фёдоровна Мандрик