Методическая разработка занятия по теме «Послевоенное устройство мира. Начало холодной войны»
Долгушин Михаил Сергеевич
преподаватель истории
ГАПОУ ТО «Тобольский
многопрофильный техникум»
г. Тобольск, Тюменская область
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ
«ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА. НАЧАЛО ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»
Описание деятельности: В данной методической разработке учебного занятия описан поэтапный ход проведения урока по теме «Послевоенное устройство мира. Начало Холодной войны». Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, самостоятельная работа. Тип урока: Комбинированный. Педагогическая технология (её элементы): информационно-коммуникативная технология, технология проблемного диалога, технология развития критического мышления. Приёмы обучения: работа с учебным текстом, историческими документами, исторической контурной картой, заполнение таблиц, кластера, беседа.
Основные тезисы: Педагогические технологии, методы, приёмы. Смена деятельности. Групповая работа. Установление исторических параллелей, причинно-следственных связей. Актуальность темы. Проблемные вопросы. Послевоенное устройство мира. Неизбежность холодной войны. Признаки холодной войны.
Тема: «Послевоенное устройство мира. Начало Холодной войны»
Цель учебного занятия: сформировать у обучающихся представление о процессе перехода от сотрудничества к началу холодной войны между СССР и США, как объективном процессе. Раскрыть сущность холодной войны, ее причины и последствия.
Задачи учебного занятия:
Обучающие:
актуализируя опорные знания, обеспечивать осмыслению и усвоению знаний об итогах Второй мировой войны и Великой Отечественной войны;
обеспечить усвоение обучающимися знаний о мировой политике после Второй мировой войны и выяснение причинно – следственных связей между политикой проводимой СССР и США в развязывании «холодной войны»;
показать направления и методы послевоенного мирного урегулирования;
раскрыть сущность понятия «холодная война», выяснить причины ее возникновения;
воссоздать картину того времени, образы главных участников событий, географические аспекты изучаемых событий;
Развивающие:
развивать умения сопоставлять и систематизировать исторический материал, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;
развитие умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор;
развивать умение работать в коллективе, излагать свою точку зрения;
работать над развитием познавательной активности, информационной грамотности, коммуникативной компетентности;
развивать умения учащихся по моделированию и конструированию учебного материала, оформлять и представлять результаты познания;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, не только индивидуально, но и в составе исследовательской группы.
Воспитательные:
продолжить формирование интереса к истории;
воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности, умение находить консенсус;
способствовать воспитанию ответственности, инициативы;
побуждать проявление гражданской позиции;
развивать творческие способности;
способствовать умению сообща, продуктивно работать в команде.
Формы организации учебной деятельности
групповая, фронтальная, самостоятельная работа
Ожидаемые результаты обучения на учебном занятии:
Знания:
основные положения послевоенного устройства, итоги Потсдамской конференции,
причины суть, и последствия холодной войны
позиции противоборствующих сторон
Умения:
анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;
сопоставлять и систематизировать исторический материал;
давать оценку значимым событиям;
эффективно работать в команде;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, не только индивидуально, но и в составе исследовательской группы;
различать в исторической информации факты и мнения;
дать оценку историческим деятелям прошлого
Формируемые компетенции:
ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей.
ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Тип урока: комбинированный
Педагогическая технология (её элементы): информационно-коммуникативная технология, технология проблемного диалога, технология развития критического мышления
Методы обучения, используемые на учебном занятии
информационно-поисковый
условно-графический
критического мышления
активный и интерактивный
Приёмы обучения: работа с учебным текстом, историческими документами, исторической контурной картой, заполнение таблиц, кластера, беседа.
Методическое обеспечение: учебники, презентация, раздаточный материал, инструкции к выполнению заданий
Средства обучения: мультимедийное оборудование, презентация, учебники, карточки задания, цветные карандаши, ножницы, клей.
Основные источники:
Артёмов В.В, Лубченков Ю.Н. История (для всех специальностей): учебник для студ. сред. проф.образования:.— М.; Издательский центр «Академия» 2018.
