Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности по теме «Какие налоги мы платим»
- Презентация внеурочного занятия подготовлена на docs.google.com и расположена по ссылке Методическая разработка внеурочного занятия по теме “Какие налоги мы платим”
Пояснительная записка
Характеристика условий проведения занятия:
Объект :
Место: учебный кабинет
Название образовательной организации: средняя общеобразовательная школа
Участники проекта:
Педагог: учитель истории и обществознания
Учащиеся: 9 класс
Название предмета: кружок “Финансовая грамотность”
Место занятия в логике реализации предмета: для изучения темы понадобятся знания, полученные в рамках темы “Что такое налоги и зачем их платить”; данная тема необходима для формирования знаний по теме “Что такое пенсия и как сделать её достойной”
Вид деятельности учащихся: учебно-познавательная
Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 5 / 2
Тип занятия: внеурочное занятие
Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: мультимедийная доска, компьютер, проектор, выход в интернет, раздаточный материал
Учебно-методическое обеспечение
Учебник и/ или учебное пособие для учащихся: Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся . 8 - 9 классы общеобразоват. орг. / И.В. Липсиц, О.И. Рязанова. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - с. 320 - 331
Методические материалы для учителя: Рязанова О.И. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8 - 9 классы общеобразоват. орг. / О.И. Рязанова, И.В. Липсиц, Е.Б. Лавренова. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - с. 135 - 138.
Педагогическая характеристика занятия:
Цели занятия: достижение учащимися следующих образовательных результатов
Предметные образовательные результаты:
Усвоение понятий по теме: прямые налоги, косвенные налоги
Владение знанием видов налогов, способов уплаты налогов
Овладение предметными умениями:
рассчитывать свою заработную плату с точки зрения уплаты налогов
рассчитывать сумму основных уплачиваемых налогов
Описание учебного процесса
Этап | Продолжительность | Действия учащихся/учителя при выполнении заданий или типы заданий для учащихся |
Организационный | 5 минут | знакомятся с проблемной ситуацией, обсуждают, выдвигают версии о теме занятия |
Основной | 30 минут | участвуют в лекции-беседе, задают вопросы, работают с понятиями “прямой налог”, “косвенный налог”, решают практические задачи, формулируют ответы, выполняют интерактивное упражнение, фиксируют выводы в тетради |
Заключительный | 5 минут |
Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися
Этап | Метод | Типы заданий контрольно-измерительных процедур |
Организационный | мозговой штурм, игровой | практическая жизненная ситуация |
Основной | индивидуальная работа, групповая работа, коллективная мыслительная деятельность | интерактивные упражнения, решение практических задач |
Заключительный | творческий | “парковка идей” |
Перечень методик, технологий, методических приемов, рекомендуемых к использованию на уроке
Рассказ-беседа
Мозговой штурм
Индивидуальная работа
Групповая работа
Коллективная мыслительная деятельность
Решение практических задач
Выполнение интерактивных упражнений
Методика оценки педагогической эффективности занятия
Вопросы для педагогической рефлексии
Использовались ли на уроке индивидуальные формы, групповые формы работы, коллективная мыслительная деятельность?
Использовал ли учитель интерактивные формы работы для знакомства обучающихся с новыми понятиями?
Какова практическая значимость темы для каждого учащегося?
Владеют ли девятиклассники знанием видов налогов, способов уплаты налогов?
Критерии оценки эффективности занятия
Обучающиеся могут рассчитывать свою заработную плату с точки зрения уплаты налогов, рассчитывать сумму основных уплачиваемых налогов
Трефилова Раиса Поликарповна
Аладышева Татьяна Петровна
Кияйкина Наталья Федоровна
Аладышева Татьяна Петровна
Галина Владимировна
Аладышева Татьяна Петровна