Методическая разработка учебного занятия по финансовой грамотности

1
0
Материал опубликован 18 September в группе


Методическая разработка учебного занятия по

финансовой грамотности



Автор: Сидорович Елена Валерьевна,

преподаватель высшей квалификационной категории.

Введение


«Нажить много денег - храбрость;

сохранить их - мудрость,

умело расходовать – искусство»

Бертольд Авербах

В последнее время все больше внимания уделяется проблеме повышения финансовой грамотности населения. Финансовая грамотность необходима людям в любом возрасте. Пенсионерам она нужна, чтобы умело распорядиться накопленными средствами, не потерять деньги в финансовых пирамидах, научиться пользоваться теми финансовыми инструментами, которые экономят время и усилия. Людям среднего возраста финансовая грамотность позволит выработать правильные стратегии накопления на старость, даст возможность эффективно распоряжаться имеющимися финансовыми средствами. Молодежь приобретет представление о финансах, заложит навыки планирования бюджета и сбережений, позволит решить проблемы финансирования образования и покупки жилья. Финансовая грамотность – это совокупность способностей, которые, хотя и приобретаются в процессе финансового образования в школе и колледже, но осваиваются и проверяются на практике в течение жизни.

Цель финансового просвещения молодежи – доставка понятной качественной информации «точно в срок» до каждого нуждающегося в ней потребителя.

Актуальность методической разработки заключатся в том, что в ней представлен материал, направленный на формирование представлений о финансовых махинациях, о том, почему люди становятся жертвами финансовых мошенников, способах защиты своих интересов в современном мире.

Формирование финансовой грамотности должно вестись с обучающимися постоянно в рамках урочной, в том числе и вне урочной деятельности с использованием всех возможных педагогических технологий.

Целью методической разработки является описание методики проведения одного из уроков финансовой грамотности из темы «Риски в мире денег».

Задачи методической разработки:

- собрать необходимый учебный материал;

- разработать сценарий занятия;

- провести апробацию представленной методики;

- оформить методическую разработку.

Планируемы результаты: формирование личностных, предметных и метапредметных результатов ФГОС СОО, а также общих компетенций ФГОС СПО по специальностям/профессиям колледжа:

-Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.


План занятия


Группа: ____

Дата: ______

Раздел: 1 Экономические явления и процессы в общественной жизни

Тема: 1.3 Риски в мире денег

Тема занятия: Решение кейс-задач

Цели:  повышение уровня финансовой грамотности, закрепление полученных знаний, воспитание экономической культуры.

Задачи:

развитие познавательных психических процессов: логического мышления, наблюдательности, внимательности, сообразительности;

проверка знаний в области финансовых рисков и их защиты;

совершенствование навыков командной работы и развитие эрудиции;

Подготовка и участие в игре позволяет сформировать следующие личностные и метапредметные результаты ЛР1, ЛР2,ЛР4, ЛР5, ЛР7, ЛР8,ЛР9, МР1-МР8

Тип занятия:  практическое занятие

Оборудование: ММП, презентация, денежные купюры, черный ящик, видео-файлы

Технологическая карта 


Место в образовательной программе

Раздел 1. «Экономические явления и процессы в общественной жизни»

Тема 1.3 Риски в мире денег

Тема занятия

Решение кейс-задач

Целевая аудитория

1 курс, группа ПД-11

2 курс, группы Э-21 (Э-22)

Базовые понятия

Мошенничество, фишинг, скимминг, вишинг, нигерийское письмо, ливанская петля, закон о защите прав потребителей

Цель занятия

Сформировать умения решать практические жизненные задачи на грамотное финансовое поведение

Планируемые результаты

Сформированность понятий: Мошенничество, фишинг, скимминг, вишинг, нигерийское письмо, ливанская петля, закон о защите прав потребителей

Сформированность предметных умений: решать кейс-задач, аргументировать свой ответ, выявлять признаки финансовых махинаций (мошенничества), нарушения прав потребителей; различать виды финансового мошенничества; что гражданину необходимо предпринять, если он стал жертвой мошенников и недобросовестных продавцов.

Сформированность установок: понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами

Понимание / освоение / овладение компетенцией:

- уметь распознавать финансовые риски и иметь возможность их избежать;

- работать в группе, эффективно общаться со сверстниками, высказывать и отстаивать свое мнение.



Базовая технология, методы и приемы

Игровая технология, Кейс-технология, ИКТ, наглядные , дискуссия

Средства обучения

Технические: ММП, ноутбук, черный ящик

Дидактические: презентация (https://cloud.mail.ru/public/VQvw/QfxNWLCBy), видеофильмы, купюры

Описание хода занятий (технологическая карта)


Этап

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Ресурс

Социальная форма

Мотивационно -целевой этап

Преподаватель приветствует студентов.


Задает вопрос:

Знаете ли вы какой праздник сегодня отмечается в мире? (всемирный день шоппинга).

Сообщает, что в этот день легко попасться на уловки мошенников и недобросовестных продавцов

Предлагает посмотреть видеоролик.

Предлагает обучающимся сформулировать тему занятия, цель и задачи урока.




1.Слушают преподавателя, поднимают руки.

2.Предполагают варианты ответа на вопрос.

3. обучающиеся формулируют тему занятия.