Загладин Н.В., Всеобщая история. Конец XIX — XXI в. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений" - М., Русское слово, 2012 г
Интернет-ресурсы:
www.historicus.ru (Историк: общественно-политический журнал).
www.liber.rsuh.ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»).
План урока:
1. Оргмомент, приветствие
2. Актуализация, мотивация
3. Целеполагание
4. Изучение нового материала
Решения Потсдамской конференции
Образование ООН
Начало холодной войны.
Начало складывания двухполюсного мира
Первые международные кризисы
Корейская война
5. Подведение итогов урока, рефлексия
6. Домашнее задание
Ход урока
№ п\п | Ход урока | Цель этапа | Средства | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Результат | Формируемые ОК, ПК |
1 | Организационный момент | Подготовить студентов к работе. Делит обучающихся на группы | | Приветствует студентов; Проверяет готовность студентов к уроку; Организует внимание. | Приветствуют преподавателя. | Все студенты включились в работу | ОК 1, ОК 02, |
2 | Актуализация Мотивация | Вспомнить материал прошлого урока, Заинтересовать обучающиеся, подвести к новой теме. | Ноутбук проектор, экран | Преподаватель: Если прочитать или посмотреть новости по телевизору, в интернете, газетах посвященные внешней политике, какие выводы можно сделать об отношениях между Россией и Западными странами. Предлагает воспользоваться приложением №1 "Отношения между Россией и Европой, Россией и США - подборка аналитических статей и публикаций Выводит в презентации слова характеризующие данные отношения. Предлагает вернуться к истокам в середину 1940-х годов. Для этого предлагает вспомнить итоги II мировой войны, указать участников противоборствующих сторон. Дает задание заполнить таблицу (Приложение №2) | Изучают подборку статей. (приложение №1) Отвечают на вопросы, характеризуют отношения между Россией и Западом на современном этапе. Называют итоги второй мировой войны, союзников СССР. Заполняют таблицу (Приложение №2) Решение послевоенных вопросов. | Ответили на вопросы преподавателя, выполнили задания. Заинтересовались темой урока. Указали роль Советского Союза в победе над фашизмом. Определили, что СССР и США с Великобританией не всегда были в конфронтации, война их объединила против общего врага. | ОК 1, ОК 02, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9 |
3 | Целеполагание | Определение темы, цели и задач урока Эффективно работать в команде, излагать свою точку зрения | Ноутбук проектор, экран, презентация | В процессе беседы, при помощи наводящих вопросов подводит обучающихся к новой теме урока и его целям. Подводит итог озвученным версиям студентов. Называет тему и цели урока, формулирует проблемные вопросы. Демонстрирует в презентации. | Каждая группа обсуждает и называет свои версии темы и цели урока. | Осмысливают название темы и цели урока | ОК 1, ОК 02, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9 |
4 | Изучение нового материала Решения Потсдамской конференции Образование ООН Начало холодной войны Начало складывания двухполюсного мира Первые международные кризисы Корейская война | -анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи; - сопоставлять и систематизировать исторический материал; - давать оценку значимым событиям; эффективно работать в команде; - проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, не только индивидуально, но и в составе исследовательской группы; - различать в исторической информации факты и мнения; - дать оценку историческим деятелям прошлого | Ноутбук проектор, экран, раздаточный материал. Раздаточный материал: Задания, приложения №3, учебник Презентация Раздаточный материал: Задания, приложения №4, учебник Раздаточный материал: Задания, приложение №5, 6, 7 учебник, презентация Раздаточный материал: Задания, приложение №8, 9. учебник, презентация Раздаточный материал: Задания, учебник, презентация Раздаточный материал: Задания, приложение №10, учебник, презентация | Преподаватель раздает бланки с пронумерованными заданиями. Через выполнение заданий будет происходить раскрытие и усвоение каждого пункта плана урока. Преподаватель объясняет первое задание. Нужно заполнить таблицу: «Потсдамская конференция», где будут раскрываться основные ее решения. После заполнения данной таблицы, преподаватель проводит опрос и обсуждение. Демонстрирует слайды, связанные с Потсдамской конференцией. Преподаватель дает втрое задание – заполнить таблицу «ООН», в которой будут раскрыты вопросы: где, когда, кем с какой целью была создана организация объединенных наций и её структура. Данный пункт плана преподаватель начинает с озвучивания высказывания Е.Евтушенко «Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила». Просит студентов объяснить смысл данной фразы. Вводит понятия «Холодная война» Объясняет условия выполнения третьего задания. Задает вопросы: Почему именно СССР и США возглавили противостояние? Почему это противостояние получило такое название. Причины Холодной войны обучающиеся определяют, выполняя задание №4,5,6 Подводит итог по ответами обучающихся. Спрашивает у обучающихся, что означает двухполюсный мир, какие страны стали полюсами притяжения. Говорит о том, что в сферу влияния Советского Союза попали те страны, которые были им, освобождены в ходе войны. Задает седьмое задание. Задает задание №8. Демонстрирует слайд «План Маршала» Задает задание №9. Заполнить таблицу «Формирование биполярного мира» Подводит итог под выполненными заданиями. Сообщает, что сферы интересов противоборствующих сторон пересеклись в Германии. Задает задание №10 Подводит итог под ответами обучающихся. Сообщает о том что, одним из признаков холодной воны были Локальные конфликты Объясняет задание №11. | Слушают преподавателя Заполняют таблицу, используя учебник: В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков История, приложение №3 (Решение послевоенных вопросов). Отвечают на вопросы, преподавателя делают выводы. Выполняют втрое задание: заполняют таблицу «ООН», используя учебник: В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков История, приложение №4 Группы озвучивают версии, в чем заключался смысл высказывания Е. Евтушенко. Составляют из отдельных слов определения «Холодной войны» Отвечают на вопросы преподавателя. Выполняют задания №4,№5 и №6 используя Учебник: Н.В. Загладин Всеобщая история и приложения №5, 6,7. Одна группа обучающихся выступает с позиций СССР, другая с позиции США. Формулируют причины холодной войны Отвечают на вопросы. Выполняют задание №7. Используя приложение №8 Анализируя карту «Освобождение Европы», подписывают на контурной карте «Страны Восточной Европы», названия государств попавших в сферу влияния СССР. Выполняют задание №8 отвечают на вопрос - Как США удалось привлечь страны Западной Европы на свою сторону? Обсуждают план Маршала Выполняют задание №9 используя учебник В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков История и приложение №9 Выполняют задание №10, изучая текст учебника В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков История, слайд презентации Выполняют задание №11 используя приложение №10, слайд презентации | Уяснили задание Знают, где, когда, кем и как решались вопросы и проблемы послевоенного устройства мира. Знают, где, когда, какими странами была создана ООН, её цели и структуру Знают причины холодной войны, основные события которые послужили её началом, определили позиции и мнения противоборствующих сторон. Знают, что означает двухполюсный мир Знают, какие страны, когда и как попали в сферу влияния СССР Знают, какие страны, когда и как попали в сферу влияния США, План Маршала Знают, какие координирующие организации возникли у социалистического и капиталистического блоков, страны входившие в них. Знают причины, основные события и последствия Берлинского кризиса. Знают что такое локальный конфликт, причины, основные события и последствия Корейской войны | ОК 1, ОК 02, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9 |