4.Участвуют в обсуждении видеоролика.


Презентация




Видеоролик «Опасная лапша»


фронтальная

Деятельностный этап

Преподаватель предлагает обучающимся проверить свои знания по мошенничеству.

Предлагает знатокам принять участие в игре «Финансовый ревизор» по мотивам игры «Что?Где?Когда?»

Объясняет условия игры


Организует проведение игры


Подводит итоги игры

Отвечают на вопросы онлайн-теста.




Формируют команду -знатоков

Знатоки решают кейс-задачи


Тест





Презентация



Презентация, черный ящик, купюры, видео


фронтальная





командная



Командная




Заключитель-

ный этап

Мы рассмотрели примеры из жизни, показывающие как легко можно потерять свои деньги, если поверить недобросовестным продавцам. Вы увидели, что эта проблема является острой и требует большого внимания со стороны граждан любого возраста.

Какой совет вы можете дать потребителям?


Отвечают на вопрос, озвучивают свои советы о том, как вести себя с недобросовестными продавцами и мошенниками





3. Сценарий занятия


Преподаватель: Добрый день! Знаете ли вы какой сегодня праздник отмечается во всем мире?

(команды высказывают свое предположение)

(слайд 1) 11.11 во всем мире отмечается Всемирный день шоппинга, когда интернет магазины, маркетплейсы и бутики объявляют огромные скидки, чем заманивают покупателей, готовых потратить все свои накопления и ухватить товар по сниженной цене(слайд 2).

В это время можно не только получить удовольствие от покупок, но и огромное разочарование, столкнувшись с мошенниками и недобросовестными продавцами.

В курсе финансовой грамотности мы знаем, что всегда нужно «быть на чеку» и уметь разбираться в современных финансовых отношениях.

(просмотр ролика «Опасная лапша»)

Чтобы не получить себе порцию такой лапши в этот день, мы проверим как вы усвоили основные понятия финансового рынка и на сколько грамотно можете решать задачи, связанные с возможными рисками. Для этого я приглашаю вас принять участие в игре «Финансовый ревизор» (слайд 3) по мотивам всем вам известной телепередачи (слайд 4) «Что? Где? Когда?».

В ходе игры вам предстоит решить ответить на вопросы потребителей финансовых услуг (слайд 5).

Условия игры: (слайд 6) сектор разделен на 12 частей, в которых присутствует «Черный ящик» (вопрос о предмете, который находится внутри), «Блиц-игра» (8 дополнительных вопросов всей команде) и «Суперблиц»(1 вопрос для капитана). На ответ дается 1 минута, в «Блиц-игре» 30 секунд, а в «Суперигре» ответ дается без раздумья. Победитель определяется по максимальной сумме баллов.

(Слайд 7) Давайте определим состав команды знатоков. Для этого проверим как вы ориентируетесь в основных понятиях финансового рынка (все переходят по ссылке на онлайн-тест, первые 6 студентов, которые набрали наибольший балл входят в команду, остальные распределяют роли среди участников рынка и готовятся озвучить вопросы команде).

(отвечают на вопросы теста)

- Ну что, состав команда знаток определена, давайте познакомимся с вашими срперниками – командой участников финансового рынка:

Банкир Иван Сберегаев

Экскурсовод Анна Выставкина

Дворник Егор Метелкин

Стилист Алиса Модная

Полицейский Антон Копов

Врач Стас Неболейко

Студент Андрей Семестров

Бухгалтер Василий Цифирчук

Учитель музыки Ольга Ноткина

Молодожены семья Супруговых

Пенсионерка Алевтина Старикова

Путешественник Илья Материков

- Предлагаю начать нашу интеллектуальную игру…

(команда запускает волчок и отвечает на выпавший вопрос, который озвучивает кто-то из одногруппников)

- Наша игра подошла к концу. Со счетом … победила команда …

- Мы рассмотрели примеры из жизни, показывающие как легко можно потерять свои деньги, если поверить недобросовестным продавцам. Вы увидели, что эта проблема является острой и требует большого внимания со стороны граждан любого возраста.

Какой совет вы можете дать потребителям?

(предлагают советы)

Заключение


Предложенный урок ориентирован на обучающихся 1-2 курса (10-11 классов) и направлен на развитие умений и навыков в области финансовых отношений.

Разработка занятия раскрывает понятия: финансовое мошенничество, виды и признаки мошенничества и учит, как уберечь себя и своих родственников от финансовых потерь.

После изучения этой темы, обучающиеся должны обладать компетенциями:

- уметь распознавать финансовые риски и иметь возможность их избежать;

-уметь отстаивать свои права как потребителей финансовых услуг;

- работать в группе, эффективно общаться со сверстниками, высказывать и отстаивать свое мнение.

Подобные занятия с использованием игровых форм всегда дают положительный заряд обучающимся и служат толчком к дальнейшей работе, помогают увлечь интересным делом, повышают мотивацию и заинтересованность в учебе, а задания, которые получают обучающиеся в конкурсах, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.


Список литературы


Игра «Что? Где? Когда?». - [ Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii prazdnikov/2013/01/25/igra-chto-gde-kogda

Картинки.- [ Электронный ресурс] Режим доступа: https://yandex.ru/

Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. – М.: ВАКО,2020. – 400с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.