5 | Подведение итогов урока, рефлексия | Оценить работу обучающихся, узнать их мнение об уроке. Подвести итоги, озвучить оценки. | Раздаточный материал: Кластер «Признаки холодной войны», Вопросы для устного опроса | Предлагает заполнить кластер «Признаки холодной войны» Задает вопросы: Посмотрим, достигли ли мы поставленных целей на уроке? Возвращение к слайду – целеполагание. Обратимся к вопросам, сформулированным в начале урока. 1.Почему началась «холодная война» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции? Кто виноват в развязывании «холодной войны»? 2.Можно ли было избежать «холодной войны»? Какие уроки можно извлечь из военного противостояния СССР и Запада в 1945 – 1953г. г. Какие из этих уроков актуальны в современном мире? Чем опасна «холодная война»? Что нужно делать, чтобы избежать войны? Какие виды работ вы задействовали на уроке для того чтобы выполнить задания и достичь поставленных целей? Что понравилось и что не понравилось на уроке? Оценивает работу групп, называет оценки за урок. | Вместе с преподавателем заполняют кластер «Признаки холодной войны» Отвечают на вопросы. Соотносят цели и результаты урока. Называют виды работ, которые выполняли на уроке. Высказывают своё мнение о том, какие задание были интересные, какие было сложно выполнять. | Заполнили кластер, знают признаки холодной войны Определили, что поставленные цели урока были достигнуты. Знают, что холодной войны было не избежать, обе стороны были виноваты в её развязывании. Но в то же время, противоборствующие стороны находили терпение и благоразумие, чтобы избежать перерастания холодной войны в горячую. Назвали виды работ, которые выполняли на занятии. Высказали мнение об уроке. Оценили свою работу на уроке Получили оценки. | ОК 1, ОК 02, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9 |
6 | Домашнее задание | Сообщить домашнее задание. | Мел, доска | Задаёт домашнее задание | Записывают домашнее задание | Запомнили домашнее задание | ОК 02, ОК 3 |
Задания на урок и приложения
Тема урока: Послевоенное устройство мира. Начало холодной войны
План урока:
Решения Потсдамской конференции.
Образование ООН
Начало холодной войны.
Начало складывания двухполюсного мира
Первые международные кризисы.
Корейская война
Подведение итогов
1.Почему началась «холодная война» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции? Кто виноват в развязывании «холодной войны»?
2.Можно ли было избежать «холодной войны»?
Задание для индивидуальной работы: в ходе занятия определите признаки «Холодной войны» и опишите их методом кластера.
| | | | |
| | | | |
| | Признаки холодной войны | | |
| | | | |
| | | | |
Задание №1. Изучите материал в учебнике: В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков История. Стр 137, и текст приложения №3
Заполните таблицу. Потсдамская конференция
Потсдамская конференция | Дата конференции_____________________ |
Лидеры государств и страны, которые они представляли | Лидер СССР_____________ Лидер США_______________ Лидер Великобритании |
Основные вопросы конференции | Решения вопросов |
На кого возлагалось временное управление Германией | |
На какие зоны оккупации была поделена Германия | |
Страны, получившие территориальные приращения за счет Германии | |
Какая страна получила больше всех репараций | |
Как решался вопрос по наказанию военных преступников | |
Вступление СССР в войну против Японии | |
Задание №2. Изучите материал в учебнике: В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков История. Стр 137, заполните таблицу «ООН», используя раздаточный материал (приложение №4)
ООН- _______________________________________
расшифровка
Конференция | Дата | Кол-во стран участвовавших в конференции | Когда был принят устав ООН | Когда вступил в силу устав ООН |
| 25 апреля 1945 -26 июня | | | |
С какой цель создавалась данная организация? | | |||
Структура ООН | Главные функции структурных подразделений ООН | |||
Генеральная Ассамблея | | |||
Совет Безопасности | | |||
Экономический и Социальный Совет (ЭКСОС) | | |||
Международный Суд | |
Задание №3. Из слов (приложение №5) составьте определение - Холодная война
Задание №4.
Работа с документами. Учебник: Н.В. Загладин Всеобщая история Стр. 239, 240 прочитай те документ ответьте на вопросы
1. группа Вопрос к документу: Почему речь Черчилля, по мнению историков, считается предвестницей «холодной войны»? Чему посвящена его речь?
2. группа Вопросы к документу: Какова была реакция советского руководства на выступление У. Черчилля? Определите отношение И. В. Сталина к речи У. Черчилля?
Задание №5.
Работа с приложениями
1. группа (США) прочитайте текст приложения №6, ответьте на вопросы к нему
2. группа (СССР) прочитайте текст приложения №7, ответьте на вопросы к нему
Задание №6.
Каждая группа назовите не менее 3 причин начала Холодной войны
Задание №7.
Найдите на контурной карте (приложение №9) страны Восточной Европы, которые попали в орбиту влияния СССР и подпишите им названия.
Задание №8.
Ответьте на вопрос: Как США удалось включить страны Западной Европы в свою сферу влияния?
Задание №9.
Заполните таблицу «Формирование биполярного мира» Приложение №9
Задание №10.
Прочитайте материал в учебнике: В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков История на странице 140, изучите слайд презентации, выполните задание: Назовите причины Берлинского кризиса и его последствия
Задание №11.
Прочитайте текст приложения №10, ответь на вопросы к нему
Приложение №1
Отношения между Россией и Европой, Россией и США - подборка аналитических статей и публикаций
СМИ: Причиной агрессии Запада стала независимая политика России("Взгляд", деловая газета, 6 марта 2015, vz.ru)
Основной причиной агрессии стран Запада по отношению к России является проводимая президентом Владимиром Путиным независимая политика, написал журналист Питер Хитченс в статье для британского консервативного издания The Spectator.
Зиновьевский клуб: Третья мировая война уже идет и Россия держит удар (25 февраля 2015, www.3world-war.su)
России нужно победить «политическое слабоволие». Конфликт на Украине разрешится не ранее, чем через 2-3 года, а Россия уже негласно участвует в глобальной Третьей мировой войне. При этом США в мировых конфликтах – «недоговороспособная сторона». Такое мнение высказали эксперты на заседании Зиновьевского клуба.
Пресса России: Россия – Запад: политическая зима? (BBC, 30 декабря 2014, www.bbc.com)
Обзор подготовил Олег Савин, служба мониторинга Би-би-си
Апология недосказанности (Российская газета, 23 декабря 2014, www.rg.ru)
Автор статьи - Федор Лукьянов (председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике
"Не нужно ждать позитива в отношениях России и Запад
Приложение №2
Задание Разложите в две колонки названия стран, которые противостояли друг другу во время войны
СССР, Япония, Великобритания, Болгария, США, Венгрия, Италия, Румыния, Германия, Китай
Союзники Германии во второй мировой войне | Союзники СССР во второй мировой войне |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Приложение №3
Решение послевоенных вопросов
Наиболее важные договоренности о послевоенных проблемах были достигнуты между лидерами СССР, США и Великобритании на Крымской (4-11 февраль 1945 г.). И. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчиль, и Потсдамской (17 июль-2 август 1945 г.) И. Сталин, Г. Трумэн, К. Эттли, конференциях.
Договоренности глав великих держав на этих конференциях касались прежде всего территориального переустройства в Европе и переустройства международных отношений.
Формировалась новая – Ялтинская- система.
Окончательно договоренности были оформлены при подписании мирных договоров с Германией и её союзниками.
Договоры были подписаны в 1946 году на Парижской мирной конференции и вступили в силу в 1947 году.
- на все государства налагались репарации - возмещение побеждённым государством, по вине которого возникла война, убытков, понесённых государством-победителем;
- все государства несли территориальные потери – их границы возвращались в рамки, утвержденные в 1919 году (Болгария и Венгрия), кроме того Румыния передавала Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину, Финляндия передавала СССР область Печенга.
Германия теряла примерно ¼ территории от состояния на 1938 год; все территориальные приобретения после 1938 года подлежали безусловному возврату: процесс сопровождался выселением 9 млн. немцев.
Репарации составили 20 млрд. долларов 50% из которых передавалось Советскому Союзу (выплата производилась не только деньгами, но и посредствам вывоза материальных ценностей, что облегчало процесс выплат)
Решения союзников в отношении Германии предусматривали ее длительную оккупацию и союзный контроль, целью которого провозглашалось: «Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, и Союзники, в Согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала Своим соседям или сохранению мира во всем мире».
Территория Германии была разделена на оккупационные зоны: восточная зона контролировалась военной администрацией СССР, а три западные зоны соответственно оккупационными властями США, Великобритании и Франции. На четыре зоны был разделен и Берлин.
В 1949 г. на ее территории возникло два государства: в западных зонах Федеративная Республика Германии и в восточной зоне Германская Демократическая Республика. Таким образом, мирный договор с Германией не был заключен и конфликты двух систем прошли по границе между двумя германскими государствами.
20.11.1945 – 16.10.1946 – «Нюрнбергский процесс» - суд над главными военными преступниками
Военным преступникам различных категорий было предъявлено обвинение в заговоре против мира (подготовка и развязывание войны) и военных преступлениях (преступлениях против человечности). Данные преступления не имеют срока давности, поэтому отголоски этого явления и судебные процессы доходят до нашего времени.
Приложение №4
ООН
Конференция | Дата | Кол-во стран участвовавших в конференции | Когда был принят устав ООН | Когда вступил в силу устав ООН |
| 25 апреля 1945 -26 июня | | | |
С какой цель создавалась данная организация? | | |||
Структура ООН | Главные функции структурных подразделений ООН | |||
| Утверждена в 1945 году. Это основной директивный, представительный и совещательный орган ООН. Ежегодно с сентября по декабрь проходят плановые сессии. В другое время собирается по мере необходимости. | |||
| Основное подразделение ООН, занимающееся вопросами сохранения мирных международных отношений и безопасности. Функционирует непрерывно. Состоит из 5 постоянных членов (США, Россия (СССР), Великобритания, Франция, Китай – государства-победители) и 6 непостоянных, сменяемых каждые 2 года членов. Главный принцип принятия решения – единогласие постоянных членов Совета Безопасности при принятии важнейших решений. | |||
| Является основным координационным подразделением ООН для специализированных учреждений, которые занимаются вопросами экономической деятельности, социальной сферы и подобных направлений. Работает непрерывно. | |||
| Цель деятельности - рассмотрение спорных межгосударственных вопросов. Заседания ведутся постоянно, за исключением небольших перерывов в конце года и в летнее время |
Приложение №5
Холодная война – это противостояние двух систем, социалистической, во главе с СССР и капиталистической, во главе с США.
Приложение №6
1. группа (США)
Сформулируйте кратко главную цель США в отношении СССР после второй мировой войны? Можно ли расценить борьбу США с ненавистным, несправедливым советским режимом как справедливые, отражающие интересы мирового сообщества действия? Каковы по характеру цели планов США в отношении СССР? Осуществляют ли аналогичные действия США в отношении других государств в настоящее время.
Выдержки из директивы Совета национальной безопасности США: 20/1 от 18.08.1948 г. “Наши цели в отношении России” и СНБ-68 от 30.09.1950 г.
«Наши основные цели в отношении России, в сущности, сводятся всего к двум:
а) Свести мощь и влияние Москвы до пределов, в которых она не будет представлять угрозу миру и стабильности международных отношений;
б) Провести коренные изменения в теории и практике внешней политики, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России.
…Речь идёт прежде всего о том, чтобы сделать и держать Советский Союз слабым в политическом, военном и психологическом отношениях по сравнению с внешними силами, находящимися вне пределов его контроля.
…Другими словами, мы должны создавать автоматические гарантии, обеспечивающие, чтобы даже некоммунистический и номинально дружественный к нам режим:
а) не имел большой военной мощи;
б) в экономическом отношении сильно зависел от внешнего мира;
в) не имел серьезной власти над главными национальными меньшинствами;
г) не установил ничего похожего на железный занавес.
В случае, если такой режим будет выражать враждебность к коммунистам и дружбу к нам, мы должны позаботиться, чтобы эти условия были навязаны не оскорбительным или унизительным образом. Но мы обязаны не мытьём, так кaтаньем навязать их для защиты наших интересов».
Доктрина Трумэна.
Какова основная идея речи Трумэна? Какую роль она сыграла в развитии «холодной войны»?
Лидеры стран Запада опасались, что СССР будет и впредь расширять свою «сферу интересов», включая в нее все новые страны, где будут усиливаться позиции коммунистов. В марте 1947г. конгресс США по просьбе Г. Трумэна одобрил выделение денег Греции и Турции и посылку туда военного персонала для защиты этих стран от «коммунистической агрессии». Послание президента США конгрессу получило название доктрины Трумэна. Ставилась задача «сдерживания» СССР и его союзников от «захвата» новых территорий. Впоследствии была провозглашена доктрина отбрасывания, т.е. освобождения от влияния СССР стран, попавших под его контроль. Эта политика связывалась с обеспечением безопасности и жизненно важных интересов самих США.
Приложение №7
2-я группа (СССР)
Вопросы к документу: Какие цели преследовал СССР на международной арене после завершения Второй мировой войны? Приведите примеры, доказывающие усиление позиций СССР в послевоенном мире.
Факты.
Острый конфликт произошел из-за сроков вывода советских войск из Северного Ирана, куда они вступили еще в 1941г. по договоренности с Англией. В декабре 1945г. в иранском Азербайджане и Курдистане (Северный Иран) были сформированы местные органы власти. Они провозгласили автономию. Страны Запада сочли это нарушением обязательств, принятых союзниками в Тегеране в 1943г. об уважении территориальной целостности страны, потребовали от СССР незамедлительно вывести войска с территории Ирана. Со стороны США последовала первая в истории советско-американских отношений угроза применить в случае военного решения конфликта ядерное оружие. Столь болезненная реакция объяснялась опасениями, что СССР поставит под контроль нефтяные богатства Ирана. После вывода советских войск правительство Ирана по совету англичан не только ликвидировало автономии, но и расторгло договор об аренде с Советским Союзом ряда нефтяных месторождений сроком на 50 лет.
В 1945-1946 гг. в большинстве восточноевропейских стран у власти стояли коалиционные правительства. Наряду с коммунистами в них были представлены и другие политические силы.
В 1945 г. коммунистический режим был установлен в Югославии и Северном Вьетнаме.
В 1946г. – в Албании, Болгарии.
1947г. – коммунисты победили на выборах в Польше и Венгрии.
Декабрь 1947г. – румынский король Михай под давлением советского военного командования отрекся от престола и передал власть коммунистам.
1948г. - коммунистический режим установился в Чехословакии, просоветский режим установлен в Северной Корее.
1949г. – коммунисты пришли к власти в Китае.
Произошло полное подчинение лидеров коммунистических режимов Сталину
Приложение №8
Приложение №9
Заполните таблицу «Формирование биполярного мира»
Социалистический блок (СССР) | Капиталистический блок (США) | |||||
Дата создания организации | Название организации | Назначение организации | Дата создания организации | Название Организации | Назначение организации | |
1947 | | | 1949 | | | |
1949 | | | ||||
Задание: Подчеркните страны социалистического лагеря красным цветом, а капиталистического синим СССР, Румыния, Польша, США, Франция, Португалия, Исландия, Норвегия, Италия, Чехословакия, Болгария, Венгрия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Великобритания, Китай, |
Приложение № 10.
Вопросы к документам:
Что такое локальные конфликты?
Почему они были опасны для международной безопасности?
Почему началась Корейская война?
Каковы были итоги Корейской войны?
Какие выводы должны были сделать стороны конфликта из итогов Корейской войны?
Корейская война
Локальные конфликты – военные столкновения на ограниченной территории с прямым или косвенным участием Советского Союза и Соединенных Штатов. В период «холодной войны» они стали главной угрозой международной безопасности.
Наиболее крупный конфликт на Азиатском континенте произошел в Корее. После войны СССР и США поделили японскую колонию Корею. В южной части этой страны этой страны, занятой в ходе войны с Японией войсками США, в мае 1948 г. прошли выборы в парламент. Было провозглашено создание Республики Корея со столицей в Сеуле.
В северной части Кореи, освобожденной советскими войсками, в августе 1948 г. возникла Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) со столицей в Пхеньяне. И правительство Северной Кореи, и правительство Южной Кореи считали, что они являются единственно законным представителем всего корейского народа.
КНДР получила значительную помощь от СССР и Китая для укрепления своей обороноспособности. В частности, в Северной Корее работало более 4 тыс. иностранных военных специалистов. Лидер КНДР Ким Ир Сен (1912-1994) был уверен, что правительство Юга с помощью США ведет подготовку к захвату всей Кореи.
25 июня 1950 г. Корейская народная армия (КНА) начала наступление на юг страны.
Столкновения на границе, инициировавшиеся как Севером, так и Югом, происходили и ранее. Однако крупномасштабную войну, хотя это долгое время отрицалось советской исторической наукой, начала именно Северная Корея. США воспользовались тем, что представитель СССР временно не участвовал в работе Совета Безопасности ООН, и добились принятия резолюции, провозглашавшей Северную Корею агрессором.
Гражданская война в Корее переросла в международную. Г. Трумэн заявил 4 октября 1952 г.: «Мы сражаемся в Корее для того, чтобы не пришлось воевать в Уичите, в Чикаго, в Новом Орлеане или в бухте Сан- Франциско.» События в Корее стали для Запада подтверждением существования «коммунистической угрозы».
В сентябре 1950 г. вооруженные силы США и союзных им стран под флагом войск ООН высадились в тылу северокорейских войск и заняли почти всю территорию Кореи, выдвинулись на китайскую границу. 25 октября 1950 г. правительство КНР приняло решение отправить в Корею добровольцев. В ноябре Советский Союз перебросил на территорию Китая и Северной Кореи авиакорпус (26 тыс. человек, 321 самолет) для прикрытия войск союзников с воздуха. Впервые в воздушных боях состоялась проба сил советской и американской авиации. Со стороны США в боевых действиях участвовало до 2400 самолетов. Командование США рассматривало вопрос о применении ядерного оружия. На пресс-конференции 30 ноября 1950г. американский президент призвал к всемирной мобилизации против коммунизма.
К февралю 1951 г. линия фронта рассекла территорию Кореи по 38-й параллели. Боевые действия до заключения перемирия в 1953 г. приобрели позиционный характер.
В целом за время войны КНДР потеряла 2,5 млн человек, КНР - около 1 млн человек, Южная Корея - 1,5 млн человек, США- 140 тыс. (34 тыс. убитыми и 103 тыс. ранеными). СССР потерял в воздушных боях 335 самолетов, КНР – около 600 самолетов, США - 1182 самолета.
Война в Корее выявила явное превосходство новых советских реактивных самолетов МИГ-17 над американскими. В то же время за годы войны США переоснастили свой авиапарк, после этого соотношение их и советских потерь изменилось примерно с 8 : 1 до 2 : 1.
Военное столкновение в Корее между двумя военно-блоковыми системами поставило страны на грань войны. На Чукотке началось развертывание войск, которым в случае военных действий между СССР и США предстояло высадиться на Аляске. В Советском Союзе была принята программа строительства мощного подводного флота, призванного лишить США господства на морях.
Как видно из опубликованных в последние годы документов, советское руководство стремилось ограничить масштабы вовлечения СССР в конфликт в Корее и предотвратить его перерастание в войну между двумя системами союзов. Сходные настроения существовали и в США, где в правящих кругах широко распространилось убеждение, что война в Корее идет «не в том месте и не в то время», чтобы из-за нее разгорелось глобальное столкновение двух блоков.